Основные принципы гражданско-правовой ответственности
Медицинское учреждение обязано оказать услуги в срок, установленных правилами оказания отдельных видов работ, услуг или договором. В договоре срок выполнения работы может определяться датой (периодом), к которой должно быть закончено выполнение работы или (и) датой, к которой учреждение должно приступить к оказанию услуги. В случае, если оказание услуг осуществляется по частям, в договоре могут быть установлены частные сроки (этапы) выполнения работ. Медицинское учреждение вправе не приступать к оказанию услуг в случаях, когда имеет место нарушение пациентом его обязанностей по договору, которое препятствует исполнению учреждением договора. Порядок возмещения вреда, причиненного пациенту, регулируется целым рядом законодательных актов (ст. 66 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», ст. 1064-1101 ГК РФ, ст. 14-15 Закона об охране прав потребителей).
Кроме того, в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации устанавливается уголовная ответственность медицинских Работников за ненадлежащее исполнение своих профессиональных обязанностей. Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу пациента вследствие конструктивных, производственных, рецептурных или иных недостатков услуги, а также вследствие недостоверной или недостаточной информации, подлежит возмещению в полном объеме. Право требовать возмещение вреда, причиненного вследствие недостатка услуги, признается за любым потерпевшим, независимо от того, состоял ли он в договорных отношениях с исполнителем или нет.
Медицинское учреждение не освобождается от ответственности за причиненный вред не только тогда, когда оно не знало о неисправности оборудования, инструментов и т.д. или их способности причинить вред, но и тогда, когда оно даже не могло этого знать. Моральный вред, причиненный медицинским учреждением пациенту в результате нарушения его прав, подлежит компенсации (при наличии вины учреждения) в размере, определяемом судом. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных пациентом убытков.
При возникновении между пациентом и медицинским учреждением спора по поводу недостатков выполненной работы или вызвавших их причин по требованию любой из сторон должна быть назначена экспертиза. Расходы на экспертизу чаще всего несет исполнитель (медицинское учреждение). Ответственность за нарушение обязательств – это невыгодные имущественные последствия для виновной стороны. Гражданско-правовая ответственность наступает при следующих условиях:
– противоправность поведения ответственного лица;
– наличие убытков, возникающих из-за нарушения обязательства;
– наличие причинной связи между поведением обязанного лица и наступившим результатом;
– вина ответственного лица.
Противоправность поведения заключается в несоответствии его требованиям закона, договора и т. п. Под убытком понимается имущественный урон, выразившийся в утрате или повреждении имущества, расходах, неполучении доходов, которые сторона в соответствии с обязательством должна была получить. Причинная связь в данном случае характеризует наступление убытков как результат (следствие) противоправного действия (бездействия). Освобождает от ответственности действие неодолимой силы (наступление чрезвычайных обстоятельств, непредотвратимых при современном состоянии техники).
Система подготовки медицинских кадров в России
В основу разрабатываемой концепции подготовки медицинских и фармацевтических кадров в новых социально-политических и экономических условиях закладывается государственная политика в области образования, предопределенная Законом Российской Федерации «Об образовании», принятым в 1992 г. и дополненным в 1996 г. Конечной целью реформы высшего медицинского и фармацевтического образования является подготовка творчески мыслящего, конкурентоспособного специалиста в области медицинской помощи и лекарственного обеспечения населения.
В Концепции очередного этапа реформирования системы образования сказано, что в настоящее время назрела настоятельная необходимость использования новых экономических принципов в образовательной политике и существенного расширения основ рыночной экономики в сфере образования. Многие кадровые проблемы в здравоохранении являются следствием государственного субсидирования медицинского образования. Если будущие врачи сами полностью или частично оплачивают свое обучение, то взамен государственных субсидий на образование можно было бы выплачивать ссуды студентам, ориентируясь на поощрение выбора рода занятий, отвечающего государственным интересам. Это позволит обеспечить целевое распределение и использование квалифицированных кадров и, кроме того, даст значительную экономию государственных средств. На безвозмездной основе такие ссуды целесообразно было бы предоставлять выпускникам, давшим согласие работать в таких приоритетных сферах, как сельское здравоохранение.
Возникшее на рынке медицинского труда новое понятие конкуренции и повышение спроса на опытных высококвалифицированных специалистов осложнили трудоустройство выпускников медицинских вузов и обострили необходимость опережающего переобучения и перепрофилирования в соответствии с потребностью в новых врачебных специальностях. В условиях современных рыночных отношений возросла ценность гибких мобильных специалистов, готовых занять «рыночную нишу», действовать в соответствии с переменами. Основа конкурентоспособности медицинского работника – постоянное повышение профессионализма в сочетании с социальной мобильностью.
Эффективность обучения и конечный результат профессиональной подготовки медицинских кадров зависят, с одной стороны, от единства личностных и деятельностных характеристик обучающегося, с другой – от преемственности пред- и последипломной подготовки. Сложившаяся система медицинского образования имеет богатые традиции, научную основу, большой практический опыт, современные программы и учебные планы, а также современную техническую базу и систему контроля знаний и навыков. Это позволяет эффективно осуществлять подготовку и усовершенствование медицинских работников.
С 2003 г. Россия стала участником Болонского процесса, в июне 1999 г. в Болонье (Италия) была подписана Болонская декларация, которая предусматривает создание гармонизированного общеевропейского пространства высшего образования. Основными задачами Болонского процесса являются:
- формирование системы зачетных единиц (кредитов);
- создание единой системы, контролирующей качество образования (международной системы аккредитации вузов), образовательных стандартов;
- введение единого общеевропейского приложения к диплому;
- создание условий для свободного перемещения студентов и специалистов внутри Европы;
- возможность перехода на двухступенчатую модель обучения: бакалавриат-магистратура.
Одним из важнейших направлений Болонского процесса является введение системы зачетных единиц-кредитов. На этапе додипломного образования 1 кредит соответствует 36 академическим часам, а на этапе последипломного образования 1 кредит равен одному академическому часу. Кредиты можно считать своеобразным эквивалентом оценки образования. В кредитах будет исчисляться объем всех видов учебной работы, а накапливаемые баллы позволят накапливать кредиты как на уровне до-, так и последипломного образования. сумма полученных баллов должна учитываться при сертификации и получении врачебных категорий.