Методы исследования нервной системы.

Для оценки развития и состояния нервной системы учитывают предъяв­ляемые жалобы, результаты расспроса матери, а в старшем возрасте и ребенка. При осмотре обращают внимание на крик, двигательнуюактивность, мышечный тонус, безусловные рефлексы и патологическиеневрологические знаки (семиотика поражения).

Осмотр. При осмотре новорожденного учитывают стигмы дизэмбрио­генеза (малые аномалии развития), окружность и форму головы, состояниечерепных швов и родничков, наличие кефалогематом, родовой опухоли, кровоизлияний в склеру глаз, состояние кожи лица и головы. У более старших детей при осмотре можно оценить поведение и реакцию ребенка на окружающее- безразличие, сонливость, апатию, страх, возбуждение, эйфо­рию, а также настроение, выражение лица, мимику, жесты и т. д.

Крик. Начало осмотра нередко сопровождается громким эмоциональ­ным криком. Длительность крика здорового ребенка адекватна действиюраздражителя - голод, тактильные или болевые раздражения, мокрые пе­ленки. Вскоре после его устранения крик прекращается. Крик больногоребенка изменяется как по силе, так и по модуляции. Слабый крик или егоотсутствие у глубоко недоношенного ребенка не вызывает беспокойстваврача. Раздражительный, пронзительный, «мозговой» крик сопровождаетсубарахноидальные кровоизлияния и повышение внутричерепного давленияиного генеза. Особенности крика новорожденного могут способствоватьдиагностике некоторых наследственных заболеваний (болезнь Дауна, синд­ром «кошачьего крика»).

Двигательная активность. Проверку двигательной сферы начинают с внешнего осмотра ребенка. У здорового новорожденного верхние и ниж­ние конечности согнуты и приведены к туловищу, пальцы рук сжаты в кулачки с оппонированным большим пальцем, стопы находятся в умерен­ном тыльном сгибании по отношению к голеням под углом 90-100°(физиологическая поза).

у новорожденного имеется реакция на температурные и болевые раз­дражители. В ответ на холодовое раздражение уменьшается двигательнаяактивность, появляется сосудистая кожная реакция в виде мраморностикожных покровов, часто наблюдаются тремор подбородка, плач. Приперегреве беспорядочные движения нарастают. Для болевых раздражителейхарактерны недифференцированная общая и местная двигательная реакциис движением в противоположном раздражению направлении. Повышениедвигательной активности (как спонтанной, так и в ответ на раздражение) можно выявить при помощи проверки рефлекса Моро при постукивании по пеленальнику. При внешнем осмотре можно отметить такой признак повышенной нервно-рефлекторной возбудимости, так тремор. Мелкораз­машистый тремор рук и нижней челюсти, возникающий при крике илибеспокойстве ребенка в первые 3 дня жизни, обычно не является признакомпоражения цнс. Длительный тремор конечностей, особенно при наличиидругой патологической симптоматики, даже в первые дни жизни следуетрасценить как патологию.

у более старших детей координация движений оценивается как при осмотре (излишняя суетливость, двигательное беспокойство, добавочные движения), так и при про ведении координационных проб (коленно-пяточ­ная, пальценосовая, мимические и др.).

Мышечный тонус.У новорожденных имеется физиологический гипер­тонус сгибателей, т. е. определяется затруднение при пассивном разгибанииконечностей как в проксимальных, так и в дистальных отделах. Гипертонуссгибателей сохраняется до 2,5- 3,5 мес и в дальнейшем переходит в нор­мальный (нормотонус).

Резкое снижение или отсутствие мышечного тонуса даже в первые минуты жизни является одним из диагностических критериев поражения нервной системы плода.

Объективной оценке мышечного тонуса способствует проведение пробы на тракцию и способность удержания тела в горизонтальном положении лицом вниз над поверхностью пеленальника (на руке исследующего). Ослабление мышечного тонуса у новорожденного может быть признаком недоношенности или незрелости. У доношенных детей низкий мышечный тонус свидетельствует о пере несенной тяжелой гипоксии, субдуральном кровоизлиянии, острой надпочечниковой недостаточности. Снижением мышечного тонуса сопровождаются обменные нарушения (гипогликемия, метаболический ацидоз, гипермагниемия и т. д.), а также многие тяжелые соматические заболевания. Низкий мышечный тонус отмечают также при некоторых наследственных болезнях, как хромосомных (болезнь Дауна), так и обмена веществ (фенилкетонурия), а также при миопатиях.

Повышение мышечного тонуса возможно при внутричерепной родовой травме (чаще при субарахноидальном кровоизлиянии), гнойном менингите, гипербилирубиновой энцефалопатии, внутриутробной инфекции с пора­жением ЦНС. Наряду с повышением мышечного тонуса нередко возникаетего неравномерность в отдельных группах мышц (дистония).

Изменение мышечного тонуса обусловливает возникновение некоторых патологических поз и движений ребенка первых месяцев жизни. Раскрытие кисти со свисающими пальцами (так называемые «тюленьи», или «плав­никовые», лапки) наиболее характерно для нарушений мозгового кровооб­ращения с внутричерепной гипертензией. Малоподвижная рука с разги­

банием и внутренней ротацией кисти указывает на возможность повреж­дения шейного отдела спинного мозга. Вытянутые ноги с тенденцией к перекрещиванию на уровне бедер и варусная установка стоп с резкимтыльным сгибанием характерны для спастического пареза. Разогнутыеконечности с внутренней ротацией рук и отведением бедер (<<поза ля­гушки»), со свисающими стопами встречаются при двигательных нару­шениях периферического типа (при натальном поражении поясничногоотдела спинного мозга), особенно часто при ножном предлежании плодаи тракции за ножки.

Наши рекомендации