Организация системы реабилитации инвалидов

Реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способности инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности.

Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество (статья 9 Федерального Закона РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.1995г. №181-ФЗ с изменениями и дополнениями на 23.10. 2003г.).

Система реабилитации инвалидов включает в себя следующие взаимосвязанные элементы:

1. научные взгляды, идеи и представления;

2. законодательную и нормативную базу в области реабилитации;

3. научные и научно-технические разработки;

4. совокупность мер и средств, приемов и методов реабилитации;

5. программы реабилитации, в том числе:

· на федеральном уровне – федеральную базовую программу реабилитации инвалидов;

· на региональном уровне – региональные базовые программы и региональные комплексные программы реабилитации инвалидов;

· на индивидуальном уровне – индивидуальная программа реабилитации;

6. реабилитационную службу, включающую реабилитационные и реабилитационного типа учреждения и организации разной ведомственной подчиненности (здравоохранения, общего и профессионального образования, культуры, труда и социального развития и др.).

7. органы управления государственной службой реабилитации;

8. реабилитационную индустрию;

9. общественные организации инвалидов и организации, защищающие права инвалидов;

10. систему информационного обеспечения проблем инвалидности и инвалидов и др. (рис. 2).

Основные направления реабилитации инвалидов:

1. медицинская реабилитация;

2. профессиональная реабилитация;

3. социальная реабилитация.

В процессе реабилитации выделяется три этапа:

1) этап восстановительного лечения (восстановление биомедицинского статуса), направленный на восстановление нарушенных функций инвалида;

2) этап социализации или ресоциализации (восстановление индивидуально-личностного статуса), направленный на развитие, формирование, восстановление или компенсацию социальных навыков и функций, обычных видов жизнедеятельности и социально-ролевых установок индивида;

3) этап социальной интеграции или реинтеграции (восстановление социального статуса), направленный на оказание содействия и создания инвалидам условий для включения или возвращения в обычные условия жизни вместе с другими членами общества.

Каждый этап реабилитации имеет свои конкретные цели и задачи, отличается мерами, средствами и методами реабилитационного воздействия.

Задачи в области реабилитации возложены на учреждения службы МСЭ, в том числе создание и реализация индивидуальной программы реабилитации (ИПР).

Индивидуальная программа реабилитации – разработанный на основе решения Государственной службы МСЭ комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности (статья 11 Федерального Закона РФ «О социальной защите инвалидов в РФ») [169] (р.38, 52).

ИПР имеет для инвалида рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом.

ИПР инвалида в системе реабилитации включает следующие функции:

1. определяет «реабилитационный маршрут»: перечень и порядок осуществления реабилитационных мероприятий, в которых нуждается инвалид.

2. устанавливает правовые гарантии осуществления реабилитационных мероприятий, а также ответственность исполнителей за их своевременное и качественное исполнение в полном объеме;

3. устанавливает порядок и гарантии финансового обеспечения назначенных реабилитационных мероприятий, а также возможной компенсации затрат инвалида на их исполнение.

ИПР разрабатывается в месячный срок после признания лица инвалидом.

ИПР включает три основных звена:

1. разработчик ИПР (служба МСЭ);

2. организаторы и координаторы исполнения ИПР (органы управления в системе социальной защиты, в основном, районные отделы социальной защиты населения);

3. исполнители ИПР (реабилитационные учреждения различной ведомственной принадлежности).

ИПР содержит:

· паспортную часть,

· результаты экспертно-реабилитационной диагностики,

· показания к проведению реабилитационных мероприятий,

· экспертно-реабилитационное заключение,

· программу медицинской реабилитации,

· программу профессиональной реабилитации,

· программу социальной реабилитации,

· заключение о выполнении ИПР инвалида.

Порядок, условия и реализация ИПР инвалидов соответствуют общим положениям, определенным статьей 11 Федерального Закона РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» (№181-ФЗ от 24.11.95г., с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральными Законами №132-ФЗ от 23.10.03г. и №122-ФЗ от 22.08.2004г.).

Основными принципами реализации ИПР являются:

1. Индивидуальность – необходимость учета конкретных условий возникновения, развития и возможных исходов инвалидности у конкретного индивида.

2. Непрерывность – предполагает организационное и методическое обеспечение неразрывности процесса реабилитации, в противном случае эффективность реабилитационных мероприятий резко снижается.

3. Последовательность – зависит от особенностей течения заболевания инвалида, возможностей социальной среды и организационных аспектов реабилитационного процесса.

4. Преемственность – заключается в учете конечной цели последующего этапа при проведении предыдущего.

5. Комплексность – необходимость учета на всех этапах реабилитации таких аспектов как: медицинского, социально-средового, правового, профессионального, социально-экономического и др.

Сущность и преимущество ИПР состоит в том, что для каждого конкретного больного она содержит только те разделы основной реабилитационной программы, которые соответствуют его состоянию.

Реабилитация должна способствовать выработке у инвалида новой системы целей и ценностей, способствующих его свободной самоактуализации и самореализации. Активное формирование социальных установок, развитие и обогащение личности за счет возрастания самостоятельности и ответственности в межличностных отношениях, умение оптимально соотнести собственные интересы с интересами окружающих, будет способствовать его личностной и социальной независимости.

Виды реабилитации:

I. Медицинская реабилитация – комплекс лечебных мер воздействия, направленных на восстановление нарушенных или утраченных функций и здоровья больных и инвалидов.

Цель медицинской реабилитации заключается в устранении или ослаблении последствий болезни, травмы или увечья до полного или частичного восстановления или компенсации нарушений в психическом, физиологическом и анатомическом состоянии больного.

В программе медицинской реабилитации освидетельствуемым больным врачами МСЭК заполняются разделы: восстановительная терапия, санаторно-курортное лечение, технические средства медицинской реабилитации.

В раздел восстановительная терапия вносятся записи о конкретных ее видах, в которых нуждается инвалид с указанием формы их проведения (амбулаторно-поликлиническая, стационарная, на дому).

Исполнитель указывается федеральным учреждением МСЭ.

В раздел санаторно-курортное лечение вносится запись о нуждаемости в санаторно-курортном лечении с предписанием профиля, кратности, сезона рекомендованного лечения в которых нуждается инвалид. Исполнитель указывается исполнительным органом Фонда социального страхования Российской Федерации.

Медицинская реабилитация может осуществляться в следующих формах:

· стационарное лечение;

· амбулаторное лечение;

· санаторное лечение;

· диспансерное наблюдение.

К учреждениям реабилитационного типа, в которых предоставляются услуги по медицинской реабилитации, относятся:

· центры медицинской реабилитации (больницы, поликлиники, отделения восстановительного лечения);

· санатории и санатории – курорты;

· санатории-профилактории;

· больницы и отделения долечивания;

· больницы и отделения сестринского ухода;

· учреждения диспансерного типа;

· прочие, в том числе коммерческие центры реабилитации.

Рост числа инвалидов в Российской Федерации определяет увеличение потребности в реабилитационных учреждениях. В 2010 году в Российской Федерации насчитывалось более 160 центров комплексной многопрофильной реабилитации .

Для изучения состояния и оценки деятельности реабилитационных учреждений для взрослых инвалидов в Российской Федерации была разработана «Карта-характеристика реабилитационного центра для инвалидов», которая давала возможность составить представление об уровне реабилитационного центра, о формах реабилитации, оснащении подразделений медицинской, профессиональной и социальной реабилитации, специалистах, организации работы.

«Карта-характеристика реабилитационного центра для инвалидов», содержащая 21 позицию была направлена в 89 регионов Российской Федерации. Анализ полученных данных показал, что в 56 регионах РФ функционируют 251 реабилитационное учреждение, из них 61 (24,4%) регионального уровня, 190 (75,6%) муниципального. Такое развитие сети муниципальных учреждений объясняется тем, что они требуют меньших финансовых затрат, могут располагаться в приспособленных помещениях, территориально более доступны для инвалидов.

Среди всех реабилитационных учреждений преобладают многопрофильные (84,4%), при этом только медицинская реабилитация осуществляется в 38 учреждениях, только профессиональная – в 26, только социальная реабилитация – в 15 учреждениях.

II. Профессиональная реабилитация – система государственных и общественных мер, направленных на возвращение или включение инвалида в общественно-полезный труд в соответствии с состоянием его здоровья, трудоспособности, личными склонностями и желаниями.

Для государства решение вопросов профессиональной реабилитации инвалидов позволяет реализовать принцип социальной направленности, уменьшить социальную напряженность среди данной категории граждан, а также улучшить бюджетные показатели за счет уменьшения расходов на материальное обеспечение инвалидов и увеличение налоговых поступлений.

В настоящее время менее трети инвалидов трудоспособного возраста в Российской Федерации имеют работу, по некоторым данным эта цифра составляет 10-11%.

Система мер профессиональной реабилитации включает:

1. медико-социальную экспертизу;

2. профессиональную ориентацию;

3. подготовку инвалида к профессиональному труду;

4. подготовку производства к использованию труда инвалида;

5. мероприятия по трудовому устройству (обеспечению занятости) инвалида;

6. динамическое наблюдение и контроль за рациональностью трудоустройства и успешностью социально-трудовой адаптации инвалидов;

7. мероприятия по социально-трудовой адаптации (закреплению) инвалидов на производстве.

Программа профессиональной реабилитации включает разделы: «Рекомендации о противопоказанных и доступных условиях и видах труда», «Профессиональную ориентацию», «Профессиональное переобучение», «Содействие в трудоустройстве», предусмотрена для лиц старше 18 лет.

В раздел «Рекомендации о противопоказанных и доступных условиях и видах труда» вносится запись о противопоказанных производственных факторах и условиях труда, а также показанных условиях труда (в том числе необходимость создания специального рабочего места) и примерных видах труда, доступных в зависимости от тяжести заболевания.

В раздел «Профессиональная ориентация» вносится запись о профессиональном информировании, профессиональном отборе, и др., в которых нуждается инвалид.

В раздел «Профессиональное переобучение» вносится запись о профессии (специальности), рекомендуемой к приобретению, уровне профессионального обучения (начальное, среднее, высшее, послевузовское, дополнительная профессиональная подготовка (переподготовка) и форме обучения (очная, заочная, вечерняя, надомная)).

В раздел «Содействие в трудоустройстве» вносится запись о конкретных мерах, реализуемых в целях содействия трудоустройству в соответствии с рекомендуемыми условиями труда.

Исполнителя всех разделов программы профессиональной реабилитации назначает федеральное учреждение МСЭ.

III. Социальная реабилитация – система социальных, социально - психологических, правовых и экономических мер, направленных на создание условий для преодоления инвалидами ограничения жизнедеятельности и социальной недостаточности путем восстановления социальных навыков и связей, достижения свободной и независимой жизнедеятельности вместе и наравне со здоровыми гражданами.

Меры социальной реабилитации включают:

1. Социально-бытовую и средовую адаптацию, в том числе:

1.1. консультирование по вопросам социально-бытовой и средовой адаптации;

1.2. обучение инвалида основным социальным навыкам (личной гигиены, самообслуживания, передвижения, общения и др.).

1.3. приспособление бытовых условий к потребностям инвалида;

1.4. обеспечение техническими и иными средствами реабилитации;

1.5. обучение инвалидов пользованию техническими средствами реабилитации.

2. Социально-психологическую помощь и поддержку.

3. Физическую реабилитацию.

4. Другие виды социальной реабилитации (правовую помощь, обучение членов семьи навыкам обслуживания инвалидов и др.).

Программа социальной реабилитации включает разделы: «Информирование и консультирование по вопросам реабилитации», «Оказание юридической помощи», «Социально-психологический и социально-культурный патронаж семьи инвалида», «Адаптационное обучение для осуществления бытовой и общественной деятельности», «Технические средства реабилитации для бытовой и общественной деятельности», «Психологическая реабилитация», «Социокультурная реабилитация», «Реабилитация средствами физической культуры и спорта».

В разделы «Информирование и консультирование по вопросам реабилитации», «Оказание юридической помощи», «Социально-психологический и социально-культурный патронаж семьи инвалида» вносится запись «нуждается» или «не нуждается» в зависимости от заключения МСЭ. В качества исполнителя указывается территориальный орган социальной защиты.

В раздел «Адаптационное обучение для осуществления бытовой и общественной деятельности» вносится запись о конкретных видах адаптационного обучения (обучение навыкам персонального ухода и методическим приемам самообслуживания, организации быта и др.). В качества исполнителя указывается территориальный орган социальной защиты. Архитектурно-планировочное решение проблем адаптации жилого помещения: смена жилья, изменение этажности проживания и др. выполняют территориальные жилищно-эксплутационные управления, центры социального обслуживания.

В раздел «Психологическая реабилитация» вносится запись «нуждается» или «не нуждается» в зависимости от заключения МСЭ, а также запись о видах психологической реабилитации (психотерапия, психологическая коррекция, психологическое консультирование и др.), в которых нуждается инвалид. В качестве исполнителей указываются: территориальные центры социальной реабилитации, территориальные центры социального обслуживания, ЛПУ. Современное общество заинтересовано в полноценной личности со здоровой психикой и позитивным настроем, поэтому очень важно восстановить личность человека. Здоровая личность способна самостоятельно решать свои проблемы, что является основой для интеграции инвалида в общество и является одной из первоочередных задач современного здравоохранения.

Заключение о выполнении ИПР выносит реабилитолог – эксперт при очередном переосвидетельствовании или при контрольной явке инвалида в порядке динамического наблюдения в БМСЭ, однако не позднее, чем через год после выдачи ИПР на руки инвалиду. Поэтому, говоря об организации реабилитации, можно отметить в качестве актуальных задач следующие:

1. Создание целостной системы медико-социальной реабилитации, работающей с соблюдением принципов взаимосвязи и преемственности в проведении медицинской, профессиональной и социальной реабилитации, обеспечивающей ее поэтапность, единство принципов и стратегии.

2. Формирование системы реабилитации инвалидов, как совокупности учреждений, осуществляющих реабилитационную деятельность с единым аппаратом управления.

3. Рациональная централизация реабилитационных услуг, предоставляемым инвалидам.

4. Внедрение в практику работы бюро МСЭ методов оценки качества жизни инвалидов.

5. Развитие рынка реабилитационных услуг и др.

Перечисленные задачи тесно связаны в рамках единой проблемы – создание эффективно действующей службы реабилитации инвалидов в стране. Для этого требуется серьезная законодательная работа, научные исследования, распространение и внедрение передовых форм и методов реабилитационной работы, а также должное ее финансирование.


Наши рекомендации