Организация работы инфекционного стационара в очагах
Особо опасных инфекций
В случае возникновения больших вспышек целесообразно на основе временных инфекционных стационаров или мощных больниц развернуть специализированный стационар или отделение, которые будут выполнять сортировочно-эвакуационные функции. Их небходимо оснастить аппаратурой и оборудованием для проведения экспресс-исследований и укомплектовать наиболее квалифицированными и подготовленными кадрами специалистов. Во всех стационарах необходимо предусмотреть развертывание детских отделений (палат).
Все инфекционные стационары независимо от их вместимости и помещений, в которых они расположены, должны быть принципиально однотипными и разворачиваться с учетом требований противоэпидемического режима.
Инфекционный стационар должен состоять из двух частей:
- зоны строгого противоэпидемического режима(заразной, инфекционной, контагиозной частей);
- зоны ограничений(чистой части).
В зоне строгого противоэпидемического режима размещаются:
- приемно-диагностическое отделение с сортировочной площадкой и КПП;
- площадка дезинфекции транспорта;
- обмывочно-дезинфекционное отделение;
- приемная с санитарным пропускником для больных с установленным диагнозом;
- приемная с санитарным пропускником и изолятором для больных с подозрением на определенную инфекционную болезнь;
- санпропускник для персонала;
- стационар для больных с установленным диагнозом;
- провизорное отделение (лечебно-диагностическое);
- рентгеновский кабинет;
- лаборатория (клиническая та бактериологическая);
- морг с прозекторской.
В зоне ограничения размещаются административные и хозяйственные службы, аптека, кухня, столовая и общежитие для персонала, прачечная, “чистая” половина санитарного пропускника для персонала.
На границе двух зон создаются передаточные пункты или специальные шлюзы с системой блокировки дверей для предотвращения их одновременного открытия с обеих сторон. Через шлюз передаются пища, медицинское и другое имущество. На внешней границе ограничения оборудуется КПП с перегрузочной площадкой (внешний перегрузочный пункт) для обеспе-чения больницы всеми видами медико-санитарного имущества, продовольствием и водой.
С момента поступления больных организуется внешняя охрана территории больницы. В первую очередь разворачиваются приемно-диагностическое отделение, пылаты для больных, лаборатории, аптека. Потом – вспомогательные и хозяйственные подразделения.
Транспорт, доставляющий больных, дезинфицируется на площадке обеззараживания транспорта.
В приемно-диагностическом отделении (ПДО) необходимо обеспечить отдельно прием для больных и для лиц с подозрением на инфекционное заболевание.
В ПДО проводят сортировку больных, оказывают (если необходимо) экстренную медицин-скую помощь, берут у больного материал для бактериологического (вирусологического) исследования, проводят санитарную обработку, переодевают больного, готовят его вещи к отправлению в дезинфекционную камеру, назначают специфическое лечение и заполняют первичную медицинскую документацию на каждого больного, который поступил в больницу.
В палатах лечебного и провизорного отделений создаются условия для обеспечения больных предметами индивидуального пользования, а также для проведения текущей дезин-фекции. В провизорном отделении больных размещают по возможности индивидуально в соответствии со сроками госпитализации, клиническими формами и тяжестью заболевания. В случае подтверждения у больного предыдущего диагноза его переводят в соответствующее отделение больницы. В палате после выбытия больного проводят заключительную дезинфек-цию, санитарную обработку контактных больных и начинают их профилактическое лечение.
Еду для больных доставляют в посуде кухни через передаточный шлюз (пункт), где ее пересыпают в посуду буфетного отделения. В буфетной еду разлаживают в посуду для индиви-дуального использования и разносят по палатам. Посуду обеззараживают путем кипячения, остатки еды заливают дезинфицирующими растворами в зависимости от характера инфекции. Больные должны пользоваться туалетами в соответствии с установленным порядком. Ванные и туалетные комнаты должны быть постоянно закрытыми. Ключи от них хранятся у лица, ответственного за эпидемический режим. Туалеты открываются для слива обеззараженных выделений, а ванные комнаты – для санитарной обработки пациентов, которые выписываются.
Перед началом работы медицинский персонал в “чистой” половине санитарного пропускника переодевается в защитную одежду, защищающую дыхательные пути и кожу от неизвестного агрессивного агента, тип которой зависит от характера инфекции и выполняемой работы. После идентификации возбудителя особо опасной инфекции одеваются противочум-ные костюмы. Их существует четыре типа.
Противочумный костюм предназначен для защиты от возбудителей особо опасных инфекций при всех основных путях заражения и состоит из пижамы или комбинезона, противочумного халата, капюшона или большой косынки размером 90х90х125 см, ватно-марлевой маски или респиратора, защитных очков, резиновых, кирзовых, кожаных сапогов или глубоких калош, носков или чулков, резиновых перчаток, полотенца. Для некоторых работ костюм дополняется прорезиненным или полиэтиленовым передником, такими же нарукавниками, второй парой резиновых перчаток.
Противочумный костюм одевают до входа в очаг или помещение, где находятся больные или заразный материал в следующей последовательности: пижама или комбинезон, носки, сапоги или глубокие калоши, фонендоскоп, капюшон или большая косынка, противочумный халат, респиратор или ватно-марлевая маска, очки, перчатки и за пояс полотенце. При вскрытии трупов дополнительно одевают прорезиненный или полиэтиленовый передник, такие же нарукавники, вторую пару резиновых перчаток.
Противочумный костюм снимают в специальном помещении медленно, в строго установленной очередности. Сначала моют руки в перчатках в дезинфекционном растворе, вынимают из-за пояса и окунают в дезраствор полотенце, затем смоченным антисептиком полотенцем протирают передник, нарукавники, снимают их и аккуратно сворачивают внешней стороной в середину. Сапоги или калоши протирают смоченными в дезинфекционном растворе тампонами (для каждого сапога отдельный тампон). Аккуратно снимают фонендоскоп, окунают его в банку с 70% спиртом, таким же образом поступают и с очками. Ватно-марлевую повязку сворачивают так, чтобы ее внешняя сторона оказалась внутри. Таким же способом снимают халат и капюшон. Еще раз протирают сапоги и снимают их. Руки обрабатывают 70% спиртом, а затем моют с мылом.
По окончанию работы в зоне строгого режима медицинский персонал в “грязной” части санитарного пропускника снимает защитную одежду, которая дезинфицируется, потом проходит санитарную обработку и в “чистой” половине одевает свою одежду.
У персонала, работающего в зоне строгого противоэпидемического режима, перед началом работы измеряется температура и регистрируется в специальном журнале. Лица с повышенной температурой, плохим самочувствием направляются в изолятор для персонала, а в местах их пребывания до изоляции проводится заключительная дезинфекция.
Персонал больницы для больных холерой и отделений для носителей вибриона обследуется бактериологически один раз в 10 дней.
Во время пребывания в зоне строгого противоэпидемического режима медицинскому персоналу запрещается:
- работать натощак;
- работать без защитной одежды, употреблять еду, пить воду, курить, пользоваться общим туалетом;
- выносить из отделения какие-либо вещи без дезинфекции;
- выходить из помещений на территорию и в хозяйственные службы в защитной одежде;
- передавать больным продукты питания и другие предметы от посетителей.
В зависимости от характера инфекции персонал переводится на казарменное положение. Оно обязательно для персонала, обслуживающего больных с легочными формами чумы, геморрагическими лихорадками, вызванными вирусами первой группы патогенности, с подозрением на эти заболевания и лиц, которые общались с ними.
Выписывание из больницы реконвалесцентов проводится только после полного клинического выздоровления, окончания сроков изоляции и прекращения выделения бактерий. Во время выписывания больные проходят полную санитарную обработку и получают продезинфицированную одежду и личные вещи.
После выписывания всех больных персонал проходит обсервацию с полной санитарной обработкой.
В больнице проводится заключительная дезинфекция всех помещений, мягкого инвентаря, госпитального белья, защитной одежды.
Вскрытие труповумерших от чумы, сибирки, мелиоидоза и геморрагических лихорадок, вызванных вирусами первой группы патогенности, проводят в специальном помещении, расположенном на территории больницы, защищенном от мух, других насекомых и грызунов, с плотным полом без щелей, обеспеченном достаточным количеством дезинфицирующих средств и емкостей для растворов. Категорически запрещается сливание в канализацию предварительно не обеззараженных жидкостей в процессе вскрытия трупов.
Перевозить труппы умершихот перечисленных инфекций необходимо в металлических или плотно закрытых деревянных гробах, обитых внутри клеенкой. Труп, положенный в гроб, засыпают сверху хлорной известью и плотно закрывают крышкой. Как исключение, захоронение возможно без гроба, но необходимо завернуть его в простыню, пропитанную дезинфекционным раствором. Захоронение лиц, которые умерли от других инфекционных болезней, осуществляется в общем порядке.
Соблюдение строгого режима в инфекционном стационаре является обязательным для всех лиц, которые в ходе своей деятельности сталкиваются с больными или зараженным ими материалом.
10. Тесты для контроля усвоения знаний:
1. К режимно-ограничительным мероприятиям принадлежат:
а) изоляция, госпитализация;
б) карантин, обсервация;
в) изоляция, карантин;
2. Введение карантина сопровождается введением на всех смежных с зоной карантина административных территориях:
а) режима обсервации;
б) режима изоляции;
в) режима усиленного наблюдения.
3. Внешнее окружение зоны карантина осуществляют:
а) органы милиции зоны карантина;
б) военные части Министерства внутренних дел и Министерства обороны;
в) формирования гражданской обороны.
4. Охрану зоны карантина с внутренней стороны обеспечивают:
а) органы внутренних дел;
б) национальная гвардия;
в) формирования службы безопасности Украины (СБУ).
5. Контрольно-пропускные пункты разворачиваются:
а) на путях эвакуации населения из зоны карантина;
б) на железнодорожных вокзалах, автомагистралях, в морских и речных портах, аэропортах;
в)на выездах из населенных пунктов, на железнодорожных, морских, речных вокзалах и автовокзалах.
6. В составе КПП силами и средствами органов здравоохранения разворачиваются:
а) инфекционные изоляторы;
б) санитарные пропускники;
в) санитарно-контрольные пункты.
7. Для быстрейшего выявления инфекционных больных главной формой организации работы является:
а) проведение подворных (поквартирных) обходов медицинскими работниками и санитарным активом;
б) введение круглосуточной работы поликлиники;
в) введение круглосуточной работы врачей-инфекционистов в поликлиниках и здравпунк-тах предприятий и учреждений, фельдшерско-акушерских пунктах.
8. Выявленные в очаге инфекционные больные госпитализируются в стационар:
а) транспортом санитарно-эпидемиологических станций;
б) машинами скорой помощи;
в) специальным транспортом.
9. Мероприятия по увеличению коечного фонда для госпитализации инфекционных больных в очаге следующие:
а) увеличение количества коек функционирующих инфекционных стационаров; развертывание временных инфекционных стационаров; развертывание обсерваторов;
б) увеличение количества коек в функционирующих инфекционных больницах; перепрофилизация соматических стационаров под инфекционные; развертывание временных инфекционных стационаров;
в) перепрофилизация соматических больниц; развертывание обсерваторов; увеличение количества коек в действующих инфекционных стационарах.
10. Обсерваторы разворачиваются для выполнения таких функций:
а) временной госпитализации лиц, подозрительных относительно определенного инфекционного заболевания;
б) изоляции лиц, которые выбывают из зоны карантина, и организации медицинского наблюдения за ними на срок максимального инкубационного периода для определенной инфекции;
в) своевременного выявления больных среди лиц, которые имели контакт с инфекционными больными.
11. Инфекционная больница состоит из:
а) зоны строгого противоэпидемического режима и зоны ограничений;
б) заразной и хозяйственной зоны;
в) зоны особо опасных и зоны малоконтагиозных инфекций.
12. Обеспечение инфекционной больницы медико-санитарным имуществом, продовольствием и водой осуществляется через:
а) санитарно-контрольный пункт;
б) контрольно-пропускной пункт;
в) передаточный пункт;
г) пункт снабжения.
13. В приемно-диагностическом отделении больницы больные разделяются на два потока:
а) больные с установленным диагнозом и больные с подозрением на определенную инфекцию;
б) больные, которые нуждаются и не нуждаются в санитарной обработке;
в) больные, которые нуждаются и не нуждаются в неотложной медицинской помощи.
14. Медицинский персонал инфекционной больницы проходит на рабочее место в зону строгого противоэпидемического режима и возвращается из него через:
а) санитарно-контрольный пункт;
б) контрольно-пропускной пункт;
в) санитарный пропускник для персонала.
15. Медицинский персонал инфекционной больницы переводится на казарменное положение во время обслуживания больных:
а) с легочными формами чумы; геморрагическими лихорадками, обусловленными вирусами первой группы патогенности; с подозрением на эти болезни;
б) со всеми видами болезней, которые отнесены к особо опасным инфекциям;
в) с чумой, холерой, натуральной оспой, желтой лихорадкой.
16. Выписывание реконвалесцентов из инфекционной больницы происходит после:
а) исчезновения симптомов болезни, нормализации температуры;
б) завершения срока изоляции;
в) полного клинического выздоровления, завершения срока изоляции и прекращения выделения бактерий.
11. Задание для самостоятельной работы:
Выучить:
1. Цель и задачи санитарно-гигиенического и противоэпидемического обеспечения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
2. Понятия карантина и обсервации и организацию режимно-ограничительных меро-приятий.
3. Организацию санитарно-гигиенической и эпидемической разведки в очаге чрезвычайной ситуации.
4. Организацию санитарно-гигиенического и противоэпидемического обеспечения в очагах чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
5. Организацию работы инфекционного стационара в очагах особо опасных инфекций.
12. Вопросы для самоконтроля знаний студентов:
1. Укажите факторы, влияющие на формирование санитарно-эпидемиологической обстановки в очаге чрезвычайной ситуации.
2. Укажите цель и организацию мероприятий санитарно-гигиенического обеспечения населения.
3. Укажите цель и организацию противоэпидемических мероприятий.
4. Укажите индивидуальные средства неспецифической защиты.
5. Укажите средства коллективной защиты неспецифического характера.
6. Укажите содержание специфической защиты.
7. Укажите содержание частичной санитарной обработки.
8. Укажите содержание полной санитарной обработки.
9. Укажите задания санитарно-эпидемиологической разведки.
10. Укажите состав и задачи группы эпидемиологической разведки.
11. Укажите состав и задачи подвижного противоэпидемического отряда.
12. Укажите виды санитарно-эпидемической обстановки очага чрезвычайной ситуации.
13. Укажите определение и содержание мероприятий карантина.
14. Укажите определение и содержание мероприятий обсервации.
15. Укажите принципы организации санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий в очаге ЧС.
16. Укажите задачи санитарно-эпидемиологической службы в районах стихийного бедствия.
17. Укажите задачи санитарно-эпидемиологической службы на путях эвакуации населения.
18. Укажите состав и основные задачи Государственной чрезвычайной противоэпидеми-ческой комиссии.
19. Укажите задачи лечебной и противоэпидемической групп.
20. Укажите задачи карантинной, лабораторной и дезинфекционной групп.
21. Укажите подразделения зоны строгого противоэпидемического режима инфекцион-ного стационара.
22. Укажите подразделения зоны ограничений инфекционного стационара.
23. Укажите организацию работы инфекционного стационара.
24. Укажите назначение, типы и состав противочумного костюма.
25. Укажите порядок пользования противочумным костюмом.
В структуре ДСМК Украинского научно-практический центр Экстренное медицинской помощи и медицины катастроф (далее УНПЦ ЭМП и МК) определяется как главный научно-практический заведение, Который кроме того возлагаются функции основного МЗ Украины по информационно-аналитической обработки информации Правительственной информационно-аналитической системы по вопросам НС. УНПЦ ЭМП и МК подчиняется МОЗ Украины.
В своей деятельности Центр руководствуется Конституцией Украины, законами Украины, приказами Минздрав, Президента Украины, Кабинет министров, Уставом.
Основной целью Центра является предоставление гражданам в экстремальных ситуациях медицинской помощи, выполнение научно-исследовательской работы по проблемам Экстренное медицинской помощи и МК, оказания медицинской помощи лечебным учреждениям, входящим в состав ДСМК по вопросам организации и оказания медицинской помощи в экстремальных ситуациях.
Силы и средства государственно уровня участвующих в ликвидации последствий ЧС, при которых возможности территориальных (Автономной Республики Крым, областей, городов центрального подчинения) органов и учреждений здравоохранения НЕ отвечают потребностям и возникает необходимость в привлечение дополнительных сил и средств. Приказом Минздрав от 20.11.97р. № 334 определены состав сил и медицинских учреждений государственно уровня медицины катастроф. В состав государственно уровня ДСМК включены по согласованию с соответствующим органами исполнительной власти 571 специализированная бригада ДСМК постоянной готовности первой очереди, 190 специализированных бригад постоянной готовности второй очереди, 14659 коек специализированного лижкофонду на базе медицинских учреждений министерств, ведомств и органов управления административных территорий.
На территориальном уровне ДСМК организуется в системе МЗ Автономной Республики Крым, управлений (отделов) здравоохранения областных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций. Руководство ДСМК при ликвидации медико-санитарных последствий ЧС на территориальном уровне возлагается соответственно на МЗ Автономной Республики Крым, управления (отделы) здравоохранения областных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций. Координацию работы ДСМК на территориальном уровне осуществляется в соответствие Областные, Киевская и Севастопольская городские территориальные координационные комиссии.
В состав ДСМК на территориальном уровне входят территориальные центры Экстренное ме-щения помощи, медицинские формирования и лечебные учреждения, отнесенные Минздрава в этого уровня по согласованию с МЗ Автономной Республики Крым, областнымы, Киевской и Севастопольсь-кой городских государственными администрации, а также созданные на базе ЭТИХ учреждений здраво-охранения специализированные территориальные бригады постоянной готовности службы медицины катастроф.
Территориальные центры Экстренное медицинской помощи являются главными учреждениями и органами управления ДСМК на территориальном уровне, имеют, по сути, двойное подчинение: непосредственно-средне подлежащей В соответствии МЗ Автономной Республики Крым, управлениями (отделам) здравоохранения областных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций, а функционально - УНПЦ ЭМД и МК. На территориальные центры Экстренное медицинской помощи, кроме того, возлагаются функции узлов информационно-аналитической обработки информации Правительственной информационно-аналитической системы по вопросам ЧС территориального органа управления здравоохранения. Территориальные центры Экстренное медицинской помощи образуются МЗ Автономной Республики Крым, областнымы, Киевской и Севастопольской городских государственными администрации.
В медицинских сил территориального уровня относятся медицинские бригады постоянной готовности первой очереди и специализированные медицинские бригады постоянной готовности второй очереди. В лечебные заведения ДСМК территориального уровня относятся определенные органами управления здравоохранением данной территории лечебные учреждения системы здравоохранения территории и ведомственные лечебных учреждения, расположенные на данной территории. При включении лечебных учреждений в состав ДСМК предусматривается возможность ЭТИХ учреждений дополнительно к штатному лижкофонду разворачивать Определенный для них лижкофонд при чрезвычайных ситуациях.
Служба медицины катастроф действует Согласно планам медико-санитарного обеспечения в случае возникновения экстремальных ситуаций.
План медико-санитарного обеспечения населения в случае возникновения экстремальных ситуаций на государственно уровне разрабатывается МОЗ Украины, Предварительно рассматривается Центральной координационной комиссией и утверждается Кабинет министров Украины. На территориальном уровне - разработка МЗ Автономной Республики Крым, управлениями (отделами) здравоохранения областных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций, Предварительно рассматривается территориальными координационнымы комиссиями службы медицины катастроф и утверждается соответственно Советом министров Автономной Республики Крым, областнымы, Киевской и Севастопольской городских государственными администрации.
Важную роль в структуре службы медицины катастроф играют координационные комиссии, является постоянно Действующим совещательным внештатным органом, образованным с целью согласования состава и порядка использования в ЧС медицинских сил и средств службы медицины катастроф. В состав комиссий входят Представители всех министерств и ведомств соответствующих уровней службы медицины катастроф.
Председателем центральной координационной комиссии является Министр здравоохранения Украины. Состав центральной координационной комиссии определяется решением Кабинет министров Украины, а персональный состав утверждается ее председателем.
Председателем территориальной координационной комиссии являются соответственно министр здравоохранения Автономной Республики Крым, начальники управлений (отделов) здравоохранения областных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций. Заместители председателей комиссии назначаются ее председателем. Состав территориальных координационных комиссий определяется соответствующим территориальными органами исполнительной власти, а персональный утверждается ее председателем. В состав территориальной координационной комиссии входят Представители территориальных органов управления здравоохранения, территориальных центров Экстренное медицинской помощи и медицинских заведений как Министерства здравоохранения, так и ведомственного подчинения, а также другие представители. Работой территориальной комиссии руководит ее председатель, а в случае отсутствия председателей - по его поручению один из его заместителей.
В компетенции координационных комиссий является согласование:
- Состав и использования в случае ЧС медицинских сил и средств, входящих в состав службы медицины катастроф;
- Программы развития службы медицины катастроф соответствующих уровней;
- Плановое медико-санитарного обеспечения населения в случае возникновения ЧС;
- Мероприятий по совершенствованию организационной структуры и функционирования службы медицины катастроф соответствующего уровня;
- Плановое мероприятий по обеспечению постоянной готовности службы медицины катастроф к выполнению возложенных на нее задач;
- Мероприятий по подготовке специалистов для службы медицины катастроф, планов координационной работы по Созданию и использованию резервов, медицинских и материально-технических ресурсов службы медицины катастроф на соответствующий уровне.
Комиссии осуществляют Свои полномочия во взаимодействии с центральными или местными органами власти и органами местного самоуправления.
Силы И учреждении ДСМК.
Для ликвидации медико-санитарных последствий природных и техногенных катастроф привлекают силы и средства медицины катастроф - формирование и лечебные учреждения Государственное службы МК.
К формирований ДСМК государственно и территориального уровня Согласно Действующим документам относят: мобильные госпитали, медицинские отряды, бригады постоянной готовности первой очереди и специализированные бригады постоянной готовности второй очереди, санитарно-эпидемиологические отряды, специализированные противоэпидемические бригады, санитарные посты и санитарные дружины.
Санитарно-эпидемиологические учреждения являются базой для создания РАЗЛИчНЫХ формирований санитарно-профилактической помощи в очагах катастроф, выполняющие функции передвижных частей СЭС.Пересмотрено на заседании кафедры
«____» ___________ 20 г.
Протокол № _____
Пересмотрено на заседании кафедры
«____» ___________ 20 г.
Протокол № _____
Пересмотрено на заседании кафедры
«____» ___________ 20 г.
Протокол № _____
Пересмотрено на заседании кафедры
«____» ___________ 20 г.
Протокол № _____
Пересмотрено на заседании кафедры
«____» ___________ 20 г.
Протокол № _____