Анатомо-функциональная структура интеллекта
В настоящее время «интеллект» понимается как психофизиологическая система приема (внимание, восприятие), хранения (память), переработки (мышление) и использования информации (знания, умения, навыки).
Психическое развитие человека представляет собой процесс биологического созревания, главным образом, головного мозга ребенка в социальной ситуации воспитания. Благодаря воспитанию, получению образования в обучении, включению человека в бытовую, игровую, учебную и трудовую деятельность происходит его социализация, культуризация личности. Происходит ин-териоризация внешних воздействий в собственные внутренние свойства человека, при этом присущая ему функциональная система природных задатков трансформируется в способности и операциональную систему индивидуального поведения, деятельности (знания, умения, навыки).
Л.С. Выготский в этой связи выделял актуальную и ближайшую зоны психического развития: то, что ребенок может сделать самостоятельно (актуальная зона), и сверх того, что он способен сделать с помощью взрослого (зона ближайшего развития). В каждый период возрастного созревания переходу из ближайшей зоны развития во все более расширяющуюся актуальную зону способствует освоение ребенком ведущей на данный период деятельности (Д.Б. Эльконин). До года ведущей деятельностью
является эмоциональное общение с матерью; в раннем возрасте (до 3 лет) — предметно-манипулятивная деятельность; в дошкольном (3-7 лет) - ролевая игра; в школьном возрасте - учебная и общественная деятельность.
В связи с социально-биологической природой развития интеллекта в нем различают биологическую (свободный интеллект) и социальную (связанный интеллект) подсистемы.
Биологический интеллект основан на индивидуальных задатках развитости анатомических структур мозга, определяющих качество психических процессов внимания, восприятия, памяти, наглядно-действенного и образного мышления. Выраженность именно этих свойств измеряется в психодиагностике биологического (в традициях Ф. Гальтона) и невербального интеллекта (по Векслеру).
Входными воротами, определяющими пропускную способность системы интеллекта, служат анатомические структуры, которые обеспечивают тонус мозга, активацию организма, энергетические возможности деятельности, непроизвольное внимание, умственную и физическую (мышечную) работоспособность, силу мотивации -<• ретикулярная формация и лимбическая система головного мозга, а также моторные зоны нервной системы, передающие и поддерживающие циркуляцию возбуждения за счет работающих мышц. Объем поступающей информации, который становится строительным материалом актуальной зоны развития социального интеллекта, интенсивность такого процесса определяются здесь. Эта функция биологического интеллекта получила название его аттенционного (англ. attention — «внимание») компонента. Аттенционный компонент интеллекта играет первостепенную роль на ранних этапах онтогенеза в развитии наглядно-действенного мышления.
Построение зрительных, слуховых, двигательных образов (восприятие), их сохранение и воспроизведение (память), оперирование ими (образное мышление) происходит в затылочных, височных, теменных отделах коры головного мозга, взаимодействующих в так называемых «зонах перекрытия анализаторов» (третичные зоны анализаторов, по А.Р. Лурия). Целостную деятельность невербального интеллекта обеспечивает правое полушарие головного мозга (первая сигнальная система, по И.П. Павлову).
Развитие речи от звукоподрожательного лепета до абстрактных понятий, заключенных в форму знаков, слов, приводит к формированию, как правило, в левом полушарии головного мозга анатомо-функциональных центров речи, вербального интеллекта. Созревание лобных долей, продолжающееся наиболее долго (более двадцати лет), позволяет программировать и анализировать деятельность, контролировать ошибки. Словесно-логическое мышление, завершая развитие наглядно-действенного и образного видов мышления, на основе эрудиции, накопленного запаса знаний, умений и навыков придает мышлению качество обратимости — гибкости перехода от одного вида к другому. Деятельность становится обеспеченной смыслами жизни, целями, логической и волевой регуляцией. Ближайшая зона развития репродуктивных способностей к воспроизведению с помощью чужого опыта трансформируется в зону саморазвития творческих способностей самостоятельного производства, в том числе новых продуктов культуры.