Симптоматика нарушений познавательных функций психики
Нарушения интеллекта имеют специфические черты в зависимости от тяжести и локализации повреждения мозга, осложненных и неосложненных форм, особенностей социальных услови воспитания и обучения.
Вместе с тем можно выделить общие недостатки в развита познавательных психических функций.
Внимание является основой развития интеллекта, эрудиции^ мерилом познавательного интереса человека, его инициативы.
Все характеристики внимания (избирательность, устойчив вость, концентрация, переключаемость, распределение) у дете"' с ЗПР и олигофренией снижены по сравнению с нормой. При ' чины кроются как в гипо- или гиперактивности поврежденны подкорковых структур мозга, обеспечивающих энергетически' аттенционный компонент интеллекта (ретикулярная формация ' лимбическая система), так и в недоразвитии лобных долей мозга управляющих произвольным вниманием. Гиперактивным детя наиболее свойственна отвлекаемость, астеничным - быстрая ис тощаемость. Но и то и другое приводит к быстрой потере инте, реса к объекту внимания. Существенное повреждение мозга пр олигофрении сказывается также и на слабости ориентировочног рефлекса, инициирующего непроизвольное внимание.
Восприятие. Нарушено на всех уровнях перцептивных дейст вий. Первый аттенционный уровень восприятия - обнаружены (ориентировочно-исследовательский рефлекс или поисковая ак тивность), о повреждении которого было сказано выше, - стан о
нится причиной последующих отклонений от нормы. Так, различение (выделение отдельных признаков предмета) недостаточно дифференцировано, выпадают отдельные характеристики объекта восприятия. Вследствие этого страдает последующая идентификация (отождествление с образом памяти по ведущему признаку или существенным признакам), что может привести, в конечном счете, к ошибочному опознанию. Наиболее существенные затруднения вызывает категоризация образа — отнесение его к тому или иному классу предметов, явлений и установление его ситуативной значимости или личностной ценности. Умственно отсталые дети склонны отождествлять предметы по несущественным сходным признакам.
Особенно отстает в развитии апперцепция. В этой связи дети-олигофрены лишены способности предугадывать развитие событий.
Нарушаются такие существенные свойства восприятия, как целостность, структурность, осмысленность.
Целостность восприятия складывается на основе обобщения информации об отдельных свойствах и признаках предмета, явления в полимодальный психический образ, для чего необходимо взамодействие всех анализаторов (прежде всего, зрительного с кинестетическим). Целостность восприятия обеспечена его структурностью (образ не составлен из суммы ощущений, а сформирован вследствие интеграции ощущений в существенные признаки), чему способствует осознанность восприятия (благодаря подключению мышления). Осознанность восприятия - наиболее слабое звено при умственной отсталости.
Большое значение для формирования целостных образов имеет скорость нервных процессов, обеспечивающих быстроту образования интегративных связей при взаимодействии анализаторов. Однако при органическом дефекте головного мозга нервные процессы замедленны, инертны.
Специалисты отмечают также, что нарушение целостности восприятия при умственной отсталости, связанное с ошибками интеграции зрительной и двигательной модальности образов ощущений, прежде всего, приводит к нарушению восприятия пространства, которое, в свою очередь, препятствует формированию графических навыков (рисование, письмо, опознание букв при чтении).
Память. Отмечаются следующие особенности:
—вследствие нарушенного дифференцировочного восприятия воспроизводимые образы памяти предметов и явлений (представления) бедны, неточны, уподобляются друг другу по случайным ассоциациям;
—наглядный материал запоминается лучше, чем вербальный. Чем более абстрактным, оторванным от чувственного восприятия является запоминаемый материал, тем хуже показатели памяти;
—недостатки памяти гиперактивные дети восполняют парамнезиями;
—повторение материала не привносит существенного улучшения зрительного и слухового запоминания. Дело в том, что первое запечатление становится решающим. То, что удалось при начальном воспрятии выделить из фона, стереотипно возобновляется в результате, прежде всего, инертности нервных процессов;
—отсутствие мнемотехнических приемов запоминания и воспроизведения информации.
Речь.
Лепет беден и эмоционально слабо окрашен. Первые слова произносятся с опозданием, по сравнению с нормой, на 2-4 года. Характерны недоговаривание слова до конца (произносится лишь первый слог), искажение слов (производящее впечатление неологизмов), замена одних звуков другими, фонематически или артикуляционно похожими. Дети плохо овладевают произвольной регуляцией расслабления и напряжения мышц, участвующих в процессе артикуляции. Особенно трудно дается произношение свистящих звуков («с», «з»).
Словарь пополняется, главным образом, существительными и глаголами, т.к. прилагательные заключают в себе многообразие свойств предмета, которое недоступно умственно отсталым детям. Особенно заметен дефицит слов, обозначающих свойства духовного мира человека. Предложения простые, из пары-дру-гой слов. Речевое общение ограничено, неинициативно, ребенок предпочитает отмалчиваться или объясняться жестами. Изложение событий неточно, непоследовательно, с пропуском существенных обстоятельств, деталей, с большим количеством повторений и случайных ассоциаций.
При чтении возникают трудности соотнесения звуков и букв, слияния букв в звуковой ряд. Характерны недочитывание слов, предложений, пропуск и перестановка букв, замена одних слов другими. Все это еще в большей степени проявляется в письменной речи, которая осложняется плохой зрительно-моторной координацией движений, неразвитым праксисом рук, особенно пальцев.
Мышление.
Операции мышления (нахождение существенных связей предметов и явлений, кодирование информации в абстрактных понятиях, многовариативное представление и воображение, целепо-лагание — планирование, программирование, контроль действий, исправление ошибок, волевое преодоление препятствий) являются функциями развития лобных долей головного мозга, его речевых зон. В той или иной степени у умственно отсталых детей эти структуры повреждены или недоразвиты, поэтому, в лучшем случае, они овладевают только простейшими операциями группирования и классификации предметов по ряду признаков.
Отмечается отставание в динамике развития наглядно-действенного, образного и словесно-логического видов мышления. При этом каждый отмеченный уровень развития мышления имеет качественные изъяны, тем большие, чем выше уровень.
Помимо мышления в организации и регуляции адекватного поведения и эффективной деятельности участвует активационно-эмоциональная сфера, нарушение которой в случае с ЗПР влияет на интеллект в большей степени со стороны ослабленной воли, чем нарушения со стороны, мышления.
Мышление человека позволяет действовать не по ситуации реактивно, а по смыслам деятельности, выходить в так называемую «надситуативную» активность самостоятельности, независимости, творчества. Такого рода свойства личности при ретардации не развиваются.