Тема: «Фонокардиография. Поликардиография.
Эхокардиография».
Вопросы для проверки исходного (базового) уровня знаний.
1. Из курса анатомии и гистологии – строение сердца, клапанного аппарата, особенности его кровоснабжения.
2. Из курса физиологии – основные функции сердца, механическая функция сердца, механическая работа сердца, клапанного аппарата, регуляция функций сердца. Морфология сосудистой системы, гемодинамика, регуляция кровоснабжения.
3. Из патологии – нарушение функций сердца, компенсаторные процессы.
4. Фонокардиография (ФКГ) – метод регистрации звуковых явлений, возникающих в сердце или его деятельности. Регистрация тонов и шумов сердца.
5. Эхокардиография (ЭХОКГ) - метод исследования сердца, основанный на использовании импульсного отражения ультразвука от различных структур сердца – клапанов, миокарда желудочков, межжелудочковой перегородки и т.д.
6. Поликардиография – метод изучения фазового цикла работы сердца, который основан на синхронной записи ЭКГ, ФКГ и сфигмограммы сонной артерии.
Целевые задачи: Научиться методике регистрации ФКГ, ЭХОКГ, поликардиографии. Научиться интерпретировать полученные данные.
Студент должен знать: 1. Методику и технику ФКГ. 2. Методику и технику ЭХОКГ. 3. Методику и технику поликардиографии. 4. Сущность методов функционального исследования сердца с оценкой клинической значимости результатов. 5. Методику и технику аускультации сердца, тоны и шумы сердца, места их аускультации. | Литература: 1.Струтынский А.В., Баранов А.Г., Ройтберг Г.Е., Гапоненков Ю.П., «Основы семиотики заболеваний внутренних органов». М: «Медицинский информ» 2007г 2.Струтынский А.В., Баранов А.Г., Ройтберг Г.Е., Гапоненков Ю.П., «Основы семиотики заболеваний внутренних органов», Атлас М: ОГМУ 1997 3.Василенко В.Х., Гребенев А.Л., «Пропедевтика внутренних болезней» М: Медицина 1989г. |
Студент должен уметь: 1. Провести аускультацию сердца. 2. Интерпретировать результаты объективного исследования. 3. Анализировать результаты ФКГ, ЭХОКГ и поликардиографии. 4. Провести допплер – кардиографию, с помощью которой изучают внутрисердечные потоки, турбулентные потоки регургитации при недостаточности клапанов. | Литература: 1.Струтынский А.В., Баранов А.Г., Ройтберг Г.Е., Гапоненков Ю.П., «Основы семиотики заболеваний внутренних органов». М: «Медицинский информ» 2007г 2.Струтынский А.В., Баранов А.Г., Ройтберг Г.Е., Гапоненков Ю.П., «Основы семиотики заболеваний внутренних органов», Атлас М: ОГМУ 1997 3.Василенко В.Х., Гребенев А.Л., «Пропедевтика внутренних болезней» М: Медицина 1989г. |
Мотивационный блок: функциональные методы исследования остаются значимыми в диагностике заболеваний органов кровообращения. Фонокардиография, эхокардиография, миокардиография существенно дополнили возможности дифференциальной диагностики болезней сердечно-сосудистой системы.
Задание для самостоятельной работы по изучаемой теме.
1. Места аускультации сердца и проекция клапанов на грудной клетке.
2. Аускультация сердца и сосудов.
3. Характеристика тонов сердца у здорового человека и при патологии.
4. Шумы сердца, причина их возникновения, аускультация шумов сердца, значимость.
5. Методика и техника ФКГ, ЭхоКГ, поликардиографии с анализом полученных результатов.
Задание для самостоятельной работы студентов
З курса лечебного факультета по пропедевтике
Внутренних болезней.
ТЕМА: «Расспрос и осмотр больных с заболеваниями органов
Пищеварения»
Вопросы для проверки исходного уровня знаний.
1. Из курса анатомии - особенности строения ротовой полости, пищевода, желудка, кишечника.
2. Из курса физиологии - основные функции системы пищеварения в целом; пищевода, желудка, кишечника.
3. Из курса патофизиологии – основные причины нарушения функции пищеварения, нарушения функции пищевода, желудка, кишечника.
Целевые задачи: научиться определять основные жалобы, типичные для больных с заболеваниями пищевода, желудка, кишечника и дать их детальную характеристику и клиническую оценку. Научиться проводить общий осмотр больного, осмотр полости рта, осмотр живота, дать клиническую оценку полученным результатам.
Студент должен знать: 1. Основные жалобы, типичные для заболеваний желудочно-кишечного тракта. 2. Провести осмотр полости рта и дать соответствующую оценку. 3. Провести общий осмотр и дать соответствующую оценку полученным данным. 4. Провести осмотр оценку живота и дать клиническую характеристику. | Литература. 1.Струтынский А.В., Баранов А.П., Ройтберг Г.Е. и др., «Основы семиотики заболеваний внутренних органов». М: «МЕДпресс-информ» 2007г. 2. Руководство по гастроэнтерологии в 3 томах под ред. Акад.РАМН Ф.И.Комарова; том 1 «Болезни пищевода и желудка», том 3 «Болезни поджелудочной железы, кишечника и др.».М: «Медицина» 1996 г. |
Студент должен уметь: 1. Выявить характер жалоб больных с заболеваниями пищевода, желудка, кишечника. 2. Провести общий осмотр больного с заболеваниями органов пищеварения. 3. Провести осмотр полости рта. 4. Провести осмотр языка. 5. Провести осмотр живота. | 1. «Практическое руководство по пропедевтике внутренних болезней» под. ред. С.Н.Шуленина. М: «Мед. Информ. Агенство» 2006г. 2. Методические разработки каф. Пропедевтики внутренних болезней. 2008г. |
Мотивация: выявление и анализ жалоб больного является первым этапом в диагностике заболеваний желудочно-кишечного тракта и дифференциации их. Обнаружение характерных жалоб позволит более целенаправленно проводить дальнейшее клиническое и лабораторно-инструментальное исследование больного.
Задания для самостоятельной работы по изучаемой теме:
1.Составьте тесты, по аналогии, из которых следует, что у больного заболевание желудка, пищевода.
Какая из перечисленных жалоб указывает на заболевание кишечника:
1. Мелена.
2. Отрыжка тухлым.
3. Рвота через 40 мин.после приема пищи, приносящая облегчение.
4. Анорексия.
5. Изжога.
6. Схваткообразные боли в животе, предшествующие акту дефекации.
Верно 1, 6.
2.Выберите симптомы, которые указывают на заболевания пищевода:
1. Увеличение живота, пупок втянут, при перкуссии высокий тимпанит.
2. Загрудинные боли с иррадиацией в нижнюю челюсть, шею, плечи, межлопаточную область.
3. Диастаз прямых мышц живота.
4. Ощущение тяжести в эпигастрии после еды.
5. Отрыжка воздухом.
6. Рвота «кофейной гущей».
7. Гиперсаливация.
8. Цитофобия при повышенном аппетите.
9. Дисфагия (затруднение прохождения пищи по пищеводу).
10. Ночная регургитация (симптом «мокрой подушки»).
3. Выберите симптомы, указывающие на заболевание желудка:
1. Ограниченная болезненность и местное напряжение мышц живота в эпигастрии слева от средней линии.
2. Отрыжка пищей после обильной еды.
3. Боли при дефекации.
4. Утренний синдром: плохой вкус во рту, срыгивание «горькой воды», тошнота.
5. Боли в подложечной области.
6. Отрыжка тухлым.
7. Мелена.
8. Рвота на высоте болей, приносящая облегчение.
9. Боли в эпигастральной области спустя 30 мин. – 1 час после приема пищи.
10. Снижение аппетита с появлением отвращения к определённым продуктам (особенно мясным).
4. Выберите симптомы, которые указывают на заболевания кишечника:
1. Приступообразные, интенсивные кратковременные боли, быстро меняющие свою локализацию, исчезающие после отхождения газов.
2. Непостоянная диффузная болезненность при пальпации в эпигастрии.
3. Мелена.
4. Сезонные боли в эпигастрии в осенне-весеннее время года.
5. Извращение вкуса, потребность употреблять в пищу несъедобные вещества.
6. Понос, опорожнение кишечника 3-6 раз в сутки.
7. Рвота.
8. Похудание при отсутствии аппетита.
9. Опорожнение кишечника один раз в 4-5 дней.
10. Руминация ( регургитация, сопровождаемая извержением и вторичным проглатыванием извергнутой пищи).
5. Составьте ситуационную задачу, по аналогии с представленной, по симптомам патологии желудка.
Пример ситуационных задач:
Задача №1 Больной жалуется на рвоту, которая наступает вскоре после начала приема пищи. Рвота возникает внезапно без предшествующей тошноты. Рвотные массы состоят из непереваренной, неизменной пищи нейтральной реакции.
У больного было:
А) Срыгивание.
Б) Регургитация.
В) Руминация.
Г) Пищеводная рвота.
Д) Желудочная рвота.
Верно: Г
Задача № 2 Больной жалуется на боли в промежности, особенно в момент дефекации. Часто с калом выделяется небольшое количество неизменной крови.
Причиной подобного симптомокомплекса может быть:
А) Колит.
Б) Энтерит.
В) Проктит.
Г) Рак прямой кишки.
Д) Геморрой.
Верно: Д
Задача № 3.
Больной жалуется на затруднение при глотании пищи, а также на чувство комка в горле и небольшую распирающую боль по ходу пищевода. Беспокоят также слюнотечение и периодические срыгивания. Иногда наступает рвота без предшествующего чувства тошноты.Рвотные массы состоят из непереваренной пищи. Указанные ощущения появились 2 месяца назад. Вначале они появлялись только после приема плотной пищи. Позже стали наблюдаться и после жидковатой пищи.
Вопросы:
1. Что может быть наиболее вероятной причиной этих болей?
2. Можно ли по имеющейся в этой задаче информации представить, из какого отдела пищеварительной трубки поступили рвотные массы.
3. При каких заболеваниях возможны такие жалобы?
4. Для какого заболевания характерно быстрое прогрессирование этих симптомов и похудание?
Задание для самостоятельной работы студентов
3 курса лечебного факультета по пропедевтике
Внутренних болезней.