Общая характеристика психосоматических расстройств у детей и подростков

Многими исследователями утверждается, что эмоции, вернее, их изменения, особенно в отрицательном плане, ведут к целому ряду телесных (соматических) нарушений.

Большой вклад в развитие учения о психосоматических расстройствах у детей и понимание их патогенеза внес Д.Н. Исаев с сотрудниками. Результатом их исследований явилась монография «Психосоматическая медицина детского возраста» (1996), в которой автор очень подробно изложил большинство из существующих в структуре психологического направления подходов к решению настоящей проблемы. Он отмечает, что в настоящее время «на место проблемы узкого круга психосоматических расстройств пришел психосоматический подход, в широком смысле охватывающий вопросы конверсионных (истерических), соматогенных (вызванных болезнями внутренних органов), соматизированных психических и ипохондрических (сосредоточение внимания на собственном здоровье) расстройств, реакций личности на болезнь, симуляции, а также искусственно продуцированные болезни».

Д.Н. Исаев подчеркивает большую сложность патогенеза психосоматических расстройств: «...он складывается из: 1) неспецифической наследственности и врожденной отягощенности соматическими нарушениями и дефектами; 2) наследственного предрасположения к психосоматическим расстройствам; 3) нейродинамических сдвигов (нарушений деятельности ЦНС); 4) личностных особенностей; 5)психического и физического состояния во время действия психотравмирующих событий; 6) фона неблагоприятных семейных и других социальных факторов; 7) особенностей психотравмирующих событий». Как бы заключая, автор пишет: «…перечисленные факторы не только участвуют в происхождении психосоматических расстройств, но и в разной комбинации или в отдельности делают индивида уязвимым к психоэмоциональным стрессам, затрудняют психологическую и биологическую защиту, облегчают возникновение и утяжеление течения соматических расстройств».

Оценивая дополнительные факторы патогенеза психосоматических расстройств у детей и подростков, следует отметить их несколько большую частоту, чем у взрослых. Необходимо учитывать также обязательные для психосоматических расстройств детско-подросткового возраста из числа эндогенных – фактор онтогенеза (период развития или преимущественного нервно-психического реагирования), несформированность адаптационных механизмов, соматическое состояние, нарушение саморегуляции определенной висцеральной системы, особенности переживания стресса, фрустрации и другие факторы, а из числа экзогенных – позднее антенатальное и раннее постнатальное воздействие с импринтингом (запечатлеванием), травмы, интоксикации, перенапряжение висцеральных систем и другие факторы, способствующие наряду с некоторыми конституциональными факторами дизонтогенезу и развитию психосоматических расстройств.

Патогенетическая терапия психосоматических расстройств должна учитывать не только депрессию – основной фактор патогенеза, но и другие как эндогенные, так и экзогенные факторы.

По мнению Butlerde J., лечение психосоматических расстройств должно проводиться в три этапа: 1 этап – неотложный; 2этап – кратковременный и опосредующий (психотропные средства) и 3 этап – длительный (коррекция личности, поведения окружающих, лечение органов и систем с поврежденной тканью). Предлагаемый этим автором подход к лечению психосоматических расстройств предусматривает на 1 этапе симптоматическую терапию по жизненным показаниям, на 2 этапе, после устранения кризисной ситуации, – применение психофармакотерапии и психотерапии, а на 3 этапе – только психотерапевтическое воздействие.

На 1 этапе необходимо применение психотропных (антидепрессантов растительного происхождения) препаратов, на 2 – длительный курс психофармакотерапии не менее 1 мес. с адекватным психотерапевтическим воздействием с последующим – на 3 этапе – переходом к психотерапии.

Профилактика психосоматических (аффективно-соматических) расстройств у детей и подростков должна проводиться с учетом всех основных факторов патогенеза. Наиболее значимым, вернее, этиологическим фактором являются аффективные – депрессивные нарушения, тогда как биологические (резидуально-органическая недостаточность ЦНС), социальные (приобретенные патологические особенности личности) и генетические (наследственные) факторы патогенеза выступают как условия, способствующие возникновению аффективных отклонений и их соматизации за счет поврежденных органов и систем.

Депрессия как основной этиопатогенетический фактор должна корректироваться уже на первых этапах развития ребенка, так как этот вид патологии способствует не только непосредственному возникновению функциональных соматических расстройств, но может при длительном существовании привести к снижению иммунитета и возникновению различных, в том числе злокачественных, заболеваний.

Профилактика психосоматических расстройств в большинстве случаев должна включать коррекцию социально обусловленного дизонтогенеза, чаще в виде акцентуированных черт характера – истерических, эмоционально лабильных, лабильно-истерических, неврастенических, сопровождающихся наличием стойких эмоциональных изменений, вегетативных дисфункций – и осуществляться с помощью психотерапевтического воздействия, включающего на ранних этапах семейную, игровую и музыкотерапию, а начиная с 10 лет – рациональную (индивидуальную и групповую).

Основной задачей семейной терапии является устранение «перекосов» в воспитании в виде гиперопеки, гиперсоциализации, установлении адекватных подходов к детям с учетом их особенностей характера и инстинктивных стремлений с нивелировкой и исправлением этих особенностей, в основном воздействуя на родителей. Рациональная (индивидуальная и групповая) психотерапия способствует устранению патологических особенностей характера с установлением адекватного реагирования на стрессовые ситуации. При выраженных патологических проявлениях характера необходима дополнительная медикаментозная коррекция личностных особенностей, которая должна проводиться психиатром.

Наши рекомендации