Расходами считаются расходы, осуществление которых связано с выполнением работ, оказанием услуг.

К ним относятся (таблица 8):

таблица 8

N п/п Виды расходов
материальные затраты
затраты на оплату труда
отчисления на социальные нужды
амортизация
прочие затраты

Расходы признаются в бухгалтерском учете при наличии следующих условий:

- расход производится в соответствии с конкретным договором, требованиями законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота;

- сумма расхода может быть определена;

- имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации.

Если в отношении любых расходов, осуществленных организацией, не исполнено хотя бы одно из условий, то в бухгалтерском учете организации признается дебиторская задолженность.

Модели финансирования здравоохранения

До перехода государства на механизмы рыночных отношений единственной моделью финансирования отрасли здравоохранения являлся бюджетный метод по смете расходов учреждений, которая формировалась по остаточному принципу. После издания закона, регулирующего вопросы финансирования отрасли на бюджетно-страховой основе и утверждения Постановлений Правительства Российской Федерации о применении в отрасли здравоохранения платных медицинских услуг возникла ситуация, при которой появилась несколько каналов финансирования лечебно-профилактических учреждений.

Таким образом, сформировалось понятие и теоретические основы о консолидированном бюджете в практическом здравоохранении.

Бюджетное финансирование.

Вопросы о целях, задачах, принципах, источниках и порядке бюджетного финансирования изложены в подразделе 2.1.-2.6.

2.9.2.Финансирование здраво­охранения в условиях обязательного

Медицинского страхования

Система финансирования учреждений здравоохранения оказывает непосредственное воздействие на следующие позиции:

- заинтересованность медицинских учреждений в оказании оптимального (с точки зрения поддержания и улучшения здоровья населения) объема медицинской помощи и обеспечении соответствующего качества профилактики и лечения;

- величину общего объема финансирования медицинской помощи, возможность его прогнозирования;

- рациональное использование и контроль за потреблением финансовых и материальных ресурсов, направляемых на медицинское страхование (система оплаты медицинской помощи должна предусматривать противозатратные механизмы, обеспечивать минимизацию расходов страховщика на оплату медицинских услуг и связанные с этим контрольные функции и т.д.);

- формирование экономического интереса работников здравоохранения и их доходов в целом.

Одноканальность финансирования отрасли здравоохранения показала свою не состоятельность. В связи с этим был принять закон о Российской Федерации “О медицинском страховании граждан в Российской Федерации”, установивший дополнительные источники финансирования отрасли здравоохранения за счет обязательного и добровольного медицинского страхования граждан.

Для реализации выше приведенного закона Правительством Российской Федерации были созданы Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования. Эти фонды являются самостоятельным государственным некоммерческим финансово - кредитным учреждением.

Одними из задач фондов по реализации финансовой политики для отрасли здравоохранения являются:

- участие в разработке и осуществлении государственной финансовой политики в области обязательного медицинского страхования;

- разработка и осуществление комплекса мероприятий по обеспечению финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования и созданию условий для выравнивания объема и качества медицинской помощи, предоставляемой гражданам на всей территории Российской Федерации.

В месте с этим Федеральный фонд обязательного медицинского страхования выполняет следующие функции в обеспечении финансово-экономической деятельности учреждений отрасли здравоохранения:

- осуществляет выравнивание условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования по обеспечению финансирования программ обязательного медицинского страхования;

- проводит финансирование целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования;

- утверждает Типовые правила обязательного медицинского страхования граждан;

- вносит в установленном порядке предложения о страховом тарифе взносов на обязательное медицинское страхование;

- осуществляет сбор и анализ информации о финансовых ресурсах системы обязательного медицинского страхования;

- осуществляет контроль за рациональным использованием финансовых средств системы обязательного медицинского страхования;

- аккумулирует финансовые средства Федерального фонда и осуществляет финансово - кредитную деятельность для выполнения задач, предусмотренных законодательством и правовыми актами Российской Федерации.

Финансовые средства Федерального фонда образуются за счет:

- части страховых взносов предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности на обязательное медицинское страхование в размерах, устанавливаемых Верховным Советом Российской Федерации;

- взносов территориальных фондов на реализацию совместных программ, выполняемых на договорных началах;

- ассигнований из федерального бюджета на выполнение республиканских программ обязательного медицинского страхования;

- добровольных взносов юридических и физических лиц;

- доходов от использования временно свободных финансовых средств Федерального фонда;

- нормированного страхового запаса финансовых средств Федерального фонда;

- поступлений иных финансовых средств, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Финансовые средства Территориального фонда образуются за счет:

- части страховых взносов предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности на обязательное медицинское страхование в размерах, устанавливаемых Верховным Советом Российской Федерации, а также средств, предусматриваемых органами исполнительной власти в соответствующих бюджетах на обязательное медицинское страхование неработающего населения;

- доходов, получаемых от использования временно свободных финансовых средств и нормированного страхового запаса финансовых средств Территориального фонда;

- финансовых средств, взыскиваемых со страхователей, медицинских учреждений и других юридических и физических лиц в результате предъявления им регрессных требований;

- добровольных взносов физических и юридических лиц;

- иных поступлений, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Страховой тариф взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых работодателями и иными плательщиками, определяется Законом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.

Плательщиками страховых взносов в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования являютсяпредприятия, учреждения, организации и иные хозяйствующие субъекты независимо от форм собственности.

Платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения (детей, учащихся и студентов дневных форм обучения, пенсионеров, зарегистрированных в установленном порядке безработных) производятся органами исполнительной власти с учетом территориальных программ обязательного медицинского страхования в пределах средств, предусмотренных в соответствующих бюджетах на здравоохранение.

Страховые взносы в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования производятся плательщиками в установленных законодательством Российской Федерации размерах по отношению к начисленной оплате труда. Из них осуществляются отчисления на государственное социальное страхование.

Процесс финансирования отрасли здравоохранения за счет средств фондов обязательного медицинского страхования включает в себя несколько этапов.

Изначально лечебно-профилактическое учреждение осуществляет формирование объемов медицинской помощи населению в виде Территориальной Программы государственной гарантированной бесплатной медицинской помощи гражданам Российской Федерации. Методика изложена в учебном пособии “Организация государственной гарантированной бесплатной медицинской помощи населению”: Учебное пособие для студентов медицинских вузов / Л.Г. Бабенко – Сыктывкар: Коми филиал Кировской Государственной медицинской академии, 2009 г.

На втором этапе лечебно-профилактическое учреждение рассчитывает стоимость медицинской помощи по видам служб, отделений и т.д. Методика изложена в учебном пособии “Медицинские услуги. Рынок медицинских услуг”: Учебное пособие для сту­дентов медицинских вузов / Л.Г. Бабенко – Сыктывкар: Коми филиал Киров­ской Государственной медицинской академии, 2009 г.

На третьем этапе лечебно-профилактическое учреждение на основании сформированных объемов медицинской помощи населению и стоимость медицинской помощи по видам служб, отделений и т.д. рассчитывает объемы потребности в финансовых средствах фонда обязательного медицинского страхования для работающих контингентов.

На четвертом этапе лечебно-профилактическое учреждение утверждает сформированные объемы потребности финансовых средств (лимит) по обязательному страхованию с территориальным фондом обязательного медицинского страхования.

На пятом этапеПравительство субъекта Федерации принимается решение о выделении необходимых лимитов финансовых средств для организации оказания медицинской помощи работающему населению.

В частности утверждается стоимость территориальной программы государственных гарантий оказания населению бесплатной медицинской помощи по источникам финансирования (таблица 9).

Утвержденная стоимость

территориальной программы государственных гарантий

оказания населению бесплатной медицинской помощи

по источникам финансирования на _____ год <*>

таблица 9

Источники финансирования территориальной программы государственных гарантий оказания населению бесплатной медицинской помощи N стр. Утверждена стоимость территориальной программы
Всего (млн. руб.) На 1-ого жителя (руб.)
Стоимость территориальной программы всего (сумма строк 02, 03, 09) в том числе:    
1. Расходы консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации <*>    
2. Расходы на территориальную программу ОМС всего, том числе за счет:    
2.1. средств ОМС из них:    
- ЕСН и других налоговых поступлений    
- страховых взносов (платежей) на ОМС неработающего населения    
- прочих поступлений    
2.2. средств консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации на содержание медицинских организаций, работающих в системе ОМС    
3. Другие источники поступлений    

<*> Без учета средств на ДЛО и реализацию национального проекта "Здоровье".

Утвержденная территориальная программа Государственных гарантий по оказанию

населению бесплатной медицинской помощи

на _____ год _______________________________________ территории

(наименование субъекта российской федерации)

Таблица 10

Виды медицинской помощи по источникам финансирования NN строки Единица измерения Территориальные нормативы объемов медицинской помощи на 1-ого жителя Территориальные нормативы финансовых затрат на единицу объема объемов медицинской помощи Подушевые нормативы финансирования территориальной программы Стоимость территориальной программы по источникам финансирования
руб. на 1 жит. в год млн. руб. в % к итогу
из средств бюджета из средств ОМС Сретва бюджета Сретва ОМС Всего
А
1. Медицинская помощь, предоставленная за счет бюджетов - ВСЕГО: в т.ч.   X X   X <3> X <3>  
1.1. Скорая медицинская помощь вызов       X   X    
1.2. Социально значимые заболевания по видам мед. помощи ВСЕГО   X X   X   X    
в том числе: амб. – поликл. помощь посещение       X   X    
- стационарная помощь к/день       X   X    
- дневные стационары п- день       X   X    
1.3. Виды мед помощи, не вошедшие в тер. программу ОМС, в т.ч.:         X   X    
Амб.- поликлиническая помощь посещение       X   X    
стационарная помощь к/день       X   X    
дневные стационары п- день       X   X    
1.4. Прочие виды мед. помощи и затраты на содержание системы здравоохранения   X X   X   X    
1.5. Специализированная, высокотехнологичная медицинская помощь, оказываемая в медицинских организациях субъекта РФ за счет средств бюджета субъекта РФ к/день X X   X   X    
2. Территориальная программа ОМС - ВСЕГО <1>   X X   <1>   <2>  
в том числе:             <1>   <2>  
- амб. поликлиническая помощь посещение         <1>   <2>  
- стационарная помощь к/день         <1>   <2>  
- дневные стационары п- день         <1>   <2>  
- затраты на АУП ТФОМС   X X X   X      
- затраты на АУП страх. Мед. организаций   X X X   X      
ИТОГО(п. 1 + п. 2)   X X     <4>    

Примечание.

<1> Затраты бюджетов на содержание медицинских организаций, работающих в системе ОМС, которые не включены в тариф ОМС.

<2> Утвержденная стоимость территориальной программы ОМС по всем статьям расходов (с учетом средств бюджетов на содержание медицинских организаций, работающих в системе ОМС).

<3> Утвержденные средства бюджетов (без учета финансовых средств на содержание медицинских организаций, работающих в системе ОМС).

<4> Всего средств бюджетов на ТПГГ без учета средств на ДЛО и реализацию национального проекта "Здоровье".

Для составления обоснованной разработки и формирования сметы расходов бюджетного учреждения, контроля за ее исполнением и анализа финансово-хозяйственной деятельности, применяются методы и формы работы такой отрасли как экономика.

Платная медицинская помощь

Платные медицинские услуги населению предоставляются медицинскими учреждениями за отдельную плату сверх гарантированного государством объема бесплатной медицинской помощи, т.е. на платной основе предоставляются виды медицинской помощи, не ущемляющие права застрахованных.

В случае внедрения в практику медицинского учреждения платных услуг населению, оно обязано разместить в удобном для обозрения месте следующую информация:

- сведения о наименовании учреждения, о его месте нахождения (месте государственной регистрации);

- сведения об учредителе данного учреждения (адрес, телефоны);

- сведения о лицензиях, сертификатах, номерах и датах выдачи, сроке действия, органе, выдавшем лицензию;

- сведения о режиме работы учреждения, подразделений, кабинетов, специалистов по оказанию платной и бесплатной медицинской помощи;

- прейскурант на оказываемые платные медицинские услуги;

- условия предоставления этих услуг;

- сведения о возможности Учреждения по предоставлению сервисных услуг за дополнительную плату;

- сведения о правах, обязанностях, ответственности пациента и медицинского учреждения;

- график работы специалистов, сведения о квалификации специалистов;

- сведения о контролирующих организациях, их адресах, телефонах.

С цельюболее полного удовлетворения потребности населения в отдельных видах лечебно-оздоровительной и медико-социальной помощи, свободного выбора специалистов гражданам и независимо от их места жительства и работы в лечебно-профилактических учреждениях создаются отделение (кабинет) платных услуг населению.

Задачами отделения (кабинета) являются повышение качества и объема лечебно-оздоровительной помощи, расширение структуры услуг населению, привлечение дополнительных источников средств для производственного и социального развития учреждения и материального поощрения его работников.

Принципы деятельности отделения (кабинета):

- руководство в своей деятельности действующим законодательством;

- оказание платных медицинских услуги согласно их перечню и прейскуранту;

- ведение первичная медицинская документация по формам, утвержденным Министерством здравоохранения.

- составление отчетов о реализации населению платных медицинских услуг указывается в статистической отчетности форма N 1 - услуги (почтовая-полугодовая), утвержденной постановлением Госкомстата СССР от 20.07.88 г. N 102;

- оказание платных медицинских услуг населению сотрудниками учреждения в свободное от основной работы время;

- при предоставлении этих услуг не должны ухудшаться доступность и качество бесплатной медицинской помощи населению и не должен) нарушаться режим работы учреждения;

- оказание платных медицинских услуг отделением (кабинетом) не должно осуществляться взамен видов деятельности учреждения, финансируемых из бюджета;

- работа по оказанию платных медицинских услуг не считается совместительством;

- заключение договоров с гражданами или организациями на оказание медицинских услуг работникам и членам их семей на основании перечня медицинских услуг;

- устанавливание цены на медицинские услуги, предоставляемые населению за плату, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

- обеспечение граждан бесплатной, доступной и достоверной информацией (сведения о местонахождении учреждения, месте его государственной регистрации, режиме работы, перечне платных медицинских услуг с указанием их стоимости, об условиях предоставления и получения этих услуг, включая сведения о льготах для отдельных категорий граждан, а также сведения о квалификации и сертификации специалистов;

- осуществлять расчеты с населением за предоставление платных услуг медицинскими учреждениями с применением контрольно-кассовых машин;

- выдача потребителю (кассовый) чек или копию бланка, подтверждающие прием наличных денег.

К платным медицинским услугам относятся следующие виды:

- медицинские осмотры, проводимые для получения водительских прав, выездной визы, права приобретения оружия, а также медицинские осмотры, проводимые по направлению спортивных обществ;

- все виды медицинского обследования, освидетельствования, консультаций, экспертиз и лечения, проводимые по личной инициативе граждан (при отсутствии жалоб и медицинских показаний);

- анонимная диагностика (консультация) и лечение (за исключением обследования на СПИД);

- диагностические исследования, процедуры, манипуляции, консультации и курсы лечения, проводимые на дому больным (кроме лиц, которые по состоянию здоровья и характеру заболевания не могут посетить учреждения здравоохранения);

- диагностические и лечебные мероприятия, применение которых носит необязательный характер и необусловлено состоянием пациента (уход за больными на дому при отсутствии прямых показаний, наблюдение медицинскими работниками стационара за больными на дому после их выписки, госпитализация хронических больных в стационар с целью ухода и т.п.);

- продление по желанию больного пребывания в стационаре по завершению курса лечения и наличии условий для перевода его на лечение в амбулаторных условиях;

- зубное протезирование (за исключением отдельных категорий лиц, предусмотренных законодательством) и косметологическая стоматология;

- приобретение для коррекции зрения очковой оптики и контактных линз;

- кератотомия без медицинских показаний;

- организация медицинского контроля занимающихся физической культурой и спортом (за исключением учащихся детских и юношеских спортивных школ, детей в дошкольных образовательных учреждениях, учащихся и студентов очных форм обучения);

- проведение профилактических прививок лицам при получении выездных виз, а также выезжающим по личной инициативе в эндемические очаги;

- диагностика, лечение, реабилитация и профилактика сексуальных расстройств;

- искусственная инсеминация и экстракорпоральное оплодотворение;

- контрацепция (кроме контрацепции по социальным и медицинским показаниям);

- лечение логоневрозов у лиц старше 18 лет;

- медицинские консультации по вопросам планирования семьи;

- обучение граждан приемам реанимации и другим видам экстренной медицинской помощи, уходу за больными (по инициативе граждан);

- судебно-медицинская экспертиза, назначенная по личной инициативе граждан;

- предоставление медицинских услуг повышенной комфортности и повышенной сервисности;

- пребывание одного из родителей или лица его заменяющего, по их желанию с больными детьми старше 7 лет;

- наркологическая помощь на дому;

- прерывание запоев и псевдозапоев, купирование острой алкогольной и наркологической интоксикации на дому;

- медицинская помощь, не предусмотренная Московской областной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи;

- дорогостоящие виды медицинской помощи, оказываемые в федеральных и областных учреждениях здравоохранения в соответствии с личным заявлением граждан.

Наши рекомендации