Дайте оценку приведенным результатам экспертизы, сформулируйте предписание по устранению выявленных нарушений.
Задание № 1а.
В ходе планового обследования общеобразовательного учреждения проводилась экспертная оценка организации физического воспитания врачом отдела гигиены детей и подростков ФГУЗ Роспотребнадзора. В ходе экспертизы установлено: по расписанию урок физкультуры в 8 классе проводится в понедельник вторым уроком, после урока математики. Данные хронометража свидетельствуют, что занятие было целиком посвящено двусторонней игре в баскетбол. Одновременно на каждой половине спортзала соревновались по 2 команды смешанного состава (3 юноши и 2 девушки). Прирост ЧСС к 30-й минуте занятия составил по сравнению с исходным уровнем в среднем 20 %.
Дайте оценку приведенным результатам экспертизы, сформулируйте предписание по устранению выявленных нарушений.
Задание № 2.
Из 300 школьников 1-х классов в течение года обращались к врачу в связи с заболеваниями верхних дыхательных путей по одному разу – 100 человек, по два раза – 50, по три раза – 20, по четыре раза – 20, по пять раз – 10.
Определите индекс здоровья первоклассников и удельный вес часто болеющих детей.
Задание № 4.
Гигиеническая оценка учебного процесса в общеобразовательной школе
Задание: Дополните недостающие разделы.
Чередование уроков
Задание № 4 а.
Дайте оценку правильности составления расписания в 8А и 8Б классах, изобразив графически цифровые данные, если сумма баллов с использованием шкалы трудности уроков по дням недели составляет:
9А класс: понедельник – 36, вторник – 38, среда – 42, четверг – 46, пятница – 39, суббота – 42.
10Б класс: понедельник – 41, вторник – 41, среда – 40, четверг – 41, пятница – 40, суббота – 41.
Задание № 5.
При обследовании дошкольной организации установили: в старшей дошкольной группе 20 детей. В группе имеется следующее оборудование:
Оборудование | Высота, см | Группа мебели | Количество штук |
1. Стол двухместный | |||
2. Стул | |||
Показатели роста детей старшей группы:
Группа роста детей (см) | Необходимая группа мебели | Количество детей. |
100-115 | ||
115-130 |
Дайте оценку мебели и характеристику возможности правильного рассаживания детей.
Задание № 6.
При обследовании условий рассаживания учащихся 3 класса общеобразовательной школы установлено:
Группа роста детей (см) | Число учащихся | Группа мебели | Количество парт |
115-130 | |||
130-145 | |||
145-160 |
Дайте заключение о возможности правильного рассаживания учащихся.
Задание № 6
Дайте гигиеническую оценку микроклимата в классе общеобразовательной школы, расположенной в III климатическом районе.
Задание № 7.
Уроки химии в старших классах проводились с использованием аудиовизуальных технических средств обучения (ТСО). Получены следующие результаты изменения умственной работоспособности после уроков (в % к исходным данным).
Использование ТСО (мин) | Корректурные пробы | Число случаев снижения КЧСМ | |
Число работ без ошибок | Число случаев с выраженным утомлением | ||
До 20 минут | 23,1 | 11,5 | 25,0 |
25-30 минут | 6,9 | 21,5 | 60,0 |
Задание № 8.
При оценке умственной работоспособности на уроке чтения в 3 классе, проводимого с различной длительностью изложения нового материала, врач использовал корректурные таблицы Анфимова. Получены следующие результаты (в % к исходным данным):
Продолжитель-ность изложения нового материала | Кол–во ошибок на 500 знаков | Процент работ без ошибок | Кол–во плохих + удовлетв. работ | Коэффи циент продуктивности «П» |
До 10 мин. | –12,5 | + 23,2 | + 16,71 | –63,7 |
11-20 мин. | +78,3 | –42,2 | + 88,5 | –175,2 |
21-30 мин. | –1,8 | + 7,9 | –7,3 | + 36,7 |
Задание № 9.
Дана оценка изменения работоспособности учащихся 2 класса под влиянием уроков математики, различных по интенсивности работы на уроке. Получены следующие результаты (в процентах к исходным данным):
Количество решенных примеров | Количество ошибок на 500 знаков | Процент работ без ошибок | Количество плохих + удовлетв. работ | Коэффи циент продуктивности «П» |
До 10 | +22,9 | –37,3 | +51,5 | –39,4 |
11-20 | –4,8 | +26,1 | –8,7 | +11,8 |
> 20 | +18,8 | –10,0 | +168,0 | –200,0 |
Задание № 11.
Выберите оптимальный вариант организации урока физического воспитания, дайте физиолого-гигиеническое обоснование представленных данных.
Показатели общей и моторной плотности урока физического воспитания в 6 классах общеобразовательной школы.
Задание № 11а.
Расписание занятий для учащихся 4-го класса характеризуется следующими показателями: в неделю проводится 2 урока физкультуры и 2 урока труда. Уроки физкультуры стоят последними в понедельник и среду, а уроки труда – 1-2 уроками в понедельник. Математика предмет ежедневный, по дням недели располагается на следующих уроках: в понедельник – на 5 уроке, во вторник – на 6 уроке, в среду – на 2 уроке, в четверг, пятницу и субботу – на предпоследнем уроке – 4 уроке. В понедельник, среду и четверг учебный день состоит из 6 уроков, во все остальные дни – из 5 уроков.
Задание № 12.
При оценке рассаживания учащихся в классе установили:
За третьей партой в первом ряду у окна (группа мебели № 1) сидит ученик, страдающий хронической пневмонией, его рост 135 см. В среднем ряду за первой партой (группа мебели № 2) сидит ученик с нарушением остроты зрения, его рост 150 см. В третьем ряду (у двери) за четвертой партой сидит ученик с понижением остроты слуха.
Задача № 15.
Дайте гигиеническую оценку разнообразия пищевого рациона (по блюдам) для учащихся общеобразовательной школы:
Наименование блюда | День | Всего | |||||||||
Каши: | |||||||||||
Рисовая | · | · | |||||||||
Геркулесовая | · | · | |||||||||
Гречневая пуховая | · | · | |||||||||
Манная | · | · | |||||||||
Пшеничка | · | ||||||||||
Пшенная | · | ||||||||||
Омлет | · | · | |||||||||
Супы: | |||||||||||
Щи со свежей капустой | · | ||||||||||
Картофельный с макаронами | · | · | |||||||||
Борщ со свежей капустой | · | ||||||||||
Картофельный с горохом | · | ||||||||||
Щи с квашеной капустой | · | · | |||||||||
Щи по-уральски | · | ||||||||||
Картофельный с рисом | · | ||||||||||
Овощной | · | ||||||||||
Вторые блюда: | |||||||||||
Гуляш мясной | · | ||||||||||
Голубцы ленивые | · | ||||||||||
Котлета домашняя | · | ||||||||||
Биточки | · | ||||||||||
Плов говяжий | · | · | |||||||||
Шницель | · | ||||||||||
Сосиски тушеные | · | · | |||||||||
Жаркое по-домашнему | · | ||||||||||
Гарниры: | |||||||||||
Макароны | · | · | |||||||||
Рис отварной | · | ||||||||||
Капуста квашеная тушеная | · | ||||||||||
Капуста свежая тушеная | · | ||||||||||
Капуста квашеная | · |
Задача № 16.
Дайте гигиеническую оценку разнообразия и повторяемости блюд в детской организации:
Наименование блюда | День | Всего | |||||||||
Каши: | |||||||||||
Гречневая | · | · | |||||||||
Рисовая | · | · | |||||||||
Пшеничка | · | · | |||||||||
Геркулесовая | · | ||||||||||
Манная | · | ||||||||||
«Ассорти» | · | · | |||||||||
Омлет | · | ||||||||||
Супы: | |||||||||||
Картофельный со сметаной | · | · | |||||||||
Гороховый | · | ||||||||||
Овощной со сметаной | · | · | |||||||||
Куриный бульон с гренками | · | · | · | ||||||||
Щи из свежей капусты | · | ||||||||||
Борщ со сметаной | · | ||||||||||
Вторые блюда: | |||||||||||
Оладьи из печени | · | ||||||||||
Котлеты мясные | · | ||||||||||
Сосиска в тесте | · | · | |||||||||
Биточки мясные | · | ||||||||||
Котлеты куриные | · | · | |||||||||
Зразы с яйцом | · | ||||||||||
Рыбные биточки | · | ||||||||||
Рыба отварная | · | ||||||||||
Гарниры: | |||||||||||
Картофельное пюре | · | · | |||||||||
Овощное пюре | · | · | |||||||||
Овощи тушеные | · | · | · | ||||||||
Салат из свежей капусты | · | ||||||||||
Картофель по-домашнему | · |
Задание № 17.
Характеристика расписания уроков физкультуры в общеобразовательной школе.
классы | Дни недели | ||||||
понедельник | вторник | среда | четверг | пятница | суббота | ||
I ступень | 2-й урок | 5-й урок | 3-й урок | ||||
4-й урок | 5-й урок | 3-й урок | |||||
3-й урок | 4-й урок | 4-й урок | |||||
II ступень | 3-й урок | ||||||
5-й урок | 2-й урок | ||||||
1-й урок | 2-й урок | ||||||
6-й урок | 4-й урок | ||||||
III ступень | 4-й урок | 5-й урок | |||||
5-й урок | 6-й урок | ||||||
6-й урок | 6-й урок |
Задание № 18а.
Обоснуйте различия в заболеваемости в нижеуказанных возрастных группах.
Заболеваемость населения (все классы болезней), 2005-2010 гг.
Задача № 32.
Для оценки изменения функционального состояния зрительного анализатора учащихся под влиянием урока русского языка использованы следующие методы физиологических исследований:
1. Корректурные таблицы с кольцами Ландольта;
2. Хронорефлексометрия;
3. Определение устойчивости внимания;
4. Определение КЧСМ.
Задание № 29.
Оценка состояния здоровья детей и подростков.
Задание № 1а.
В ходе планового обследования общеобразовательного учреждения проводилась экспертная оценка организации физического воспитания врачом отдела гигиены детей и подростков ФГУЗ Роспотребнадзора. В ходе экспертизы установлено: по расписанию урок физкультуры в 8 классе проводится в понедельник вторым уроком, после урока математики. Данные хронометража свидетельствуют, что занятие было целиком посвящено двусторонней игре в баскетбол. Одновременно на каждой половине спортзала соревновались по 2 команды смешанного состава (3 юноши и 2 девушки). Прирост ЧСС к 30-й минуте занятия составил по сравнению с исходным уровнем в среднем 20 %.
Дайте оценку приведенным результатам экспертизы, сформулируйте предписание по устранению выявленных нарушений.
Задание № 2.
Из 300 школьников 1-х классов в течение года обращались к врачу в связи с заболеваниями верхних дыхательных путей по одному разу – 100 человек, по два раза – 50, по три раза – 20, по четыре раза – 20, по пять раз – 10.
Определите индекс здоровья первоклассников и удельный вес часто болеющих детей.
Задание № 4.
Гигиеническая оценка учебного процесса в общеобразовательной школе
Задание: Дополните недостающие разделы.
Чередование уроков
Задание № 4 а.
Дайте оценку правильности составления расписания в 8А и 8Б классах, изобразив графически цифровые данные, если сумма баллов с использованием шкалы трудности уроков по дням недели составляет:
9А класс: понедельник – 36, вторник – 38, среда – 42, четверг – 46, пятница – 39, суббота – 42.
10Б класс: понедельник – 41, вторник – 41, среда – 40, четверг – 41, пятница – 40, суббота – 41.
Задание № 5.
При обследовании дошкольной организации установили: в старшей дошкольной группе 20 детей. В группе имеется следующее оборудование:
Оборудование | Высота, см | Группа мебели | Количество штук |
1. Стол двухместный | |||
2. Стул | |||
Показатели роста детей старшей группы:
Группа роста детей (см) | Необходимая группа мебели | Количество детей. |
100-115 | ||
115-130 |