Профилактика фенилкетонурии.
• Необходимо проверять всех новорожденных на фенилкетонурию, потому что раннее обнаружение и вовремя начатое лечение заболевания могут предотвратить развитие тяжелой умственной отсталости.
• Женщинам, больным фенилкетонурией, по достижении репродуктивного возраста необходимо обратиться за медико-генетической консультацией, т. к. у их детей чаще обычного наблюдаются церебральные нарушения, умственная отсталость, микроцефалия, врожденные аномалии сердца, нервной системы и др. органов. Опасность рождения больного ребенка уменьшается, если до зачатия и во время беременности женщина будет соблюдать диету с низким содержанием фенилаланина
3.Современная классификация умственной отсталости: по степени выраженности дефекта на основе этиопатогенетического принципа и учета времени проявления дефекта.
Умственная отсталость является обширной группой разнообразных по этиологии и патогенезу заболеваний, которые имеют различные клинические проявления. Общим для них является следующее:
• результат дизонтогенеза мозга;
• ведущие нарушения - интеллектуальная недостаточность и недоразвитие эмоциональной сферы;
• отсутствие прогродиентности (Г.Е Сухарева, 1965; В.В. Ковалев, 1995)
В отечественной психиатрии наиболее известны систематики М.С. Певзнер
(1959), С.С. Мнухина (1961), Г.Е. Сухаревой (1965), Д.Н. Исаева (1982), В.В. Ковалева (1995).В.В. Лебединского.
В.В Лебединский отмечал, что психологические параметры по-разному проявляются при различных видах дизонтогенеза. В.В.Лебединский представил следующие варианты дизонтогенеза:
1. Дизонтогенез по типу общего стойкого недоразвития.
Для этого варианта типично раннее время поражения, когда наблюдается выраженная незрелость мозговых систем. Типичный пример стойкого недоразвития - олигофрения.
2. Задержанное развитие. Характеризуется оно замедленным темпом формирования познавательной деятельности и эмоциональной сферы с их временной фиксацией на более ранних возрастных этапах. Варианты задержанного развития: конституционный, соматогенный, психогенный, церебральный (церебрально-органический).
3. Поврежденное развитие. В этиологии поврежденного развития наследственные заболевания, внутриутробные, родовые и послеродовые инфекции, интоксикации и травмы центральной нервной системы, но патологическое воздействие на мозг идет на более поздних этапах онтогенеза (после 2-3 лет). Характерная модель поврежденного развития - органическая деменция .
4. Дефицитарное развитие. Этот вид связан с тяжелыми нарушениями отдельных анализаторных систем (зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата).
5. Искаженное развитие. В данном случае наблюдаются сложные сочетания общего недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций. Характерным примером является ранний детский аутизм (РДА). Аутизм проявляется в отсутствии или значительном снижении контактов, в «уходе» в свой внутренний мир.
6. Дисгармоничное развитие. При этом варианте наблюдается врожденная либо рано приобретенная стойкая диспропорциональность психического развития в эмоционально-волевой сфере. Характерная модель дисгармоничного развития - психопатия и патологическое формирование личности.
Пути изучения проблемы умственной отсталости были четко сформулированы Груней Ефимовной Сухаревой, которая рассматривает их в трех аспектах - биологическом, клиническом и социальном.
· Биологический аспект предполагает необходимость тесной связи детской психиатрии с такими смежными науками, как эмбриология, биохимия, медицинская генетика, поскольку достижения в области данных наук способствуют раскрытию патогенеза некоторых форм слабоумия;
· клинический аспект предполагает необходимость дальнейшего расчленения олигофрении, представляющих сборную группу из различных по этиологии и патогенезу болезненных состояний, на отдельные клинические формы. При этом требуется подробное изучение соматического состояния и психопатологической картины с использованием современных методов обследования (патофизиологического, биохимического, серологического и др.);
По выраженности интеллектуального дефекта выделяют несколько степеней умственной отсталости. Общепринятая классификация, основанная на систематизации различных форм олигофрении в зависимости от степени интеллектуальной недостаточности, определяет три основные группы: дебилъностъ, имбецильностъ и идиотию.
В странах Западной Европы и США эти термины используются лишь в узком профессиональном кругу специалистов (например, медиками). В широкой социальной и педагогической практике используется обобщающее определение «труднообучаемые».
Согласно классификации, принятой Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) в 1994 г., умственная отсталость включает четыре степени снижения интеллекта: незначительную, умеренную, тяжелую и глубокую в зависимости от количественной оценки интеллекта (IQ).
Сопоставление качественной характеристики снижения интеллекта (Россия) и количественной характеристики (зарубежные страны) дает следующие соотношения:
IQ | Международная система | Российская система |
71 и выше | норма | норма |
50-70 (F- 70) | незначительная умственная отсталость (в зрелом возрасте умственное развитие соответствует развитию в возрасте 9-12 лет).Вероятны некоторые трудности обучения в школе. Многие взрослые будут в состоянии работать, поддерживать нормальные социальные отношения и вносить вклад в общество | дебильность |
35-49 (F-71) | умеренная умственная отсталость трудности в обучении (в зрелом возрасте умственное развитие соответствует развитию в возрасте 6-9 лет). Вероятно заметное отставание в развитии с детства, но большинство может обучаться и достичь определенной степени независимости в самообслуживании, приобрести адекватны коммуникационные и учебные навыки. Взрослые будут нуждаться в разных видах поддержки в быту и на работе. | имбецильность |
25-39 (F-72) | тяжелая умственная отсталость значительные трудности в обучении (в зрелом возрасте умственное развитие соответствует развитию в возрасте 3-6 лет). Вероятна необходимость постоянной поддержки. | идиотия |
20 и ниже | глубокая умственная отсталость (в зрелом возрасте умственное развитие ниже развития в трехлетнем возрасте). Результатом является тяжелое ограничение самообслу -живания, коммуникабельности и подвижности, а также повышенная сексуальность. |
Умеренная имбецильность (IQ= 35-49) ребёнок имеет фразовую речь. Может узнавать и воспринимать буквы, слоги, простые слова. Возможно обучение элементарным трудовым навыкам. В младенческом возрасте такие дети начинают позже держать головку (к четырем-шести месяцам и позже), самостоятельно переворачиваться, сидеть. Овладевают ходьбой после трех лет. У них практически отсутствуют гуление, лепет, не формируется «комплекс оживления». У этих детей отсутствует интерес к игрушкам, поздно формируется фиксация взгляда на предметах. В 2-4 летнем возрасте затруднено понятие обращённой к ним речи, отсутствует собственная речь. Игра этих детей ограничивается манипуляциями с предметами. В младшем школьном возрасте дети не умеют правильно называть цвета, геометрические формы.
Резко выраженная имбецильность (IQ = 20-34)Дети способны к усвоению не только навыков гигиены, но и элементарному самообслуживанию. Речь их бедна, фраза состоит из 2-3 слов, которые употребляются в связи с реальными повседневными ситуациями.
Глубокая имбецильность (IQ = 5-19). Эта форма на грани идиотии. Этим больным доступно формирование навыков гигиены. Они узнают близких, реагируют на их привычные просьбы, используют отдельные слова с целью общения. Фразовая речь отсутствует.
Дебильность- незначительная степень умственной отсталости. Эта категория лиц составляет большинство среди страдающих умственной отсталостью (70-85%).
Дети отстают в развитии от нормально развивающихся сверстников. Они, как правило, позже начинают ходить, говорить, в более поздние сроки овладевают навыками самообслуживания. Эти дети неловки, физически слабы, часто болеют. Они мало интересуются окружающим: не исследуют предметы, не стремятся узнать о них у взрослых, равнодушны к процессам и явлениям, происходящим в природе и социальной жизни. К концу дошкольного возраста их активный словарь беден. Фразы односложны. Дети не могут передать элементарное связное содержание. Пассивный словарь также значительно меньше по объему, чем в норме. Они не понимают конструкций с отрицанием, инструкций, состоящих из двух-трех слов, даже в школьном возрасте им трудно поддерживать беседу, так как они не всегда достаточно хорошо понимают вопросы собеседника.
Без коррекционного обучения к концу дошкольного возраста у этих детей формируется только предметная деятельность. Игровая деятельность не становится ведущей. В младшем дошкольном возрасте у них преобладают бесцельные действия с игрушками (несет кубик в рот, бросает куклу), к старшему дошкольному возрасту появляются предметно-игровые действия (укачивание куклы, катание машины), процессуальная игра - многократное повторение одних и тех же действий. Игровые действия не сопровождаются эмоциональными реакциями и речью. Сюжетно-ролевая игра самостоятельно, без специального коррекционного обучения не формируется.
Общение ребенка с нормально развивающимися сверстниками затруднено: его не принимают в игру, так как он не умеет играть. Он становится отверженным в среде сверстников и вынужден играть с более младшими детьми.
Такой ребенок в условиях обычного детского сада испытывает стойкие трудности в усвоении программного материала на занятиях по формированию элементарных математических представлений, развитию речи, ознакомлению с окружающим, конструированию. Если ребенок не получил в детском саду специальной педагогической помощи, он оказывается не готовым к школьному обучению.
Часто дети с незначительной умственной отсталостью воспитываются в условиях массового детского сада, так как их отставание неярко выражено. Но, попадая в массовую общеобразовательную школу, они сразу же испытывают значительные затруднения в усвоении таких учебных предметов, как математика, русский язык, чтение. Часто остаются на второй год, но и при повторном обучении не усваивают программный материал. Для того чтобы как можно раньше установить причины трудностей и оказать ребенку специальную педагогическую помощь, необходимо провести его психолого-медико-педагогическое обследование в ПМПК. Если это будет необходимо, ему будет рекомендовано обучение в другом типе школы.
Несмотря на трудности формирования представлений и усвоения знаний и навыков, задержку в развитии разных видов деятельности, дети с незначительной умственной отсталостью все же имеют возможности для развития. У них в основном сохранно конкретное мышление, они способны ориентироваться в практических ситуациях, ориентированы на взрослого, у большинства из них эмоционально-волевая сфера более сохранна, чем познавательная, они охотно включаются в трудовую деятельность.
Имбецильностъявляется умеренной степенью умственной отсталости. При этой форме поражены как кора больших полушарий головного мозга, так и нижележащие образования. Это нарушение выявляется в ранние периоды развития ребенка. В младенческом возрасте такие дети начинают позже держать головку (к четырем-шести месяцам и позже), самостоятельно переворачиваться, сидеть. Овладевают ходьбой после трех лет. У них практически отсутствуют гуление, лепет, не формируется «комплекс оживления».
Речь появляется к концу дошкольного возраста и представляет собой отдельные слова, редко фразы. Часто значительно нарушено звукопроизношение. Существенно страдает моторика, поэтому навыки самообслуживания формируются с трудом и в более поздние сроки, чем у нормально развивающихся детей.
Познавательные возможности резко снижены: грубо нарушены ощущения, восприятие, память, внимание, мышление.
Основной чертой, характерной для лиц данной категории, является неспособность к самостоятельному понятийному мышлению. Имеющиеся понятия носят конкретный бытовой характер, диапазон которых очень узок. Речевое развитие примитивно, собственная речь бедна, хотя понимание речи на бытовом уровне сохранно.
Дети с умеренной степенью умственной отсталости (имбецильность) признаются инвалидами детства. Эти дети вполне обучаемы, т.е. способны овладеть навыками общения, социально-бытовыми навыками, грамотой, счетом, некоторыми сведениями об окружающем мире, научиться какому-либо ремеслу. В то же время они не могут вести самостоятельный образ жизни, нуждаются в опеке.
В дошкольном возрасте дети могут посещать специальные детские сады для детей с нарушением интеллекта, а в 7-8 лет они могут быть приняты в специальные (коррекционные) школы VIII вида, где для них созданы специальные классы. Также они могут обучаться в школах для детей с выраженным нарушением интеллекта.
По окончании школы юноши и девушки находятся в семье, они способны выполнять простейший обслуживающий труд, брать на дом работу, не требующую квалифицированного труда (склеивание конвертов, коробок и т.д.). Практика показала, что лица с умеренной степенью умственной отсталости прекрасно справляются с сельскохозяйственным трудом (опыт кэмпхилл-общин), который доставляет им радость, давая возможность самореализоваться.
Идиотия - самая тяжелая степень умственной отсталости. Диагностика этих грубых нарушений возможна уже на первом году жизни ребенка. Среди многочисленных признаков особо выделяются нарушения статических и моторных функций: задержка в проявлении дифференцированной эмоциональной реакции, неадекватная реакция на окружение, позднее появление навыков стояния, ходьбы, относительно позднее появление лепета и первых слов, слабый интерес к окружающим объектам и игре.
Диагностика основывается также на данных о здоровье членов семьи, течении беременности и родов, а также на результатах генетических и пренатальных исследований.
У взрослых резко нарушены процессы памяти, восприятия, внимания, мышления, снижены пороги чувствительности. Им недоступно осмысление окружающего, речь развивается крайне медленно и ограниченно или не развивается вообще. Наблюдаются тяжелые нарушения моторики, координации движений, пространственной ориентировки. Часто эти нарушения так тяжелы, что вынуждают к ведению лежачего образа жизни. Медленно и трудно формируются элементарные навыки самообслуживания, в том числе гигиенические.
Однако дети с тяжелой умственной отсталостью так же, как и остальные, способны развиваться. Они могут научиться частично, обслуживать себя, овладеть навыками общения (речевым или безречевым), расширять свои представления об окружающем мире.
В России лица этой категории в основном находятся в учреждениях Министерства социальной защиты, где за ними обеспечивается только уход.
Деменция - слабоумие, стойкое снижение познавательной деятельности, критики, памяти, ослабление и огрубение эмоционально-волевой сферы. В детском возрасте деменция возникает в результате органических поражений мозга при шизофрении, эпилепсии, воспалительных заболеваниях мозга (менингоэнцефалиты), травмах мозга (сотрясения, ушибы). К возрасту 2-3 лет значительная часть мозговых структур уже сформирована, поэтому воздействие патогенных факторов вызывает только их повреждение.
В раннем возрасте разграничение деменции и олигофрении представляет большие сложности. В отличие от олигофрении нарушение деятельности мозга при деменции наступает после определенного периода нормального развития ребенка. Обычно деменция возникает или начинает грубо прогрессировать в возрасте 2-3 лет. Этим временным фактором в значительной степени определяется отличие течения и клинико-психологической структуры интеллектуального дефекта при деменции от олигофрении. Так, структура интеллектуальной недостаточности при деменции отличается неравномерностью различных познавательных функций. Кроме того, при деменции часто наблюдается несоответствие между запасом знаний и крайне ограниченными возможностями их реализации.
В раннем возрасте деменция проявляется в виде утраты позднее приобретенных навыков. Например, если деменция возникает у ребенка 3 лет, то прежде всего теряется речь, пропадают навыки самообслуживания и опрятности, затем могут утрачиваться и ранее приобретенные навыки (ходьба, чувство привязанности к близким и т. п.). Характерными признаками начала деменции являются появление нецеленаправленного, так называемого полевого поведения, общая двигательная расторможенность, аффективная возбудимость, некритичность, немотивированно повышенный фон настроения.
При заболевании в старшем дошкольном возрасте наиболее выраженным является искажение игровой деятельности - она становится стереотипной, однообразной. Если же заболевание начинается в младшем школьном возрасте, то довольно долгое время у ребенка можно наблюдать сохранную речь, учебные навыки. Но в то же время становится заметно резкое снижение интеллектуальной работоспособности и учебной деятельности в целом, изменяется поведение детей. В зависимости от динамики болезненного процесса различают резидуалъную органическую деменцию, при которой нарушения интеллекта представляют собой остаточные явления поражения мозга, и прогрессирующую органическую деменцию, вызванную текущим органическим патологическим процессом в головном мозге. При прогрессирующей деменции явления интеллектуального распада постоянно нарастают.
Кроме описанных выше основных форм олигофрении среди учащихся специальной школы встречаются дети с более редкими формами олигофрении. Остановимся на некоторых из них.
Олигофрения, осложненная гидроцефалией.Гидроцефалия возникает в результате стойкого нарушения баланса между секрецией ликвора и условиями его всасывания. По характеру течения гидроцефалию делят на прогрессирующую и компенсированную. В тех случаях, когда после некоторого периода существования прогрессирующей гидроцефалии внутричерепное давление нормализуется, заболевание приобретает компенсированный характер. Однако желудочки мозга и при компенсированной форме гидроцефалии остаются расширенными. Многие авторы рассматривают гидроцефалию как симптом, сопутствующий различным патологическим проявлениям, другие - как самостоятельное заболевание. Ряд исследователей подчеркивают роль наследственных факторов в происхождении врожденной гидроцефалии. Другие авторы рассматривают патологию родов как фактор, имеющий наибольшее значение в возникновении гидроцефалии. Внутричерепные кровоизлияния и проникновение крови в ликвор встречаются при родовых травмах довольно часто.
В настоящее время нет достаточно точных данных о частоте гидроцефалии. Количество умственно отсталых детей при гидроцефалии отмечается в 0,4-2,0% случаев.
Наиболее характерными для гидроцефалии являются снижение работоспособности (повышенная утомляемость, нарушение внимания), своеобразные изменения поведения, нередко с элементами выраженной лобной недостаточности (преобладание немотивированно повышенного фона настроения с эйфорическим характером, снижение критики к себе и окружающим, недоучет ситуации). Эти особенности сочетаются как с нормальным уровнем интеллекта, так и с различными степенями его снижения. У этих детей часто отмечается хорошо развитая произносительная сторона речи со склонностью к резонерским рассуждениям, с множеством штампов и оборотов, заимствованных из речи взрослых и не всегда полностью семантически осознаваемых.
. В процессе обучения у этих детей наблюдаются специфические ошибки на письме в виде пропусков букв, слогов, слов, перестановок букв в словах. Несмотря на то, что эти дети имеют представление о числе и элементарных числовых отношениях, они плохо овладевают приемами устного счета, не удерживают в памяти простейших примеров, условий задачи. Детям с гидроцефалией свойственна повышенная возбудимость, импульсивность и в некоторых случаях недостаточная мотивированность поведения. Вся перечисленная симптоматика носит неустойчивый характер, она нарастает в связи с общим утомлением и меняется в зависимости от условий, в которых ребенок выполняет то или иное задание.
Коррекционная направленность в работе. При данной форме олигофрении необходимо наряду с обычными коррекционно-педагогическими методами применять специальные коррекционные мероприятия, направленные на организацию деятельности ребенка. Его нужно учить удерживать в памяти словесные инструкции, преодолевать трудности и доводить начатое дело до конца, по возможности адекватно оценивать собственные действия и их конечный результат.
Олигофрения при врожденном сифилисевозникает вследствие болезни матери сифилисом в период беременности. В этих случаях у ребенка выявляются соматические и неврологические признаки раннего врожденного сифилиса; может иметь место грубый интеллектуальный дефект.
Сифилитические токсины оказывают влияние не только на плод, но и на генеративные клетки родителей, вызывая поражение зачатка. Подобные заболевания относятся к группе парасифилитических.
Олигофрения парасифилитической этиологии среди учащихся специальных школ встречается примерно в 1-3% случаев. У этих детей отмечается легкая остаточная неврологическая симптоматика, частые жалобы на головную боль, плохую переносимость жары, духоты. У большинства из них до 11-17 лет наблюдается ночной энурез. Психическое недоразвитие отмечается с раннего детства. Запаздывает развитие ходьбы и речи. Дети плохо включаются в игры, не понимают и не принимают их условий. Аффективная лабильность проявляется в повышенной плаксивости, возбудимости, упрямстве, склонности к конфликтам и агрессии. В школе сразу выявляются трудности в обучении, непонимание учебного материала, особенно счетных операций, грамматических правил и т. п. В условиях специальной школы у этих учащихся рано выявляется патология поведения: агрессивность, расторможенность влечений и т. д. В случаях, когда симптомы, осложняющие интеллектуальное недоразвитие, имеют негрубый характер, наблюдаются относительно неплохая динамика психического развития и, как правило, хорошая социально-трудовая адаптация.
Умственная отсталость при фенилкетонурии. Врожденные дефекты метаболизма (нарушения секреторной функции эндокринной системы) занимают особое место среди наследственных форм умственной отсталости у детей. Одной из наиболее часто встречающихся форм нарушения аминокислотного обмена является фенилкетонурия (ФКУ). Этиология и механизм этого заболевания достаточно сложны, поэтому отметим только то, что в результате нарушения обмена аминокислот мозг с первых дней жизни попадает в неблагоприятные для нормального развития условия, что ведет к возникновению в нем деструктивных и дегенеративных изменений. ФКУ является текущим дегенеративным процессом по типу прогрессирующей деменции. Нервно-психические нарушения не ограничиваются умственной отсталостью, а включают в себя и различные формы нарушения поведения, неустойчивость и снижение работоспособности и внимания, церебрастенические явления, неврозоподобные и психотические расстройства.
Анализ адаптации к школе детей с ФКУ показал, что наибольшие трудности отмечаются, как правило, на первом и втором годах обучения. Дети с трудом вступают в контакт с педагогами и сверстниками. Они плохо переносят любые изменения во внешней среде и часто дают негативные реакции на требования педагога, его попытки включить их в детский коллектив. Для преодоления трудностей адаптационного периода большое значение имеет контакт педагога с ребенком.
Коррекционная направленность в работе. При правильном педагогическом подходе удается достичь более быстрого привыкания ребенка к школе, нормализации его поведения в классе, исполнения требований, контакта с детьми. Все это создает более благоприятные условия для воспитания и обучения. В то же время смена педагога, перевод в другую школу или класс почти во всех случаях ведут к срыву установленного с таким трудом стереотипа поведения и повторному возникновению патологических реакций.
Олигофрения, осложненная ревматическим поражением нервной системы.Раньше оно рассматривалось как ревматический энцефалит. Однако в последнее время выяснилось, что ревматическое поражение нервной деятельности, представляет собой длительное заболевание. Оно может протекать в виде ряда приступов хореи(от греч. пляска) - заболевание нервной системы, основными симптомами являются подергивания, непроизвольные, аритмичные, нескоординированные сокращения мускулатуры, наблюдающиеся как в покое, так и при движениях и исчезающие во сне), но может иметь и иные виды обострений. Иногда оно течет вяло.
Дети, страдающие этой болезнью, отличаются крайне не устойчивым вниманием, утомляемостью, забывчивостью. По данным М.С. Певзнер, часть таких детей может обучаться в массовой школе после санаторного лечения. Многие из этой группы детей отличаются низкой работоспособностью, что их приходится переводить в специальную школу. Только там они могут успешно учиться и восстанавливать свое здоровье. Такие дети отличаются также чрезмерной суетливостью, ранимостью. При волнении и утомлении они становятся еще более беспокойными, суетливыми.
Коррекционная направленность в работе. В общении с этими детьми не следует делать строгое замечание, это может привести к усугублению неправильного поведения, в основе которого нет злого умысла. Отсюда следует, что к детям, перенесшим хорею, необходимо подходить особенно бережно. По отношению к ним нужно осуществлять щадящий подход не только в вопросах учебной деятельности, трудовой нагрузки, но и поведения. Суетливость и беспокойство этих детей легче унять лаской или невозмутимым спокойствием. Замечания и наказания нередко приводят к отрицательным результатам. Кроме того, следует опасаться вторичных приступов болезни. Особое внимание следует уделять жалобам детей на изменения зрительных восприятий, появление подергиваний и на ухудшение самочувствия. Учитель должен внимательно наблюдать за психическим состоянием ребенка, чтобы во время вместе с врачом-психоневрологом оказать помощь.
Дети, перенесшие травмы головного мозга отличаются повышенной истощаемостью при умственной нагрузке. Степень умственной отсталости чаще не очень значительна, поэтому нередко возникают сомнения относительно того, в какой школе учиться - в массовой или в специальной. Однако из-за чрезмерной утомляемости, внимание у них неустойчивое, они забывчивы, несмотря на свою сообразительность. У детей-травматиков поведение невсегда бывает правильным, что говорит о их повышенной утомляемости и невыносливости. От усталости они становятся раздражительными. На ответ, замечания товарищей реагируют неадекватно (могут вспылить, наговорить грубостей). Предчувствуя трудность предстоящей работы, эти дети любыми путями стараются уклониться. Если учитель проявляет требовательность, справедливую строгость, дети приучаются владеть собой. Но если учитель снисходителен к вспышкам раздражения и к грубостям детей-травматиков, не замечает случаев обмана, то у детей могут возникнуть отрицательные черты характера. Ребенок может стать дерзким, несдержанным, грубым, лживыми в тоже время трусливыми и слабовольными.
Основные направления в работе. При работе с этими детьми не следует требовать от них выполнения непосильных нагрузок. При воспитании такого ребенка, учитель должен относиться к нему бережно, щадить отношения к нему в вопросах учебной и трудовой нагрузки, должна быть непреклонная строгость к поведению. О щадящем отношении к себе ребенок – травматик не должен догадываться. При трудовом воспитании следует учитывать, что эти дети плохо переносят жару, тряску, шум, но при проверке выполнения задания соблюдать требовательность.
Олигофрения, осложненная Эпилепсией. Эпилепсия это хроническое заболевание головного мозга. Приступы возникают в результате чрезмерной нейронной активности (эпилептический очаг) и сопровождаются различными клиническими проявлениями. У детей различные судорожные состояния встречаются в 5-10 раз чаще, чем у взрослых. Эпилепсия – наследственное заболевание. Дети данной категории, имеющие частые дневные припадки школу не посещают, они обучаются на дому. С редкими дневными припадками дети посещают школу. Дети иногда могут предчувствовать наступление припадка по разным предвестникам: ощущение ветерка, дующего в лицо; ощущение подергивания, либо онемения в ноге или руке; затрудненность речи, Дети со значительной умственной недостаточностью долго не умеют пользоваться этими предвестниками для облегчения своего состояния. Следует также знать, что изредка у детей-эпелептиков вместо припадка возникают «эквиваленты» - состояния расстроенного сознания. Во время этих состояний дети могут бежать, лезть на окна, схватить тяжелый предмет, ударить кого-либо и т.д. Эти состояния проходят довольно быстро.
Психика ребенка-эпилептика заметно видоизменяется. На первый план выступает плохая память, забывчивость, неаккуратность в быту и в труде. Постоянно в процессе учения, ребенок компенсирует этот дефект. Очень часто у него вырабатывается своеобразная педантичная аккуратность, точность, бережливость. При запоминании нового материала, ребенок испытывает трудности, в связи с этим начинает проявлять особую активность: старательно повторяет много раз задание; при воспроизведении прочитанного стремится изложить мельчайшие подробности текста. Рассказы детей данной категории о каких-либо событиях всегда отличаются излишней детализацией, обстоятельностью. Наблюдается более замедленный темп речи, с трудом подбирают нужные слова и всегда в речь вставляют навязчивые слова (ну это, ну это).
Мышление этих детей очень замедленно и тугоподвижно. Работоспособность такого ребенка зависит от локального поражения (глубины поражения). У этих детей проявляется медлительность. Они стараются выполнить то, что задумали, хотя изменившаяся ситуация лишает смысла совершения этого поступка. Грубость и раздражительность маскируют ребенка чрезмерной вежливостью, доходит до слащавости и угодливости. В отсутствие педагога они проявляют деспотизм по отношению к другим ребятам и совершают дурные поступки. Наблюдается медленное переключение психических процессов. Такого ребенка очень трудно переключить с одного вида деятельности на другой.
Коррекционная направленность в работе: изучит характер предвестников припадка, создать спокойные условия работы, поддерживать и развивать их трудолюбие, аккуратность. Для этого индивидуально регламентировать объем учебной нагрузки. Проводить тщательное наблюдение за поведением в коллективе. Особенно отводить их от детей, перенесших энцефалит, с грубыми нарушениями личности, которые податливы.
Олигофрения, осложненная шизофренией. Шизофрения – это вид недоразвития, который относится к нервно-психическим заболеваниям и приводит к изменению психики. Основным симптомом является своеобразное расщепление психики, изменение поведения, снижение продуктивной деятельности. Эти дети замкнуты, трудно устанавливают контакт с другими детьми. По поведению – нелепы, непонятны для окружающих. Проявляется вялость, апатичность. Часто изменение поведения проявляется в манерности, гримасничают, постоянные у них какие-то преследования, страхи, мании, наличие слуховых галлюцинаций. Бывают острые приступы, которые длятся 10-15 дней, иногда 3 месяца. Признак: наступает острое нарастание вялости, апатичности, очень рассеяны, пассивны, наблюдается нарушение эмоционально – волевой сферы. Безразличное отношение к окружающему, лишены детской шалости, активности. Положительное у них: наличие избирательных способностей к чтению, пересказывают, хорошо относятся к трудовой деятельности. При индивидуальной работе дают хорошие результаты.
Основные направления в работе. Постоянное приобщение детей в жизнь коллектива тщательное наблюдение за их поведением. Постоянный контакт с психиатром, медикаментозное лечение; периодическое помещение этих детей в психиатрические больницы; при частых повторах острых кризисов дети выводятся на домашнее обучение. Оканчивая школу по мере надобности, устраиваются на работу, часть детей переводится на инвалидность.
Последствия энцефалита (воспаления головного мозга) очень разнообразны и зависят от формы, от его тяжести и от локализации и т.д. Некоторые дети, перенесшие энцефалит, становятся расторможенными, слишком подвижными. Они очень быстро и непосредственно реагируют на все происходящее вокруг них; необдуманно действуют и говорят, очень внушаемы и легко попадают под влияние окружающих их людей. Внимание неустойчивое, мышление некритичное. Из-за этого дети плохо учатся.
Наибольшую трудность для учителя представляет преодоление расторможенности у этих детей. Приучая детей владеть собой, тормозить свои импульсивные реакции, учитель тем самым не только воспитывает детей, но и осуществляет определенное лечебное воздействие – укрепляет их нервную систему. Последствия энцефалита приобретают и иную форму, дети становятся малоподвижными , их моторика отличается скованностью. У них плохой подчерк. Речь их носит смазанный, невнятный характер (как будто каша во рту). По внешнему виду они производят впечатление Глубоко отсталых детей. Однако их суждения бывают довольно разумными. Они осознают и тяжело переносят свой недостаток. Некоторая инертность, присущая этим детям, проявляется с одной стороны, в настойчивости и целенаправленности их действий, с другой - в заметной косности, назойливости по отношению к другим детям. Очень трудно, но очень важно уберечь их от насмешек и обид со стороны других детей. Трудовое обучение таких детей и трудоустройство представляет собой нелегкую задачу. Плохая моторика, неловкость, неуклюжесть движений сочетаются у них инда с дефектом органов слуха и зрения. Невнятная речь и плохой подчерк еще более усугубляет выбор какой- либо профессии. Но при удачно выбранной специальности эти дети могут хорошо трудиться, так как обладают нужным усердием, чувством долга и ответственности за порученное дело. Поэтому учитель должен задолго до окончания школы , учитывая местные конкретные условия, заботиться о их будущем.
Основные направления в работе. Расторможенные дети в условиях продуманного, строго режима, могут вести себя правильно. При отсутствии такого режима, под влиянием плохих друзей, они легко приобретают дурные наклонности и становятся на плохой путь. Особенно отрицательно на них влияет безделье. Умеренная, но заполняющая почти все время нагрузка для этих детей неутомительна. Данная категория детей нуждается в непрерывном и неослабевающем контроле со стороны семьи и других взрослых.