Организация амбулаторно-поликлинической помощи детям
Основными принципами лечебно-профилактической помощи детям являются: непрерывность в наблюдении за здоровьем ребенка с первых дней жизни; преемственность в работе врачей, оказывающих лечебно-профилактическую помощь детям; этапность в лечении – поликлиника, стационар, санаторий.
К типовым учреждениям, оказывающим лечебно-профилактическую помощь детям, относятся: детские городская и областная больницы, специализированные детские больницы (инфекционные, психиатрические, туберкулезные, ортопедо-хирургические, восстановительного лечения), диспансеры, детские городские поликлиники, детские стоматологические поликлиники, учреждения по охране материнства и детства (дома ребенка, родильные дома, молочные кухни), детские бальнеологические лечебницы, грязелечебницы, санатории, специализированные санаторные учреждения круглогодичного действия, детские отделения стационаров и поликлиник общего профиля.
Детская городская поликлиника в районе деятельности обеспечивает: организацию и проведение комплекса профилактических мероприятий (динамическое медицинское наблюдение за здоровыми детьми, профилактические осмотры, диспансеризация, профилактические прививки); лечебно-консультативную помощь на дому и в поликлинике, в том числе специализированную медицинскую помощь, направление детей на лечение в стационары; лечебно-профилактическую работу в дошкольных учреждениях и школах; проведение противоэпидемических мероприятий совместно с территориальными учреждениями госсанэпиднадзора.
Детская поликлиника (поликлиническое отделение) оказывает медицинскую помощь детям до 18 лет включительно. Оказание лечебно-профилактической помощи детям предусмотрено непосредственно в поликлинике, на дому, в дошкольных учреждениях, школах.
В детской городской поликлинике должны быть предусмотрены следующие помещения: фильтр с отдельным входом и изоляторы с боксами; кабинеты педиатров и других врачей-специалистов; кабинет по профилактической работе с детьми (кабинет здорового ребенка); отделение восстановительного лечения; лечебно-диагностические кабинеты (рентгеновский, физиотерапевтический, лечебной физкультуры, массажа, процедурный, прививочный и др.); регистратура, гардероб и другие вспомогательные помещения, холлы для ожидания; административно-хозяйственная часть (в самостоятельных поликлиниках).
Одним из первоочередных организационных мероприятий в детской поликлинике должно быть создание отделения здорового ребенка, в состав которого входят кабинеты по профилактической работе. Основными задачами кабинета здорового ребенка являются пропаганда здорового образа жизни в семье; обучение родителей основным правилам воспитания здорового ребенка (режим, питание, физическое воспитание, закаливание, уход); санитарное просвещение родителей в вопросах гигиенического воспитания детей, профилактики заболеваний и отклонений в развитии.
Основной фигурой, оказывающей амбулаторно-поликлиническую помощь детям, является участковый педиатр. На участке по нормативам должно быть 750–800 детей до 18 лет включительно, в том числе 40–60 детей первого года жизни. Нагрузка участкового педиатра составляет: 5 человек на 1 час приема в поликлинике, 7 детей – при профилактических осмотрах и 2 ребенка – при обслуживании на дому.
Диспансеризация здоровых детей осуществляется по возрастному принципу. Особенностью обслуживания детей в возрасте до 3-х лет является активный патронаж, который осуществляется, начиная с антенатального периода.
Патронажное наблюдение за новорожденным устанавливают после выписки его из родильного дома. По принятому положению на дому первый раз участковый педиатр и сестра посещают ребенка в первые дни после выписки из родильного дома. Врач во время посещения тщательно осматривает ребенка, дает советы по режиму дня, вскармливанию, уходу за ребенком.
На 1-м месяце жизни врач посещает ребенка по мере необходимости, медицинская сестра – еженедельно, но не менее двух раз. Патронаж детей старше 1-го месяца осуществляется путем ежемесячных профилактических осмотров участковым педиатром в поликлинике и патронажными посещениями участковой сестры на дому. При необходимости участковый педиатр направляет ребенка на консультацию к специалистам.
К 1-му году жизни ребенка врач-педиатр проводит полное диспансерное его обследование: измерение массы тела, роста, окружности грудной клетки, анализирует данные обязательных консультаций специалистов (психоневролога, хирурга-ортопеда, отоларинголога, окулиста, стоматолога), проверяет выполнение прививок и составляет краткий эпикриз состояния его здоровья.
Профилактические осмотры детей в возрасте от 1-го года до 3-х лет проводятся педиатром 1 раз в квартал. Детей в возрасте 3-х лет подвергают диспансерному осмотру педиатра и вышеуказанных специалистов, делают анализ крови и мочи. С 3-х до 7-ми лет организованные дети наблюдаются врачом детских учреждений, неорганизованные – осматриваются педиатром 1 раз в год с заключительным диспансерным обследованием в возрасте 7 лет перед поступлением в школу. В школе диспансерное наблюдение за детьми осуществляют школьный врач и медсестра. Ежегодно в школе после летних каникул проводятся углубленные профилактические осмотры.
Основные задачи участкового педиатра: снижение заболеваемости и смертности детей всех возрастов, обеспечение оптимального физического и нервно-психического развития детей. Функциональные обязанности педиатра складываются из следующих разделов:
– профилактическая патронажная работа (дородовой патронаж, осмотр новорожденного в первые 3 дня после выписки из роддома, ежемесячное наблюдение детей первого года жизни и т. п.), профилактические осмотры детей, углубленное обследование детей перед школой и т. д.;
– санитарно-просветительная работа среди детей и их родителей (обучение отцов и матерей формированию у детей установки на здоровый образ жизни и др.);
– противоэпидемическая работа (проведение прививок, выявление и регистрация инфекционных заболеваний, наблюдение за очагом инфекции, мероприятия по реабилитации реконвалесцентов инфекционных заболеваний и др.);
– лечебная работа (лечение на дому детей с острыми заболеваниями и обострениями хронических заболеваний, прием в поликлинике и др.).
По основной форме (№ 1) отчета о деятельности лечебно-профилактического учреждения вычисляются следующие показатели: укомплектованность штатов; нагрузка на врачебную должность (среднее число детей на участке); показатель участковости.
Деятельность детской поликлиники оценивается по данным отчета-вкладыша № 31 "О медицинской помощи детям и подросткам-школьникам", первичной медицинской документации:
– показатели организации патронажа – дородового (отношение числа детей, матери которых посещались медицинской сестрой, к числу новорожденных) и послеродового (отношение числа новорожденных, находившихся под наблюдением в первые 3 дня после выписки из родильного дома, к числу новорожденных);
– систематичность наблюдения детей в возрасте 1, 2 и 3 лет (отношение числа детей, наблюдавшихся систематически, к общему числу детей);
– доля детей, находившихся на грудном вскармливании;
– индекс здоровья детей различных возрастных групп;
– заболеваемость новорожденных и повозрастная заболеваемость (на 1000 детей);
– показатели перинатальной и младенческой смертности;
– охват диспансерным наблюдением детей в возрасте 3-х и 7-ми лет: число детей, прошедших диспансерное обследование в 3 года, к количеству детей, достигших 3-х лет, умноженное на 100%. Аналогично рассчитывается показатель для 7-летних детей;
– охват диспансерным наблюдением детей, страдающих хроническими заболеваниями: число детей с хроническими заболеваниями, взятыми на диспансерный учет, к числу детей, имеющих хронические заболевания, в расчете на 100%;
– показатель доли рахита 2-й (и 3-й) степени к числу детей 1-го года жизни;
– процент детей 1-го года жизни с гипотрофией 2-й и 3-й степени;
– полнота охвата профилактическими прививками – это дробь между числом детей, охваченных прививками, к количеству детей 1-го года жизни (в процентах);
– удельный вес профилактических осмотров детей в поликлинике;
– выявляемость острых и инфекционных заболеваний в поликлинике;
– удельный вес активных посещений детей педиатром на дому;
– полнота охвата детей профилактическими осмотрами по возрастным группам;
– выявляемость заболеваний при профилактических осмотрах;
– летальность на дому;
– эффективность диспансерного наблюдения детей;
– доля детей, имеющих нарушения осанки, снижение остроты зрения и др.