Тема: «Особенности стоматологического обследования

Тема: «Особенности стоматологического обследования

В детском возрасте»

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ТЕМЫ.

Возрастная периодизация.

Диагноз (В.Х. Василенко) – это краткое врачебное заключение сущности заболевания и состояния больного, выраженное в терминах современной медицинской науки.

Задачи методов диагностики

1. Установить соответствие тяжести заболевания и степени субъективных ощущений пациента

2. Оценить объективные критерии заболевания и поставить диагноз

3. Выявить и исключить факторы, которые могут способствовать прогрессированию болезни

4. Выбрать среди альтернативных методов лечения те, которые имеют наиболее благоприятный прогноз

5. Обеспечить мониторинг курса лечения и оценить эффективность лечения

Методы диагностики – основные (постановка предварительного диагноза), вспомогательные и дополнительные (уточнение окончательного диагноза).

К основным методам диагностики относятся: опрос, осмотр, зондирование, перкуссия.

Вспомогательные – индексная оценка стоматологического статуса у ребенка.

Дополнительные методы (рентгенологические, цитодиагностика, функциональные, лабораторные и др.) имеют решающее значение как для суждения о локализации, так и для определения сущности патологического процесса

Клиническая история болезни должна быть представлена в логической последовательности и систематизированной форме для каждого пациента детского возраста и периодически пополняться в соответствии с различными возрастными периодами развития ребенка.

Развитие – качественные изменения, заключающиеся в усложнении строения и функций всех тканей и органов и процессов их регуляции.

Рост и развитие организма протекают неравномерно – гетерохронно. В неодновременности роста и развития отдельных систем лежит биологическая целесообразность. В первую очередь, развиваются жизненно необходимые органы, обеспечивающие адаптацию к конкретным условиям внешней среды и выживаемость организма. Данная концепция ускоренного и избирательного развития отдельных структур выдвинута отечественным физиологом П.Анохиным. так, мозг плода интенсивно развивается на 2-10 неделе беременности, сердце – на 3-7, пищеварительные органы – на 11-12. Если избирательность развития нарушена, то плод оказывается нежизнеспособным.

Неравномерность роста и развития наблюдается и после рождения. Так, к моменту рождения у ребенка относительно хорошо развиты мышцы губ, языка, щек, обеспечивающие ему процессы сосания. Организм ребенка осуществляет процессы газообмена с внешней средой, процессы терморегуляции, хорошо функционирует сердечно-сосудистая система. В то же время слабо развиты мышцы туловища, ребенок первые месяцы не в состоянии держать вертикально голову. Функционально не зрелые многие зоны коры больших полушарий. Проходит немного времени и высокими темпами начинает развиваться нервная система, увеличивается масса головного мозга, возрастает возможность формирования условных рефлексов и т. д. После 5 лет темпы развития нервной системы снижаются и преобладающее развитие приобретает другая система и так до тех пор, пока организм не достигнет определенной функциональной зрелости.

Исходя из неравномерного темпа роста и развития организма, весь этап достижения функциональной зрелости условно делят на несколько возрастных периодов. Существуют различные схемы возрастной периодизации, но при воспитании детей и подростков целесообразно пользоваться схемой, предложенной на Международном симпозиуме по возрастной физиологии в 1965 году

Период второго детства.

Тема: «Особенности стоматологического обследования - student2.ru Тема: «Особенности стоматологического обследования - student2.ru

Тема: «Особенности стоматологического обследования - student2.ru Тема: «Особенности стоматологического обследования - student2.ru

Длится у мальчиков с 8 до 12 лет, у девочек – с 8 до 11 лет. В этот период выявляются половые различия в размерах и форме тела, а также начинается усиленный рост тела в длину. Темпы роста у девочек выше, чем у мальчиков, так как половое созревание у девочек начинается в среднем на два года раньше. Усиление секреции половых гормонов (особенно у девочек) обусловливает развитие вторичных половых признаков. Надо отметить, чтоусиленно развиваются суставные головки ВНЧ суставов, прорезывание жевательных зубов сопровождается усиленным ростом челюстных костей, особенно их альвеолярных отростков в боковых отделах и прирост заболеваемости кариесом имеет два пика на 8-й и 11-й годы (у девочек с большей интенсивностью, что продолжается в процессе всей жизни).

Подростковый период.

Называется также периодом полового созревания, или пубертатным периодом. Он продолжается у мальчиков с 13 до 16 лет, у девочек – с 12 до 15 лет. В это время наблюдается дальнейшее увеличение скоростей роста – пубертатный скачок, который касается всех размеров тела. Наибольшие прибавки в длине тела у девочек имеют место между 11 и 12 годами, по массе тела – между 12 и 13 годами. У мальчиков прибавка в длине наблюдается между 13 и 14 годами, а прибавка в массе тела – между 14 и 15 годами. В подростковый период происходит интенсивное половое созревание мальчиков. Умальчиков, по сравнению с девочками, более продолжителен пубертатный период и сильнее выражен пубертатный скачок роста.

Юношеский возраст.

Тема: «Особенности стоматологического обследования - student2.ru Тема: «Особенности стоматологического обследования - student2.ru Тема: «Особенности стоматологического обследования - student2.ru

Продолжается у юношей от 18 до 21 года, а у девушек – от 17 до 20 лет. В этот период в основном заканчиваются процесс роста и формирование организма и все основные размерные признаки тела достигают дефинитивной (окончательной) величины.

Так как дети постоянно растут и развиваются, то им свойственны на каждом возрастном этапе жизни, кроме индивидуальных характеристик, особые морфологические, физиологические и психологические качества.

Сбор анамнеза жизни.

Наиболее целесообразным является начинать описание истории жизни пациента с общебиографических сведений, которые имеют прямое или косвенное отношение к возникновению и течению заболевания:

- Как и где протекала беременность мамы ребенка, особенности течения и продолжительность родов.

- Вес при рождении

- Не было ли у матери и в семье аллергических (бронхиальная астма, крапивница, экзема и др.) и наследственных заболеваний.

- Не болела ли мать на 3-4 месяце беременности, родился ребенок в срок или недоношенным.

- Какое питание получал ребенок на первом году жизни (грудное или искусственное вакармливание), как развивался и какие болезни перенес, как они протекали.

- Посещает детский сад, школу. Есть ли проблемы с адаптацией в детском коллективе, обучением, произношением и словарным запасом.

- Соответствие физического развития данному возрастному периоду

- Развитие языка и речи

- Моторные навыки

- Гигиена полости рта: с какого времени чистит зубы, как относятся в семье к гигиене полости рта.

Бытовой анамнез:

- Немаловажное значение имеет информация об обстановке в семье ребенка (полная, неполная).

- Жилищные условия: район проживания, квартира или частный дом, его площадь и число живущих в нем, наличие коммунальных услуг.

- Питание на протяжении всей жизни: характер и полноценность пищи, регулярность ее приема, злоупотребление каких-либо продуктов ( сладкое, соленое и др.).

- Отдых, продолжительность и достаточность. Занятие физкультурой и спортом (вид). Питание на протяжении всей жизни: характер и полноценность пищи, регулярность ее приема, злоупотребление каких-либо продуктов ( сладкое, соленое и др.).

Развитие настоящего заболевания (анамнез заболевания):

- чтобы ребенок или сопровождающий его описывал ощущения при наличии заболеваний (болевые, необычные, неприятные)

- измене­ния внешнего вида (похудание, желтуха, деформация частей тела и т. п.)

- нарушения физиологических отправлений и пр.

- если жалоба характерна для заболевания какой-либо системы, ее детализацию можно уточнить в разделе “субъективно» соответствую­щей системы.

- там же следует искать и другие жалобы, свидетельствую­щие о повреждении данной системы с их детализацией.

- при отсут­ствии выявленной жалобы в “плане” необходимо уточнить следующие моменты:

а) время появления;

б) быстрота появления (развития);

в) постоянство или периодичность;

г) сила (выраженность);

д) характер (качественные свойства);

е) условия возникновения

А) Внеротовая область головы и шеи

Алгоритм проведения внешнего осмотра ЧЛО:

1. Выражение лица (спокойное, тревожное, безразличное).

2. Оценка морфологии лица (методы - визуальный, инструментальные, пальпация):

а) Осмотр в прямой проекции

- Форма – продолговатое (квадратное), округлое (коническое), овальное.

Тема: «Особенности стоматологического обследования - student2.ru Тема: «Особенности стоматологического обследования - student2.ru Тема: «Особенности стоматологического обследования - student2.ru

Квадратная форма Коническая форма Овальная форма

- Относительная симметричность, пропорциональность сторон лица (мягких тканей, костей лица)

-Вертикальные пропорции (баланс трех отделов лица в вертикальной плоскости – верхний, средний и нижний).

Тема: «Особенности стоматологического обследования - student2.ru Тема: «Особенности стоматологического обследования - student2.ru

- Наличие или несоответствие симметрии положения резцовой линии относительно средней линии лица.

Тема: «Особенности стоматологического обследования - student2.ru Тема: «Особенности стоматологического обследования - student2.ru

- Характеристика выраженности носогубных и подбородочных складок (значительно, умеренно, сглажены).

- Смыкание губ (напряженное, свободное, плотное, полное, неполное) и наличие или несоответствие симметричности левого и правого углов рта относительно линии смыкания губ или крыльев носа.

б) Осмотр в боковой проекции

Вид профиля (выпуклый, прямой, вогнутый), положение губ относительно линии Риккетса, толщину губ, наличие ретракции или протракци губ.

в) Оценка улыбки:

Тема: «Особенности стоматологического обследования - student2.ru Тема: «Особенности стоматологического обследования - student2.ru Тема: «Особенности стоматологического обследования - student2.ru

- степень экспозии десны верхней челюсти

- степень экспозии резцов нижней челюсти

- параллельность линии зубов и линии нижней губы

- эстетика зубов (соответствие пропорций зубов обеих челюстей и типу лица)

Тема: «Особенности стоматологического обследования - student2.ru Тема: «Особенности стоматологического обследования - student2.ru Тема: «Особенности стоматологического обследования - student2.ru

Квадратная форма Коническая форма Овальная форма

3. Цвет кожных покровов (бледность, гиперемия, цианоз, желтушность), структуру и тургор кожи, влажность,

4. Определяют отек, припухлость мягких тканей

5.Наличие: рубцов, изъязвлений, высыпаний, свищевых ходов, новообразования,сыпь, шрамы, рубцы, расчесы, пигментации и депигментации, кровоизлияния.

6. Методом бимануальной пальпации оценивается:

- состояние регионарных лимфатических узлов (подчелюстных, подбородочных, шейных).

Тема: «Особенности стоматологического обследования - student2.ru Тема: «Особенности стоматологического обследования - student2.ru Тема: «Особенности стоматологического обследования - student2.ru

- биомеханика височно-нижнечелюстного сустава (болезненность, движение нижней челюсти в различных направлениях (свободное, ограниченное), степень открывания рта (около 4 см)

В) Околоротовые и внутриротовые мягкие ткани

- Губы (красная кайма) –симметричность, цвет, состояние поверхности, влажность.

- Осмотр слизистой оболочки полости рта (СОПР).

Начинается с визуальной оценки:

- цвета (бледно-розовая, гиперемия, синюшность, бледность, коричневый или черный)

- рельефа слизистой оболочки полости рта (гипертрофия, атрофия, сглаженность, складчатость, мозаичность), отмечается нарушение целостности и наличие элементов поражения.

Осмотр СОПР проводится с помощью 2-х зеркал по анатомо-топографическим зонам при естественном освещении.

ВОЗ (1997) рекомендует следующую последовательность осмотра СОПР:

· Слизистая оболочка губ;

· Уздечки губ и щек (место прикрепления, короткая, средняя, длинная, плотная, эластичная)

· Преддверие полости рта в постоянном прикусе (мелкое –менее 1 см, среднее – 1 см и глубокое – более 1 см);

· Слизистая щек слева и справа;

· Слизистая твердого и мягкого неба;

· Спинка и боковые поверхности языка - цвет, состояние сосочков (атрофичный, полированный, “ла­кированный” и т. п.), обложенность (чистый, обложен налетом, цвет налета, легко снимается, запах соскоба); влажность, целостность поверхности (трещины, язвы), отечность (отпечатки зубов); наличие вос­паления.

· Нижняя поверхность языка и дно полости рта;

С) Зубы и ткани периодонта

-Заполнение зубной формулы.

В медицинской карте имеется формула зубов по сегментам, для более визуального уточнения предварительной оценки состояния твердых тканей зубов, где С – кариес, П – пломба, О – удаленный зуб, К – искусственная коронка, И – искусственный зуб, А – воспаление тканей пародонта и степень подвижности зуба. Условные обозначения ставят над или под цифровым обозначением зуба. Обязательным необходимо посчитать индекс интенсивности кариеса - КПУ = 5(К+П+У).

Тема: «Особенности стоматологического обследования - student2.ru

Далее в дневнике запись вести в строчку по международной классификации ВОЗ: 1.6 С; 2.1С; 2.2 П; 3.6 О; 4.6 П; 4.7 К;

-Прикус(физиологический или аномалийный).

-Данные рентгеновских и лабораторных исследований, проведенных на первичном приеме (повторных приемах) ребенку (рентгенограммы в прикус, дентальные рентгенограммы, ОПТГ, внеротовые снимки-в боковой и прямой проекции черепа, томограммы, исследования радиовизиографом и интраоральной камерой).

Алгоритм чтения рентгенограмм:

1. Оценка качества (маркировка, контрастность, резкость,
проекционные искажения).

2. Определение объема исследования.

3. Глубина и локализация патологического процесса (в пределах эмали, дентина и т. д.; жевательной, апроксимальной поверхности и т. д.)

4. Анализ тени зуба:

А. Состояние коронки – наличие кариозной полости и ее локализация, пломбы, соотношение дна кариозной полости и полости зуба;

Б. Характеристика полости зуба наличие пломбированного материала.

В. Состояние корней: количество, стадия развития или резорбции

Г. Характеристика корневых каналов:

§ Количество

§ Искривления

§ Проходимость

§ Степень заполнения корневых каналов рентгенконтрастным материалом.

Д. Оценка периодонтальной щели:

§ Равномерность

§ Ширина

§ Состояние компактной пластинки альвеолы: сохранена, разрушена, истончена, утолщена.

5.Оценка окружающих тканей:

А. Состояние межзубных перегородок форма, высота, состояние замыкательной компактной пластинки;

Б. Наличие перестройки внутрикостной структуры;

В. Наличие или отсутствие и локализация зачатков постоянных зубов;

Г. Анализ патологической тени, протяженность и локализация;

Детского возраста.

Медицинские карты это официальный юридический документ, поэтому должны быть заполнены собственноручно записями без сокращений, четко и понятным подчерком в полном объеме о проведенном лечении в данное посещение согласно алгоритму по данному диагнозу с информацией пациента о наличии, если таковые были сделаны в ходе работы, врачебных ошибках. Записи должны быть краткими. Информация о плане лечения должна вестись на каждом этапе, чтобы на каждом последующем этапе врач знал, какая работа запланирована.

Дневник наблюдения, запись начинают с даты:

- Жалобы: со слов больного(формулу зуба ставят впереди дальнейших записей)

- Объективно: по ВОЗ (основные методы обследования - визуальный осмотр, зондирование, перкуссия, пальпация, определение подвижности зуба)

- Диагноз предварительный

- Дополнительные методы обследования:

Ø стоматологические индексы,

Ø витальное окрашивание,

Ø термодиагностика,

Ø электроодонтометрия,

Ø рентгенодиагностика,

Ø люминесцентный метод,

Ø исследование твердых тканей зуба, в качестве индикатора риска заболеваемости кариесом: электрометрическую диагностику тканей зуба на стадии прорезывания с незаконченной минерализацией (ЭОД) по Леонтьеву В.К., Кисельниковой Л.П. (патент в 1997г.), ТЭР-тест по способу В.Р. Оушко (1984) для определения функционального состояния эмали, т.е. оценка устойчивости твердых тканей зубов к действию кислот, с целью определения количественных изменений эмали используется компьютерный анализ снимка зуба, переданный внутриротовой камерой, «DIAGNOdent” — аппарат для исследования уровня возбуждения флюоресценции в тканях зуба, VistaProof – оптическая система диагностики кариеса фиссур и зубного налета. Красный цвет – на стрептококки (синий цвет – начальная форма кариеса; красный - средний уровень кариеса; оранжевый – ниже среднего и желтый – глубокий кариес), зеленый цвет – здоровая ткань зуба.

Ø определение рН слюны, определение вязкости слюны, тест определения буферной емкости слюны, сиалометрия,

Ø диагностическая пункция, биопсия,

Ø морфологический метод (исследование биоптатов различных органов и тканей полости рта,

Ø микробиологические методы (5 биотипов: ротовая жидкость, зубной налет, содержимое пародонтальных карманов, слизистая оболочка щек и языка),

Ø биохимические исследования (кровь, слюна, моча, десневая жидкость, субстраты твердых и мягких тканей полости рта),

Ø иммунологические исследования,

Ø методы функциональной диагностики,

Ø лабораторный метод -цитологический – изучение структуры клеточных элементов (содержимое пародонтальных карманов, слизистой оболочки, эрозии, язвы, свищей)

Ø бактериологическое исследование

Ø серологическое исследование

Ø диагностика лекарственной аллергии

Ø общий анализ крови

Ø внеротовая и внутриротовая фотография желательна для растущих детей. Они нужны в качестве легального документа в случае травмы, некариозных заболеваний, выполненных реставраций и длчпотановки диагноза при аномалиях и различных синдромх.

Ø Диагностические слепки являются основными методами при планированииортодонтического лечения или при необходимости реставрировать большое количество зубов.

- Окончательный диагноз

- Оценка риска заболеваемости должна быть составлена для каждого ребенка до того, как будет определен окончательный план лечения. Это особенно важно для планирования профилактических мероприятий для детей, восприимчивых к кариесу.

Эта оценка должна базироваться на:

o анамнезе перенесенных заболеваний,

o настоящемстоматологическом статусе,

o семейном анамнезе,

o учете диеты,

o уровне гигиены полости рта,

o сопутствующих соматических заболеваниях,

o физическом и психическом развитии, уровне привычной двигательной активности, занятий спортом,

o прогнозе активности заболевания в будущем (течение и степень тяжести стоматологического заболевания),

o социальных факторах, включая языковый барьер, этнические и культурные отличия.

- Обоснованный план лечения и согласие пациента на данный вид лечения (если платный прием, то и на сумму оплаты лечения):

- неотложная помощь и снятие боли

- профилактическое лечение

- хирургическое лечение

- реставрация зубов

- ортодонтическое лечение

- продолжительное реставрационное или хирургическое лечение в будущем

- диспансерное наблюдение (дата на повторный осмотр, согласно определенной диспансерной группе и лечение)

- Лечение следует проводить согласно полученной и записанной клинической информации.

- Рекомендации после проведенного лечения и методы профилактики в домашних условиях.

- Прогноз течения заболевания после проведенного лечения.

- Дата следующего посещения.

Оп­ре­де­ле­ние со­стоя­ния твер­дых тка­ней зу­бов.

Проведение основных и дополнительных методов определения состояния твердых тканей зубов дает обоснование к рациональному комплексному лечению, биологически целесообразному выбору метода лечения и пломбировочного материала у детей в различные возрастные периоды.

Врач при проведении обследования твердых тканей временных и постоянных зубов у детейобращает внимание на:

§ Определение размеров зубов – форма «столбиков», разрушение коронки на определенный объем, участки коронки зуба с изменением цвета эмали (деминерализация, гипоплазия, флюороз)

§ Определение цвета коронки – при кариесе меловой, коричневый, при гибели пульпы –серый, при кровоизлияниях – розовый.

§ Определение блеска эмали - выражен или отсутствует.

§ Определение поверхности эмали – гладкая, при кариесе шероховатая, размягченная, зонд фиксируется или проваливается в фиссуре или ямках.

§ Определение состояния эмали и дентина – зуб интактный или разрушен в пределах эмали, дентина на 1/3,1/2,2/3 или полностью, пульповая камера вскрыта или прикрыта размягченным светлым или темным дентином. Отсутствует определенная поверхность зуба, эмаль плотная или хрупкая по краю кариозной полости.

§ Величина зубов – соответствует типу лица.

§ Положение зубов в зубном ряду – скученное, вестибулярное или оральное положение отдельных зубов.

§ Наличие и качественное состояние пломб – изменение цвета, нарушение краевого прилегание (белая или коричневая полоса по периметру реставрации, зонд фиксируется с различной степенью по границе пломба-зуб).

§ Подвижность зуба по 3 степеням

Уровни интенсивности

кариесазубов:12 лет 35-44

Ø Очень низкий 0-1.1 0,2-1,5

Ø Низкий 1,2-2,6 1,6-6,2

Ø Средний 2,7-4,4 6,3-12,7

Ø Высокий 4,5-6,5 12,8-16,2

Ø Очень высокий 6,6 - 16,3 -

Оп­ре­де­ле­ние со­стоя­ния тка­ней па­ро­дон­та ин­дек­са­ми СРIТN, РМА.

Оценка результатов.

1. Оценивают распространенность заболевания:

- процент лиц с интактным пародонтом;

- процент лиц, имеющих только кровоточивость;

- процент лиц, имеющих кровоточивость и камень;

- процент лиц, имеющих кровоточивость, камень и неглубокие карманы;

- процент лиц, имеющих кровоточивость, камень, неглубокие и глубокие карманы.

2. Оценивают интенсивность заболевания:

- среднее число секстантов с кровоточивостью;

- среднее число секстантов с зубным камнем;

- среднее число секстантов с неглубокими пародонтальными карманами;

- среднее число секстантов с глубокими пародонтальными карманами;

- процент лиц с 1…6 интактными секстантами;

- процент лиц с 1…6 секстантами с соответствующими признаками.

3. Оценивают нуждаемость в лечении:

- процент лиц, нуждающихся в гигиенических мероприятиях;

- процент лиц, нуждающихся в комплексной терапии.

Оценку нуждаемости в лечении проводят на основании анализа индекса CPITN и его составляющих:

0 - лечения не требуется;

1 - гигиена полости рта;

2 - удаление зубных отложений + гигиена;

3 - удаление отложений + консервативная терапия + кюретаж + гигиена;

4 - удаление отложений + консервативная терапия + лоскутные операции + ортопедическое лечение + гигиена

Оценка результатов.

Значения индекса РМА% колеблются от 0 до 100%:

до 25% - легкая степень гингивита;

25-50% - средняя степень гингивита;

более 50% - тяжелая степень гингивита.

Оп­ре­де­ле­ние ги­гие­ни­че­ско­го со­стоя­ния по­лос­ти рта с по­мо­щью ин­дек­сов Фе­до­ро­ва-Во­лод­ки­ной, Грин-Вер­мил­лио­ну, РНР.

Критерии визуальной оценки

10-30 баллов – интенсивность низкая, резистентность высокая

40-50 баллов – интенсивность средняя, резистентность средняя

60-70 и выше баллов – интенсивность высокая, резистентность низкая

В детском возрасте.

Кариес зубов –патологический, инфекционный процесс, проявляющийся после прорезывания зубов, при котором происходят деминерализация и размягчение твердых тканей зуба с последующим образованием дефекта в виде полости.

В соответствии с изменениями в тканях зуба и клиническими проявлениями создано несколько классификаций, в основу которых положены различные признаки.

Классификация кариеса:

1. По классификации ВОЗ различают следующие формы кариеса: (гистологическая, международная - МКБ 10)

1. К02.0 Кариесэмали (caries adamantin)

2. К02,1 Кариес дентина (cariesdentine)

3. К02,2 Кариес цемента (cariescementi)

4. К02,3 приостановившийся кариес

5. К02,4 одонтоклазия

6. К02.8 другой кариес

7. К02.9 кариес зубов неутонченный

  1. По клиническому течению

1. Острейший (цветущий)

2. Острый (с. acuta)

3. Хронический (c.chronica)

  1. По глубине поражения

1. Кариес в стадии пятна (maculacarioca)

2. Поверхностный кариес (с. superficialis)

3. Средний кариес (с. media)

4. Глубокий кариес (с. profunda)

  1. По отношению к состоянию пульпы

1. Простой (с. simplex)

2. Осложненный (с. complicata)

  1. По количеству пораженные зубов

1. Одиночный (с. sporadica)

2. Множественный (с. systematica)

3. Генерализованный (с. Generalisata)

6. Топографическая классификация (по Блэку1889 г.)

  • Кариес естественных фиссур и углублений эмали любой группы зубов (c. fissurum) - I класс.
  • Кариес контактных поверхностей (с. aproximales)

1. моляров и премоляров - II класс.

2. резцов и клыков без нарушения режущего края - III класс.

3. резцов и клыков с нарушением режущего края- IV класс.

  • Кариес пришеечной области (с. cervicalis)

1. на вестибулярной поверхности всех групп зубов - V класс.

7. Классификация Т.Ф. Виноградовой:

По степени активности заболевания

§ компенсированная форма

§ субкомпенсированная форма

§ декомпенсированная форма

По локализации

§ Фиссурный

§ Апроксимальный

§ Пришеечный

Средний

§ средний углубленный (соответствует клинике глубокого кариеса)

§ глубокий перфоративный (соответствует клинике пульпита и периодонтита)

Некариозных поражений

Начальный кариес Гипоплазия эмали в виде пятна Пятнистая форма флюороза
Меловидное пятно с матовым оттенком, лишенное естественного блеска, без убыли эмали с нечеткими границами. Пятно светлого цвета с неизмененной эмалью, поверхность блестящая, гладкая с четкими границами. Множественные пята матового или коричневого цвета без убыли эмали, с блестящей, гладкой поверхностью, четко отграниченной от здоровой ткани.
Проявляется после прорезывания зуба Проявляется до прорезывания зуба Проявляется до или сразу после прорезывания зуба
В одинаковой степени поражаются как молочные, так и постоянные зубы в типичных местах (фиссуры, контактные поверхности, пришеечные области) Поражаются преимущественно постоянные зубы в нетипичных для кариеса местах (вестибулярная поверхность на различных уровнях коронки) Поражаются преимущественно постоянные зубы, пятна располагаются чаще на вестибулярной поверхности резцов и клыков и на буграх моляров. Пятна симметричны. Иногда поражены все зубы.
Единичное поражение Чаще зубы одного срока закладки и минерализации. Множественное пятнистое поражение эмали. Зубы одного срока закладки и минерализации.
Содержание фтора в питьевой воде недостаточное, либо нормальное (по данным ГОСТа 0,8-1,5 мг/л) Содержание фтора значения не имеет Повышенное содержание фтора (более 1,5мг/л)
Пятно окрашивается 2% р-ром метиленового синего или другими красителями,интенсивность которого в прямой степени зависит от деминерализации эмали. Окрашивания пятен нет Окрашивания пятен нет
При проведении люминесцентного метода участок деминерализации более интенсивно окрашивается Гашение люминесценции Не наблюдается

Дифференциальная диагностика поверхностного и среднего
кариеса

Поверхностный кариес Средний кариес
При зондировании обнаруживается шероховатый дефект в пределах эмали. Процесс не распространяется глубже эмалево-дентинной границы. При зондировании выявляется неглубокая кариозная полость, стенки и дно которой размягчены. Патологический процесс захватывает средние слои дентина.
Отсутствие жалоб или кратковременная боль от химических раздражителей Отсутствие жалоб или кратковременная боль от химических и термических раздражителей.
Данные ЭОМ – 2-4 мкА. Данные ЭОМ – 2-4 мкА.

Апексфиксация

Тема: «Особенности стоматологического обследования - student2.ru На рентгенограмме определяется незавершенное формирование корня в области 1.1 зуба. Его верхушка, по сравнению с соседним зубом, широко открыта. Рабочая длина устанавливается на 2 мм меньше, чем длина зуба, измеренная по рентгенограмме.

Тема: «Особенности стоматологического обследования - student2.ru Тема: «Особенности стоматологического обследования - student2.ru Слева: после осторожной инструментальной обработки корневой канал заполнили гидроксидом кальция.

Справа: через 20 месяцев повязку удаляют и корневой канал пломбируют гуттаперчей. На рентгенограмме видны регенерация костной ткани в периапикальной области и формирование мостика из твердой ткани зуба.

Тема: «Особенности стоматологического обследования - student2.ru С начала минерализации на рентгенограмме зачатка зуба появляются участки интенсивной тени у резцов и клыков с режущего края у моляров с бугров.

Тема: «Особенности стоматологического обследования - student2.ru При дальнейшем обызвествлении коронки, когда начинается формироваться полость зуба, тень приобретает вид колпачка.

Тема: «Особенности стоматологического обследования - student2.ru Формирующийся корень имеет разную длину в разном возрасте и на рентгенограмме проецируется в виде двух параллельно направленных светлых полос, начинающихся от коронки зуба.

Тесты для контроля знаний при самоподготовке.

1) 6-7

2) 8-9

3) 10-16

4) 17-20

5) 21-30

002.Из эпителия зубного зачатка образуются ткани зуба:

1) эмаль, Насмитова оболочка

2) дентин,пульпа

3) цемент

4) периодонт

5) кость альвеолы

003.Их мезенхимы зубного сосочка образуются:

1) эмаль

2) дентин, пульпа

3) цемент

4) периодонт

5) кость альвеолы

004.Из мезенхимы зубного мешочка образуются:

1)эмаль

2) дентин

3) цемент, периодонт

4) Насмитова оболочка

5) пульпа зуба

005.Минерализация временных зубов начинается:

1) в Iполовине внутриутробного развития

2) в II половине внутриутробного развития

3) в I полугодии после рождения

4) во II полугодии после рождения

5) сразу после рождения

006.Минерализация постоянных резцов и клыков начинается:

1) на 17 неделе внутриутробного развития

2) в конце внутриутробного периода или в первые недели после рождения

3) во втором полугодии после рождения

4) в 2,5-3,5 года

5) в 4-5 лет

007.Минерализация премоляров начинается:

1) в конце внутриутробного периода

2) в первые недели после рождения

3) во втором полугодии после рождения

4) в 2,5-3,5 года

5) в 4-5 лет

008. Минерализация первых постоянных моляров начинается:

1) в конце внутриутробного периода или в первые недели после рождения

2) во втором полугодии после рождения

3) на втором году жизни

4) в 2-3 года

5) в 4-5 лет

009. Минерализация вторых постоянных моляров начинается:

1)в конце внутриутробного периода или в первые недели после рождения

2) во втором полугодии после рождения

3) в 2,5-3,5 года

4) в 4-5 лет

5) в 5-6 лет

010. К концу первого года у здорового ребенка должно прорезаться зубов не
менее:

1)2

2)4

3) 6

4) 8

5) 10

011. К концу второго года жизни у здорового ребенка должны прорезаться зубы:

1)все молочные

2) только нижние центральные молочные резцы

3) все молочные резцы

4) молочные фронтальные зубы

5) молочные фронтальные зубы и первые моляры

012. Все временные зубы у ребенка должны прорезаться к:

1)концу первого года

2) концу второго года

3) 2,5-3 годам

4) к 4 годам

5) 6-7 годам

013.Корни временных резцов заканчивают формирование к:

1) 2 годам

2) 3 годам

3) 4 годам

4) 5 годам

5) 6 годам\

014. Корни временных клыков формируются к:

1)2 годам

2) 3 годам

3) 4 годам

4) 5 годам

5) 6 годам

015. Корни временных моляров формируются к:

1) 2 годам

2) 3 годам

3) 4 годам

4) 5 годам

5) 6 годам

016. Период «физиологического покоя» для корней временных зубов длится:

1) 1 год

2) 1,5-2 года

3) 2,5-3 года

4) 3,5-4 года

5) 4,5-:5 лет

017.Патологическая резорбция корней чаще наблюдается:

1) в интактных зубах с живой пульпой

2) при среднем кариесе

3) при хроническом периодонтите

4) при хроническом фиброзном пульпите

5) при хроническом гангренозном пульпите

018.Физиологическая резорбция корней временных зубов начинается:

1)вскоре после прорезывания зубов

2) в среднем через 1 год после прорезывания зубов

3) в среднем через 2 года после прорезывания

4) в среднем через 3 года после прорезывания зубов

5) в среднем через 3 года после окончания формирования корней зубов

019.Пришеечная область временных резцов минерализуется у ребенка:

1) до рождения

2) в первые 3-4 месяца после рождения

3) сразу после прорезывания зуба

4) к концу первого года жизни

5) к 1,5 годам

020.Ростковая зона корня на рентгенограмме определяется как очаг разреже­ния кости:

1) счеткими контурами у верхушки корня с узким каналом

2) ограниченного по периферии компактной пластинкой у верхушки корня сшироким каналом

3) с нечеткими контурами пламяобразных очертаний у верхушки корня с ши­роким каналом

4) с нечеткими контурами пламяобразных очертаний у верхушки корня суким каналом

5) не определяется

021. Корни постоянных резцов и первых моляров заканчивают свое формирование к:

1)10 годам

2) 11 годам

3) 12 годам

4) 13 годам

5) 15 годам

022. Корни премоляров заканчивают свое формирование к:

1)10 годам 2) 12 годам 3)13 годам

4) 14 годам

5) 15 годам

023.Толщина эмали после прорезывания зуба с увеличением возраста ребенка:

1)увеличивается в результате функционирования энамелобластов

2) не изменяется, т.к. энамелобласты после формирования коронки отсутствуют

3) уменьшается в результате физиологического стирания

4) увеличивается в результате проведения реминерализующей терапии

5) увеличивается в результате функционирования одонтобластов

024.Толщина дентина после прорезывания зуба с увеличением возраста ребенка:

1) увеличивается в результате функционирования одонтобластов

2) увеличивается в результате функционирования энамелобластов

3

Наши рекомендации