Тема: Клиническая симптоматология острого, хронического бронхита.

Цель занятия –научить выявлять симптомы основных синдромов при остром и хроническом воспалительном процессах дыхательных путей, правильно интерпретировать данные, полученные при физикальном, инструментальном и лабораторном обследовании больных.

Целевые задачи:

Студент должен знать: Литература:
1. определение бронхита, нового понятия «ХОБЛ» - хронической обструктивной болезни легких; 2. этиологию, патогенез острого и хронического бронхитов, основных симптомов заболевания; 3. клиническую симптоматику хронического бронхообструктивного бронхита, его отличие от бронхиальной астмы; 4. клиническую симптоматологию легочного сердца; 5. изменения показателей функции внешнего дыхания: спирографии, пикфлоуметрии; 6. характерные изменения общего анализа крови, мокроты, изменения иммунограммы, рентгенографии, бронхографии; 7. правила сбора мокроты для посева на микрофлору и анализа на чувствительность возбудителей к антибиотикам; 8. показания и противопоказания к проведению инструментальных и лабораторных методов исследования (анализ крови на белки «острой» фазы, общий анализ мокроты, изменения иммунограммы, рентгенографии, бронхографии, спирографии, эхокардиографии, электрокардиографии и т.д.). 9. показания к назначению антибиотиков. 10. принципы профилактики обострений ХОБЛ. 1. Мамов И.А. Пропедевтика внутренних болезней. – Махачкала, 2002 2. Основы семиотики заболеваний внутренних органов: Учебное пособие. /А.В. Струтынский и др. – М., 2008. – 5-е изд. – 304 с. 3. Пропедевтика внутренних болезней /Под ред. И.А. Шамова. – Махачкала. – 1999. 4. Пропедевтика внутренних болезней. / Под ред. В.Х. Василенко, А.Л. Гребенева. – М., 1989 5. Схема диагностического поиска по пропедевтике внутренних болезней (схема истории болезни) /Под ред. З.В. Хетагуровой. – Владикавказ, 1996
Студент должен уметь: Литература:
1. провести расспрос и осмотр больных бронхитом, 2. выполнить сравнительную и топографическую перкуссию легких по топографическим линиям справа и слева; 3. определить высоту стояния верхушек спереди и сзади; ширину полей Кренига; подвижность нижнего края легких; 4. интерпретировать полученные данные физикального и лабораторно-инструментального исследования. 1. Мамов И.А. Пропедевтика внутренних болезней. – Махачкала, 2002 2. Основы семиотики заболеваний внутренних органов: Учебное пособие. /А.В. Струтынский и др. – М., 2008. – 5-е изд. – 304 с. 3. Пропедевтика внутренних болезней /Под ред. И.А. Шамова. – Махачкала. – 1999. 4. Пропедевтика внутренних болезней. / Под ред. В.Х. Василенко, А.Л. Гребенева. – М., 1989 5. Схема диагностического поиска по пропедевтике внутренних болезней (схема истории болезни) /Под ред. З.В. Хетагуровой. – Владикавказ, 1996

Задания для самостоятельной работы по изучаемой теме:

ВЫПОЛНИТЕ СЛЕДУЮЩИЕ ЗАДАНИЯ:

I. Вставьте пропущенные слова:

1. Хронический бронхит - диффузное, прогрессирующее неаллергическое……………… поражение бронхиального дерева, сопровождающееся ……….………….. слизи, нарушением очистительной и ……….функции брон­хов, проявляющееся постоянным или периодически возникающим кашлем с мокротой на протяжении не менее ……….месяцев в году в течение …….. и более лет.

2. Этиологияострого бронхита связана с ……….. инфекцией; хронического бронхита – с ………………. инфекцией. Основными возбудителями хронического бронхита являются 3 основных возбудителя:

1…………………………

2. ……………………….

3. ………………………..

3.При остром бронхите пальпаторно определяется……………………….., перкуторно………………………………. аускультативно….. …………………...

4.При хроническом бронхите в сочетании с эмфиземой легких и пневмосклерозом пальпаторно определяется ..………………….. перкуторно………………………………аускультативно…..………………….....

II. Составьте задачу, используя следующие слова и словосочетания:

Острое начало, лихорадка, озноб, боли в мышцах, суставах, явления ринита, кашель, мокрота скудная, саднящая боль за грудиной, рентгенобследование, анализ мокроты, ЖЕЛ, ОФВ1, индекс Тиффно.

III. Дайте правильный ответ:

1. О каком осложнении хронического обструктивного бронхита можно думать у такого больного: кашляющий, синюшный, с диффузным цианозом и теплыми руками, бочкообразной грудной клеткой, широкими межреберьями, тупым эпигастральным углом, коробочным перкуторным тоном над легкими, ослабленным везикулярным дыханием.

2. Какой бронхит характеризуется жалобами на кашель с выделением слизисто-гнойной при обострении и слизистой в период ремиссии мокроты. Дыхание жесткое, выслушиваются сухие жужжащие (басовые) хрипы. ЖЕЛ – 3400 мл, ОФВ1 – 2800 мл.

3. Какой бронхитпротекает с двумя основными жалобами: одышкой при ходьбе и физической нагрузке и кашлем с выделением слизисто-гнойной при обострении и слизистой в период ремиссии мокротой. При глубоком (!) дыхании выявляются свистящие хрипы на выдохе, выдох удлинен, затруднен. Чем тяжелее болезнь, тем менее интенсивны хрипы: их интенсивность коррелирует со значением ОФВ1>2,0 л, хрипы плохо выявляются при ОФВ1=1,0 л, они вовсе не слышны при ОФВ1 < 0,5 л. Как называется такое состояние, когда не выслушиваются дыхательные шумы в легких по мере ухудшения состояния больного?

Занятие для самостоятельной работы

студентов по пропедевтике внутренних болезней.

Наши рекомендации