Занятие № 4 Тема: « Шигеллы- классификация, морфология, культуральные свойства, антигенная структура, факторы патогенности, лабораторная диагностика, патогенез».

Целевые задачи:

Студент должен знать: 1.Классификацию, морфологию, культуральные свойства. 2.Антигенная структура, факторы патогенности. 3. Принципы микробиологической диагностики, основные методы исследования. 4.Патогенез, особенности иммунитета при дизентерии 5.Эпидемиология, пути проникновения и источники профилактика и терапия ЛИТЕРАТУРА: 1.Медицинская микробиология, вирусология и иммунология./ Под редакцией академика А.А. Воробьева. Москва – 2004 года. 2. Микробиология с вирусологией и иммунологией / Под ред. Л.Б. Борисова, А.М. Смирновой – Москва – 1994г. 3. Микробиология и вирусология и иммунологии. / Под ред. А.А. Воробьева, А.С. Быкова , Е.И. Пашкова, А.М. Рыбаковой – Москва Медицина – 2003. Глава 10.1.2. 4. Медицинская микробиология, вирусология и иммунология. / Под ред. Акад. РАМН В.И.Покровского- М. – 2001г.
Студент должен уметь: 1.Проведение бактериологического метода исследования (по схеме). 2.Считать результат. 1. Руководство к практическим занятиям по медицинской микробиологии. /Под редакцией М.Н.Лебедева Москва – 1978г. Глава 13. 1. 2. Руководство к практическим занятиям по медицинской микробиологии, вирусологии и иммунологии. / Под редакцией В.В. Теца Издание второе, переработанное и дополненное Москва -2002 год. Дополнительная литература 1. Инфекционные болезни. /Под редакцией Е.П. Шувалова Медицинская микробиология. Под редакцией акад. В.И.Покровского, проф. О.К. Подзнева.  

Задания для самостоятельной работы по изучаемой теме.

1. Основные биохимические признаки идентификации чистой культуры шигелл;

1) образует сероводород;

2) не ферментирует глюкозу;

3) отсутствие ферментации лактозы в течение 48 часов.

4) ферментация лактозы в течение 18 часов.

Укажите биологические и биохимические свойства возбудителя дизентерии

Вид микроорганизма глюкоза лактоза маннит индол подвижность
Григорьева-Шига          
Зонне          
Флеснера          
Ньюкестл          

3. Допишите факторы патогенности шигелл обеспечивающие инвазию к М- клеткам ___________________; _________________внутриклеточного распространения.

4. Какой из видов шигелл _____________вызывает легкую форму заболевания, или часто проявляется в виде бактерионосительства.

5. Допишите какие биологические свойства шигелл на питательных средах;

- среда бактоагар Ж______________________________________________;

- среда Левина___________________________________________________;

-среда Ресселя___________________________________________________

6.Профилактика дизентерии:

Специфическая Неспецифическая
   

7. Классификация шигелл:

1_____________; 3______________;

2_____________; 4______________;

8. Таксономия - шигеллы относятся:

1) отделу______________________;

2) семейству___________________;

3) роду_______________________;

9. В первые три дня материалом для исслед. при дизентерии:

а) кровь; в) продукты питания;

б) фекокультура; г) рвотные массы

10. Укажите пути передачи шигелл;

а) S. Dysenteriae; а) алиментарный

б) S. Sonne; б) контактно-бытовой

в) S. flexneri; в) водный

Тестовый самоконтроль

1.Укажите верный 1 ответ при специфической профилактики дизентерии:

1. Сальмонеллезный поливалентный бактериофаг;

2. Колипротейный бактериофаг;

3.Пиобактериофаг;

4. Дизентерийный поливалентныйбактериофаг

2.Определение подвижности шигелл:

а) Дригальского

б) Коха

в) Шукевича

г) Цейслера

Защитное действие эндотоксина: Укажите 1 ответ

а) высоких температур

б) от антибиотиков

в) низких значений рН и желчи

г) от вирусов

4.Укажите 1 верный ответ антигенной структуры шигелл:

а) Н-антиген

б) О-соматический

в) споры

г) крахмал

5.Укажите 1 ответ. Иммунитет при дизентерии:

а) IqE

б) секреторный IqA

в) сывороточный IqA

г) IqD

6.Шигеллы поражают:

а)тонкий кишечник

б) толстый кишечник

в) жедудок

г) печень

7.Укажите 3 морфологических свойства шигелл:

а) Грам –

б) кокковидные

в) Грам +

г) палочковидные

д) отсутствие жгутиков

е) капсула

8. Биохимическая активность на среде Ресселя:

а) осадок

б) покраснение среды разлагающие только глюкозу

в) образование газа

г) образование налета

Укажите 3 способа

идентификации шигелл:

а) сахаролитические

б) физический

в) постановка р-ции агглютинации

с типоспецифической сывороткой

г) используют бактериофаги

д) механический

е) биологический

10. При дизентерии отмечаются следующие признаки:

1) бактериемия а) не наблюдается

2) шигоподобный токсин б) появление в испражнениях

3) внутри энтеротоцитов в) размножение шигелл

Занятие № 5 Тема: «Изучение рода сальмонелл. Морфология, классификация, антигенная структура. Лабораторные методы исследования, профилактика, эпидемиология».

Вопросы для проверки исходного уровня знаний:

1. Заболевания, вызываемые сальмонеллами, особенности патогенеза и их пути проникновения.

2. Современная классификация семейства энтеробактерий.

3. Селективные и дифференциальные среды.

4. Что является материалом для исследования при диагностики брюшного тифа и паратифов.

Целевые задачи:

Студент должен знать: 1. Классификацию, морфологию, культуральные свойства. 2. Антигенная структура, факторы патогенности. 3. Принципы микробиологической диагностики, основные методы исследования. 4. Патогенез, особенности иммунитета при брюшном тифе и паратифов 5. Эпидемиология, пути проникновения и источники профилактика и терапия брюшного тифа и паратифов Специальная литература 1.Микробиология, вирусология и иммунология. / Под. редакцией В.Н. Царева Москва -2009г.   Основная литература: 1.Медицинская микробиология, вирусология и иммунология./ Под редакцией академика А.А. Воробьева. Москва – 2004 года. 2. Микробиология с вирусологией и иммунологией / Под ред. Л.Б. Борисова, А.М. Смирновой – Москва – 1994г. 3. Микробиология и вирусология и иммунологии. / Под ред. А.А. Воробьева, А.С. Быкова , Е.И. Пашкова, А.М. Рыбаковой – Москва Медицина – 2003. Глава 10.1. 3. 4. Медицинская микробиология, вирусология и иммунология. / Под ред. Акад. РАМН В.И.Покровского- Москва – 2001г.
Студент должен уметь: 1. Проведение бактериологического метода исследования (по схеме). 2. Постановка развернутой реакции агглютинации Видаля. 3. Считать результат. 1.Медицинская и санитарная микробиология. / Под редакцией А.А. Воробьев, Ю.С. Кривонеин, В.П. Широбоков 2- е издание Москва – 2006г. 2. Руководство к практическим занятиям по медицинской микробиологии. /Под редакцией М.Н.Лебедева Москва – 1978г. 3. Руководство к практическим занятиям по медицинской микробиологии, вирусологии и иммунологии. / Под редакцией В.В. Теца Издание второе, переработанное и дополненное Москва -2002 год. Глава 13. 2. Дополнительная литература 1. Инфекционные болезни. /Под редакцией Е.П. Шувалова Медицинская микробиология. Под редакцией акад. В.И.Покровского, проф. О.К. Подзнева.  

Задания для самостоятельной работы по изучаемой теме.

1.Опишите постановку ориентировочной реакции агглютинации на предметном стекле при брюшном тифе

__________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Укажите культуральные свойства сальмонелл - брюшно и паратифозная палочка на следующих средах:

Раппопорт_____________________________________________________

Эндо__________________________________________________________

3. Вписать - биохимическая активность:

вид ЛАКТОЗА ГЛЮКОЗА МАЛЬТОЗА МАННИТ САХАРОЗА серово дород индол
Сальмонелла брюшного тифа              
Сальмонелла паратифа А              
Сальмонелла паратифа В              

4. Укажите диагностический титр : брюшной тиф и паратиф А и В при реакции пассивной Vi- агглютинации;

От 1:10_______ до 1: 1280

5. У бактерионосителей при брюшном тифе присутствуют постоянноантитела класса________.

6. Допишите материал для исследования при брюшном тифе:

● первые дни заболевания________________________________________

● 2-я неделя заболевания_________________________________________

7. Укажите какие среды используются при заболевании- брюшной тиф и паратиф А и В если материалом является:

гемокультура_______________________;

испражнения________________________

8. В разгар заболевания брюшным тифом реакция Видаля бывает положительной:

1) у вакцинированных людей;

2) после выздоровления;

3) к концу первой недели заболевания;

4) с первого дня болезни

9.Укажите правильное расположение этапов выделения бактериологическим методом при брюшном тифе;

1) выделение чистой культуры;

2) посев на дифф. среды;

3) посев на среду Раппопорт

4) идентификация

10. При микроскопии «висячей каплей» отмечается:

1) Перитрих 1) холерный вибрион

2) Монотрих 2) шигеллы

3) Отсутствие жгутиков 3) сальмонеллы

4) Лофотрих 4) кишечная палочка

Тестовый самоконтроль

1. Культуральные свойства брюшнотифозной палочки на дифференциально-диагностических и селективных средах;

1) висмут-сульфит агар; 1) диффузное помутнение;

2) Эндо; 2) бесцветные колонии;

3) Раппопорт 3) черные колонии;

4) Ресееля 4) по ходу укола покраснение

питательной среды

2. Какие 3 вакцины используются для специфической профилактики брюшного тифа:

1.Брюшнотифозная химическая;

2.Лактобактерин;

3 Обогащенная Vi антигеном;

4 Брюшнотифозная спиртовая вакцина;

5 Коли- бактерин;

6 Бификол

3. При брюшном тифе на 2-й неделе заболевания исследуют:

Верный ответ

а) испражнения бактериологическим методом;

б) кровь серологическим методом;

в) испражнения микроскопическим методом;

г) желчь бактериологическим методом

Наши рекомендации