Отдел информационного обеспечения
Основными задачами и функциями отдела информационного обеспечения являются:
- Разработка и внедрение современных технологий информационного обеспечения. Организация поступления статистической и иной информации по вопросам санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей.
- Создание, обслуживание, развитие и информационное обеспечение системы средств вычислительной техники (далее – СВТ), коммуникаций и связи для механизированной и автоматизированной обработки информации при решении инженерных, экономических и других задач производственного и иного характера.
- Ремонт, техническое обслуживание и модернизация СВТ.
- Анализ причин срывов, ненадежности и нестабильности в работе СВТ, сетевого оборудования и другой закрепленной техники, принятие мер по их устранению.
- Выбор и обоснование основного состава СВТ, приемка, отладка, ввод в эксплуатацию. Обеспечение разработки технологических схем обработки информации по задачам.
- Апробация, приемка и внедрение новых программных продуктов и СВТ.
- Участие в разработке и внедрении программного обеспечения прикладного характера. Создание и техническое сопровождение баз данных по вопросам деятельности Центра.
- Разработка, пополнение, хранение и обслуживание библиотеки стандартных и прикладных программ, соблюдение правил хранения и эксплуатации машинных носителей информации, их своевременная замена в случае непригодности.
- Организация технического обучения сотрудников отдела и администраторов баз данных.
- Администрирование вычислительных сетей Центра.
- Обеспечение работы электронной почты.
- Обеспечение доступа в Интернет.
- Сопровождение сайта Центра.
- Участие в мероприятиях по обеспечению деятельности Федеральной службы, осуществляющей государственный контроль и надзор за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и в сфере защиты прав потребителей, по вопросам, входящим в компетенцию отдела.
Отдел информационного обеспечения включает следующие отделения:
· Отделение информационного, ремонтного и технического обеспечения.
· Отделение разработки прикладного программного обеспечения.
Помимо вышеуказанных отделов ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» включает в себя отдел кадров, бухгалтерию, планово-экономический отдел, общий отдел (в т.ч. библиотека), отдел обеспечения деятельности учреждений, отдел издательского обеспечения, отдел кадров, отдел управления качеством.
Порядок деятельности органов и учреждений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по исполнению возложенных на них государственных функций определяется Административными регламентами исполнения соответствующих функций. Регламенты утверждаются приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ.
Формы и методы планирования по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения
Порядок планирования деятельности управлений Роспотребнадзора определен методическими указаниями «Планирование деятельности управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.» (Утверждены Руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации Г.Г. Онищенко 17 июля 2009 г.)
Планирование является одним из обязательных видов деятельности управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по субъекту Российской Федерации и направлено на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиту прав потребителей, организации работы по улучшению состояния здоровья населения и среды его обитания, достижение поставленных целей и задач в течение установленного планом периода времени, направлено на эффективное расходование бюджетных средств, достижение запланированных индикативных показателей деятельности.
Посредством планирования достигается первостепенная задача Управлений Роспотребнадзора в субъектах Российской Федерации– обеспечение государственного надзора и контроля.
Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в настоящее время подготовлены документы, регламентирующие планирование деятельности Роспотребнадзора на перспективу и непосредственно на 2011 год:
1. Методические указания 5.1.2526-09 «Планирование деятельности Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека», утвержденные главным государственным санитарным врачом Г.Г. Онищенко 17 июля 2009г. (далее – Методические Указания);
2. Приказ Руководителя Федеральной Службы от 06.10.2009г. № 639 «Об утверждении основных направлений деятельности Роспотребнадзора, его органов и организаций на 2010 год».
В этих документах четко сформулированы принципы планирования работы и те конечные результаты деятельности, которые необходимо достичь в 2011 году.
Основные принципы планирования:
Обоснованность – предусматривает использование при планировании объективных данных, характеризующих санитарно-эпидемиологическую ситуацию на территории деятельности управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Системность – планирование деятельности управления, как составной части Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, учет влияния на уровень санитарно-эпидемиологического благополучия населения множества факторов, формирование которых происходит вне сферы деятельности управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Целенаправленность – ориентирование плана на достижение приоритетных целей, установленных как для всей Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, так и для управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Достижимость – формирование и постановка задач, реально выполнимых в конкретных условиях имеющимися ресурсами.
Преемственность– подготовка плана как логического продолжения плана предыдущего периода и основы для планирования на последующий период.
Конкретность – формулирование мероприятий плана таким образом, чтобы обеспечивалась возможность их контроля и оценки выполнения.
Индивидуальность – учет реальных условий реализации запланированных мероприятий.
Открытость – доступность информации об организации и осуществлении проверок.
Результативность – достижимость количественных и качественных индикативных показателей выполнения запланированных мероприятий.
Бюджетирование, ориентированное на результат (БОР) – современный метод повышения эффективности бюджетных расходов, при котором выделение бюджетных ресурсов в обязательном порядке подразумевает достижение конкретных непосредственных и конечных результатов.
В соответствии с Методическими указаниями объектами планирования являются:
- показатели, характеризующие санэпидблагополучие населения территории;
- показатели состояния здоровья населения;
- показатели состояния факторов среды обитания;
- показатели, характеризующие деятельность Управления.
Система планирования деятельности по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей в Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека включает федеральный и региональный уровни.
Документами планирования на региональном уровне, т.е. на уровне Управления Роспотребнадзора в субъекте РФ являются:
1. Основные направления деятельности Управления, при подготовке которых используются:
1.1. основные направления деятельности Федеральной службы по надзору сфере защиты прав потребителей и благополучия человека на год;
1.2. федеральные и ведомственные целевые программы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
1.3. приоритетный национальный проект в сфере здравоохранения;
1.4. мероприятия, выполнение которых предусмотрено:
- приказами руководителя Федеральной службы,
- постановлениями Главного государственного санитарного врача РФ,
- протоколами ежегодных совещаний с главными государственными санитарными врачами по субъектам РФ, иными документами.
2. Планы основных организационных мероприятий на год:
2.1. Управления Роспотребнадзора;
2.2. Территориального отдела Управления Роспотребнадзора;
2.3. ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии».
2.4. Филиала ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии».
3. Планы основных организационных мероприятий на квартал
3.1. Управления Роспотребнадзора;
3.2. Территориального отдела Управления Роспотребнадзора;
3.3. ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии»;
3.4. Филиала ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии».
4. План проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Управления Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации на год.
5. Задание федеральному государственному учреждению здравоохранения – центру гигиены и эпидемиологии в субъекте Российской Федерации по обеспечению деятельности управления Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации на год.
Для планирования работы в территориальных управлениях необходимо иметь данные о составе населения, медико-демографической ситуации (рождаемость, смертность и др.), о заболеваемости, об основных характеристиках образа жизни и перспективах социально-экономической ситуации и состояния окружающей среды. Различают планирование перспективное (стратегическое) и текущее (тактическое). Организация выполнения планов включает мероприятия по подготовке различных решений, достаточному и своевременному обеспечению кадрами, материальными и финансовыми ресурсами, по координации деятельности различных специалистов медицинского и немедицинского профиля, методическое руководство и др. Планирование деятельности приобретает специфические особенности в соответствии с уровнем управления санитарно-эпидемиологической службы. Ответственность за организацию, планирование и непосредственное проведение мероприятий на конкретной территории лежит на главном государственном санитарном враче данного административного уровня.
Планы работы можно подразделить на 4 основные группы: 1) планы работы по времени (текущие и перспективные); 2) планы по содержанию планируемых мероприятий (планы развития и планы деятельности структурных подразделений); 3) комплексные планы санитарно-оздоровительных и противоэпидемических мероприятий; 4) планы-задания по объектам, подлежащим санитарному надзору. При составлении плана можно руководствоваться функционально-отраслевым, проблемно-тематическим и программно-целевым принципами.
Функционально-отраслевой принцип планирования позволяет выделить конкретные задачи на планируемый период с учетом объема и характера деятельности конкретного отдела, лаборатории, отделения, специалиста. Он наиболее удобен при текущем квартальном планировании, а также при планировании на год разделов работы каждого подразделения.
Проблемно-тематический принцип составления плана позволяет выделить основные, общие для всей госсанэпиднадзора административной территории мероприятия независимо от того, какие подразделения являются их исполнителями. Этот метод наиболее приемлем при составлении комплексных планов по отдельным проблемам (санитарная охрана воздушного бассейна, почвы, водоемов; профилактика кишечных инфекций, травматизма) и соответствует структуре госсанэпиднадзора в настоящий период.
При этом методе планирования различные по характеру мероприятия объединены общей задачей, единой направленностью, что позволяет определить их стоимость, ожидаемую экономическую, социальную и медико-санитарную эффективность.
Программно-целевой принцип планирования более наукоемок и эффективен. Он предусматривает: постановку конкретных и реальных целей в масштабе всего учреждения или территории; определение задач, необходимых для их реализации; уточнение ожидаемых результатов для каждой из целей, по степени достижения которых можно судить об эффективности деятельности; разработку пакетов мероприятий, ориентированных на выполнение конкретных целевых установок; распределение мероприятий по исполнителям, соисполнителям и видам комплексирования (внутриучрежденческое – между специалистами различных подразделений госсанэпиднадзора; внутриотраслевое – взаимодействие учреждений, входящих в систему госгоссанэпиднадзора; межотраслевое – проведение мероприятий совместно с органами власти и управления, другими контрольными и надзорными структурами); определение сроков исполнения и разработку системы контроля реализации планового документа; расчет стоимости мероприятий и определение источников их финансирования.
Этот принцип обеспечивает комплексность и большую целенаправленность деятельности госгоссанэпиднадзора, отражает координирующую роль территориальных управлений при проведении профилактических и оздоровительных мероприятий на административных территориях.
При планировании на территориальном уровне допускается сочетание функционально-отраслевого и проблемно-тематического принципов. Годовой план работы можно сгруппировать по 4 основным разделам: 1) организационные мероприятия и работа с кадрами; 2) мероприятия по предупреждению и снижению заболеваемости; 3) общесанитарные и оздоровительные мероприятия; 4) материально-техническое оснащение. Выделяют основные проблемы и задачи, участие в решении этих проблем различных подразделений.
Простейшей формой текущего планирования является индивидуальное планирование. С этой целью каждый сотрудник составляет план-график работы на определенный период (как правило, на месяц). Составляются планы-графики командировок, выполнения научно-практической работы и т. п. При составлении плана-графика необходимыми предпосылками являются общие задачи годового плана, анализ эффективности обследования объектов за предыдущий период, дополнительная информация по изменению санитарного состояния на объекте (изменение режима работы, возможности реконструкции объекта, предложения администрации, общественности и др.).
Индивидуальные планы должны быть конкретными. В них должны быть отражены объекты и сроки обследования, отметки о контроле выполнения, результаты. При планировании числа посещений объектов санитарными врачами и их помощниками в течение года исходят из принятых ранее ориентировочных норм.
Составлением годового плана не ограничивается плановая работа. В последние годы в деле планирования большое внимание стало уделяться разработке так называемых комплексных планов (оздоровления внешней среды, профилактики отдельных заболеваний и др.). План называется комплексным потому, что он охватывает весь комплекс санитарно-противоэпидемических и лечебно-профилактических мероприятий.
Планы-задания составляют только на те объекты, где необходимо проведение крупных санитарно-гигиенических мероприятий, требующих больших капиталовложений (реконструкция, строительство и благоустройство детских оздоровительных лагерей, баз отдыха и др.).
Основными требованиями, предъявляемыми к планам, являются: актуальность, конкретность, действенность и реальность каждого планируемого мероприятия; совместное участие различных специалистов в осуществлении запланированных мероприятий; выделение главных задач на данный отрезок времени; оценка качества выполнения и эффективности.
Социально-гигиенический мониторинг
Порядок ведения социально-гигиенического мониторинга (СГМ) определен приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 17 ноября 2006 г. N 367 «О порядке проведения социально-гигиенического мониторинга, представления данных и обмена ими»
Действующими в настоящее время Постановлениями Правительства РФ предусмотрено создание и ведение нескольких специализированных систем мониторинга, в том числе: СГМ, Единой государственной системы экологического мониторинга (ЕГСЭМ), здоровья, социально-трудовой сферы и др. Уже их названия свидетельствуют о том, что в число основных или дополнительных задач практически каждой названной системы входит сбор и анализ тех или иных показателей, характеризующих состояние здоровья населения и среду его обитания, либо влияющих на них. Естественно, что возникает вопрос о специфических задачах социально-гигиенического мониторинга и о месте СГМ в числе перечисленных систем.
Законом РФ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" на учреждения санитарно-эпидемиологической службы в качестве первоочередной возложена задача "наблюдения, оценки и прогнозирования состояния здоровья населения в связи с состоянием среды обитания".
Для выполнения этой задачи, являющейся одновременно и основной задачей социально-гигиенического мониторинга, санитарно-эпидемиологическая служба должна владеть необходимым объемом информации и методами ее обработки. В частности, мониторинг здоровья населения скорее мог бы быть назван мониторингом системы медицинского обеспечения, поскольку круг его вопросов включает, прежде всего, возможность качественного и количественного анализа системы медицинского обслуживания и ее эффективности. Кроме того, что стоящая перед СГМ задача чрезвычайно актуальна хотя бы для территорией с "неблагоприятной экологической ситуацией" и требует соответствующих решений уже сегодня.
Описание системы СГМ
(на примере Ленинградской области)
Организация социально-гигиенического мониторинга на территории Ленинградской области содержит два основополагающих положения:
· социально-гигиенический мониторинг, являясь ведомственной информационной системой (для учреждений госсанэпиднадзора), должен входить в качестве подсистемы в информационную систему Правительственных (управленческих) структур;
в качестве единого информационного ядра, предоставляющего возможность взаимодействовать всем участникам СГМ в едином информационном пространстве — должны использоваться геоинформационные технологии.
Положение об организации социально-гигиенического мониторинга в Ленинградской области (на основе Постановления Правительства РФ от 2 февраля 2006 г. N 60 «Об утверждении Положения о проведении социально-гигиенического мониторинга)
Общие положения
1.1. Социально-гигиенический мониторинг на территории Ленинградской области является составной частью общегосударственной системы непрерывного слежения за санитарно-эпидемиологическим благополучием населения, его оценкой, прогнозированием, установлением зависимостей между факторами среды обитания человека и состоянием его здоровья.
1.2. Социально-гигиенический мониторинг на уровне субъекта Федерации Ленинградской области осуществляется на основе утвержденных в установленном порядке нормативных документов областным, районными и городскими центрами госсанэпиднадзора совместно с уполномоченными на то министерствами, департаментами, комитетами Правительства, администрациями территорий, учреждениями здравоохранения, медицинскими страховыми фондами, учреждениями статистики, Комитетом экологии и природных ресурсов Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Северо-Западным управлением по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Северо-Западным бассейновым управлением по охране и воспроизводству рыбных запасов и регулированию рыболовства, Северо-Западным региональным геологическим центром, РОСТ-ТЕСТ С.-Петербурга и их территориальными органами и другими заинтересованными организациями, контролирующими и надзорными органами.
1.3. Основной целью социально-гигиенического мониторинга является установление, предупреждение, устранение или уменьшение причин и условий, неблагоприятно воздействующих на здоровье населения Ленинградской области.
1.4. Задачи социально-гигиенического мониторинга:
1.4.1.организация системы непрерывного наблюдения за показателями, характеризующими состояние здоровья, приоритетными факторами среды обитания человека и формирование специализированных банков данных;
1.4.2.системный анализ данных с использованием современных геоинформационных технологий;
1.4.3.интеграция системы социально-гигиенического мониторинга с информационными системами Правительства области;
1.4.4.обеспечение достоверной информацией органов исполнительной власти и управления, организаций учреждений, предприятий, граждан о состоянии здоровья населения и факторов среды обитания;
1.4.5.формирование обоснованных предложений, региональных программ и нормативов по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения области.
2. Организационная структура социально-гигиенического мониторинга:
2.1. Социально-гигиенический мониторинг организуется на местном (районном, городском) и региональном — областном уровнях и осуществляется Ленинградским областным, районными и городскими центрами госсанэпиднадзора совместно с уполномоченными на то министерствами, департаментами, комитетами Правительства, администрациями территорий, учреждениями здравоохранения, медицинскими страховыми фондами, учреждениями статистики, Комитетом экологии и природных ресурсов Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Северо-Западным управлением по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Северо-Западным бассейновым управлением по охране и воспроизводству рыбных запасов и регулированию рыболовства, Северо-Западным региональным геологическим центром, РОСТ-ТЕСТ С.-Петербурга и их территориальными органами и другими заинтересованными организациями, контролирующими и надзорными органами.
2.2. Участники социально-гигиенического мониторинга осуществляют согласованный поэтапный переход на предоставление информации в единых форматах, создают единую телекоммуникационную систему обмена информацией, формируют специализированный банк данных системы на базе центра госсанэпиднадзора в Ленинградской области.
3. Информационный фонд социально-гигиенического мониторинга:
3.1. Информационный фонд социально-гигиенического мониторинга представляется в виде систематизированных в определенном порядке многолетних наблюдений за состоянием здоровья населения, среды обитания, а также нормативно-справочных материалов, сведенных в статистические регистры — базы данных, с использованием современных геоинформационных и математико-статистических технологий.
3.2. Информационный фонд социально-гигиенического мониторинга состоит из данных характеризующих:
3.2.1. Здоровье населения, в том числе:
3.2.1.1. медико-демографические показатели (численность, плотность населения, рождаемость, смертность (общая, по основным классам причин, в трудоспособном возрасте, младенческая), естественное движение населения, средняя продолжительность жизни, средняя продолжительность ожидаемой жизни при рождении);
3.2.1.2. отягощенность наследственной патологии;
3.2.1.3. уровень физического развития;
3.2.1.4. инфекционная и неинфекционная заболеваемость;
3.2.2.Состояние среды обитания человека включая:
3.2.2.1. природно-климатические факторы;
3.2.2.2. состояние атмосферного воздуха;
3.2.2.3. физические факторы;
3.2.2.4. качество питьевой воды и состояние водоемов в местах водопользования;
3.2.2.5. загрязнение почвы;
3.2.2.6. производственно-профессиональные факторы;
3.2.2.7. факторы жилищной среды;
3.2.2.8. факторы среды обитания организованного детства;
3.2.2.9. планировочная организация территории;
3.2.2.10. факторы питания;
3.2.3. Социально-экономическое развитие населенных пунктов Ленинградской области, оказывающее влияние на изменение санитарно-эпидемиологического благополучия территории, в том числе:
3.2.3.1. социально-экономические характеристики территории по проживанию;
3.2.3.2. уровень материального благосостояния, жилищных условий;
3.2.3.3. длительность проживания и миграция;
3.2.3.4. состав производств, включая степень социальной защищенности работающих;
3.2.3.5. обеспеченность массовыми оздоровительными учреждениями, объектами коммунального назначения;
3.2.3.6. уровень медицинского обеспечения населения;
3.2.3.7. особенности образа жизни и поведения населения;
3.3. Информационный фонд социально-гигиенического мониторинга формируется:
3.3.1.На районном уровне: на основе баз данных формируемых территориальными медицинскими объединениями , районными отделами статистики, страховыми фондами и компаниями, ЗАГСами, районными комитетами охраны природы, местными администрациями;
3.3.2.На областном уровне: на основе баз данных наблюдений, проводимых территориальными органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора, совместно с уполномоченными на то министерствами, департаментами, комитетами Правительства, администрациями территорий, учреждениями здравоохранения, медицинскими страховыми фондами, учреждениями статистики, Комитетом экологии и природных ресурсов Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Северо-Западным управлением по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Северо-Западным бассейновым управлением по охране и воспроизводству рыбных запасов и регулированию рыболовства, Северо-Западным региональным геологическим центром, РОСТ-ТЕСТ С.-Петербурга и их территориальными органами и другими заинтересованными организациями, контролирующими и надзорными органами.
Обмен данными информационного фонда социально-гигиенического мониторинга между органами, учреждениями и организациями, уполномоченными на ведение данного мониторинга, осуществляется бесплатно, а с другими пользователями — на договорной основе.