Пристрастия, странности секса и фетиши
Мозг — коварный орган.
Джерри Сайнфелд
Ваш мозг тоже проделывает с вами разные коварные штуки? Удивляет? Ужасает? Мой — да. Причем в самое неподходящее время. Скажем, я могу сидеть в церкви, стараться думать о духовном, молиться, быть ближе к Богу, а затем мой мозг замечает красивый зад молодой прихожанки впереди. «Хватит», — кричит мое суперэго. «Да ладно тебе, еще минуточку поглазею!» — упрашивает мозг. Или я вывожу мою любимую на тщательно спланированный ужин, а затем взгляд падает на фигуристую официантку с глубоким декольте — и вечер испорчен. «Что со мной не так? Я не хочу эту официантку, я хочу мою любимую!» Или за рулем мне вдруг может прийти мысль: «А что будет, если я выеду на встречную полосу или стукну соседнюю машину?» Или в продуктовом магазине я замечаю грузчика, несущего высокую стопку коробок, и мне приходит идея — а что, если его сейчас пощекотать?
Этот список можно продолжать: от суицидальных мыслей («Что все они подумают, если я сейчас выпрыгну из окна и разобьюсь?») до кровожадных («Что я почувствую, если выстрелю ему в голову?») и странных мыслей («Интересно, если наблюдать за сексом муравьедов, это возбуждает?»).
Прежде чем считать меня больным извращенцем, позвольте сказать, что подобные «странные» мысли пациентов я выслушиваю уже больше 25 лет. Они приходят в голову всем нам. Мы их не планируем.
Как-то я гулял со знакомой дамой — одной из самых милых и добрых людей, которых я знаю. И она рассказала, что недавно наблюдала за капризничающей дочерью своих друзей и ей хотелось взять кружку молока и вылить девочке на голову, чтобы та успокоилась. Конечно, она этого не сделала, но такая мысль тем не менее появилась.
Почему наш мозг ведет себя так странно? Лимбический (эмоциональный) мозг то и дело генерирует новые идеи, гипотезы, возможности. Мозг непрерывно мечтает, фантазирует, играет. К счастью, в мозгу есть специальная область — кора лобных долей, которая контролирует эти странные мысли, не позволяет их высказывать или реализовывать. Если лобная кора повреждена, эти причудливые опасные идеи могут воплотиться в поведении.
Однажды я присутствовал на конференции с моей приятельницей Джулианой. Несколько лет назад она пережила дорожную аварию, в которой получила травму мозга как раз в области лобной коры. С тех пор она стала говорить людям все, что о них думает, не фильтруя слова. Перед нами в зале сидели две полные женщины и обсуждали проблему лишнего веса. «Не понимаю, почему я толстая, — говорила одна из них другой. — Я ем как птичка». «Ага, как стервятник», — сказала Джулиана. Я в изумлении посмотрел на нее. «Ой, я что, сказала это вслух?» — испугалась она. Я молча кивнул. «Я прошу прощения», — сказала она пересаживавшимся от нас подальше женщинам.
Мозг коварен. Он может привести к минутным недоразумениям, долгим неловким ситуациям или проблемам на всю жизнь, поскольку именно он — центр нашего поведения.
Повреждения лобной коры
Повреждение лобной коры возможно по разным причинам: травмы, воздействия отравляющих веществ или из-за болезней старения, например деменции. Самый распространенный тип деменции, сказывающейся на поведении, — это лобная деменция височной доли (ЛДВД). Люди с этим типом деменции ведут себя подобно Джулиане.
Университет Калифорнии в Лос-Анджелесе провел исследования пациентов с ЛДВД и болезнью Альцгеймера. При болезни Альцгеймера в первую очередь страдают задние части мозга, а при ЛДВД — передние. Повреждение передних участков мозга приводит к снижению рациональности и контроля над поведением.
Исследователи изучали обе группы пациентов с точки зрения социопатического поведения, сравнивали нейропсихологические тесты и снимки мозга людей. В каждой группе было 28 пациентов. У 16 пациентов с ЛДВД (57 %) наблюдалось поведение, приравненное к социопатическому, и только у двоих (7 %) с болезнью Альцгеймера наблюдали такое поведение. Социопатические признаки были следующими: демонстрируемые окружающим половые акты, нарушения дорожного движения, нападения на людей. Пациенты знали о том, что действуют неправильно, но не могли остановиться. Они раскаивались, но все равно их не тревожили последствия их поступков. На снимках пациентов с ЛДВД, проявлявших социопатическое поведение, чаще выявляли повреждения участков коры правой лобной доли. Лобная кора нужна для контроля поведения и угашения странных мыслей, приходящих в голову большинству из нас.
Мне приходилось лечить пациентов с ЛДВД, которые начинали проявлять сексуальное насилие по отношению к детям, хотя в предшествующей истории подобного поведения у них не было. Порой на фоне ЛДВД у людей развивается необычное сексуальное поведение. Один случай был особенно печален. Мужчина, проработавший 30 лет пастором, перенес операцию по поводу опухоли в области лобной коры. На некоторое время он взял отпуск. Сначала казалось, что операция прошла успешно, пастор вернулся к работе в церкви. Затем в его поведении стали проявляться некоторые странности. Он стал более вспыльчивым и непредсказуемым. В церкви он подружился с семилетним мальчиком, со временем их отношения перешли в сексуальные. Священника поймали, вся община была потрясена. Следователь выяснил, что до операции на мозге не было никаких признаков подобного поведения. Но поскольку пастор предал доверившихся ему людей, суд вынес ему приговор — 30 лет тюрьмы.
Синдром Туретта
К странному поведению могут иметь отношение повреждения и других областей мозга, помимо лобной коры. Например, базальные ганглии и передняя часть поясной извилины. Пример расстройства этих систем — синдром Туретта. Люди, страдающие от него, имеют неконтролируемые мышечные тики либо не контролируют речь. Некоторое время они могут воздерживаться, но напряжение накапливается, как натянутая струна, и требует высвобождения. Синдром Туретта относится к нарушениям с тиком, при котором возможны как моторные расстройства (неконтролируемые движения мышц), так и речевые (ненамеренные вокализации). Примеры моторных тиков: пожимание плечами, подергивания ногой, движения бедрами, моргание, резкие движения локтем, гримасы, подергивание головой, толкание других и даже сексуальные жесты. Речевые вокализации подразумевают пыхтение, громкие выдохи, прочищение горла, свист, подражание звукам животных, сквернословие (научное название копролалия).
Несколько лет назад я выступал на конференции Фонда синдрома Туретта в Канаде. Передо мной в зале сидели 400 человек с этим синдромом. Аудитория состояла из людей, которые рычали, мычали, свистели и дергались. Это было непростое испытание для моего умения сосредоточиться на теме выступления. В середине лекции кто-то громко крикнул: «Пошел на…» (англ. Fuck you). Я был озадачен, но проигнорировал возглас. Через некоторое время выкрик повторился, потом еще раз.
Я стал потеть и размышлять, как поступить. После очередного выкрика я спросил: «Это получается непроизвольно или вы недовольны лекцией?» Человек в аудитории покраснел и сказал: «Непроизвольно». Но откуда выступающему знать?
Синдром Туретта излечим с помощью препаратов и поведенческой терапии, однако без лечения может разрушать судьбы. Доктор медицины Дэвид Комингс из Города Надежды в Лос-Анджелесе пишет в своей книге «Синдром Туретта и человеческое поведение», что в семьях с этим синдромом часто встречаются и другие проблемы поведения: необычное сексуальное поведение, насилие, обсессивно-компульсивные тенденции, тревожность, депрессия, даже психотические симптомы. Синдром Туретта показывает, что в мозге существуют скрытые механизмы, которые связаны с нарушениями контроля импульсов.