Раздел II. Финансирование здравоохранения
2.1. Основные термины и понятия финансирования
Бюджетная политика должна предусматривать неукоснительное выполнение государством своих финансовых обязательств и использовать бюджет в качестве активного инструмента государственной экономической политики в целом и по каждой отрасли хозяйствования.
Государство с помощью законодательных, правовых и нормативных актов устанавливает:
- общие принципы организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации,
- правовое положение субъектов бюджетных правоотношений,
- основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации,
- порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации,
- основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.
Финансирование как одна из отраслей хозяйствования имеет определенные особенности, которые обусловлены спецификой видов деятельности, применяемых процессов и технологий и т.д.
Консолидированный бюджет - свод бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами.
Бюджетная роспись - документ, который составляется и ведется главным распорядителем бюджетных средств (главным администратором источников финансирования дефицита бюджета) в соответствии с настоящим Кодексом в целях исполнения бюджета по расходам (источникам финансирования дефицита бюджета).
Бюджетные ассигнования - предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств.
Расходные обязательства - обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени бюджетного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета.
Бюджетные обязательства - расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году.
Денежные обязательства - обязанность получателя бюджетных средств уплатить бюджету, физическому лицу и юридическому лицу за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки, заключенной в рамках его бюджетных полномочий, или в соответствии с положениями закона, иного правового акта, условиями договора или соглашения.
Межбюджетные отношения - взаимоотношения между публично-правовыми образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса.
Кассовое обслуживание исполнения бюджета - проведение и учет операций по кассовым поступлениям в бюджет и кассовым выплатам из бюджета.
Распорядитель бюджетных средств (распорядитель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, бюджетное учреждение, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств.
Получатель бюджетных средств (получатель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств бюджетное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Бюджетное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, финансовое обеспечение выполнения функций которого, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы.
Бюджетная смета - документ, устанавливающий в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств бюджетного учреждения.
Ведомственная структура расходов бюджета - распределение бюджетных ассигнований, предусмотренных законом (решением) о бюджете на соответствующий финансовый год главным распорядителям бюджетных средств, по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов бюджетной классификации Российской Федерации.
Обоснование бюджетных ассигнований - документ, характеризующий бюджетные ассигнования в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде).
Лимит бюджетных обязательств - объем прав в денежном выражении на принятие бюджетным учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде).
Текущий финансовый год - год, в котором осуществляется исполнение бюджета, составление и рассмотрение проекта бюджета на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период).
Очередной финансовый год - год, следующий за текущим финансовым годом.
Плановый период - два финансовых года, следующие за очередным финансовым годом.
Отчетный финансовый год - год, предшествующий текущему финансовому году.
Основные направления бюджетной политики должны быть следующими:
- планирование расходов;
- улучшение системы управления бюджетными средствами;
- обеспечение прозрачности бюджетных процедур на всех уровнях бюджетной системы;
- формирование эффективности налоговой системы с целью сбалансированности государственного бюджета.
Бюджетная политика в нашей стране базируется на бюджетном послании Президента. Для реализации бюджетной политики в стране функционирует коллегиальный орган – Правительство Российской Федерации, которое решает следующие задачи в бюджетной и налоговой сфере:
- проведение единой налоговой, кредитной и денежной политики;
- разработка и обеспечение федерального бюджета;
- представление Государственной Думе отчета об исполнении федерального бюджета;
- обеспечение стабильной бюджетной системы;
- регулирование рынка ценных бумаг;
- управление государственным внутренним и внешним долгом России;
- осуществление валютного регулирования и валютного контроля;
- осуществление мер по проведению единой политики цен.
Бюджетное устройство и принципы построения