Методы исследования, применяемые в неврологии

I. Паспортная часть.

Ø Фамилия, имя, отчество

Ø Дата рождения.

Ø Место жительства.

Ø Место работы и профессия.

Ø Дата поступления в клинику.

II. Жалобы больного.

Головная боль, головокружение, шум и тяжесть в голове, тошнота, рвота, ухудшение речи, понижение или отсутствие зрения, слуха, обоняния, вкуса; снижение или отсутствие силы в конечностях, отсутствие или уменьшение объема движений в конечностях и в позвоночнике; боли, чувство онемения и ползания мурашек в туловище и конечностях, понижение или отсутствие чувствительности, общая слабость, повышенная утомляемость, раздражительность, плаксивость, тревога, страх, плохое настроение, понижение или отсутствие памяти, потеря сознания, обмороки, судороги мышц, плохой сон или бессонница, повышение или понижение артериального давления, повышение температуры тела, озноб, дрожь во всем теле, задержка или недержание мочи и кала, половую слабость и холодность.

Характер расстройств, их локализация, интенсивность и длительность. Факторы усиливающие или уменьшающие расстройства.

III. Анамнез болезни.

Начало заболевания - острое, подострое, постепенное. Точная или приблизительная дата появления расстройств.

Начальные симптомы и условия, при которых они возникли.

Обстоятельства, предшествующие или сопутствующие появлению болезни.

Течение заболевания - прогрессирующее, приступообразное, рецидивирующее. Последовательность возникновения и развития симптомов. Как отражается заболевание на трудоспособность, самообслуживание, передвижение.

Условия и воздействия, ухудшавшие или улучшавшие состояние. Предшествующее лечение и его результаты. Сведения о диагностических исследованиях в других лечебных учреждениях.

IV. Анамнез жизни.

Краткие биографические сведения в хронологическом порядке от рождения больного до поступления его в клинику: с какого возраста начал ходить, говорить, посещать школу, успеваемость в школе, образование, начало самостоятельной трудовой жизни и дальнейшая трудовая деятельность, профессия, квалификация, стаж работы, условия труда, профессиональные вредности.

Семейный анамнез и наследственность: половая жизнь, с какого возраста, женитьба, замужество; у женщин - начало менструаций беременности, роды, аборты; заболевания у ближайших родственников, наследственность.

Перенесенные заболевания, интоксикации (в т.ч. алкоголизм, наркомании, никотинизм), физические травмы (в т.ч. черепно-мозговая травма, спинномозговая травма, травмы периферических нервов), психические травмы и перенапряжения. Жилищные условия и материальная обеспеченность.

Аллергический анамнез: переносимость лекарственных препаратов, аллергические реакции на них.

Объективные методы исследования неврологических больных

Объективное исследование.

I. Общий статус.

Рост, вес, конституция, питание, кожа и слизистые, лимфатические узлы. Состояние внутренних органов: ЧДД, ЧСС, АД.

Состояние сознания: контакт с больным, ориентировка в собственной личности, в месте и времени. Это достигается путем задавания соответствующих вопросов:

- "Как Ваша фамилия, имя, отчество?"

- "Где Вы находитесь?"

- "Какой сегодня день недели, месяц, год?"

II. Неврологический статус.

1. Функции черепно-мозговых нервов.

1 пара. Исследование обоняния: дать понюхать различные пахучие вещества раздельно каждым носовым ходом.

2пара. Острота зрения без коррекции и с коррекцией, поля зрения, исследование глазного дна.

3, 4, 5 пары. Состояние глазных щелей и зрачков (ширина, величина, равномерность). Реакция зрачков на свет (прямая и содружественная), на конвергенцию. Движения глазных яблок вверх, вниз, влево, вправо.

6 пара. Болевая, температурная и тактильная чувствительность кожи лица и головы, слизистой полости рта и языка. Пальпация точек выхода ветвей нерва на лицо. Корнеальный рефлекс. Функция жевательных мышц.

7 пара. Функция мимических мышц: наморщить лоб (поднять брови), нахмурить брови (опустить брови), закрыть глаза, зажмурить глаза, оскалить зубы, надуть щеки. Надбровный рефлекс.

8 пара. Острота слуха на разговорную и шёпотную речь. Переносимость вестибулярных нагрузок (в автобусе, самолете, на корабле).

9,10 пары. Фонация, подвижность мягкого неба - посмотреть на расположение неба и произнести букву "а". Глотание - спросить как ест, не попадает ли пища в нос. Небный и глоточный рефлексы. Исследование вкусовой чувствительности.

11 пара. Контуры и функции грудино-ключично-сосцевидных и трапециевидных мышц - повороты головы, поднимание плеч.

12 пара. Движение языка. Отклонение языка при высовывании изо рта. Внешний вид языка, атрофии, фибриллярные подёргивания.

2. Двигательные функции.

А) Осмотр, пальпация и измерение мускулатуры.

При осмотре обращаем внимание на форму черепа, позвоночники грудной клетки, верхних и нижних конечностей, на мускулатуру всего тела.

При пальпации определяем конфигурацию и объем мышц. Производим сравнительное измерение объема мышц конечностей сантиметровой лентой на симметричных участках.

При осмотре, пальпации и измерении мускулатуры выявляем атрофию, гипотрофию, гипертрофию мышц, фибриллярные и фасцилярные подергивания.

Б) Объем активных движений и сила мышц.

Исследование объема активных движений производится последовательно во всех суставах:

1) наклоны и повороты головы и туловища, поднятие плеч;

2) движения в плечевом, локтевом, лучезапястном суставах (сгибание и разгибание, пронация и супинация), пальцев кисти (сгибание, разгибание, отведение, приведение, противопоставление 1 пальца мизинцу);

3) движения в тазобедренном, коленном, голеностопном (сгибание и разгибание, вращение кнаружи и внутрь), сгибание и разгибание пальцев стопы.

Исследование объёма активных движений сопровождается одновременным исследованием силы мышц при активном сопротивлении больного.

Исследование силы мышц шеи и туловища производится при наклоне их вперед, назад, направо, налево.

Исследование силы мышц конечностей производится в сравнении с обеих сторон: сгибателей и разгибателей плеча, предплечья, кисти, пальцев рук, бедра, голени, стопы, пальцев ног.

Мышечная сила оценивается в баллах (от 0 до 5 баллов), сила сгибателей пальцев рук (сила сжатия кисти) - динамометрией в килограммах.

В) Объем пассивных движений и тонус мышц.

Пассивные движения исследуются при полном расслаблении мышц больного в том случае, когда установлено отсутствие или ограничение объёма активных движений т.е. при параличах и парезах.

Мышечный тонус определяют после максимального расслабления больного во время пассивных движений и при ощупывании мышц верхних и нижних конечностей.

При исследовании мышечного тонуса выявляем: нормальный тонус, атонию, гипотонию, гипертонию (по типу "складного ножа" - спастичность и по типу "зубчатого колеса" - ригидность), крайняя степень гипертонии ведёт к контрактурам (туго подвижность).

Г) Функциональные пробы на утомление мышц конечностей.

Функциональные пробы используют для выявления парезов - паретичная конечность опускается.

Функциональные пробы на утомление мышц верхних конечностей: верхняя проба Барре, модификация пробы Барре, проба на ритмику активных движений - сжимать и разжимать руки в кулаки.

Функциональные пробы на утомление мышц нижних конечностей: нижняя проба Барре, модификация Мингаццини, проба на ритмику активных движений - передвигать ноги, как на велосипеде.

Д) Координация движений.

Проба Ромберга (проба на равновесие в покое) выявляет пошатывание -атаксию и не устойчивость - астазию.

Пальце - носовая и пяточно-коленная пробы выявляют промахивание и интенционный тремор. Проба на диадохокинез выявляет адиадохокинез и брадикинезию. Проба на соразмерность движений выявляет дисметрию (гиперметрин) Ходьба (походка). Патологические походки: гемипарезвая, паркин-соническая, "танцующего", атактическая, парапарезная, антальгическая, стеллажная, пяточная, полиневротическая, утиная.

Е) Рефлексы.

Периостальные и сухожильные рефлексы с рук: запястно-лучевой (с периоста лучевой кости), сгибательно-локтевой (с сухожилия двуглавой мышцы плеча), разгибательно-локтевой (с сухожилия трёхглавой мышцы плеча). Изменение рефлексов: арефлексия, гипорефлексия, гиперрефлексия. Паталогические рефлексы с рук: верхний Россолимо Вендеровича, верхний Бехтерева, Жуковского, Якобсона-Ласка.

Сухожильные и кожные рефлексы с ног: коленный (с сухожилия четырехглавой мышцы бедра), ахиллов (с сухожилия трехглавой мышцы голени), подошвенный (с кожи наружного края подошвы).

Изменение рефлексов: арефлексия, гипорефпексия, гиперрефпексия.

Патологические рефлексы с ног:

1) разгибательные: Бабинского, Оппенгейма;

2) сгибательные: Россолимо, Бехтерева, Жуковского.

Кожные брюшные рефлексы:

верхний, средний, нижний.

Чувствительность и ее виды

Чувствительность – способность организма воспринимать раздражения, исходящие из окружающей среды или от собственных тканей и органов. В зависимости от места воздействия соответствующих раздражителей различают:

Ø поверхностную (экстероцептивную) относят болевую, температурную (тепловую и холодовую), тактильную (чувство осязания), волосковую, чувство влажности и др.

Ø глубокую (проприоцептивную) чувствительности: мышечно-суставную, вибрационную, чувство давления и чувство веса.

Выделяют сложные виды чувствительности: локализационную чувствительности, дискриминационную чувствительности, двухмерно-пространственное чувство, стереогнозис и тд. Ощущения, возникающие при раздражении рецепторов внутренних органов или стенок сосудов, относятся к интероцептивной чувствительности.

Все эти виды чувствительности являются общей, или контактной, чувствительностью, связанной с непосредственным воздействием раздражителей на кожу, слизистые оболочки, мышцы, сухожилия, связки, суставы, сосуды.

Выделяют специальную чувствительности, связанную с функцией органов чувств. К ней относят зрение, слух, обоняние, вкус. Первые три вида специальной чувствительности связаны с дистанционными рецепторами, т. е. концевыми нервными образованиями, воспринимающими раздражения на расстоянии, последний - с контактными рецепторами. Существует также разделение чувствительности на протопатическую и эпикритическую.

Протопатическая чувствительности, филогенетически более древняя, свойственная более примитивной организации нервной системы, служит для восприятия ощущений, сигнализирующих об угрожающей организму опасности, например, восприятия сильных болевых, резких температурных и других раздражений.

Эпикритическая чувствительности, филогенетически более поздняя, не связана с восприятием повреждающих воздействий; она даёт возможность организму ориентироваться в окружающей среде, воспринимать слабые раздражения, на которые организм может отвечать так называемой реакцией выбора - определённым двигательным актом, носящим характер произвольного действия.

К эпикритической относят тактильную чувствительности, восприятие невысоких колебаний температур (от 27 до 35°); чувство локализации раздражений, их дискриминацию (различения) и мышечно-суставное чувство.

Выпадение или понижение функции системы эпикритической чувствительности растормаживает функции системы протопатической чувствительности и делает восприятие раздражений необычно сильным. В этом случае резкие болевые и температурные раздражения воспринимаются как особенно неприятные; кроме того, они становятся более диффузными, разлитыми и не поддаются точной локализации. Такое изменение восприятия сильных раздражений при снижении функций эпикритической системы (тонкие раздражения воспринимаются плохо или вовсе не воспринимаются) обозначают термином "гиперпатия".

Система общей чувствительности (афферентная, сенсорная система) начинается с рецепторов. По характеру воспринимаемого раздражения различают механорецепторы, терморецепторы, фоторецепторы, хеморецепторы, рецепторы, воспринимающие давление (барорецепторы), а по характеру возникающего ощущения - болевые, тактильные рецепторы и так далее.

Центростремительное проведение возбуждения от рецепторов происходит по чувствительным нервным волокнам, которые являются периферическими отростками (дендритами) клеток спинномозговых узлов или их гомологов в области головы - тройничного узла, верхнего узла блуждающего нерва и так далее.

Все раздражения, воспринимаемые рецепторами, направляются к спинномозговым узлам или узлам черепно-мозговых нервов, в которых лежат тела первых нейронов всех видов чувствительности. Их аксоны вступают в составе корешков чувствительных черепно-мозговых нервов в мозговой ствол или в составе задних корешков спинномозговых нервов в спинной мозг.

Агнозии и их виды

Агнозия— нарушение различных видов восприятия (зрительного, слухового, тактильного) при сохранении чувствительности и сознания.

Агнозия является патологическим состоянием, возникающим при повреждении коры и ближайших подкорковых структур головного мозга, при асимметричном поражении возможны односторонние (пространственные) агнозии.

Агнозии связаны с поражением вторичных (проекционно-ассоциационных) отделов коры головного мозга, ответственных за анализ и синтез информации, что ведёт к нарушению процесса распознавания комплексов стимулов и, соответственно, узнавания предметов и неадекватной реакции на предъявленные комплексы стимулов.

Зрительные агнозии. Зрительно - предметная агнозия развивается при поражении затылочных долей головного мозга обычно в результате сосудистой патологии или на поздних стадиях болезни Альцгеймера. Частой жалобой пациентов со зрительно-предметной агнозией является снижение зрения, которое, однако, объективно не подтверждается. В то же время, больной не может назвать предъявляемый ему предмет, не может объяснить его предназначение, хотя способен описать отдельные признаки этого предмета. Диагностировать зрительно-предметную агнозию можно, предъявляя больному различные предметы, часто употребляемые в обиходе (расческа, вилка, ручка, очки и др.). В отличие от пациентов с речевыми расстройствами больные со зрительной агнозией не только не могут правильно назвать предмет, но и затрудняются объяснить его предназначение.

Прозопагнозия характеризуется нарушением узнавания лиц. Больной не узнает знакомых людей и также часто объясняет это ухудшением зрения. Прозопагнозия развивается при поражении затылочно-височных отделов головного мозга преимущественно субдоминантного по речи полуария. Данный симптом весьма часто отмечается при болезни Альцгеймера. Для диагностики прозопагнозии больному предъявляют портреты широко известных людей, исторических деятелей или фотографии родственников и близких знакомых пациента.

Буквенная агнозия проявляется неузнаванием букв. Синдром характеризуется "приобретенной неграмотностью": больные не могут писать (дисграфия) и читать (дизлексия) при сохранности устной речи. Дисгра-фия и дизлексия регулярно встречаются при речевых нарушениях. Однако в отличие от буквенной агнозии при первичных расстройствах письменной речи больные обычно узнают отдельные буквы, но не могут складывать их в слова. Буквенная агнозия развивается при поражении затылочных отделов доминантного полушария.

Слуховые агнозии. Слуховые агнозии развиваются при поражении вторичных корковых зон слухового анализатора. При этом больной теряет способность оценивать значение звуковых стимулов: при сохранном слухе он не может узнать, например, лай собаки или сирену пожарной машины. Один из видов слуховой агнозии -глухота на с л о в а. Характеризуется отчуждением смысла слов: больной слышит слова, но не понимает их значение, поскольку не способен выделить смысловую составляющую фонем. Глухота на слова развивается при поражении вторичных зон слухового анализатора доминантного по речи полушария. Обычно данный симптом отмечается в рамках синдрома сенсорной афазии. При поражении субдоминантного полушария больной не может оценить интонационный компонент речи, может утрачиваться музыкальный слух (амузия). Один из методов оценки слухового гнозиса - оценка распознавания ритмов. Больного просят описать словами или воспроизвести какой-либо предъявляемый ритм.

Соматоагнозии. Поражение теменных долей приводит к искаженным представлениям о собственном теле вследствие нарушения функций вторичных зон анализатора соматической чувствительности. Аутотопаг-нозия характеризуется нарушением схемы тела: больной утрачивает представления о взаиморасположении частей тела. Вторично аутотопагно-зия приводит к нарушениям праксиса, в частности к апраксии одевания.

При поражении субдоминантного полушария аутотопагнозия может сопровождаться ощущениями "чужой" руки: больной может утверждать, что у него отсутствует левая рука или что он не может ею управлять. Поражение теменных долей доминантного полушария приводит к невозможности различать правую и левую половину тела (право-левая агнозия).

При аутотопагнозии больной не может по просьбе врача показать части своего тела (например, показать правой рукой левое ухо). Однако следует уточнить, являются ли трудности показа следствием соматотопических нарушений или связаны с непониманием речи. Кроме того, при аутотопагнозии нарушается выполнение проб Геда. При этом могут встречаться ошибки по типу зеркальности (вследствие нарушения различения правой и левой стороны) или по типу соматотопического поиска.

Пальцевая агнозия. Проявляется неразличением пальцев на руке при сохранности мышечно-суставного чувства. Больной может определить, в какую сторону врач двигает палец, но не может знать, какой это палец. Следует различать трудности называния пальцев агностического и афатического характера. При последних больной в указанной пробе не может назвать пальцы, но может показать одноименный палец на другой руке. Пальцевая агнозия развивается при поражении верхних отделов теменных долей головного мозга.

Симультанная агнозия. Симультанная агнозия характеризуется нарушением сложного синтеза различных сенсорных образов. Проявляется невозможностью целостного восприятия совокупности сенсорных образов разных модальностей или нарушением узнавания целостного образа по его части при сохранности узнавания единичных и законченных образов. Симультанная агнозия развивается при поражении зоны стыка височной, теменной и затылочной долей головного мозга.

Апраксии и их виды

Апраксия — нарушение целенаправленных движений и действий при сохранности составляющих его элементарных движений; возникает при очаговых поражениях коры больших полушарий головного мозга или проводящих путей мозолистого тела.

Апраксии могут носить ограниченный характер, то есть нарушения движений могут проявляться для одной половины тела, одной конечности, мускулатуры лица (оральная апраксия), при поражении мозолистого тела характерна левосторонняя апраксия.

Апраксии классифицируют как по локализации поражений головного мозга, так и по симптоматическому проявлению; комплекс симптомов зависит от функциональности поражённого участка мозга.

Идеаторная апраксия. В основе идеаторной апраксий лежит недостаточность произвольного планирования двигательной активности и нарушение контроля за корректностью выполнения двигательной программы. Характерно нарушение последовательности действий, импульсивные сбои на не соответствующую поставленной цели деятельность, а также серийные персеверации. Данные ошибки отмечаются как при выполнении действий по команде, так и при копировании движений врача. Нарушаются все виды праксиса: больной утрачивает профессиональные и инструментальные навыки, страдают конструктивные способности, затрудняется самообслуживание, воспроизведение символических движений.

Идеаторная апраксия развивается при патологии лобных долей головного мозга. Наиболее частые причины данного симптомокомплекса: опухоли лобных долей, сосудистая патология или первично-дегенеративное поражение лобных долей при локальных корковых атрофиях (болезнь Пика, лобно-височная атрофия и др.).

Апраксин при поражении лобных долей головного мозга могут иметь особенности, связанные с локализацией патологического процесса. Так, при наиболее переднем поражении больной не может поставить перед собой цель деятельности, что клинически проявляется апатико-абулически-ми расстройствами при сохранной способности воспроизводить двигательные программы по команде или по показу. Для поражения дорсолатераль-ных отделов лобных долей более характерны серийные персеверации, которые препятствуют достижению цели. Патология орбитофронтальной лобной коры приводит к импульсивным действиям, отвлекаемости, сте-реотипиям и эхопраксии.

Кинетическая апраксия. При кинетической апраксий пациент способен планировать и контролировать свою двигательную активность, но утрачивает автоматизированные двигательные навыки (так называемые кинетические мелодии). Поэтому его движения становятся более медленными и неловкими. Больной вынужден сознательно контролировать свою двигательную активность даже при совершении привычных и хорошо заученных действий. Характерны элементарные персеверации. Кинетическая апраксия возникает при поражении заднелобных премоторных зон лобной коры, которые ответственны за серийную организацию и автоматизацию движений.

Идеомоторная апраксия (кинестетическая апраксия, апраксия Липманна). Идеомоторная апраксия связана с утратой соматотопических и пространственных представлений. При этом при сохраненном плане деятельности И правильной последовательности действий возникают трудности пространственной организации двигательной активности. Прежде всего страдают те виды праксиса, которые требуют четкой пространственной ориентации движений. Так, больному труднее выполнить пробы Геда, нежели пробу на динамический праксис (однако в последней также могут быть пространственные ошибки). В быту типичным проявлением идеомо-торной апраксий является апраксия одевания. Другое характерное проявление идеомоторной апраксии - невозможность выполнить по команде или скопировать символические действия. Понимание символических действий также нарушается.

Идеомоторная апраксия развивается при поражении теменных долей головного мозга - вторичных зон коркового анализатора соматической чувствительности и зон, ответственных за пространственные представления. Одной из частых причин данного вида апрактических нарушений является болезнь Альцгеймера. Другие причины - опухоли, сосудистое поражение теменных долей головного мозга.

Конструктивная апраксия (апраксия Клейста). Патогенетически весьма сходной с идеомоторной апраксией является конструктивная апраксия. В основе конструктивной апраксии также лежит утрата пространственных представлений. В клинической практике нередко отмечается сочетание симптомов идеомоторной и конструктивной апраксии (например, при болезни Альцгеймера).

Апраксия Клейста проявляется первичным нарушением конструктивных способностей. Теряются навыки конструирования, грубо нарушается рисунок, особенно перерисовывание сложных геометрических фигур. Иногда страдает также письмо. Конструктивная апраксия развивается при поражении нижних отделов теменных долей головного мозга.

Проводниковая апраксия. Проводниковая апраксия характеризуется трудностями повторения движений по показу и их сохранностью при самостоятельной деятельности, умением правильно выполнять двигательные команды. Понимание символических действий также не страдает. Этот своеобразный апрактический синдром развивается при поражении белого вещества теменных долей головного мозга. Предполагается, что в основе проводниковой апраксии лежит разобщение зон, ответственных за сомато-топические представления, и центров планирования и регуляции произвольной деятельности.

Диссоциативная апраксия. В основе диссоциативной апраксии, как предполагается, лежит разобщение между центрами сенсорного компонента речи и двигательными центрами. При этом больной утрачивает способность выполнять двигательные команды, в то время как самостоятельный праксис и повторение движений за врачом не нарушены. Диссоциативная апраксия может отмечаться в левой руке при поражении передней спайки мозолистого тела. Иногда указанные выше апрактические нарушения в левой руке сочетаются с парезом в правой руке. Данный симптомокомплекс получил название "симпатическая апраксия".

Динамическая апраксия. Динамическая апраксия развивается при поражении глубинных неспецифических структур мозга, что приводит к нарушению непроизвольного внимания. Вследствие этого затрудняются усвоение и автоматизация новых двигательных программ. При выполнении заученных программ также могут возникать сбои и ошибки, однако пациент обычно самостоятельно обращает на них внимание. Характерны флюктуации апрактических нарушений.

Гипоталамический синдром

Гипоталасемический синдром (синоним болезни: синдром диэнцефальный) - симптомокомплекс, развивающийся при патологии гипоталамической области мозга.

Гипоталамус является интегратором и регулятором вегетативных и эндокринных функций гомеостаза, так как на его уровне сходится информация из внешнего мира и внутренней среды организма. Поэтому гипоталасемический синдром отличается крайним полиморфизмом проявлений: нарушения вегетативных функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем, желудочно-кишечного тракта, терморегуляции, эмоциональной сферы (галлюцинаций, чувство страха, сенестопатии), обменные, эндокринные (несахарное мочеизнурение, ожирение, дисфункция щитовидной железы), нервно-мышечные расстройства, гипоталамическая эпилепсия.

Гипоталамус оказывает непосредственное влияние на течение аллергических реакций за счет вегетативной регуляции функций иммунитета и действия на состояние эффекторных тканей, а также выработку адоптивных гормонов. В экспериментах у морских свинок удается вызвать астму бронхиальную после повреждения симпатического отдела гипоталамуса.

Этиология и патогенез гипоталасемического синдрома

Нарушение функций гипоталамуса, характерное для гипоталасемического синдрома, результат перенесенной инфекции, интоксикации, опухоли мозга, черепно-мозговой травмы. Возможна аллергическая этиология гипоталасемического синдрома. Аллергия может быть вызвана аллергенами микробными, аллергенами лекарственными, аллергенами пищевыми и иметь профессиональный характер. Особо следует выделить роль хронических воспалительных процессов (гепатохолецистита, тонзиллита и др.) в развитии гипоталасемического синдрома за счет рефлекторных воздействий и бактериальной сенсибилизации. Аллергический механизм формирования гипоталасемического синдрома подтверждается следующими признаками: у больных наблюдаются аллергические заболевания в анамнезе; появление неврологических симптомов совпадает с обострением аллергического заболевания; аллергологическая диагностика на фоне положительной местной реакции вызывает обострение гипоталасемического синдрома вплоть до криза; отмечается положительный эффект от противоаллергической терапии; устранение аллергена вызывает ремиссию заболевания. Указанные признаки позволяют отличать гипоталасемический синдром аллергического генеза от гипоталасемического синдрома др. этиологии, сопровождающегося аллергическими проявлениями.

Клиника гипоталасемического синдрома

Характерная черта клинического течения гипоталасемического синдрома - вегетативные кризы с частотой от раза в неделю до нескольких раз в сутки. Длительность, как правило, от 30 мин до 2 ч, но может достигать суток. Криз проявляется болью головной, светобоязнью, пароксизмальной гипертонией, тахиили брадикардией, затруднением дыхания, ознобом, усиленным потоотделением, чувством страха. При кризе наблюдаются очаговые симптомы: нарушение конвергенции, нистагм, анизорефлексия сухожильных рефлексов, изменения на электроэнцефалограмме. Возможны тонические судороги, потеря сознания.

В конце приступа у больных выделяется большое количество светлой мочи, после приступа отмечается выраженная астенизация. Вне криза клиника гипоталасемического синдрома носит стертый характер: частая головная боль, потливость, вазомоторные реакции, неустойчивость артериального давления, тяжесть в области сердца, аритмия, ощущение нехватки воздуха, нарушение стула, болезненность в точках проекции шейных симпатических узлов.

Особенности развития вегетативных реакций при гипоталасемическом синдроме по симпатическому и парасимпатическому типам зависят от состояния тонуса нейрогормональных систем. Гипертонический тип гипоталасемического синдрома соответствует преобладанию роли симпатоадреналовой системы, гипотонической - вагоинсулярной. При гипертоническом кризе повышено выделение глюкокортикостероидов, катехоламинов с мочой, при гипотоническом секреция этих веществ снижена. У части больных уменьшается гистаминопектический индекс сыворотки и повышается уровень гистамина в крови.

Больные гипоталасемическим синдромом страдают затяжными пневмониями, часто синдромами бронхоспастическими, длительным неинфекционным субфебрилитетом.

Выделена тонзилогенная дистрофия миокарда, связанная с гипоталасемическим синдромом. У больных такой формой дистрофии миокарда отсутствуют признаки воспалительного процесса при наличии локальных изменений в миндалинах, они часто жалуются на плохое состояние сердца при незначительных изменениях в миокарде, характерны ипохондрические состояния, кардиофобии, локальный гипергидроз, нарушение кожной температуры и гиперэстезии левой половины грудной клетки, шейный ганглиоплексит.

Или

Исследование поверхностной чувствительности

Болевая чувствительность исследуется покалыванием кожи острием булавки или иглы, тактильная – путем легкого прикосновения ватки или кисточки к коже (следует избегать «мажущих» движений вдоль поверхности тела). Температурная чувствительность исследуется при помощи прикосновения пробирок с горячей и холодной водой.

Расстройства поверхностной чувствительности многообразны и включают как количественные, так и качественные изменения.

Как выявить апроксию.

Апраксия (лат. apraxia от др.-греч. ἀπραξία — «бездеятельность, бездействие») — нарушение целенаправленных движений и действий при сохранности составляющих его элементарных движений; возникает при очаговых поражениях коры больших полушарий головного мозга или проводящих путей мозолистого тела.

Апраксии могут носить ограниченный характер, то есть нарушения движений могут проявляться для одной половины тела, одной конечности, мускулатуры лица (оральная апраксия), при поражении мозолистого тела характерна левосторонняя апраксия.

Чтобы выявить апраксию, пациента просят выполнить символические действия: отдать салют, помахать рукой (как при прощании), послать воздушный поцелуй, имитировать расчесывание волос и чистку зубов. Если пациент не может выполнить действие по заданию, ему показывают, как это сделать, и просят выполнить то же действие по подражанию.

Как выявить афазию

Афазия — это системное нарушение уже сформировавшейся речи.Возникает при органических поражениях речевых отделов коры головного мозга в результате перенесенных травм, опухолей, инсультов, воспалительных процессов и при некоторых психических заболеваниях. Афазия затрагивает различные формы речевой деятельности.

Для выявления афазии используются следующие приемы:

-Изучение устной речи (разговорная речь, рассказ, повторения, автоматическая речь — числа, месяцы, стихи); при этом учитываются желание говорить, бедность или богатство речи, грамматический строй ее, наличие парафазий и персевераций;

-Анализ письменной речи — списывание, диктант, пересказ;

-По­нимание устной речи — слов, фраз, простых и многозвеньевых инструкций, заведомо нелепых фраз и инструкций;

-Чте­ние — возможность чтения и понимание прочитанного.

Как выявить дизартрию

Дизартрия –это нарушение произношения вследствие недостаточной иннервации речевого аппарата, возникающее в результате поражений заднелобных и подкорковых отделов мозга. При дизартрии в отличие от афазии ограничена подвижность органов речи (мягкого нёба, языка, губ), из-за чего затруднена артикуляция.

Как выявить 2 и 8 чмн

Виды памяти

память — это способность живой системы фиксировать факт взаимодействия со средой (внешней или внутренней), сохранять результат этого взаимодействия в фор­ме опыта и использовать его в поведении.

-двигательную, связанную с запоминанием и воспроизведением движений;

-образную, сферой которой является запоминание чувственных образов предметов, явлений и их свойств (в зависимости от типа анализатора, воспринимающего информацию, образную память делят на зрительную, слуховую, осязательную и т.д.);

-словесно- логическую (свойственную человеку форму памяти), связанную с запоминанием, узнаванием и воспроизведением мыслей, понятий, умозаключений и т.д., этот вид памяти непосредственно связан с обучением;

-эмоциональную память, ответственную за запоминание и воспроизведение чувственных восприятий совместно с вызывающими их объектами.

-Не произвольная, характеризуется тем, что человек запоминает и воспроизводит образы не ставя какой либо цели запомнить это и воспроизвести.

-Произвольная (преднамеренная), осмысленная, продуманная с определенной целью и задачей усвоить и воспроизвести материал, используя те или иные приемы.

Существуют и другие классификации видов памяти:

-Непосредственная. Она хранится 0,25 сек. Позволяет осуществлять взаимосвязь между последующими интервалами времени.

-Оперативная. Это тот раздел памяти, который работает в настоящий момент. Характеризуется тем, что время обработки информации может доходить до 20 сек. Объем этой памяти значительно меньше непосредственной.

-Долговременная. В ней хранятся образы явлений и предметов внешнего мира, которые нужны человеку в течение длительного времени, которыми он пользуется периодически.

Долговременная память подразделяется на:

а) генетическую память - это все то, что накопили наши предшественники.

б) наследственную память - память ближайших родственников.

методы исследования, применяемые в неврологии

Электроэнцефалография (ЭЭГ) Аппаратный метод исследования деятельности головного мозга при помощи регистрации электрической активности клеток мозга, фиксируемой на поверхности головы. Метод исследования основан на графической регистрации получаемых электросигналов и их интерпретации. Процедура записи безвредна, безболезненна. Обычно длительность исследования составляет 10 минут. Используют пробы с открыванием и закрыванием глаз, с раздражением светом и звуком, гипервентиляцией. Используется в диагностике таких заболеваний как эпилепсия, головная боль, панические атаки (вегетативные кризы), истерия, отравление лекарствами, при любых эпизодах отключения сознания или падениях.

Электронейромиография (ЭНМГ) Метод исследования электрической активности мышц, направленный также на диагностику периферических отделов нервной системы. Это метод графической и звуковой регистрации э<

Наши рекомендации