Этиопатогенез интеллектуальных нарушений

Причины нарушения интеллекта: наследственные, пренаталь-ные, натальные и постнатальные факторы.

Наследственный фактор наиболее распространен (около 70% случаев). Это хромосомные заболевания (например, болезнь Да­уна), несовместимость крови матери и ребенка по резус-фактору, алкоголизм и наркомания родителей, нарушение белкового обме­на веществ (фенилкетонурия).

Следующее место по частоте распространения занимают пре-натальные факторы осложнения беременности инфекционными заболеваниями, интоксикациями, дистрофией, сифилисом, ток-соплазмозом. При этом повреждающие головной мозг агенты пе­редаются от матери плоду через пуповину.

Асфиксия (нехватка кислорода при длительных родах, удуше­ние пуповиной), травмы плода (наложение акушерских щипцов на голову) — основные причины натального периода родовой де­ятельности.

В постнатальном периоде ребенок может заболеть менингоэн-цефалитом, тяжелыми хроническими соматическими болезнями,





получить травму головного мозга, недоразвиться в обстановке не­здоровой экологии, плохого питания, отсутствия должного ухода, заботы и воспитания.

Механизмы нарушения интеллекта.

Основной механизм- общее психическое недоразвитие на органической почве поврежденных структур головного мозга. Л.С. Выготский называл этот механизм первичным (биологичес­ким) дефектом, способствующим образованию вторичного (пси­хологического) дефекта развития познавательных функций в со­циально неблагоприятных условиях недостаточного ухода за ре­бенком, его коррекционного воспитания.

Обширность поврежденных структур и специфика локализа­ции (особенно лобные доли, а также височная, затылочная, те­менная кора анализаторов слуха, зрения, движения, речи) опре­деляют тяжесть нарушения интеллекта. В этой связи клиницис­ты различают осложненные формы олигофрении. Рассмотрим их подробнее.

Повреждение подкорковых ядер лимбической системы моз­га, ретикулярной формации мозгового ствола (продолговатый, средний, промежуточный мозг) приводят к дисфункции балан­са процессов возбуждения и торможения, их повышенной ис­тощаемое™, инертности, существенному преобладанию эффек­тивности в так называемой «аффективно-когнитивной пропор­ции мышления» — к нарушению аттенционного компонета ин­теллекта. Указанный патогенез получил название органического инфантилизма. Он может проявляться в клинической картине цереброастенического, неврозоподобного, психопатоподобно-го синдромов.

Цереброастенический (церебрастенический) синдром проявля­ется симптомами низкой умственной работоспособности, ри­гидности психических процессов, раздражительной слабости, а также резкими перепадами настроения (дистимия), вегетоневро­зами (гипер- или гипотонии, головные боли, функциональные расстройства терморегуляции, сердечной деятельности, пищева-; рительной и мочеполовой систем вследствие нарушений со сто­роны вегетативной нервной системы). Преобладание цереброас­тенического синдрома в развитии личности приводит к форми­рованию так называемого тормозимого типа.

Неврозоподобный синдром представляет собой специфическое отклонение в развитии нервной деятельности (сензитивный пе­риод формирования психомоторики от 3 до 7 лет) на фоне це­реброастенического синдрома. Проявляется в различных формах: нервные тики, ночное недержание мочи (энурез), страхи и заика­ние, гиперкинезы, похожие на истерический припадок.

Психопатоподобный синдром (на фоне цереброастенического и неврозоподобного) проявляется в сензитивном периоде развития эмоциональной сферы ребенка (7-12 лет). В специальной психо­логии такие дети известны как гиперактивные. Другое наимено­вание— возбудимый тип. Различают два варианта: бестормозные и эксплозивные. Бестормозные (психически неустойчивые) дети лишены собственных интересов и инициативы (за исключением расторможенных пищевых и сексуальных влечений), подвержены влиянию других детей в получении удовольствий, беззаботному времяпрепровождению. Они лживы и трудновоспитуемы в пла­не соблюдения социальных норм поведения (характерны деви-антность - дурашливость, бравада, кривляние, беспардонность, этическая, моральная, нравственная бесчувственность, а также делинквентность, приводящая к хулиганским выходкам и пра­вонарушениям). Эксплозивные дети (взрывные, импульсивные, эпилептоидные) агрессивны, жестоки, упрямы.

Перечисленные синдромы органического инфантилизма мо­гут выступать как самостоятельные факторы легких степеней нарушения интеллекта- запаздывающего психического разви­тия («дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивнос­тью» - синдром СДВГ), а также сопровождать олигофрению, не­пременной причиной которой являются дефекты коры головно­го мозга.

Повреждения центральных зон анализаторов в коре головного мозга осложняют интеллектуальную недостаточность расстройст­вами зрения, слуха, опорно-двигательной системы.

Повреждение лобных долей мозга лишает возможности по­мочь ребенку в становлении целенаправленной деятельности. Личность таких детей не развиваема.

Диффузные повреждения коры головного мозга, грубо не за­трагивающие зоны анализаторов и лобную долю, проявляются в неосложненном течении олигофрении.





Наконец, причиной слабовыраженных отклонений в разви­тии интеллекта, определяемых как «общее расстройство психо­логического развития» (F84 по международной классификации психических расстройств), «минимальная мозговая дисфунк­ция» (ММД), «запаздывающее психическое развитие» (ЗПР), помимо органического инфантилизма, может стать инфан­тилизм конституционального, соматогенного и психогенного просхождения (К.С. Лебединский). Инфантилизм понимается как запаздывающее созревание, недоразвитие, отчетливое до­минирующее присутствие в более зрелом возрасте ранних де- \ тских проявлений. Конституциональный (психофизический, гармонический) инфантилизм обусловлен наследственным фак­тором общей психофизической незрелости, определяющей со­хранение черт детскости в телесном облике и поведении взрос­леющего человека. Соматогенный инфантилизм связан с запаз­дывающим психическим развитием в условиях тяжелых хрони­ческих заболеваний соматической сферы (чаще всего сердеч­ных, почечных), истощающих ребенка. Психогенный инфанти­лизм обусловлен социальными факторами дефицита ухода, вос­питания, образования.

Наши рекомендации