Управление здравоохранением на административной территории
В соответствии с законодательством Российской Федерации граждане обладают неотъемлемым правом на охрану здоровья. Это право обеспечивается охраной окружающей природной среды, созданием благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией доброкачественных продуктов питания, а также предоставлением населению доступной медико-социальной помощи. У нас в стране основные функции охраны здоровья населения выполняет система здравоохранения. В соответствии с законодательством в России действуют три системы здравоохранения: государственная, муниципальная и частная. Государственную и муниципальную систему здравоохранения объединяют общим термином «общественное здравоохранение».
К муниципальной системе здравоохранения относятся муниципальные органы управления здравоохранением и находящиеся в муниципальной собственности лечебно-профилактические, научно-исследовательские, аптечные, образовательные учреждения, учреждения судебно-медицинской экспертизы и т.д.
Среди органов управления здравоохранением следует выделять центральные (республиканские) и местные (краевые, областные, городские, районные) органы здравоохранения. К центральным органам относятся министерства, которые несут ответственность за состояние и развитие медицинской помощи. К местным органам относятся комитеты по здравоохранению при областной, городской и районной администрации. Они осуществляют деятельность по развитию сети учреждений здравоохранения, рациональному их размещению, организации первичной медицинской помощи населению и др. Органы здравоохранения направляют и координируют работу медицинских учреждений, обеспечивают единство методов и организационных принципов.
Под управлением здравоохранением принято понимать структуры, определяющие условия и формы принятия организационных решений, а также содержащие элементы организации (планирование, координация, анализ) и контроля. Информацию, необходимую для контроля, подразделяют на медико-статистическую (о здоровье, кадрах, материальной базе, деятельности медицинских учреждений), экономическую (финансовую) и научно-медицинскую информацию о материально-техническом и лекарственном обеспечении. Министерство здравоохранения и социального развития имеет в структуре управления департаменты, которые осуществляют организационно-методическую, статистическую и планово-финансовую деятельность, координируют работу по подготовке и усовершенствованию кадров и др.
В Основах законодательства выделены лишь три вида лечебно-профилактической помощи населению: первичная медико-социальная помощь (ПМСП), скорая медицинская помощь и специализированная медицинская помощь. Однако есть и другие подходы к классификации видов медико-социальной помощи. Так, по уровню квалификации выделяют первую помощь, доврачебную, первую врачебную, квалифицированную, специализированную и узкоспециализированную помощь. Чаще всего лечебно-профилактическую помощь населению разделяют по следующим видам: внебольничная помощь (в основном амбулаторно-поликлиническая), больничная (стационарная или госпитальная), скорая и неотложная помощь, реабилитационная и санаторно-курортная.
Основным структурным элементом системы здравоохранения является лечебно-профилактическое учреждение (ЛПУ). Виды действующих в стране ЛПУ перечислены в номенклатуре учреждений здравоохранения.
Местные комитеты и органы здравоохранения функционально подчиняются министерству, а координацию работы по осуществлению медицинской помощи на местах проводят под управлением местной администрации. В структуре местных комитетов по здравоохранению имеются управления и отделы амбулаторно-поликлинической помощи, стационарной помощи, педиатрической, скорой и неотложной помощи, статистические бюро, организационно-методические и информационно-вычислительные центры. В соответствии с номенклатурой учреждений здравоохранения имеются:
– лечебно-профилактические учреждения (больницы, амбулатории, поликлиники, диспансеры, учреждения по охране материнства и детства, учреждения скорой и неотложной помощи и др.);
– санитарно-противоэпидемические учреждения;
– учреждения судебно-медицинской экспертизы, которые находятся в подчинении местной администрации;
– аптечные учреждения.
Основы организация работы амбулаторно-поликлинических учреждений
Врачи поликлиники работают 5 дней в неделю с двумя выходными днями. Ежедневно из 6,5-часового рабочего дня (4 часа на приеме в поликлинике, 2 часа при обслуживании больных на дому) в среднем 0,5 часа затрачивается на работу, не связанную с лечебно-диагностической и профилактической деятельностью (конференции, совещания, служебные разговоры, необходимое личное время и т.д.). Таким образом, расчет численности должностей врачей амбулаторного приема производится по объему работы. Структуру врачебных должностей определяет руководство поликлиники. Численность среднего и младшего персонала в амбулаторно-поликлинических учреждениях определяется в зависимости от численности врачебного персонала. Рекомендуемое соотношение зависит от типа учреждения и составляет в среднем для городских поликлиник 1:2,2, а для сельских амбулаторий 1:4.
На 2006 и последующие годы Национальным проектом «Здоровье» предусмотрены значительные добавки к действующим программам и планам в области здравоохранения, и прежде всего, первичной медико-санитарной помощи. Основные направления национального проекта «Здоровье» предусматривают развитие первичной медицинской помощи, профилактического направления медицинской помощи, повышение доступности высокотехнологичной (дорогостоящей) медицинской помощи и другие важные меры.
Руководителям учреждений здравоохранения предоставлено право разрабатывать индивидуальные нормы нагрузки врачей амбулаторно-поликлинических учреждений (подразделений) в зависимости от конкретных условий (демографического состава населения, инвалидности, компактности участков, обеспеченности автотранспортом, эпидемических ситуаций и т.д.).