Лабораторная диагностика хламидиоза
Серологическая диагностика:
РИФ, ИФА
Генетическая диагностика:ПЦР
Практическое занятие № 18.
ТЕМА: Возбудители трансмиссивных инфекций: риккетсии, боррелии. ЦЕЛЬ: усвоить принципы лабораторной диагностики, лечения и профилактики сыпного тифа и болезни Брилла, Ку - лихорадки, возвратного тифа и болезни Лайма.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ:
1. Возбудители возвратных тифов. Таксономия. Характеристика. Лабораторная диагностика. Лечение.
2. Возбудитель сыпного тифа. Таксономия. Характеристика. Болезнь Брилла.
3. Лабораторная диагностика сыпного тифа и болезни Брилла. Лечебные препараты, специфическая профилактика.
4. Возбудитель Ку - лихорадки. Таксономия. Характеристика. Лабораторная диагностика. Специфическая профилактика и лечение.
5. Клещевой боррелиоз (болезнь Лайма ), лабораторная диагностика, лечение.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
1. Зарисовать морфологию патогенных боррелий в окраске по Романовскому - Гимза и риккетсии в пораженных клетках.
2. Учесть результаты и сделать вывод по готовой РСК при дифференциации сыпного тифа и болезни Брилла.
3. Зарисовать и описать РАР с диагностикумом из риккетсии Провацека. Дать заключение.
4. Оформить бланк - направление при возвратномтифе, сыпном тифе, Ку - лихорадке, болезни Лайма.
5. Решение ситуационных задач.
6. Описать бак. препараты по теме занятия.
Возбудители риккетсиозов
Таксономия:
Отдел_____________________________________________
Семейство_________________________________________
Род_______________________________________________
Виды: Возбудители сыпного тифа ______________________________________________
Возбудители пятнистых лихорадок ______________________________________________
Возбудители цуцугамуши ______________________________________________
Возбудители лихорадки Ку ______________________________________________
Морфология:_____________________________________________________________________________________________________________________________
Культуральные свойства:____________________________________ ____________________________________________________________________
Ферментативные свойства:___________________________________ ____________________________________________________________________
Антигенная структура:_______________________________________________________________________________________________________________________________
Токсигенность:___________________________________________________________________________________________________________________________
Патогенез:_______________________________________________________________________________________________________________________________
Источник инфекции ____________________________________________
________________________________________________________________
Пути передачи___________________________________________________
________________________________________________________________
Инкубационный период__________________________________________________________________________________________________________________________________
Клиника:________________________________________________________________________________________________________________________________
Основной метод диагностики:____________________________________________________________________________________________________________________________
Иммунитет:____________________________________________________________________________________________________________________________
Специфическое лечение_________________________________________________________________________________________________________________________________
Специфическая профилактика:___________________________________________________________________________________________________________________________
Лабораторная диагностика
Биопроба
Материалом ______________ заражают самца морской свинки________________
Клетки Музера
Серологическое исследование.
1) Реакция агглютинации риккетсий
Компоненты: _______________________________________________
_________________________________________
Заключение:
РНГА
Компоненты: _______________________________________________
_________________________________________
3) РСК
Реакция связывания при дифференциации первичного сыпного тифа от болезни Бриля
исследуемая сыворотка | Разведения сыворотки | ||||||||||
1:100 | 1:200 | 1:300 | 1:400 | 1:500 | 1:600 | 1:700 | 1:800 | 1:900 | 1:1000 | ||
Обработанная мочевиной | |||||||||||
необработанная | |||||||||||
Возбудители возвратного тифа
Таксономия:
Отдел_____________________________________________
Семейство_________________________________________
Род_______________________________________________
Виды: Возбудители эпидемического возвратного тифа ___________________________________
Возбудители клещевого возвратного тифа __________________________________________
Морфология:_____________________________________________________________________________________________________________________________
Культуральные свойства:____________________________________ ____________________________________________________________________
Ферментативные свойства:___________________________________ ____________________________________________________________________
Антигенная структура:_______________________________________________________________________________________________________________________________
Токсигенность:___________________________________________________________________________________________________________________________
Патогенез:_______________________________________________________________________________________________________________________________
Источник инфекции ____________________________________________
________________________________________________________________
Пути передачи___________________________________________________
________________________________________________________________
Инкубационный период__________________________________________________________________________________________________________________________________
Клиника:________________________________________________________________________________________________________________________________
Основной метод диагностики:____________________________________________________________________________________________________________________________
Иммунитет:____________________________________________________________________________________________________________________________
Специфическое лечение_________________________________________________________________________________________________________________________________
Специфическая профилактика:___________________________________________________________________________________________________________________________
Лабораторная диагностика
Биопробапроводится для ______________________________________________
Материалом ______________ заражают самца морской свинки________________
Бактерископический метод.
Темнопольная микроскопия Окраска по Романовскому-Гимза
Практическое занятие № 19.
Итоговое занятие, зачет практических навыков
1. . Знать правила приготовления мазков из различного патологического материала, уметь готовить мазки из крови, гноя, мокроты.
2. Уметь готовить мазки из чистой культуры, красить их по методу Грама и определять микроорганизмы по морфологическим и тинкториальным свойствам.
3. Уметь определять микроорганизмы в готовом мазке и метод их окраски, объяснить правила микроскопирования.
4. Знать методики и цель сложных методов окраски по Граму,Гинса-Бурри, Ожешко, Циля-Нильсена.
5. Уметь определять тельца Бабеша-Негри в готовом препарате.
6. Знать состав, принцип работы и характер роста микробов на средах Эндо, Левина, Плоскирева,Раппопорт, ЩПВ,сах.бульоне,КА,ЖСА,МПБ, Китта-Тароцци, Вильсона-Блера, а также среды Игла и 199.
7. Уметь оценивать антибиотикограмму.
8. Знать компоненты и механизм, уметь оценивать результаты реакций: РА с живой и убитой культурой, Райта, РСК, РНГА, Манчини, ИФА, РТГА, РH "цветная проба".
9. Уметь поставить и оценить ориентировочную РА для определения неизвестного микроба.
10. Знать и уметь определять токсигенность дифтерийной палочки.
11. Знать правила сбора материала для бакисследования из зева, носа, крови, мочи, испражнений.
12. Уметь выписывать бланки-направления в лабораторию для исследования при хронической и острой гонорее, дизентерии, холере, брюшном тифе, коклюше, дифтерии, сибирской язве, кори, полиомиелите и др.
13. Уметь решать ситуационные задачи.
Список основной литературы
1. Л.Б.Борисов. Медицинская микробиология, вирусология, иммунология: Учебник. М.: ООО «Медицинское информационное агенство»,2002. -736 с.
2. К. Д. Пяткин, Ю. С. Кривошеин. Микробиология: Учебник. М. : “Медицина”, 1980. - 512 с.
3. В. Д. Тимаков, В. С. Левашов, Л. Б. Борисов. Микробиология: Учебник. М.:”Медицина”, 1983. - 336 с.
4. Медицинская микробиология, вирусология, иммунология: Учебник./ Под ред. Л.Б.Борисова, А.М.Смирновой М.:”Медицина”,1994. - 528с.
5. А.А.Воробьев, А.С.Быков, Е.П.Пашков, А.М.Рыбакова. Микробиология: Учебник. М.:”Медицина”, 1998. - 336 с.
6. Медицинская микробиология. /Под ред. В.И.Покровского, О.К.Поздеева. М.:ГОЭТАР МЕДИЦИНА,-1999.-1200 с.
7. М. Н. Лебедева. Руководство к практическим занятиям по медицинской микробиологии. М.: ”Медицина”, 1973.-312 с.
8. Руководство к лабораторным занятиям по микробиологии. М.: ”Медицина”, 1979.-286 с.
9. Руководство к лабораторным занятиям по медицинской микробиологии, вирусологии, иммунологии М.:”Медицина”, 1993.-240 с.
10.А. Г. Букринская “ Вирусология “.-М.:Медицина, 1986. -336 с.
11.Петров Р. В. Иммунология. - М.:Медицина, 1987. -416 с.
12.Медицинская микробиология. / Учеб. пособие. Под. ред. А.М.Королюка и В.Б.Сбойчакова. - Спб., 1999. - 272 с.