ТЕМА: Изучение патогенных анаэробов. Морфология, классификация, таксономия, антигенная структура. Микробиологическая диагностика анаэробных заболеваний. Специфическая профилактика, эпидемиология.
I. Вопросы для проверки исходного (базового) уровня знаний:
1. Как называются бактерии, которые образуют споры?
2. Что такое спора?
3. Спора внутри бактериальной клетке может располагаться:
1)__________________
2)__________________
3) __________________
4.Какие заболевания вызывают патогенные анаэробы?
II. Целевые задачи:
Студент должен знать: · Современные представления об этиологии анаэробной инфекции. Клостридиальная, неклостридиальная анаэробная инфекция. · Морфологию, культуральные, тинкториальные свойства патогенных анаэробов: клостридий (газовой гангрены, столбняка, ботулизма), пептострептококков, бактеройдов, фузобактерий, анаэробных вибрионов, кампилобактерий и спирилл. Ферментативная активность. · Факторы патогенности и токсины. · Их роль в патогенезе анаэробной инфекций. · Патогенетические аспекты анаэробной инфекции: первичная экзогенная и вторичная, эндогенная. Механизмы возникновения. Оппортунистические анаэробные и смешанные инфекции. · Основные заболевания вызываемые патогенными анаэробами. · . Источники и пути передачи инфекции. · Принципы микробиологической диагностики, основной метод исследования, схема классификации выделенной чистой культуры. · Биопробы. · Специфическая профилактика и терапия анаэробных инфекций. | Литература: 1. Микробиология, вирусология и иммунология /Под ред. Царева В.Н.-Москва, 2009. Основная литература: 1.Медицинская микробиология, иммунология и вирусология. / Под ред. А.И. Коротяева, С.А. Бабичева. – Санкт –Петербург, 1989. 3.Микробиология с вирусологией и иммунологией / Под ред. Л.Б. Борисова, А.М. Смирновой – М., 1994. 4.Микробиология и иммунология. / Под. ред. А.А. Воробьева. -М., 1999. 5.Микробиология. / Под. Ред. А.А. Воробьева, А.С. Быкова, Е.П. Пашкова, А.М. Рыбаковой. – М., Медицина, 2003. 6. Медицинская микробиология. / Под ред. акад. РАМН В.И. Покровского. – М., 2001. Дополнительная литература: 1.Клиническая иммунология. / Под ред. А.В. Караулова. – М., 1999. |
Студент должен уметь: · Микроскопический метод диагностики анаэробов. Мазок из гнойной раны, окраска его по Грамму. · Этапы бактериологического метода диагностики анаэробной инфекции. · Определение чувствительности анаэробных бактерий к антибиотикам. · Описание препаратов для специфической профилактики клостридиальной анаэробной инфекции: сыворотки, вакцины, анатоксины. | Литература: 1.Руководство к лабораторным занятиям по микробиологии. / Под ред. Л.Б. Борисова. –М., 1984. 2.Руководство к практическим занятиям по медицинской микробиологии, вирусологии и иммунологии. /Под. Ред. В.В. Теца, 2002. 3.Руководство к практическим занятиям по микробиологии / Под ред. Лебедева – М., 1980. |
Восполнить недостающие знания поможет изучение специальной литературы, указанной выше.
III. Задания для самостоятельной работы по изучаемой теме:
1. Возбудители клостридиальной анаэробной инфекции:_____________
_____________________________________________________________
2. Возбудители неклостридиальной анаэробной инфекции____________
_____________________________________________________________
3. Возбудитель столбняка относится к роду______________,
по Граму_________, образую капсулу: да)_________ нет)_______, имеют вид «барабанных палочек, так как споры у них располагаются__________________, по типу дыхания__________________________
4.В переводе с греч. kloster ___________________
5. Охарактеризуйте экзотоксины возбудителя столбняка:
а)___________________________________________
___________________________________________
___________________________________________
б)___________________________________________
___________________________________________
___________________________________________
6.Источник инфекции при Сl. tetani:_______________
7 Механизм передачи::__________________________
8 Механизм действия Cl. tetani на человека:________________________
_________________________________________
на лаб. животное:_________________________________
_________________________________________
7. Основные клинические проявления столбняка:____________________
_____________________________________________________________
10. Препараты для специфической терапии столбняка:_______________
_____________________________________________________________
11. Препараты для специфической профилактики:
Заблаговременная профилактика:
Столбнячный анатоксин – содержит - _____________
\получен ______________________________________
______________________________________________
входит в состав АДС, АКДС.
Экстренная профилактика:
а) ___________________
б) ___________________
Объясните, почему для экстренной профилактики столбняка одновременно применяют анатоксин и антитоксическую сыворотку?
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
Иммунитет после перенесенного столбняка______________
12.Возбудитель столбняка относится к Семейству_____________ Роду _______________________________
13. Наиболее часто встречаются в качестве возбудителей:
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
14. по Граму_________, образую капсулу: да)_________ нет)_______,
15. По типу дыхания _______________________________
16. Факторы вирулентности:
Экзотоксины________________________
____________________________________
_____________________________________
Ферменты агрессии:________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________
17.Механизм действия экзотоксина Cl. Perfringens:_______
___________________________________________________
___________________________________________________
18. Для лабораторной диагностики возбудителей газовой гангрены используют следующий материал:__________________________________
_____________________________________________________________
19. Культуральные свойства возбудителей газовой гангрены изучают на ____________________________________________________________
20. Основные клинические проявления газовой гангрены:
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
21. Препараты для специфической профилактики:________________
________________________________________________________
22. Что такое оппортунистические инфекции?_______________________
_____________________________________________________________
23. Какая группа Гр- анаэробных бактерий являются важнейшими потенциальными возбудителями одонтогенной инфекции:______________
_____________________________________________________________
24. Анаэробные неспорообразующие Гр- с заостренным концом палочки (веретенообразной формы), которые наряду с бактероидами и пептострептококками считаются возбудителями разнообразных гнойно-воспалительных процессов в полости рта, абсцессов легких, печени и т.д: __________________________________________________________
_____________________________________________________________
25. Какие бактерии, представляющие собой облигатно-анаэробные Гр- мелкие коккобактерии, неподвижные. Спор не образуют, на лакт-агаре дают гладкие, выпуклые, чечевицеобразной или ромбовидной формы , желто-белого цвета колонии, нейтрализуют кислые продукты метаболизма других бактерий и это позволяет рассматривать их как антагонистов кариеносных стрептококков и важнейший фактор резистентности человека к кариесу зубов:_______________________________________
_____________________________________________________________
26. Охарактеризуйте таксономическое положение возбудителя ботулизма__________________________________________________________
_____________________________________________________________
27. Укажите антигенную структуру патогенных для человека сероваров возбудителя ботулизма________________________________________
_____________________________________________________________
28. Укажите основной фактор патогенности возбудителя ботулизма____
__________________________________________________________________________________________________________________________
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ВНЕАУДИТОРНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ
К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ №8
ТЕМА: ЛАБОРАТОРНАЯ ДИАГНОСТИКА ДИФТЕРИИ, КОКЛЮША И ПАРАКОКЛЮША. ДИФТЕРИЯ: морфология, физиология, антигены, экология и распространение, патогенез возбудителя и патогенез сибирской язвы, иммунитет. Лабораторная диагностика. Профилактика и лечение. КОКЛЮША: морфология, физиология, антигены, экология и распространение, патогенез возбудителя и патогенез сибирской язвы, иммунитет. Лабораторная диагностика. Профилактика и лечение. ПАРОКОКЛЮШ: морфология, физиология, антигены, экология и распространение, патогенез возбудителя и патогенез сибирской язвы, иммунитет. Лабораторная диагностика. Профилактика и лечение.
I. Вопросы для проверки исходного (базового) уровня знаний:
1. Таксономия возбудителей дифтерии, коклюша и паракоклюша.
2. Морфология, культуральные, биохимические антигенные свойства возбудителей: дифтерии, коклюша, паракоклюша.
3.Методы лабораторной диагностики возбудителей- дифтерии, коклюша, паракоклюша.
4. Препараты для специфической профилактики, диагностики и лечения.
II. Целевые задачи
Студент должен знать: 1. Таксономию, морфологию, культуральные свойства - коринобактерии дифтерии, коклюша и паракоклюша. 2. Основные лабораторной методы диагностики: бактериологический, экспресс-методы, биопроба, серодиагностика. 3. Лечение и профилактика, эпидемиология. | Основная литература: 1. Микробиология, вирусология и иммунология /Под редю Царева В.Н.- Москва, 2009. С. 272-281 2. Микробиология. / Под. Ред. А.А. Воробьева, А.С. Быкова, Е.П. Пашкова, А.М. Рыбаковой. – М., Медицина, 2004. 3. Медицинская микробиология. / Под ред. акад. РАМН В.И. Покровского. – М., 2001. 4. Микробиология с вирусологией и иммунологией / Под ред. Л.Б. Борисова, А.М. Смирновой – М., 1994. |
Студент должен уметь: 1. Микроскопировать иммерсионной системой, зарисовать препараты. 2. Поставить реакцию по Оухтерлони. 3. Провести учет реакции и сделать заключение. | Дополнительная литература 1. Практикум лабораторных работ с иллюстрированными ситуационными заданиями по микробиологии, иммунологии и вирусологии./ Под. ред. А.А. Воробьева, В.Н. Царева. М.,2008. 2.Руководство к практическим занятиям по медицинской микробиологии, вирусологии и иммунологии./Под ред. В.В. Теца, 2002. 3. Руководство к лабораторным занятиям по микробиологии./Под ред. Л.Б. Борисова.-М., 1984. |
Восполнить недостающие знания поможет изучение специальной литературы указанной выше
III. Задания для самостоятельной работы по изучаемой теме:
1. При какой нозологии определяют токсигенность по Оухтерлони
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Заполнить таблицу:
Свойства | Gravis | Mitis | Intermedius | Belfanti |
Культуральные свойства | ||||
Биохимические свойства | ||||
Антигенная структура | ||||
Факторы патогенности |
3. Перечислите пути передачи дифтерии:__________________________
_____________________________________________________________
4. Заболевание дифтерии вызываются:
а) токсигенными штаммами;
б) нетоксигенными штаммами;
в) и тем и другим
5. Какой тип дыхания коринобактерии дифтерии:
а) бродильный;
б) дыхательный;
в) смешанный
6. Гистотоксин синтезируется токсигенным или нетоксигенным штаммом?______________________________________________________
7. Опишите метод посева исследуемого материала при диагностике коклюша и паракоклюша:
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________
8. Впишите в таблицу отличительные признаки возбудителей коклюша и паракоклюша
Свойства | Bordetella pertussis | Bordetella parapertussis |
Культуральные свойства | ||
Антигенная структура | ||
Факторы патогенности | ||
Биохимические свойства |
9. Зерна волютина определяют по методу:
1) Грама;
2) Нейссера;
3) Ожешко;
4)Бури- Гинса
10. При формировании противодифтерийного иммунитета ведущая роль принадлежит_________________________________________________
САМОКОНТРОЛЬ
(выберите один правильный ответ)