Биджаева Тахмина Абумуслимовна
Проверил преподаватель
Золотарева Е.А.
Орел, 2017
Рак молочной железы занимает четвертое место (9%) в структуре онкологической заболеваемости населения Российской Федерации и первое место по заболеваемости женщин. Показатель заболеваемости раком молочной железы по РФ в 1994 г. составил 33,5 на 100 000 населения. Главная роль в развитии рака молочной железы отводится нарушению гормонального баланса в организме женщины. На фоне нарушения нейрогормональной регуляции, сопровождающегося в конечном итоге повышением уровня эстрогенов, в молочной железе возникает дисгормональная гиперплазия с пролиферацией эпителия протоков. В дальнейшем на этой основе может развиться рак.
К нарушению гормонального баланса и перенасыщению организма эстрогенами могут привести поражение репродуктивной сферы, а также болезни печени, сопровождающиеся снижением инактивации эстрогенов. Неблагоприятно влияют на течение рака диабет и ожирение.
Отмечено влияние производственных вредностей (контакт с нефтепродуктами, перегревание, переохлаждение) и проживание вблизи производственных объектов на частоту развития рака молочной железы. Критерии оценки трудоспособности. Локализация опухоли в различных квадрантах молочной железы влияет на прогноз за счет связи с интенсивностью и направлением метастазирования. Прогностически благоприятной является опухоль в наружных квадрантах, главным образом в связи с возможностью более ранней диагностики регионарного метастазирования и большим радикализмом лечения. Наибольшей частотой метастазирования отличаются опухоли, локализующиеся медиально и в центре молочной железы. Для этих локализаций характерно метастазирование в парастернальные лимфатические узлы (у каждой третьей больной), причем этот коллектор может быть единственным. Существенным прогностическим фактором является размер первичного очага. Выделяют три градации опухоли: до 2 см в наибольшем измерении; более 2 см, но не более 5 см и более
5 см. Пятилетняя выживаемость в зависимости от размеров опухоли (при отсутствии метастазов в лимфоузлах) колеблется, по данным различных авторов, от 93% при опухолях до 2 см до 50—75% при опухолях больших размеров. При опухолях более 5 см частота рецидивов в зоне операции в 5—6 раз больше, чем при небольших опухолях.
Тип роста опухоли определяет клиническую форму и степень ее злокачественности. Различают узловатые и диффузные формы рака. Узловатые формы делятся на ограниченно растущие и местно-инфильтративно растущие, а среди диффузных различают отечные, диффузно-инфильтративные и лимфангитические формы рака молочной железы. Опухоли инфильтративного типа чаще встречаются у молодых женщин и реже в глубокой менопаузе. Прогноз при них хуже. Особенно неблагоприятным течением и высокой резистентностью к лечебным мероприятиям отличаются воспалительные формы рака — мастито- и рожеподобные раки, «панцирный» рак. Прогноз при этих формах плохой, средняя продолжительность жизни колеблется от 4 до 16 мес. Состояние регионарных лимфатических узлов является наиболее значимым фактором. Лимфогенный путь метастазирования может быть ортоградным и ретроградным. Регионарными лимфатическими коллекторами для молочной железы являются подмышечные (метастазы выявляются у 1/2—2/3 больных), подлопаточные, подключичные (у каждой 4-й женщины), межреберные, парастернальные (у каждой 3-й) и медиастинальные лимфоузлы. Наличие метастазов в лимфоузлы ухудшает прогноз; у 70—75% больных, леченных при метастазах в лимфоузлы, наступает диссеминация процесса, а поражение надключичной группы должно рассматриваться как отдаленное метастазирование. Отдаленные метастазы рака возникают в костях, легких, плевре, печени, головном мозге, яичниках.
Метастазы в кости чаще всего являются гематогенными, множественными и при генерализации процесса наблюдаются у 27—51% больных. Различают 3 основные формы метастазирования рака в скелет: остеолитическую — 74,6% всех метастазов [Дымарекий Л.Ю., 1980], остеобластическую (склерозирующую) — 5% случаев и смешанную. Наиболее часто поражаются пояснично-крестцовый отдел позвоночника, кости таза, верхние отделы бедренной кости, ребра, ключица, кости черепа. Ведущими симптомами являются резкая боль при функциональной нагрузке на пораженные отделы, мышечная слабость, затруднения при перемене положения тела. Метастазы в легком после мастэктомии встречаются у 6,3—31,8% больных [Дымарский Л.Ю., 1980], а по данным патологоанатомических исследований — у 45% (легкие) и 71,2% (плевра) умерших. В начальной фазе развития метастазов в легкие появляются сухой кашель, иногда мокрота с примесью крови, слабость, субфебрилитет, потливость, одышка. В последующем состояние значительно ухудшается. Метастазы в плевру сопровождаются значительным выпотом, который легко определяется клинически и рентгенологически. Возможны смешанные формы метастазов — узлы в легком, раковый лимфангит и выпот в плевральную полость. Основной метод диагностики метастазов в кости и легкие - рентгенологический. Учитывая высокую частоту метастазов, при направлении на МСЭ эти исследования обязательны. Метастазирование рака в печень может быть лимфогенным и гематогенным. Частота метастазов — до 62,5—67%. Клинически диагностика затруднена. При выраженном метастазированип определяется увеличенная печень с бугристой поверхностью и плотным краем. Нарушение функции печени и желтуху обусловливает не массивность поражения, а локализация опухолевых очагов, сдавливающих желчевыводящие пути. Рецидивы и метастазы в первые 5 лет после радикального лечения возникают у 38—64% женщин. Появление их свидетельствует об активизации процесса и плохом прогнозе. Средняя продолжительность жизни больных с генерализацией рака молочной железы в зависимости от характера лечения составляет 12—24 мес.