Стоматологического больного детского возраста
Медицинская карта стоматологического больного Форма 043/у, утвержденная Минздравом СССР 04.1980г. №1030. Единый документ для всех видов приема. Обязательные вкладыши: осмотры на онкопатологию, учета рентгенонагрузки.Медицинская карта является медицинским, научным и юридическим документом. Хранится в регистратуре в течение 5 лет, затем сдается в архив.
Разделы медицинской картыстоматологического больного.
Данные стоматологических исследований ребенка впервые посетившего данную клинику заполняются на первом и втором листах карты. Первичным считается ребенок, впервые посетивший данную клинику в календарном году.
На первом листе карты:
1. Паспортная часть заполняется в регистратуре
2. Диагноз при поступлении
3. Жалобы
4. Перенесенные и сопутствующие заболевания
5. Развитие настоящего заболевания
На втором листе заполняются графы:
1. Данные объективного исследования, внешний осмотр
2. Осмотр полости рта, состояние зубов
3. Заполняется зубная формула
4. Прикус
5. Состояние слизистой оболочки полости рта, десен, альвеолярных отростков и неба
6. Данные рентгеновских, лабораторных исследований
В дальнейшем ведутся записи в дневнике наблюдений ребенка по алгоритму:
1. Жалобы на момент осмотра
2. Анамнез жизни и заболевания
3. Объективный общий и стоматологический статус
4. Диагноз предварительный
5. Вспомогательные и дополнительные методы обследования
6. Окончательный диагноз
7. План лечения, диспансеризация
8. Собственно проведенное лечение на данном приеме
9. Рекомендации
10. Прогноз заболевания
11. Следующая явка к стоматологу
Опрос ребенка или сопровождающего лица
врач проводит с целью выявить:
- Жалобы на момент осмотра
- Перенесенные и сопутствующие заболевания
- Анамнез жизни
- Развитие настоящего заболевания (анамнез заболевания)
Жалобы на момент осмотра:
Ответы должны быть тщательно задокументированы. Жалобы могут включать в себя источник, природу, начало или тип болевых ощущений, характер болей, их интенсивность, периодичность, локализация, иррадиация, длительность заболевания, а также облегчающие и раздражающие факторы, отклонения в прорезывании зубов, косметические и эстетические дефекты зубочелюстной системы.
Факторы предшествующие и сопутствующие заболеванию .
Врач выясняет имеющиеся перенесенные и сопутствующие заболевания, которые могут оказывать неблагоприятное влияние на течение патологического процесса в челюстно-лицевой области:
- Находится ли пациент на диспансерном учете в диспансерах: туберкулезном, кожно-венерологическом, онкологическом, наркологическом и психоневрологическом.
- Спросить о наличии хронической патологии различных функциональных систем и диспансерном наблюдении узких специалистов.
- Уточнить о наличии острых процессов различных функциональных систем на момент осмотра.
- Выяснить наличие аллергологического анамнеза к пищевым продуктам, лекарственным средствам, бытовым факторам (пыль, шерсть домашних животных, лаки, краски, пыльца растений др.)
- Какие проявления аллергии имели место (анафилактический шок, отек Квинке, крапивница, аллергологический стоматит), кратность проявлений и их тяжесть.
- Связь проявления симптомов и функциональных нарушений зубочелюстной системы ребенка (речь, прием пищи, дыхания)
- Прививки и вакцины ставили по возрастным срокам, были ли медицинские отводы и по какой причине.
- Были ли хирургические оперативные вмешательства и по какому поводу, их исход.
- Вредные привычки (сосание различных предметов, пальцев, щек, губ, ротовое дыхание, неправильная поза за столом, в кровати во время сна и др.).
- Имеется ли инвалидность, с какого времени и группа.
Сбор анамнеза жизни.
Наиболее целесообразным является начинать описание истории жизни пациента с общебиографических сведений, которые имеют прямое или косвенное отношение к возникновению и течению заболевания:
- Как и где протекала беременность мамы ребенка, особенности течения и продолжительность родов.
- Вес при рождении
- Не было ли у матери и в семье аллергических (бронхиальная астма, крапивница, экзема и др.) и наследственных заболеваний.
- Не болела ли мать на 3-4 месяце беременности, родился ребенок в срок или недоношенным.
- Какое питание получал ребенок на первом году жизни (грудное или искусственное вакармливание), как развивался и какие болезни перенес, как они протекали.
- Посещает детский сад, школу. Есть ли проблемы с адаптацией в детском коллективе, обучением, произношением и словарным запасом.
- Соответствие физического развития данному возрастному периоду
- Развитие языка и речи
- Моторные навыки
- Гигиена полости рта: с какого времени чистит зубы, как относятся в семье к гигиене полости рта.
Бытовой анамнез:
- Немаловажное значение имеет информация об обстановке в семье ребенка (полная, неполная).
- Жилищные условия: район проживания, квартира или частный дом, его площадь и число живущих в нем, наличие коммунальных услуг.
- Питание на протяжении всей жизни: характер и полноценность пищи, регулярность ее приема, злоупотребление каких-либо продуктов ( сладкое, соленое и др.).
- Отдых, продолжительность и достаточность. Занятие физкультурой и спортом (вид). Питание на протяжении всей жизни: характер и полноценность пищи, регулярность ее приема, злоупотребление каких-либо продуктов ( сладкое, соленое и др.).
Развитие настоящего заболевания (анамнез заболевания):
- чтобы ребенок или сопровождающий его описывал ощущения при наличии заболеваний (болевые, необычные, неприятные)
- изменения внешнего вида (похудание, желтуха, деформация частей тела и т. п.)
- нарушения физиологических отправлений и пр.
- если жалоба характерна для заболевания какой-либо системы, ее детализацию можно уточнить в разделе “субъективно» соответствующей системы.
- там же следует искать и другие жалобы, свидетельствующие о повреждении данной системы с их детализацией.
- при отсутствии выявленной жалобы в “плане” необходимо уточнить следующие моменты:
а) время появления;
б) быстрота появления (развития);
в) постоянство или периодичность;
г) сила (выраженность);
д) характер (качественные свойства);
е) условия возникновения