Составьте ситуационную задачу, из которой следует, что у больного В-12-фолиеводифецитная анемия.
Пример: В отделение поступила больная В., 40 лет с жалобами на слабость, головокружение. Страдает хроническим энтероколитом, кормящая мать. Кожные покровы бледные. Печень и селезенка, лимфатические узлы не увеличены.
В анализе крови: эр. 3х1012 /л, Hb 80 г/л, ц.п.0,6, ретикулоцитов 8%, э.1%, п.2%, с.я. нейтроф. 70%, лимфоцитов 22%, лейкоцитов 5%, СОЭ 20мм/ч. Микроцитоз. Анизацитоз.
Признаки какого клинического состояния у больного?
Правильный ответ: клинические данные характерны для анемии (железодефицитной).
Задание для самостоятельной работы студентов
3 курса лечебного факультета по пропедевтике
Внутренних болезней.
ТЕМА: «Методы обследования больного с заболеваниями эндокринной системы».
Вопросы для проверки исходного (базового) уровня знаний.
1. Нормальная анатомия: железы внутренней секреции.
2. Функции эндокринных желез.
3. Расспрос больного с заболеваниями эндокринной системы.
4. Сбор анамнеза заболевания и анамнеза жизни больного.
5. Общий осмотр больного.
6. Лабораторные методы исследования больных с заболеваниями эндокринной системы.
7. Инструментальные методы исследования больных с заболеваниями эндокринной системы.
Целевые задачи: Освоить методы непосредственного обследования больного с заболеваниями эндокринной системы. Обучить студентов по данным опроса, осмотра, пальпации, перкуссии и аускультации, лабораторных и инструментальных методов исследования, выявить у больного наиболее часто встречающиеся эндокринные заболевания.
Студент должен знать: 1. Жалобы больных с эндокринной патологией. 2. Особенности анамнеза заболевания и жизни больного. 3. Патологические симптомы, выявленные у больных с поражением эндокринной системы осмотре. 4. Изменение лабораторных показателей, как признаков поражения эндокринных желез. Клиническое значение полученных результатов исследования. 5. Инструментальные методы исследования функции эндокринных желез. Интерпретация полученных результатов исследования. | Литература: 1. Струтынский А.В., Баранов А.П., Ройтберг Г.Е., Гапоненков Ю.П., «Основы семиотики заболеваний внутренних органов»., М.: «Медпресс-инорм», 2007г. 2. Пропедевтика внутренних болезней. Учебное пособие под редакцией профессора Ю.С. Малова – СПб.: Спецлитература, 2003г. 3. Василенко В.Х., Гребнев А.Л., «Пропедевтика внутренних болезней» М.: Медицина,1992г. 4. Шамов И.А. «Пропедевтика внутренних болезней» Махачкала, 2002 г. 5. «Практическое руководство по пропедевтики внутренних болезней» под редакцией профессора С.Н. Шуленина Медицинское информационное агенство Москва 2006г. 6. Лекционный курс кафедры пропедевтики внутренних болезней. |
Студент должен уметь: 1. Провести расспрос больного с заболеваниями эндокринной системы, выделить основные и дополнительные жалобы. 2. Собрать данные анамнеза заболевания: получить сведения о первых проявлениях заболевания, причины появления и возможные этиологические факторы болезни, подробно выяснить в хронологической последовательности начальные симптомы заболевания, получить сведения о проводимых мероприятиях диагностического и лечебного характера, их эффективность. 3. Собрать данные анамнеза жизни больного: выяснить биографию пациента для оценки этиологических факторов риска заболевания, а также трудовой анамнез, перенесенные заболевания в течение жизни, семейный анамнез, аллергологический анамнез, наличие вредных привычек. 4. Провести последовательный общий осмотр больного с выявлением клинических симптомов патологии эндокринной системы. 5. Провести осмотр больного с патологией эндокринной системы. 6. Провести пальпацию, аускультацию щитовидной железы. 7. Определить степень увеличения щитовидной железы. | Литература: 1. Струтынский А.В., Баранов А.П., Ройтберг Г.Е., Гапоненков Ю.П., «Основы семиотики заболеваний внутренних органов»., М.: «Медпресс-инорм», 2007г. 2. Пропедевтика внутренних болезней. Учебное пособие под редакцией профессора Ю.С. Малова – СПб.: Спецлитература, 2003г. 3. Василенко В.Х., Гребнев А.Л., «Пропедевтика внутренних болезней» М.: Медицина,1992г. 4. Шамов И.А. «Пропедевтика внутренних болезней» Махачкала, 2002 г. 5. «Практическое руководство по пропедевтики внутренних болезней» под редакцией профессора С.Н. Шуленина Медицинское информационное агенство Москва 2006г. 6. Лекционный курс кафедры пропедевтики внутренних болезней. |
Мотивационный блок:Расспрос, общий осмотр больных с заболеваниями эндокринной системы являются важнейшими элементами врачебной техники, имеющими важное диагностическое значение, позволяющее правильно оценить функциональное состояние организма, выявить патологические процессы, протекающие с патологией эндокринной системы.
Задание для самостоятельной работы по изучаемой теме:
1. Перечислите железы внутренней секреции.
.
1 –
2 –
3 –
4 –
5 –
6 –
7 –
8 –
2. Допишите определение:
Эндокри́нная систе́ма – (от греч. еndon – внутри и crino - выделяю) система регуляции деятельности внутренних органов посредством ……………………., выделяемых …………………………………. клетками непосредственно в ………………………………, либо диффундирующих через межклеточное пространство в соседние клетки.
3. Определите глазные симптомы и дайте характеристику.
Exophthalmus – ……………………………………
……………………………………………………….
……………………………………………………….
……………………………………………………….
……………………………………………………….
……………………………………………………….
n Симптом Штельвага – …………………………………………………… .
n Симптом Крауса – ………………………………………………………… .
n Симптом Греффе – ……………………………………………………… .
n Симптом Мебиуса – ……………………………………………………… .
n Симптом Дальримпля –………………………………………………… .
n Симптом Эминекка – ………………………………………………………
n Симптом Жоффруа – ……………………………………………
n Симптом Мари в позе Ромберга – ……………………………………..
4. Степени увеличения щитовидной железы:
Нулевая – ……………………………………………………………………..
I степень – …………………………………………………………………….
II степень –…………………………………………………………………….
III степень – (симптом «……………………….»)………………………….
IV степень – …………………………………………………………………….
V степень – ……………………………………………………………………..
5. Решите тесты и составьте по аналогии 3 задания.
Экзофтальм - это:
а) изменение ногтевых пластин;
б) расхождение зубов;
в) увеличение размеров глазных яблок;
г) расхождение, атрофия кожных покровов в виде полос;
д) увеличение размеров носа
Ответ:
К методам обследования щитовидной железы относятся все, кроме:
а) определения гормонов;
б) радиоизотопного исследования;
в) биопсии щитовидной железы;
г) ирригоскопии;
д) ультразвукового исследования щитовидной железы.
Ответ:
К методам исследования инкреторной функции поджелудочной железы относятся все, кроме:
а) анализа крови на сахар;
б) суточного содержания сахара в моче;
в) теста толерантности к глюкозе;
г) исследования мочи на диастазу;
д) исследования уровня инсулина крови.
Ответ:
Гликемический профиль-это:
а) определение уровня сахара крови по часам;
б) определение сахара крови натощак;
в) содержание сахара в суточной моче;
г) определение уровня холестерина в крови;
д) определение уровня сахара крови после употребления глюкозы.
Ответ:
Тест толерантности к глюкозе - это:
а) определение уровня сахара крови по часам;
б) определение сахара крови натощак;
в) определение уровня сахара в суточной моче;
г) определение уровня холестерина в крови;
д) определение уровня сахара крови после употребления глюкозы.
Ответ:
6. Составьте по аналогии клиническую задачу.
Больная М., 25 лет, предъявляет жалобы на сердцебиение, потливость, раздражительность, тремор конечностей, бессонницу, неустойчивый стул. При осмотре обращает внимание увеличение щитовидной железы, экзофтальм. При аускультации выявлена тахикардия. На ЭКГ регистрируются единичные суправентрикулярные экстрасистолы.
О каком заболевании щитовидной железы свидетельствуют эти симптомы?
Больной К., 60 лет, поступил в отделение с жалобами на жажду, сухость во рту, частое обильное мочеиспускание, прогрессирующее похудание несмотря на хороший аппетит. При осмотре: кожа сухая, лицо розоватое, следы расчесов на коже груди и живота.
О каком заболевании могут свидетельствовать данные симптомы? Какие дополнительные лабораторные исследования необходимо провести данному пациенту?
Задание для самостоятельной работы студентов 3 курса лечебного факультета по пропедевтике внутренних
Болезней.