Лица с нарушениями умственного развития: определение понятия, причины возникновения, Необратимость дефекта при умственной отсталости.
Раздел III. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Тема 1. Образование лиц с нарушением умственного развития.
1. Лица с нарушениями умственного развития: определение понятия, причины возникновения, Необратимость дефекта при умственной отсталости.
2. Причины умственной отсталости. Отграничения от других сходных состояний.
3. Классификация умственно отсталых детей в зависимости от степени интеллектуальной недостаточности.
4. Образование и реабилитация лиц с нарушением умственного развития. Помощь лицам с выраженной интеллектуальной недостаточностью.
5. Дети с задержкой психического развития. Комплексное их изучение; коррекционно-развивающее обучение этих лиц; взаимодействие с семьёй.
Лица с нарушениями умственного развития: определение понятия, причины возникновения, Необратимость дефекта при умственной отсталости.
Под умственной отсталостью понимают врожденное или приобретенное в раннем возрасте общее недоразвитие психики с преобладанием интеллектуального дефекта.
«Умственная отсталость» - термин, который вошел в международную классификацию психических болезней в течение последних двух десятилетий. В настоящее время кроме термина «умственная отсталость», используются и другие обозначения: «психическое недоразвитие», «психический дефект», поскольку в процессе развития отстает не только интеллект, но и другие сферы психики.
Термин «умственная отсталость» заменил термин «олигофрения», который длительное время был распространен в нашей стране. Понятие «умственная отсталость» следует признать не только более широким, но и более точным, т.к. оно практически относится ко всей категории пациентов с ранней интеллектуальной недостаточностью, а не только к тем, которым ставился диагноз олигофрении.
К лицам с нарушением умственного развития (умственно отсталым) относят лиц со стойким, необратимым нарушением преимущественно познавательной сферы, возникающим вследствие органического поражения коры головного мозга, имеющего диффузный (разлитой) характер. Характерной особенностью дефекта при умственной отсталости является нарушение высших психических функций. Это выражается в нарушении познавательных процессов (ощущений, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи, внимания), страдают эмоционально-волевая сфера, моторика, личность в целом.
Установлено, что степень снижения интеллекта зависит от времени воздействия патогенного фактора. Например, заболевание беременной женщины в первые три месяца беременности краснухой может быть причиной умственной отсталости будущего ребенка, при заболевании в более поздние сроки нарушения будут менее выражены и могут привести к задержке психического, речевого развития.
Умственно отсталые лица - разнородная по своему составу группа. В нее входят те, у которых поражение мозга возникло внутриутробно (в период развития эмбриона и плода), во время родов или после родов в период до трех лет, т. е. до становления речи. В этом случае имеет место диагноз олигофрения. Дети практически здоровы, но при этом наблюдается стойкое недоразвитие психики, которое проявляется не только в отставании от нормы, но и в глубоком своеобразии. Олигофрены способны к развитию, но оно осуществляется замедленно, атипично. Они составляют значительную часть умственно отсталых (85%).
Меньшая по численности группа - лица, у которых умственная отсталость возникла после трех лет. В результате травм головного мозга, различных заболеваний (менингита, энцефалита, менинго-энцефалита) произошел распад уже сформировавшихся психических функций. Эти состояния называют деменцией. Интеллектуальный дефект при деменции необратим. Например, у ребенка четырех лет деменция может проявиться в распаде фразовой речи, навыков самообслуживания, снижении или потере интереса к игре, рисованию. Поражения при деменции неоднородны. Наряду с выраженными нарушениями в одних областях мозга может наблюдаться большая или меньшая сохранность других его отделов. При этих состояниях чаще наблюдаются более резкие нарушения внимания, памяти, работоспособности, чем восприятия, мышления, речи.
Фенилкетонурия.
Фен[грен, — являть, проявлять] — генетически обусловленный признак.
Фенилаланин— незаменимая аминокислота, входящая в состав большинства природных белков; наследственное нарушение превращения фенилаланина в тирозин приводит к фенилкетонурии.
Синонимы: синдром Феллинга, фенилпировиноградная олигофрения.
Впервые фенилкетонурия описана в 1934 г. норвежским врачом и биохимиком А. Фоллинг, который выделил из мочи двух слабоумных детей фенилпировиноградную кислоту. Автор назвал обнаруженное им заболевание фенилпировиноградной олигофренией. Позднее большее распространение получил термин «фенилкетонурия» (сокращенно ФКУ), который более точно отражает сущность болезни.
Фенилкетонурия— наследственная болезнь, обусловленная нарушением обмена фенилаланина, проявляющаяся нарушениями физического и психического развития, расстройствами движений и мышечного тонуса (гиперкинезией, дискинезией), наследуется по аутосомно-рецессивному типу.
У больных фенилкетонурией в организме недостаточно фенилаланиназы, фермента, который способствует преобразованию фенилаланина в тирозин. В результате фенилаланин накапливается в крови, вызывая умственную отсталость. Механизм, приводящий к развитию умственной отсталости, остается невыясненным. Частота заболевания в разных популяциях различна: от 1: 5000—1: 6000 в Ирландии до 1: 200 000 в Японии.
В среднем в Европе частота дефекта составляет 1: 10 000 новорожденных. ФКУ обнаруживается в среднем у 1 % больных олигофренией, причем, чем тяжелее контингент обследуемых, тем чаще выявляется заболевание. Носителем дефективного гена может быть 1 из 60 человек.
Симптомы фенрилкетонурии:При рождении больной ребенок ничем не отличается от здоровых детей, но к 4 мес. у него начинают появляться признаки задержки развития мозга, включая задержку психического развития и, позднее, нарушения психического равновесия (шизоидное или антисоциальное неконтролируемое поведение). Для больных детей характерны более светлая кожа в сравнении с их братьями и сестрами и голубые глаза. Голова часто меньше обычного, кожа сухая, грубая, может быть экзема, у кожи и мочи неприятный, прокисший запах. Примерно у 80 % больных в энцефалограммах наблюдаются отклонения от нормы; очень часто у таких детей в возрасте от 6 до 12 мес. появляются судорожные припадки.
Дети, больные фенилкетонурией, в течение первого года жизни резко отстают в умственном развитии от своих сверстников. Они, как правило, гиперактивны, раздражительны и совершают бессмысленные повторяющиеся движения. У них наблюдаются повышение мышечного тонуса и неуклюжая походка.
При рождении у таких детей содержание фенилаланина в крови почти нормальное, однако, через несколько дней оно начинает расти. Когда его концентрация достигает значительного уровня, начинает повреждаться мозг. Необратимое повреждение мозга обычно происходит к 2—3 годам.
Диагностика фенилкетонурии:Часть фенилаланина выделяется с мочой, а остальное его количество превращается в фенилпировиноградную, фенилуксусную, фенилмолочную кислоты и другие фенил-кетоновые вещества, которые также выделяются с мочой, обусловливая ее синевато-зеленое окрашивание при реакции с треххлористым железом.
ВСША введено обследование всех новорожденных на фенилкетонурию. Тест Гатри, для которого используется кровь, взятая из капилляра, позволяет надежно обнаруживать заболевание. Однако при рождении содержание фенилаланина в крови может быть в норме. Поэтому тест повторяют после первого кормления, через 24—48 ч.
Причины фенилкетонурии:Гены делятся на доминантные и рецессивные. Ф. наследуется в результате передачи от родителей ребенку аутосомно-рецессивных генов, которые не обеспечивают переработку фенилаланина, что необходимо для нормального роста и развития ребенка.
При оплодотворении эмбрион получает два гена, кодирующих преобразование фенилаланина (по одному от каждого родителя). Если у каждого из родителей имеется один доминантный ген и один рецессивный ген, обусловливающий фенилкетонурию, для каждого их ребенка риск заболеть фенилкетонурией составляет 25 %, таковы же шансы унаследовать доминантные гены, т. е. родиться здоровым и не быть носителем заболевания; в 50 % случаев дети являются здоровыми, но носителями рецессивного гена.
Клиника. В первые 2—3 мес. жизни у больного ребенка обычно нельзя обнаружить каких-либо отклонений в развитии. Лишь у некоторой части детей в это время отмечается повышенное беспокойство (беспричинный крик, нарушение сна) или, наоборот, вялость, сонливость. К 4—6 мес. выявляется отставание в психомоторном развитии, которое во втором полугодии становится особенно заметным. У многих детей с середины первого года жизни появляются экзематозные изменения кожи и судорожные явления.
Развернутая клиническая картина заболевания включает умственную отсталость, нарушение поведения, дефект пигментации, у части больных — судорожный синдром и изменения кожи.
Большинство больных (около 92—96%) имеют тяжелую умственную отсталость — идиотию и имбецильность. У 3—4% пораженных выявляется легкая недостаточность интеллекта и у 0,2—0,3%—почти нормальные умственные способности. В возрасте 4—5 лет уровень недостаточности интеллекта часто остается стабильным.
Психический статус характеризуется разнообразными расстройствами поведения, чаще возбуждением с двигательными стереотипиями, аутизмом, редко психотическими расстройствами.
Судорожный синдром наблюдается у 20—50% больных. У части детей отмечаются единичные эпилептиформные приступы за всю жизнь; у других судорожные пароксизмы, возникая чаще всего в конце первого полугодия жизни, повторяются на протяжении нескольких лет. Обычно в возрасте 3—5 лет судорожные явления уменьшаются, а затем исчезают даже без лечения. Судорожные приступы могут быть однотипными, но чаще они полиморфные. Как правило, судорожный синдром наблюдается у больных с глубоким слабоумием.
Неврологические изменения у больных ФКУ неспецифичны и у ряда детей могут отсутствовать. У части детей обнаруживается повышение мышечного тонуса, у другой — наоборот, его понижение. Приблизительно у половины больных повышены сухожильные и периостальные рефлексы, у некоторых вызываются пирамидные знаки. Часть больных имеют уменьшенный череп.
Весьма типичны для больных светлый цвет волос и радужки, но этот признак отмечается не всегда. Часто больные просто «светлее» своих родителей и здоровых сибсов. Последнее особенно относится к народностям, имеющим, как правило, темные глаза и волосы. Кожа больных ФКУ менее пигментирована, чем обычно. Довольно часто отмечаются (у 20—50% больных) экзематозные очаги, достигающие иногда значительных размеров. В ряде случаев ФКУ сочетается со склеродермией.
Заслуживает упоминания исходящий от больных своеобразный запах; его определяют различными терминами — «мышиный», «затхлый», «запах волка». Запах связан с присутствием в моче фенилуксусной кислоты.
Заканчивая описание клинических особенностей заболевания, следует подчеркнуть, что клиницист не должен ограничиваться ими при обследовании ребенка на ФКУ - До тех пор, пока не проводится массовый скрининг новорожденных, врач должен исключить это заболевание у каждого ребенка с нарушением нервно-психического развития.
Биохимическая диагностика ФКУ основывается на положительной качественной реакции мочи на фенилпировиноградную кислоту и обнаружении повышенной концентрации фенилаланина в плазме крови. Фенилпировиноградная кислота появляется у больных в моче в начале 2—3-й недели жизни, в отдельных случаях несколько позже, поэтому диагностика ФКУ в период новорожденности требует обязательного определения фенилаланина в крови.
Самая простая качественная реакция мочи на фенилпировиноградную кислоту производится с помощью 10% раствора треххлористого железа (реакция Феллинга). Проба считается положительной при сине-зеленом или серо-зеленом окрашивании, нередко с выпадением осадка того же цвета.
Фенилаланин в плазме (сыворотке) крови определяют с помощью хроматографии на бумаге, флуометрического и микробиологического методов.
Эти же методы применяются и в программах массового скрининга. Однако существенное преимущество имеет тест Гатри: он применяется в 90% тех стран, где проводится массовый скрининг новорожденных на ФКУ [Краснопольская К. Д. и др., 19821.
Патологическая анатомия. Масса мозга больных обычно несколько уменьшена, преимущественно за счет белого вещества. Отмечаются явления дисмиелинизании и глиоза. В литературе указывается на сходство патоморфологических изменений мозга у больных ФКУ и больных лейкодистрофиями.
Биохимические механизмы формирования умственной отсталости до конца не выяснены.
Лечение и профилактика. ФКУ — самый яркий пример наследственного заболевания с хорошим эффектом своевременной профилактической терапии. В лечении ФКУ оправдана диета с резким ограничением фенилаланина.
Диетическое лечение больного должно проводиться под постоянным строгим биохимическим контролем за уровнем фенилаланина и общего белка в сыворотке крови. Во время лечения диетой концентрация белка в крови должна поддерживаться на низких цифрах — не более 80—100 г/л.
Ребенок, больной фенилкетонурией, должен получать диету с ограниченным содержанием фенилаланина. Поскольку в большинстве натуральных протеинов содержится 5 % фенилаланина, их употребление следует ограничивать. Вместо молока больному ребенку следует давать заменитель с минимальным содержанием фенилаланина, но нормальным содержанием др. аминокислот, а также с добавлением углеводов и жиров. Специальную диету следует соблюдать на протяжении всей жизни.
Диета должна быть тщательно просчитанной, т. к. в организме фенилаланин не вырабатывается, слишком большие ограничения могут привести к его недостаточности, что может вызвать упадок сил, потерю аппетита, анемию, кожные высыпания и понос. Для того чтобы оценить эффективность диеты, необходимо чаще проверять содержание фенилпировиноградной кислоты в моче и фенилаланина в крови больного.
Значительный опыт лечения больных ФКУ свидетельствует о том, что перевод больного на диету с первых 2—3 мес. жизни и ее соблюдение в течение 10—12 лет предотвращают умственный дефект и другие проявления болезни.
Диетическое лечение во многих случаях оказывается полезным и у детей старшего возраста: если оно и не предотвращает развитие слабоумия, то нормализует поведение и ликвидирует или ослабляет судорожный синдром
Дети, страдающие этой болезнью, отличаются крайне не устойчивым вниманием, утомляемостью, забывчивостью. По данным М.С. Певзнер, часть таких детей может обучаться в массовой школе после санаторного лечения. Многие из этой группы детей отличаются низкой работоспособностью, что их приходится переводить в специальную школу. Только там они могут успешно учиться и восстанавливать свое здоровье. Такие дети отличаются также чрезмерной суетливостью, ранимостью. При волнении и утомлении они становятся еще более беспокойными, суетливыми.
Коррекционная направленность в работе. В общении с этими детьми не следует делать строгое замечание, это может привести к усугублению неправильного поведения, в основе которого нет злого умысла. Отсюда следует, что к детям, перенесшим хорею, необходимо подходить особенно бережно. По отношению к ним нужно осуществлять щадящий подход не только в вопросах учебной деятельности, трудовой нагрузки, но и поведения. Суетливость и беспокойство этих детей легче унять лаской или невозмутимым спокойствием. Замечания и наказания нередко приводят к отрицательным результатам. Кроме того, следует опасаться вторичных приступов болезни. Особое внимание следует уделять жалобам детей на изменения зрительных восприятий, появление подергиваний и на ухудшение самочувствия. Учитель должен внимательно наблюдать за психическим состоянием ребенка, чтобы во время вместе с врачом-психоневрологом оказать помощь.
Дети, перенесшие травмы головного мозга отличаются повышенной истощаемостью при умственной нагрузке. Степень умственной отсталости чаще не очень значительна, поэтому нередко возникают сомнения относительно того, в какой школе учиться - в массовой или в специальной. Однако из-за чрезмерной утомляемости, внимание у них неустойчивое, они забывчивы, несмотря на свою сообразительность. У детей-травматиков поведение невсегда бывает правильным, что говорит о их повышенной утомляемости и невыносливости. От усталости они становятся раздражительными. На ответ, замечания товарищей реагируют неадекватно (могут вспылить, наговорить грубостей). Предчувствуя трудность предстоящей работы, эти дети любыми путями стараются уклониться. Если учитель проявляет требовательность, справедливую строгость, дети приучаются владеть собой. Но если учитель снисходителен к вспышкам раздражения и к грубостям детей-травматиков, не замечает случаев обмана, то у детей могут возникнуть отрицательные черты характера. Ребенок может стать дерзким, несдержанным, грубым, лживыми в тоже время трусливыми и слабовольными.
Основные направления в работе. При работе с этими детьми не следует требовать от них выполнения непосильных нагрузок. При воспитании такого ребенка, учитель должен относиться к нему бережно, щадить отношения к нему в вопросах учебной и трудовой нагрузки, должна быть непреклонная строгость к поведению. О щадящем отношении к себе ребенок – травматик не должен догадываться. При трудовом воспитании следует учитывать, что эти дети плохо переносят жару, тряску, шум, но при проверке выполнения задания соблюдать требовательность.
Олигофрения, осложненная Эпилепсией. Эпилепсия это хроническое заболевание головного мозга. Приступы возникают в результате чрезмерной нейронной активности (эпилептический очаг) и сопровождаются различными клиническими проявлениями. У детей различные судорожные состояния встречаются в 5-10 раз чаще, чем у взрослых. Эпилепсия – наследственное заболевание. Дети данной категории, имеющие частые дневные припадки школу не посещают, они обучаются на дому. С редкими дневными припадками дети посещают школу. Дети иногда могут предчувствовать наступление припадка по разным предвестникам: ощущение ветерка, дующего в лицо; ощущение подергивания, либо онемения в ноге или руке; затрудненность речи, Дети со значительной умственной недостаточностью долго не умеют пользоваться этими предвестниками для облегчения своего состояния. Следует также знать, что изредка у детей-эпелептиков вместо припадка возникают «эквиваленты» - состояния расстроенного сознания. Во время этих состояний дети могут бежать, лезть на окна, схватить тяжелый предмет, ударить кого-либо и т.д. Эти состояния проходят довольно быстро.
Психика ребенка-эпилептика заметно видоизменяется. На первый план выступает плохая память, забывчивость, неаккуратность в быту и в труде. Постоянно в процессе учения, ребенок компенсирует этот дефект. Очень часто у него вырабатывается своеобразная педантичная аккуратность, точность, бережливость. При запоминании нового материала, ребенок испытывает трудности, в связи с этим начинает проявлять особую активность: старательно повторяет много раз задание; при воспроизведении прочитанного стремится изложить мельчайшие подробности текста. Рассказы детей данной категории о каких-либо событиях всегда отличаются излишней детализацией, обстоятельностью. Наблюдается более замедленный темп речи, с трудом подбирают нужные слова и всегда в речь вставляют навязчивые слова (ну это, ну это).
Мышление этих детей очень замедленно и тугоподвижно. Работоспособность такого ребенка зависит от локального поражения (глубины поражения). У этих детей проявляется медлительность. Они стараются выполнить то, что задумали, хотя изменившаяся ситуация лишает смысла совершения этого поступка. Грубость и раздражительность маскируют ребенка чрезмерной вежливостью, доходит до слащавости и угодливости. В отсутствие педагога они проявляют деспотизм по отношению к другим ребятам и совершают дурные поступки. Наблюдается медленное переключение психических процессов. Такого ребенка очень трудно переключить с одного вида деятельности на другой.
Коррекционная направленность в работе: изучит характер предвестников припадка, создать спокойные условия работы, поддерживать и развивать их трудолюбие, аккуратность. Для этого индивидуально регламентировать объем учебной нагрузки. Проводить тщательное наблюдение за поведением в коллективе. Особенно отводить их от детей, перенесших энцефалит, с грубыми нарушениями личности, которые податливы.
Олигофрения, осложненная шизофренией. Шизофрения – это вид недоразвития, который относится к нервно-психическим заболеваниям и приводит к изменению психики. Основным симптомом является своеобразное расщепление психики, изменение поведения, снижение продуктивной деятельности. Эти дети замкнуты, трудно устанавливают контакт с другими детьми. По поведению – нелепы, непонятны для окружающих. Проявляется вялость, апатичность. Часто изменение поведения проявляется в манерности, гримасничают, постоянные у них какие-то преследования, страхи, мании, наличие слуховых галлюцинаций. Бывают острые приступы, которые длятся 10-15 дней, иногда 3 месяца. Признак: наступает острое нарастание вялости, апатичности, очень рассеяны, пассивны, наблюдается нарушение эмоционально – волевой сферы. Безразличное отношение к окружающему, лишены детской шалости, активности. Положительное у них: наличие избирательных способностей к чтению, пересказывают, хорошо относятся к трудовой деятельности. При индивидуальной работе дают хорошие результаты.
Основные направления в работе. Постоянное приобщение детей в жизнь коллектива тщательное наблюдение за их поведением. Постоянный контакт с психиатром, медикаментозное лечение; периодическое помещение этих детей в психиатрические больницы; при частых повторах острых кризисов дети выводятся на домашнее обучение. Оканчивая школу по мере надобности, устраиваются на работу, часть детей переводится на инвалидность.
Последствия энцефалита (воспаления головного мозга) очень разнообразны и зависят от формы, от его тяжести и от локализации и т.д. Некоторые дети, перенесшие энцефалит, становятся расторможенными, слишком подвижными. Они очень быстро и непосредственно реагируют на все происходящее вокруг них; необдуманно действуют и говорят, очень внушаемы и легко попадают под влияние окружающих их людей. Внимание неустойчивое, мышление некритичное. Из-за этого дети плохо учатся.
Наибольшую трудность для учителя представляет преодоление расторможенности у этих детей. Приучая детей владеть собой, тормозить свои импульсивные реакции, учитель тем самым не только воспитывает детей, но и осуществляет определенное лечебное воздействие – укрепляет их нервную систему. Последствия энцефалита приобретают и иную форму, дети становятся малоподвижными , их моторика отличается скованностью. У них плохой подчерк. Речь их носит смазанный, невнятный характер (как будто каша во рту). По внешнему виду они производят впечатление Глубоко отсталых детей. Однако их суждения бывают довольно разумными. Они осознают и тяжело переносят свой недостаток. Некоторая инертность, присущая этим детям, проявляется с одной стороны, в настойчивости и целенаправленности их действий, с другой - в заметной косности, назойливости по отношению к другим детям. Очень трудно, но очень важно уберечь их от насмешек и обид со стороны других детей. Трудовое обучение таких детей и трудоустройство представляет собой нелегкую задачу. Плохая моторика, неловкость, неуклюжесть движений сочетаются у них инда с дефектом органов слуха и зрения. Невнятная речь и плохой подчерк еще более усугубляет выбор какой- либо профессии. Но при удачно выбранной специальности эти дети могут хорошо трудиться, так как обладают нужным усердием, чувством долга и ответственности за порученное дело. Поэтому учитель должен задолго до окончания школы , учитывая местные конкретные условия, заботиться о их будущем.
Основные направления в работе. Расторможенные дети в условиях продуманного, строго режима, могут вести себя правильно. При отсутствии такого режима, под влиянием плохих друзей, они легко приобретают дурные наклонности и становятся на плохой путь. Особенно отрицательно на них влияет безделье. Умеренная, но заполняющая почти все время нагрузка для этих детей неутомительна. Данная категория детей нуждается в непрерывном и неослабевающем контроле со стороны семьи и других взрослых.
Вопросы.
1. Раскройте понятие «умственная отсталость» и охарактеризуйте степени умственной отсталости.
2. Дайте психолого-педагогическую характеристику группе нарушений, связанных с выраженными интеллектуальными дефектами.
3. Какие виды образовательных учреждений для лиц с нарушениями умственного развития вы знаете?
4. .Каковы основные направления коррекционно-педагогической работы с умственно отсталыми детьми?
5. Какова система коррекционно-педагогической помощи лицам с тяжелыми нарушениями интеллекта за рубежом? В нашей стране?
6. Что должен знать и уметь учитель массовой общеобразовательной школы, если в его классе учится умственно отсталый ребенок?
7. В чем состоит принципиальное отличие ребенка с задержкой психического развития от умственно отсталого ребенка?
8. В чем различие основных вариантов задержки психического развития по этиопатогенетическому принципу?
9. Дайте характеристику особенностям познавательной деятельности детей с ЗПР.
10. Каковы содержание и организация коррекционно- образовательного процесса для детей с ЗПР?
11. Посмотрите фильм «Восьмой день» с участием актера Паскаля Дюкьена (с синдромом Дауна), получившего на Каннском кинофестивале первую премию за лучшую роль или фильм «Форест Гамп».
Литература .
1. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе / Под ред. В.В. Воронковой. - М., 1994. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. - М., 1985.
2. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. - М., 1985.
3. Дети с ЗПР /Под ред. Власовой Т.А, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной.-М.,1984.
4. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: Пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения /Под ред. С.Г. Шевченко. – М.: АРКТИ, 2001. -224с.
5. Забрамная С.Д. Ваш ребенок учится во вспомогательной школе. - М., 1993.
6. Замский Х.С. Умственно отсталые дети: история их изучения, воспитания и обучения с древних времен до середины XX века. - М., 1995.
7. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика. - М., 1998.
8. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. - М., 1993.
9. Малофеев Н.Н. Современное состояние коррекционной педагогики //Дефектология. – 1996._ №1.
10. Малофеев Н.Н. Современный этап в развитии системы специального образования в России: результаты исследования как основа для построения программы развития //Дефектология. – 1997. - №4.
11. Малофеев Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом. – М., 1996. – Ч
12. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. – М.,1984
13. .Основы ортопедагогики / Под общ. науч. ред. Э. Брукарта. - Бельгия (на русском языке), 1999.
14. Обучение детей с проблемами в развитии в разных странах мира: Хрестоматия /Сост. Л.М. Шипицина. – СПб., 1997.
15. Певзнер М.С. и др. Психическое развитие детей с нарушением умственной работоспособности. М., 1985.
16. Поддубная Н.Г. Своеобразие процессов непроизвольной памяти у первоклассников с ЗПР //дефектология, № 4, 1980.
17. Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия: Учебное пособие для студентов факультетов психологии. - СПб.: Речь, 2003. -432с.
18. Стрекалова Т.А. Особенности логического мышления у дошкольников с ЗПР //Дефектология, № 4, 1982.
19. Ульенкова У.В. Дети с задержкой психического развития. – Н. Новгород, 1994
20. .Хрестоматия: дети с задержкой психического развития /Состав. Астапов В.М. - М., 1995.
Раздел III. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Тема 1. Образование лиц с нарушением умственного развития.
1. Лица с нарушениями умственного развития: определение понятия, причины возникновения, Необратимость дефекта при умственной отсталости.
2. Причины умственной отсталости. Отграничения от других сходных состояний.
3. Классификация умственно отсталых детей в зависимости от степени интеллектуальной недостаточности.
4. Образование и реабилитация лиц с нарушением умственного развития. Помощь лицам с выраженной интеллектуальной недостаточностью.
5. Дети с задержкой психического развития. Комплексное их изучение; коррекционно-развивающее обучение этих лиц; взаимодействие с семьёй.
Лица с нарушениями умственного развития: определение понятия, причины возникновения, Необратимость дефекта при умственной отсталости.
Под умственной отсталостью понимают врожденное или приобретенное в раннем возрасте общее недоразвитие психики с преобладанием интеллектуального дефекта.
«Умственная отсталость» - термин, который вошел в международную классификацию психических болезней в течение последних двух десятилетий. В настоящее время кроме термина «умственная отсталость», используются и другие обозначения: «психическое недоразвитие», «психический дефект», поскольку в процессе развития отстает не только интеллект, но и другие сферы психики.
Термин «умственная отсталость» заменил термин «олигофрения», который длительное время был распространен в нашей стране. Понятие «умственная отсталость» следует признать не только более широким, но и более точным, т.к. оно практически относится ко всей категории пациентов с ранней интеллектуальной недостаточностью, а не только к тем, которым ставился диагноз олигофрении.
К лицам с нарушением умственного развития (умственно отсталым) относят лиц со стойким, необратимым нарушением преимущественно познавательной сферы, возникающим вследствие органического поражения коры головного мозга, имеющего диффузный (разлитой) характер. Характерной особенностью дефекта при умственной отсталости является нарушение высших психических функций. Это выражается в нарушении познавательных процессов (ощущений, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи, внимания), страдают эмоционально-волевая сфера, моторика, личность в целом.
Установлено, что степень снижения интеллекта зависит от времени воздействия патогенного фактора. Например, заболевание беременной женщины в первые три месяца беременности краснухой может быть причиной умственной отсталости будущего ребенка, при заболевании в более поздние сроки нарушения будут менее выражены и могут привести к задержке психического, речевого развития.
Умственно отсталые лица - разнородная по своему составу группа. В нее входят те, у которых поражение мозга возникло внутриутробно (в период развития эмбриона и плода), во время родов или после родов в период до трех лет, т. е. до становления речи. В этом случае имеет место диагноз олигофрения. Дети практически здоровы, но при этом наблюдается стойкое недоразвитие психики, которое проявляется не только в отставании от нормы, но и в глубоком своеобразии. Олигофрены способны к развитию, но оно осуществляется замедленно, атипично. Они составляют значительную часть умственно отсталых (85%).
Меньшая по численности группа - лица, у которых умственная отсталость возникла после трех лет. В результате травм головного мозга, различных заболеваний (менингита, энцефалита, менинго-энцефалита) произошел распад уже сформировавшихся психических функций. Эти состояния называют деменцией. Интеллектуальный дефект при деменции необратим. Например, у ребенка четырех лет деменция может проявиться в распаде фразовой речи, навыков самообслуживания, снижении или потере интереса к игре, рисованию. Поражения при деменции неоднородны. Наряду с выраженными нарушениями в одних областях мозга может наблюдаться большая или меньшая сохранность других его отделов. При этих состояниях чаще наблюдаются более резкие нарушения внимания, памяти, работоспособности, чем восприятия, мышления, речи.