Возбудители коклюша и паракоклюша
Таксономия:
Отдел_____________________________________________
Семейство_________________________________________
Род_______________________________________________
Вид______________________________________________
Морфология:_____________________________________________________________________________________________________________________________
Культуральные свойства:____________________________________ ____________________________________________________________________
Ферментативные свойства:___________________________________ ____________________________________________________________________
Антигенная структура:_______________________________________________________________________________________________________________________________
Токсигенность:___________________________________________________________________________________________________________________________
Патогенез:_______________________________________________________________________________________________________________________________
Источник инфекции ____________________________________________ ________________________________________________________________
Пути передачи___________________________________________________
________________________________________________________________
Инкубационный период__________________________________________________________________________________________________________________________________
Клиника:________________________________________________________________________________________________________________________________
Основной метод диагностики:____________________________________________________________________________________________________________________________
Иммунитет:____________________________________________________________________________________________________________________________
Специфическое лечение_________________________________________________________________________________________________________________________________
Специфическая профилактика:___________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________
Лабораторная диагностика
Экспресс – диагностика: пр. РИФ.
Компоненты:
Бактериологический метод.
1.Этап. Материал________________________________________)
засевают методами:
на среду
2. Этап.
1) Учет культуральных свойств:
B. pertussis B. parapertussis
2) Микроскопия мазка по Граму
3) Ориентировочная РА
Компоненты:
4) Пересев на скошенную среду
3. Этап. Изучение чистой культуры:
1) Определение культуральных свойств на среде
2) Микроскопия мазка по Граму.
3) Ориентировочная РА.
4) Дифференциация бодетелл по ферментативной активности:
ТЕСТ | B. pertussis | B. parapertussis |
Рост на МПА | ||
Рост на среде с тирозином | ||
Образование уреазы |
4. Этап. Заключение о виде.
Серологическое исследование.
1) РСК ( Борде – Жангу )
Компоненты:
Заключение:
РНГА
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 9
Тема: Патогенные микобактерии. Возбудители микозов.
Цель: Усвоить характеристику возбудителей, лабораторную диагностику,
лечение и профилактику туберкулеза, кандидоза, актиномикоза.
Вопросы для подготовки:
1) Возбудители туберкулеза. Таксономия, характеристика, лабораторная диагностика, лечение и профилактика.
2) Актиномицеты. Виды, свойства. Лабораторная диагностика актиномикоза, лечение и профилактика.
3) Классификация грибов. Характеристика. Роль в патологии человека.
4) Грибы Кандида. Характеристика. Роль в патологии человека. Лабораторная диагностика. Лечение.
Самостоятельная работа:
1) Изучить мазок из мокроты туберкулезного больного, зарисовать.
2) Изучить и зарисовать культуральные свойства микобактерий на среде Левенштейна -Йенсена.
3) Изучить и зарисовать ускоренный метод Прайса – Школьниковой.
4) Промикроскопировать и зарисовать мазки актиномицет и грибов Кандида.
5) Познакомиться с характером роста грибов Кандида на среде Сабуро.
6) Описать бак. препараты, применяемые для диагностики, лечения и профилактики данных инфекций.
7) Выписать бланки-направления материала от больных с туберкулезом, кандидозом, актиномикозом.
ВОЗБУДИТЕЛИ ТУБЕРКУЛЕЗА
Таксономия:
Отдел_____________________________________________
Семейство_________________________________________
Род_______________________________________________
Вид______________________________________________
Морфология:_____________________________________________________________________________________________________________________________
Культуральные свойства:____________________________________ ____________________________________________________________________
Ферментативные свойства:___________________________________ ____________________________________________________________________
Антигенная структура:_______________________________________________________________________________________________________________________________
Токсигенность:___________________________________________________________________________________________________________________________
Патогенез:_______________________________________________________________________________________________________________________________
Источник инфекции ____________________________________________ ________________________________________________________________
Пути передачи___________________________________________________
________________________________________________________________
Инкубационный период__________________________________________________________________________________________________________________________________
Клиника:________________________________________________________________________________________________________________________________
Основной метод диагностики:____________________________________________________________________________________________________________________________
Иммунитет:____________________________________________________________________________________________________________________________
Специфическое лечение_________________________________________________________________________________________________________________________________
Специфическая профилактика:___________________________________________________________________________________________________________________________
Лабораторная диагностика
Бактериоскопические методы.
1) пр. РИФ. Компоненты:
2) Микроскопия мазка по Цилю-Нильсену:
3) Мазки приготовленные методами концентрации:
а) метод накопления
б) метод флотации
4) Ускоренный метод Прайс-Школьниковой.
Бактериологический метод.
Подготовка материала.
Посев на среду
Серологический.
КАП. Постановка:
ВОЗБУДИТЕЛИ АКТИНОМИКОЗА
Таксономия:
Отдел_____________________________________________
Семейство_________________________________________
Род_______________________________________________
Вид______________________________________________
Морфология:__________________________________________________________________________________________________________
Культуральные свойства:_____________________________________
___________________________________________________________
Ферментативные свойства:___________________________________ ___________________________________________________________
Патогенность:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Токсигенность:_________________________________________________________________________________________________________
Антигенная структура:_______________________________________
___________________________________________________________
Источник инфекции:_________________________________________
___________________________________________________________
Пути передачи:_____________________________________________
___________________________________________________________
Патогенез: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Клиника:______________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________
Иммунитет:________________________________________________
Специфическое лечение:_____________________________________ ___________________________________________________________
Специфическая профилактика:________________________________
___________________________________________________________
Лабораторная диагностика
1. Бактериоскопический.
- непр. РИФ;
- микроскопия мазка по Граму
- микроскопия нативных препаратов
2. Бактериологический.
Материал______________________________________________
засевают на среды_______________________________________
_______________________________________________________
3. Серологический.
КАП
ВОЗБУДИТЕЛИ КАНДИДОЗА
Таксономия:
Отдел_____________________________________________
Семейство_________________________________________
Род_______________________________________________
Вид______________________________________________
Морфология:__________________________________________________________________________________________________________
Культуральные свойства:_____________________________________
___________________________________________________________
Ферментативные свойства:___________________________________ ___________________________________________________________
Патогенность:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Токсигенность:_________________________________________________________________________________________________________
Антигенная структура:_______________________________________
___________________________________________________________
Источник инфекции:_________________________________________
___________________________________________________________
Пути передачи:_____________________________________________
___________________________________________________________
Патогенез: _________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________
Факторы, обусловливающие развитие кандидоза _________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Клиника:______________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________
Иммунитет:________________________________________________
Специфическое лечение:_____________________________________ ___________________________________________________________
Специфическая профилактика:________________________________
Лабораторная диагностика
Микологический метод.
1. Этап. Материал_________________________________________
1) Микроскопия мазка по Граму
2) Посев на среду
2. Этап. 1) Оценка культуральных свойств и подсчет колоний.
2) Пересев на скошенную среду
2. Этап. Идентификация чистой культуры
Признак | C. albicans | C. tropicalis |
Форма клеток | ||
Вид колоний | ||
Ферментация углеводов Лактоза Глюкоза Сахароза |
3. Этап. Заключение о виде.
Результат микологического метода оценивается в динамике.
Диагноз кандидоз ставится в случае, если в повторном посеве через
7 дней число колоний увеличивается.
Серологическая диагностика:
КАП, РСК, РА.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 10
ТЕМА: Возбудители зоонозных инфекций: чумы, туляяремии, сибирской язвы,
бруцеллеза.
ЦЕЛЬ: Усвоить характеристику возбудителей, принцип лабораторной диагностики,
лечения и профилактики особо опасных инфекций.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ:
1. Особенности сбора материала, его транспортировки, микробиологической диагностики при карантинных инфекциях. Экспресс – диагностика.
2. Возбудители чумы. Таксономия, характеристика, лабораторная диагностика, специфическое лечение и профилактика.
3. Возбудитель туляремии. Таксономия, характеристика, лабораторная диагностика, специфическое лечение и профилактика.
4. Возбудитель сибирской язвы. Таксономия, характеристика, лабораторная диагностика, специфическое лечение и профилактика.
5. Возбудители бруцеллеза. Таксономия, характеристика, лабораторная диагностика, специфическое лечение и профилактика.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА.
1. Зарисовать морфологию чумной палочки.
2. Зарисовать характер роста чумной палочки на МПА и МПБ.
3. Зарисовать морфологию в окраске по Граму возбудителей сибирской язвы, туляремии и бруцеллеза.
4. Поставить кровяно – капельную агглютинацию на стекле для диагностики туляремии.
5. Оформить рисунком культуральные свойства сибиреязвенной палочки.
6. Описать дифференциальные признаки возбудителя сибирской язвы и антракоида.
7. Поставить и оценить реакцию Хеддельсона в диагностике бруцеллеза.
8. Учесть результат и сделать вывод по готовой реакции Райта при бруцеллезе.
9. Выписать бланки – направления материала при сибирской язве, чуме, туляремии, бруцеллезе.
10. Описать бак. препараты, используемые в диагностике, лечении и профилактике данных инфекций.
ВОЗБУДИТЕЛИ БРУЦЕЛЛЕЗА
Таксономия:
Отдел_____________________________________________
Семейство_________________________________________
Род_______________________________________________
Вид______________________________________________
Морфология:_____________________________________________________________________________________________________________________________
Культуральные свойства:____________________________________ ____________________________________________________________________
Ферментативные свойства:___________________________________ ____________________________________________________________________
Антигенная структура:_______________________________________________________________________________________________________________________________
Токсигенность:___________________________________________________________________________________________________________________________
Патогенез:_______________________________________________________________________________________________________________________________
Источник инфекции ____________________________________________ ________________________________________________________________
Пути передачи___________________________________________________
________________________________________________________________
Инкубационный период__________________________________________________________________________________________________________________________________
Клиника:________________________________________________________________________________________________________________________________
Основной метод диагностики:____________________________________________________________________________________________________________________________
Иммунитет:____________________________________________________________________________________________________________________________
Специфическое лечение_________________________________________________________________________________________________________________________________
Специфическая профилактика:___________________________________________________________________________________________________________________________
Лабораторная диагностика
Серологические методы:
РА: Реакция Хеддельсона
Компоненты:
Вывод:
Реакция Райта
Компоненты:
Заключение:
ИФА, РНГА, РСК, КАП
Бактериологический метод.
ВОЗБУДИТЕЛЬ ТУЛЯРЕМИИ
Таксономия:
Отдел_____________________________________________
Семейство_________________________________________
Род_______________________________________________
Вид______________________________________________
Морфология:__________________________________________________________________________________________________________
Культуральные свойства:_____________________________________
___________________________________________________________
Ферментативные свойства:___________________________________ ___________________________________________________________
Патогенность:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Токсигенность:_________________________________________________________________________________________________________
Антигенная структура:_______________________________________
___________________________________________________________
Источник инфекции:_________________________________________
___________________________________________________________
Переносчики__________________________________________________________________________________________________________
Пути передачи:_____________________________________________
___________________________________________________________
Входные ворота____________________________________________
Патогенез: _________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Клиника:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Иммунитет:___________________________________________________________________________________________________________
Специфическое лечение:_____________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________
Специфическая профилактика:________________________________
___________________________________________________________
Лабораторная диагностика
Серологические методы:
РА: Кровяно – капельная реакция.
Компоненты:
Постановка:
Микросерореакция:
Компоненты:
Прямая РИФ, РНГА, РСК, КАП
Биологический метод.
ВОЗБУДИТЕЛЬ ЧУМЫ
Таксономия:
Отдел_____________________________________________
Семейство_________________________________________
Род_______________________________________________
Вид______________________________________________
Морфология:__________________________________________________________________________________________________________
Культуральные свойства:_____________________________________
___________________________________________________________
Биовары____________________________________________________________________________________________________
Ферментативные свойства:___________________________________ ___________________________________________________________
Патогенность:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Токсигенность:_________________________________________________________________________________________________________
Антигенная структура:_______________________________________
___________________________________________________________
Источник инфекции:_________________________________________
___________________________________________________________
Переносчики__________________________________________________________________________________________________________
Пути передачи:_____________________________________________
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 11
Тема: Лептоспироз. Коллоквиум № 3.
Цель: Усвоить характеристику возбудителей лептоспирозов, принцип лабораторной
диагностики, лечения и профилактики.
Вопросы для подготовки:
1. Возбудители лептоспирозов. Таксономия, характеристика, диагностика, лечение и профилактика.
2. Подготовка к коллоквиуму по теме: « Микобактерии. Микозы. Зоонозные инфекции.»
ВОЗБУДИТЕЛИ ЛЕПТОСПИРОЗА
Таксономия:
Отдел_____________________________________________
Семейство_________________________________________
Род_______________________________________________
Вид______________________________________________
Морфология:__________________________________________________________________________________________________________
Культуральные свойства:_____________________________________
___________________________________________________________
Ферментативные свойства:___________________________________ ___________________________________________________________
Патогенность:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Токсигенность:_________________________________________________________________________________________________________
Антигенная структура:_______________________________________
___________________________________________________________
Источник инфекции:_________________________________________
___________________________________________________________
Переносчики__________________________________________________________________________________________________________
Пути передачи:_____________________________________________
___________________________________________________________
Входные ворота____________________________________________
Инкубационный период______________________________________
Патогенез: _________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Клиника:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Иммунитет:___________________________________________________________________________________________________________
Специфическое лечение:_____________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________
Специфическая профилактика:________________________________
___________________________________________________________
Лабораторная диагностика
Бактериологический метод.
1 неделя заболевания.
1. Этап. Материал_________________________________________
1. Бактериоскопические методы:
2.
-
-
3. Посев на среды:
2. Этап. ( дн.)
1. Оценка культуральных свойств:
2. Микроскопия мазков:
3. Серотипирование РМА (реакция микроагглютинации).
Компоненты:
Постановка:
Оценка результата:
Серологическая диагностика.
Биологический метод.
Лабораторное занятие №12
ТЕМА: Возбудители вирусных респираторных инфекций: гриппа, парагриппа,
кори, эпидемического паротита, краснухи, атипичной пневмонии.
Аденовирусные инфекции.
ЦЕЛЬ: усвоить принципы диагностики, лечения и профилактики респираторных
заболеваний, вызванных вирусами.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ:
1. Методы диагностики вирусных инфекций.
2. Возбудители гриппа. Таксономия. Характеристика. Микробиологическая
диагностика. Специфическая профилактика.
3. Возбудители ОРВИ: парамиксо-, корона-, рео-, рино-, аденовирусы.
Таксономия. Характеристика. Лабораторная диагностика. Специфическая
профилактика и лечение.
4. Парамиксовирусы. Таксономия. Характеристика. Вирус паротита.
Лабораторная диагностика парамиксовирусных инфекций.
Специфическая профилактика и лечение.
5. Вирус кори. Таксономия и характеристика. Лабораторная диагностика.
Специфическая профилактика.
6. Вирус краснухи. Таксономия и характеристика. Лабораторная диагностика.
Специфическая профилактика.
7. Аденовирусы. Классификация. Лабораторная диагностика, профилактика.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
1. Просмотреть культуру фибробластов в норме и при ЦПД вируса.
2. Зарисовать реакцию гемадсорбции на культуре клеток.
3. Зарисовать ЦПД на культуре клеток при аденовирусной инфекции
4. Провести идентификацию вируса гриппа в РТГА на стекле. Сделать вывод..
5. Оценить готовый результат определения антител в парных сыворотках
с помощью РТГА при диагностике гриппа
6. Оценить готовый результат РСК при диагностике кори.
7. Выписать бланки - направления для исследования различного материала
при респираторных вирусных инфекциях.
8. Описать иммунопрепараты, используемые в диагностике, лечении
и профилактике данных инфекций.