Кафедра микробиологии, вирусологии и иммунологии
Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»
Кафедра микробиологии, вирусологии и иммунологии
Методические рекомендации
Для выполнения САМОСТОЯТЕЛЬНой
ВНЕАУДИТОРНой РАБОТы СТУДЕНТОВ
К ПРАКТИЧЕСКим ЗАНЯТИям по микробиологии, вирусологии и иммунологии
Владикавказ – 2010
Содержание:
1. ТЕМА: Изучение рода стафилококков. Морфология, классификация, таксономия, антигенная структура. Микробиологическая диагностика стафилококковой инфекции. Профилактика, эпидемиология........................... 4
2. ТЕМА: Изучение рода стрептококков. Морфология, классификация, таксономия, антигенная структура. Микробиологическая диагностика стрептококковой инфекции. Профилактика, эпидемиология............................................ 9
3. Тема: Семейство кишечных бактерий. Микробиологическая диагностика кишечных заболеваний. Кишечная палочка – таксономия, морфология, антигенная структура, лабораторная диагностика, патогенез, профилактика 13
4. Тема: Семейство кишечных бактерий. Микробиологическая диагностика кишечных заболеваний. Шигеллы - классификация, морфология, культуральные свойства, антигенная структура, факторы патогенности, лабораторная диагностика, патогенез.............................................................................. 18
5. Тема: «Изучение рода сальмонелл. Морфология, классификация, антигенная структура. Лабораторные методы исследования, профилактика, эпидемиология»......................................................................................................................... 22
6. Тема: «Холерный вибрион – морфология, антигенная структура, лабораторная диагностика, профилактика, эпидемиология»......................... 27
7. ТЕМА: Изучение патогенных анаэробов. Морфология, классификация, таксономия, антигенная структура. Микробиологическая диагностика анаэробных заболеваний. Специфическая профилактика, эпидемиология......... 32
8. ТЕМА: Лабораторная диагностика дифтерии,
коклюша и паракоклюша............................................................................ 36
9. ТЕМА: Патогенные микобактерии.
Микобактерия туберкулеза и лепры....................................................... 41
10. ТЕМА: Возбудители особо опасных болезней.
Сибирская язва. Чума................................................................................ 46
11. ТЕМА: Возбудители особо опасных болезней.
Бруцеллез. Туляремия............................................................................... 52
12. ТЕМА: Патогенные спирохеты: трепонемы,
боррелии, лептоспиры............................................................................... 58
13. ТЕМА: Риккетсии. Риккетсии эпидемического
сыпного тифа и болезни Брилля-Цинссера.......................................... 64
14. ТЕМА: Принципы лабораторной диагностики,
профилактики и лечения вирусных инфекций...................................... 69
18. ТЕМА: Возбудители острых респираторных вирусных инфекций 75
19. ТЕМА: Возбудители энтеровирусных инфекций........................... 83
20. ТЕМА: Вирусы – возбудители парентеральных инфекций......... 89
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ВНЕАУДИТОРНАЯ РАБОТА
СТУДЕНТОВ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ №1
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ВНЕАУДИТОРНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ
К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ №2
Заполните таблицу упрощенной классификации стрептококков, встречающихся у человека
Группы стрептококков | Основные виды | Гемолиз | Серогруппа по Ленсфилд | Роль в патологии человека |
Стрептококки группы А | ||||
Стрептококки группы В | ||||
Энтерококки | ||||
Пневмококки | ||||
Зеленящие стрептококки |
8.Какой иммунитет формируется после стрептококковой инфекции?
________________________________________________________________________________________________________________________
Самоконтроль:
1. Укажите основной фактор патогенности стрептококков группы А:
1. уреаза
2. белок М
3. коллагеназа
4. капсула
2. Укажите фактор патогенности Streptococcus pneumoniaе:
1. микроворсинки
2. капсула
3. нейраминидаза
4. каталаза
3. Укажите один правильный ответ. Стрептококки:
1. подвижны
2. образуют споры
3. строгие анаэробы
4. строгие анаэробы
4. Стрептококки, размножающиеся на средах с 6,5 % NaCL, 40 % желчи, при рН 9,6-10,2:
1. S.agalactia
2. S.mutans
3. S.salivarius
4. S.faecalis
5. Укажите один правильный ответ. Стрептококки:
1. подвижны
2. грамотрицательны
3. грамположительны
4. облигатные анаэробы
6. Стрептококки не вызывают:
1. гепатит
2. рожистое воспаление
3. скарлатину
4. ревматизм
7. Для стрептококков характерно:
1. спорообразование
2. гроздевидное расположение в препарате-мазке
3. расположение в виде цепочки в препарате-мазке
4. наличие жгутиков
8. Назовите 3 видов экзотоксинов стрептококков:
1. гемолизин
2. лейкоцидин
3. эритрогенный токсин
4. нефротоксин
5. гемоагглютинин
6. нейротоксин
9. Назовите 2 формы расположения стрептококков в мазках:
1. попарно
2. короткими цепочками
3. в виде гроздьев виноградов
4. скоплениями
10. Укажите 3 метода лабораторной диагностики стрептококкoвой инфекции:
1. Бактериоскопический
2. Бактериологический
3. Биологический
4. Аллергический
5. ИФА
6. Гистологический
Заполните таблицу
Расшифровать | Механизм патогенного действия с поверхностным кишечным эпителием |
ЭТКП | |
ЭИКП | |
ЭПКП | |
ЭГКП |
4. При ишерихеозе вырабатывается местный иммунитет;
а) Iq А секреторный
б) Iq Е
в) Iq Д
г) Iq А гуморальный
5. Укажите биохимическую особенность ЭГКП способность продуцировать фермент E. Coli О157:Н7;
а) Β-D-галактозидазу;
б) Лецитиназу;
в) ДНК-азу;
г) Β-D- глюкуронидазу
6. Укажите 3 энтеропатогенных серотипа E. Coli - О55, О111, О15, О2 , О7, О9.
7. E. Coli: культуральные свойства:
Питательные среды | Макроскопия |
Левина колонии | |
Плоскерева | |
Эндо |
8. Из перечисленных микроорганизмов лактозу ферментируют:
1) E. coli O124; 3) S. flexneri;
2) S. Sonne; 4) S. typhimurium
Тестовый самоконтроля
1.Укажите к какому роду относится кишечная палочка:
а) Salmonclla;
б) Shiqella;
в) Escherichia
г) Rickettsa
2.Укажите 1 культуральное свойство на среде Эндо кишечной палочки:
а) бледно-розового;
б) мутные;
в) серо-кремового;
г) сухие
3.Укажите типоспецифический антиген кишечной палочки:
а) О-соматический;
б) К- поверхностный;
в) Н- антиген
4.Укажите 1 антиген чувствительный к температуре и химическим веществам:
а) О-соматический;
б) К-поверхностный;
в) Н- антиген
г) F- антиген
5.Е. соli способно вызывать следующее заболевание:
а) брюшной тиф;
б) паратиф А и В;
в) эшерихиозы;
г) дизентерию
6. Е. соli является резидентом:
а) желудок;
б) толстый кишечник;
в) легкие;
г) тонкий кишечник
7. Для микроорганизмов кишечной группы используют 3 среды:
а) ЖСА;
б) среда Эндо;
в) среда Левина;
г) среда Плоскерева;
д) среда Китта- Тароцци;
е) среда Клауберга
8.По типу дыхания кишечная палочка является:
а) микроанаэрофил;
б) факультативный анаэроб;
в) облигатный аэроб;
г) облигатный анаэроб
Установите соответствие
вида микроба:
1)Е. соli а) расщепление глюкозы до кислоты;
2)Salmonella б) расщепляет глюкозу и лактозу до кислоты и
образует индол;
3)Schiqella г) расщепляет глюкозу до кислоты и образует
Н2S
10. Укажите 3 фактораа)капсула
вирулентности Е. соli б) жгутики
в) веротоксин
г) спора
д) митохондрии
е) зерна волютина
Тестовый самоконтроль
1.Укажите верный 1 ответ при специфической профилактики дизентерии:
1. Сальмонеллезный поливалентный бактериофаг;
2. Колипротейный бактериофаг;
3.Пиобактериофаг;
4. Дизентерийный поливалентныйбактериофаг
2.Определение подвижности шигелл:
а) Дригальского
б) Коха
в) Шукевича
г) Цейслера
Укажите 3 способа
идентификации шигелл:
а) сахаролитические
б) физический
в) постановка р-ции агглютинации
с типоспецифической сывороткой
г) используют бактериофаги
д) механический
е) биологический
10. При дизентерии отмечаются следующие признаки:
1) бактериемия а) не наблюдается
2) шигоподобный токсин б) появление в испражнениях
3) внутри энтеротоцитов в) размножение шигелл
Вопросы для проверки исходного уровня знаний:
1. Заболевания, вызываемые сальмонеллами, особенности патогенеза и их пути проникновения.
2. Современная классификация семейства энтеробактерий.
3. Селективные и дифференциальные среды.
4. Что является материалом для исследования при диагностики брюшного тифа и паратифов.
Целевые задачи:
Студент должен знать: 1. Классификацию, морфологию, культуральные свойства. 2. Антигенная структура, факторы патогенности. 3. Принципы микробиологической диагностики, основные методы исследования. 4. Патогенез, особенности иммунитета при брюшном тифе и паратифов 5. Эпидемиология, пути проникновения и источники профилактика и терапия брюшного тифа и паратифов | Специальная литература 1.Микробиология, вирусология и иммунология. / Под. редакцией В.Н. Царева Москва -2009г. Основная литература: 1.Медицинская микробиология, вирусология и иммунология./ Под редакцией академика А.А. Воробьева. Москва – 2004 года. 2. Микробиология с вирусологией и иммунологией / Под ред. Л.Б. Борисова, А.М. Смирновой – Москва – 1994г. 3. Микробиология и вирусология и иммунологии. / Под ред. А.А. Воробьева, А.С. Быкова , Е.И. Пашкова, А.М. Рыбаковой – Москва Медицина – 2003. Глава 10.1. 3. 4. Медицинская микробиология, вирусология и иммунология. / Под ред. Акад. РАМН В.И.Покровского- Москва – 2001г. |
Студент должен уметь: 1. Проведение бактериологического метода исследования (по схеме). 2. Постановка развернутой реакции агглютинации Видаля. 3. Считать результат. | 1.Медицинская и санитарная микробиология. / Под редакцией А.А. Воробьев, Ю.С. Кривонеин, В.П. Широбоков 2- е издание Москва – 2006г. 2. Руководство к практическим занятиям по медицинской микробиологии. /Под редакцией М.Н.Лебедева Москва – 1978г. 3. Руководство к практическим занятиям по медицинской микробиологии, вирусологии и иммунологии. / Под редакцией В.В. Теца Издание второе, переработанное и дополненное Москва -2002 год. Глава 13. 2. Дополнительная литература 1. Инфекционные болезни. /Под редакцией Е.П. Шувалова Медицинская микробиология. Под редакцией акад. В.И.Покровского, проф. О.К. Подзнева. |
Задания для самостоятельной работы по изучаемой теме.
1.Опишите постановку ориентировочной реакции агглютинации на предметном стекле при брюшном тифе
__________________________________________________________________________________________________________________________________
2.Укажите культуральные свойства сальмонелл - брюшно и паратифозная палочка на следующих средах:
Раппопорт_____________________________________________________
Эндо__________________________________________________________
3. Вписать - биохимическая активность:
вид | ЛАКТОЗА | ГЛЮКОЗА | МАЛЬТОЗА | МАННИТ | САХАРОЗА | серово дород | индол |
Сальмонелла брюшного тифа | |||||||
Сальмонелла паратифа А | |||||||
Сальмонелла паратифа В |
4. Укажите диагностический титр : брюшной тиф и паратиф А и В при реакции пассивной Vi- агглютинации;
От 1:10_______ до 1: 1280
5. У бактерионосителей при брюшном тифе присутствуют постоянноантитела класса________.
6. Допишите материал для исследования при брюшном тифе:
● первые дни заболевания________________________________________
● 2-я неделя заболевания_________________________________________
7. Укажите какие среды используются при заболевании- брюшной тиф и паратиф А и В если материалом является:
гемокультура_______________________;
испражнения________________________
8. В разгар заболевания брюшным тифом реакция Видаля бывает положительной:
1) у вакцинированных людей;
2) после выздоровления;
3) к концу первой недели заболевания;
4) с первого дня болезни
9.Укажите правильное расположение этапов выделения бактериологическим методом при брюшном тифе;
1) выделение чистой культуры;
2) посев на дифф. среды;
3) посев на среду Раппопорт
4) идентификация
10. При микроскопии «висячей каплей» отмечается:
1) Перитрих 1) холерный вибрион
2) Монотрих 2) шигеллы
3) Отсутствие жгутиков 3) сальмонеллы
4) Лофотрих 4) кишечная палочка
Тестовый самоконтроль
1. Культуральные свойства брюшнотифозной палочки на дифференциально-диагностических и селективных средах;
1) висмут-сульфит агар; 1) диффузное помутнение;
2) Эндо; 2) бесцветные колонии;
3) Раппопорт 3) черные колонии;
4) Ресееля 4) по ходу укола покраснение
питательной среды
2. Какие 3 вакцины используются для специфической профилактики брюшного тифа:
1.Брюшнотифозная химическая;
2.Лактобактерин;
3 Обогащенная Vi антигеном;
4 Брюшнотифозная спиртовая вакцина;
5 Коли- бактерин;
6 Бификол
3. При брюшном тифе на 2-й неделе заболевания исследуют:
Верный ответ
а) испражнения бактериологическим методом;
б) кровь серологическим методом;
в) испражнения микроскопическим методом;
г) желчь бактериологическим методом
Вопросы для проверки исходного уровня знаний:
1. Заболевания, вызываемые холерным вибрионом, особенности патогенеза и их пути проникновения.
2. Современная классификация семейства Vibrionaceae.
3. Селективные и дифференциальные среды.
4. Материал для исследования холеры.
Целевые задачи:
Студент должен знать: 1.Классификацию, морфологию, культуральные свойства. 2.Антигенная структура, факторы патогенности. 3.Принципы микробиологической диагностики, основные методы исследования. 4.Патогенез, особенности иммунитета при холерном вибрионе. 5.Эпидемиология, пути проникновения и источники профилактика и терапия холерном вибрионе. | Специальная литература 1. Микробиология, вирусология и иммунология. / Под. редакцией В.Н. Царева Москва -2009г. Основная литература: 1.Медицинская микробиология, вирусология и иммунология./ Под редакцией академика А.А. Воробьева. Москва – 2004 года. 2. Микробиология с вирусологией и иммунологией / Под ред. Л.Б. Борисова, А.М. Смирновой – Москва – 1994г. 3. Микробиология и вирусология и иммунологии. / Под ред. А.А. Воробьева, А.С. Быкова , Е.И. Пашкова, А.М. Рыбаковой – Москва Медицина – 2003. 10. 1. 6. 4. Медицинская микробиология, вирусология и иммунология. / Под ред. Акад. РАМН В.И.Покровского- М. – 2001г. |
Студент должен уметь: 1.Проведениебактериологического метода исследования (по схеме). 2. Постановка ускоренного метода диагностики при холерном вибрионе. 3. Считать результат. | 1.Медицинская и санитарная микробиология. / Под редакцией А.А. Воробьев, Ю.С. Кривонеин, В.П. Широбоков 2- е издание Москва – 2006г. 2. Руководство к практическим занятиям по медицинской микробиологии. /Под редакцией М.Н.Лебедева Москва – 1978г. 3. Руководство к практическим занятиям по медицинской микробиологии, вирусологии и иммунологии. / Под редакцией В.В. Теца Издание второе, переработанное и дополненное Москва -2002 год. 13. 3. Дополнительная литература 1. Инфекционные болезни. /Под редакцией Е.П. Шувалова Медицинская микробиология. Под редакцией акад. В.И.Покровского, проф. О.К. Подзнева. |
Задания для самостоятельной работы по изучаемой теме.
1. Холерный вибрион - ферменты агрессии: _______________________________________________________________
Тестовый самоконтроль
1.Укажите 3 культуральных свойства холерного вибриона на плотных питательных средах:
а) грубые
б) маслянистые
в) голубые
г) прозрачные
д) крашащие
е) бледно-розового цвета
2.Укажите 1 тип фермента разжижающий слизь и обеспечивающий доступ холерного вибриона к эпителию:
а) ДНК-аза
б) муциназа
в) каталаза
г) лигаза
3.Укажите 1 признак протеолитических свойств на желатине холерного вибриона:
а) разжижает с образованием «воронки»
б) «гвоздика»
в) «перевернутая елочка»
г) не разжижает
4. 1 вариант ответа на 1% пептонной воде рост холерного вибриона:
а) придонный рост
б) пристеночный
в) поверхностная пленка
г) помутнение
5.Какой углевод не разлагает истинный холерный вибрион:
а) манноза
б) сахароза
в) арабиноза
г) молоко
6.Укажите фермент усиливающий связывание холерного вибриона экзотоксина с эпителием слизистого кишечника:
а) нейраминидаза
б) плазмокоагулаза
в) лактамаза
г) ДНК-аза
7.Укажите путь проникновения холерного вибриона:
а) водный
б) воздушно-капельный
в) парентеральный
г)вертикальный
8. Подвижность холерного вибриона определяется:
а) Граму
б) висячая капля
в) Нейссера
г) Ауэско
9. Укажите 3 признака при постановке ускоренного метода холерного вибриона:
1) пептонная вода 1% а) пробирка окрашивается в синий цвет
2) пептонная вода 1% и
0,5% р-р крахмала б) хлопья на дне пробирке
3) О-агглютинирующая
сыворотка в) поверхность пленка
г) при добавлении Люголя не происходит
окраски в синий цвет
10. а) V.cholerae, cholerae чувствителен к полимиксину
б) V.cholerae, eltor гемолиз эритроцитов барана
в) V.cholerae О139 гексаминовый тест
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ВНЕАУДИТОРНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ
К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ №7
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ВНЕАУДИТОРНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ
К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ №8
ТЕМА: ЛАБОРАТОРНАЯ ДИАГНОСТИКА ДИФТЕРИИ, КОКЛЮША И ПАРАКОКЛЮША. ДИФТЕРИЯ: морфология, физиология, антигены, экология и распространение, патогенез возбудителя и патогенез сибирской язвы, иммунитет. Лабораторная диагностика. Профилактика и лечение. КОКЛЮША: морфология, физиология, антигены, экология и распространение, патогенез возбудителя и патогенез сибирской язвы, иммунитет. Лабораторная диагностика. Профилактика и лечение. ПАРОКОКЛЮШ: морфология, физиология, антигены, экология и распространение, патогенез возбудителя и патогенез сибирской язвы, иммунитет. Лабораторная диагностика. Профилактика и лечение.
I. Вопросы для проверки исходного (базового) уровня знаний:
1. Таксономия возбудителей дифтерии, коклюша и паракоклюша.
2. Морфология, культуральные, биохимические антигенные свойства возбудителей: дифтерии, коклюша, паракоклюша.
3.Методы лабораторной диагностики возбудителей- дифтерии, коклюша, паракоклюша.
4. Препараты для специфической профилактики, диагностики и лечения.
II. Целевые задачи
Студент должен знать: 1. Таксономию, морфологию, культуральные свойства - коринобактерии дифтерии, коклюша и паракоклюша. 2. Основные лабораторной методы диагностики: бактериологический, экспресс-методы, биопроба, серодиагностика. 3. Лечение и профилактика, эпидемиология. | Основная литература: 1. Микробиология, вирусология и иммунология /Под редю Царева В.Н.- Москва, 2009. С. 272-281 2. Микробиология. / Под. Ред. А.А. Воробьева, А.С. Быкова, Е.П. Пашкова, А.М. Рыбаковой. – М., Медицина, 2004. 3. Медицинская микробиология. / Под ред. акад. РАМН В.И. Покровского. – М., 2001. 4. Микробиология с вирусологией и иммунологией / Под ред. Л.Б. Борисова, А.М. Смирновой – М., 1994. |
Студент должен уметь: 1. Микроскопировать иммерсионной системой, зарисовать препараты. 2. Поставить реакцию по Оухтерлони. 3. Провести учет реакции и сделать заключение. | Дополнительная литература 1. Практикум лабораторных работ с иллюстрированными ситуационными заданиями по микробиологии, иммунологии и вирусологии./ Под. ред. А.А. Воробьева, В.Н. Царева. М.,2008. 2.Руководство к практическим занятиям по медицинской микробиологии, вирусологии и иммунологии./Под ред. В.В. Теца, 2002. 3. Руководство к лабораторным занятиям по микробиологии./Под ред. Л.Б. Борисова.-М., 1984. |
Восполнить недостающие знания поможет изучение специальной литературы указанной выше
III. Задания для самостоятельной работы по изучаемой теме:
1. При какой нозологии определяют токсигенность по Оухтерлони
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Заполнить таблицу:
Свойства | Gravis | Mitis | Intermedius | Belfanti |
Культуральные свойства | ||||
Биохимические свойства | ||||
Антигенная структура | ||||
Факторы патогенности |
3. Перечислите пути передачи дифтерии:__________________________
_____________________________________________________________
4. Заболевание дифтерии вызываются:
а) токсигенными штаммами;
б) нетоксигенными штаммами;
в) и тем и другим
5. Какой тип дыхания коринобактерии дифтерии:
а) бродильный;
б) дыхательный;
в) смешанный
6. Гистотоксин синтезируется токсигенным или нетоксигенным штаммом?______________________________________________________
7. Опишите метод посева исследуемого материала при диагностике коклюша и паракоклюша:
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________
8. Впишите в таблицу отличительные признаки возбудителей коклюша и паракоклюша
Свойства | Bordetella pertussis | Bordetella parapertussis |
Культуральные свойства | ||
Антигенная структура | ||
Факторы патогенности | ||
Биохимические свойства |
9. Зерна волютина определяют по методу:
1) Грама;
2) Нейссера;
3) Ожешко;
4)Бури- Гинса
10. При формировании противодифтерийного иммунитета ведущая роль принадлежит_________________________________________________
САМОКОНТРОЛЬ
(выберите один правильный ответ)
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ВНЕАУДИТОРНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ
К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ № 9
II. Целевые задачи
Студент должен знать: 1.Таксономию, морфологию, культуральные свойства - туберкулеза и лепры. 2.Основные лабораторной методы диагностики: бактериологический, экспресс-методы. 3.Лечение и профилактика, эпидемиология. | Основная литература: 1. Микробиология, вирусология и иммунология /Под редю Царева В.Н.- Москва, 2009. с. 288-294. 2. Микробиология. / Под. Ред. А.А. Воробьева, А.С. Быкова, Е.П. Пашкова, А.М. Рыбаковой. – М., Медицина, 2003. 3. Микробиология с вирусологией и иммунологией / Под ред. Л.Б. Борисова, А.М. Смирновой – М., 1994. 4. Медицинская микробиология. / Под ред. акад. РАМН В.И. Покровского. – М., 2001. |
Студент должен уметь: 1. Приготовить мазок и окрасить по методу Циля-Нильсена, зарисовать препараты. 2. Посев исследуемого материала на питательные среды. 3.Определение чувствительности микобактерий к антибиотикам. 4. Провести учет реакции и сделать заключение. | Дополнительная литература: 1. Практикум лабораторных работ с иллюстрированными ситуационными заданиями по микробиологии, иммунологии и вирусологии./ Под. ред. А.А. Воробьева, В.Н. Царева. М.,2008. 2.Руководство к практическим занятиям по медицинской микробиологии, вирусологии и иммунологии./Под ред. В.В. Теца, 2002. 3. Руководство к лабораторным занятиям по микробиологии./Под ред. Л.Б. Борисова.-М., 1984. |
Восполнить недостающие знания поможет изучение специальной литературы указанной выше
III. Задания для самостоятельной работы по изучаемой теме:
1. Чтобы выделить чистую культуру возбудителя туберкулеза необходимо определенные сроки:
1) 1-3 день;
2) 5-7 день;
3) 30-45 день
2. Для лечение туберкулеза используют:
1) антибиотики и химиопрепараты;
2) бактериофаги;
3) лечебные сыворотки
3. В клинической практике для диагностики проказы используют:
1) бактериологический метод;
2) бактериологический
4. Проба Манту используется для диагностики –
1) Туберкулеза;
2) Дифтерии;
3) Отбора лиц подлежащих вакцинации вакциной БЦЖ;
4) Отбора лиц подлежащих вакцинации вакциной АКДС
5. Перечислить лабораторные методы диагностики туберкулеза
__________________________________________________________________________________________________________________________
6. Впишите отличительные признаки:
Свойства | Mycobacterium tuberculosis | Mycobacterium bovis | Mycobacterium avium |
Культуральные свойства | |||
Антигенная структура | |||
Биохимические свойства |
7. Особенностью лабораторной диагностики являются:
1) Обработка материала перед исследованием кислотой для устранения сопутствующей флоры;
2) Прогревание для устранения сопутствующей флоры;
3) Посев материала «у постели больного»;
4) Отсутствие элективных питательных сред для выделение чистой культуры, в связи с чем используют биологический метод.
8. Для обнаружения возбудителя в патологическом материале используют метод окраски по:
1. Цилю-Нильсену;
2. Здродовскому;
3. Грамму;
4. Ожешко
9. Охарактеризуйте морфологические и тинкториальные свойства микобактерии туберкулеза__________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________
10. Опишите эпидемиологию, патогенез и пути передачи микобактерии лепры
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________
САМОКОНТРОЛЬ
(выберите один правильный ответ)
1. Пути передачи возбудителя туберкулеза:
А. Воздушно- капельный
Б. Половой
В. Фекально-оральный
Г. Трансмиссивный
2.Назоввите основные источники туберкулеза:
А. Больные с открытой формой туберкулеза
Б. Больные с закрытой формой туберкулеза
В. Птицы
Г. Морские свинки
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ВНЕАУДИТОРНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ
II. Целевые задачи
Студент должен знать: 1. Свойства возбудителей чумы, сибирской язвы. 2. Методы диагностики сибирской язвы и чумы: микроскопический, бактериологический, экспресс-методы, биопроба, кожно-аллергическая проба. 3. Лечение и профилактика чумы и сибирской язвы. | Основная литература: Основная литература: 1. Микробиология, вирусология и иммунология./Под. ред. В.Н. Царева. –М.,2009. с.146-373 2. Медицинская микробиология, вирусология и иммунология./Под. ред. А.А. Воробьева. М. 2004. С. 368-419 3. Микробиология./Под ред. А.А. Воробьева, А.С. Быкова, Е.П. Пашкова, А.М. Рыбаковой.-М., Медицина, 2003. 5. Медицинская микробиология./Под Ред. Акад. РАМН В.И. Покровского.-М., 2001. 6. Микробиология с вирусологией и иммунологией./Под ред. Л.Б. Борисова, А.М. Смирновой-М., 1994. с. 286-305 |
Студент должен уметь: 1. Микроскопировать иммерсионной системой, зарисовать препараты. 2. Поставить реакцию термопреципитации по Асколи. 3. Провести учет реакции и сделать заключение. | Дополнительная литература: 1. Практикум лабораторных работ с иллюстрированными ситуационными заданиями по микробиологии, иммунологии и вирусологии./ Под. ред. А.А. Воробьева, В.Н. Царева. М.,2008. 2.Руководство к практическим занятиям по медицинской микробиологии, вирусологии и иммунологии./Под ред. В.В. Теца, 2002. 3. Руководство к лабораторным занятиям по микробиологии./Под ред. Л.Б. Борисова.-М., 1984. |
Восполнить недостающие знания поможет изучение специальной литературы указанной выше
III. Задания для самостоятельной работы по изучаемой теме:
1. Реакцию преципитации по Асколи ставят при _____________________
_____________________________________________________________
Компоненты реакции:
А.____________________________________________________________
Б.____________________________________________________________
2. Напишите постановку реакции преципитации по Асколи:
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
3.Заполнить таблицу:
Культуральные свойства:
Возбудитель сибирской язвы | Возбудитель чумы |
4. Заполнить таблицу:
Антигенная структура
Возбудитель сибирской язвы | Возбудитель чумы |
6. Заполнить таблицу:
Факторы патогенности
Возбудитель сибирской язвы | Возбудитель чумы |
7. Заполнить таблицу:
Специфическая профилактика
Возбудитель сибирской язвы | Возбудитель чумы |
8. Материалом для исследования при сибирской язве являются:
__________________________________________________________________________________________________________________________
9. Материалом для исследования при чуме являются:
__________________________________________________________________________________________________________________________
10. При чуме биопробу ставят на: (укажите лабораторных животных)
_____________________________________________________________
11. При чуме в качестве экспресс - диагностики используют _____________________________________________________________, позволяющую поставить предварительный диагноз уже через 2ч.
12. Для ретроспективной диагностики сибирской язвы при эпидемиологических исследованиях ставят кожные аллергические пробы с __________________________________________________________________________________________________________________________.
Пробу считаю положительной при наличии гиперемии диаметром более_____мм.
САМОКОНТРОЛЬ
(выберите один правильный ответ)
1. Окрашиваются биполярно:
А. Бруцеллы
Б. Сибиреязвенные бациллы
В. Франциселлы
Г. Иерсинии
2. Членистоногие - переносчики чумы:
А. Клещи
Б. Вши
В. Клопы
Г. Блохи
3. Питательные среды для культивирования возбудителя чумы:
А. ЖСА
Б. Среда Клауберга
В. Щелочной агар
Г. Агар с генцианвиолетом
4. Свойства сибиреязвенных бацилл:
А. Грамположительные палочки образующие спору
Б. Не образуют капсулу
В. Не бразуют споры
Г. Располагаются парами
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ВНЕАУДИТОРНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ
II. Целевые задачи
Студент должен знать: 1. Свойства возбудителей бруцеллеза, туляремии. 2. Методы диагностики бруцеллеза, туляремии.: микроскопический, бактериологический, экспресс-методы, биопроба, кожно-аллергическая проба. 3. Лечение и профилактика бруцеллеза, туляремии. | Основная литература: 1. Микробиология, вирусология и иммунология./Под. ред. В.Н. Царева. –М.,2009. с. 333-377 2. Медицинская микробиология, вирусология и иммунология./Под. ред. А.А. Воробьева. М. 2004. с. 391- 395 3. Микробиология./Под ред. А.А. Воробьева, А.С. Быкова, Е.П. Пашкова, А.М. Рыбаковой.-М., Медицина, 2003. 4. Медицинская микробиология./Под Ред. Акад. РАМН В.И. Покровского.-М., 2001. 5. Микробиология с вирусологией и иммунологией./Под ред. Л.Б. Борисова, А.М. Смирновой-М., 1994.с.300-303. |
Студент должен уметь: 1. Микроскопировать и зарисовать иммерсионной системой возбудителей зоонозных инфекций. 2. Поставить реакцию Райта. 3. Провести учет реакции Райта и сделать заключение. 4. Поставить реакцию Хеддельсона. 5. Провести учет реакции Хеддельсона и сделать заключение. 6. Оформить протокол исследования. | Дополнительная литература: 1. Практикум лабораторных работ с иллюстрированными ситуационными заданиями по микробиологии, иммунологии и вирусологии./ Под. ред. А.А. Воробьева, В.Н. Царева. М.,2008. 2.Руководство к практическим занятиям по медицинской микробиологии, вирусологии и иммунологии./Под ред. В.В. Теца, 2002. 3. Руководство к лабораторным занятиям по микробиологии./Под ред. Л.Б. Борисова.-М., 1984. |
Восполнить недостающие знания поможет изучение специальной литературы указанной выше
III. Задания для самостоятельной работы по изучаемой теме:
1. Серологический диагноз бруцеллеза
Постановка реакции Райта проводится с целью___________________
___________________________________________________________
Компоненты реакции:
А.____________________________________________________________
Б. _____________________________________________________________
2. Постановка реакции Хеддельсона
Реакция ставится при ___________________________________________
с использованием______________________________________________
Компоненты реакции:
А.____________________________________________________________
Б.____________________________________________________________
3. Заполнить таблицу:
Культуральные свойства:
Возбудитель бруцеллеза | Возбудитель туляремии |
4. Заполнить таблицу:
Антигенная структура
Возбудитель бруцеллеза | Возбудитель туляремии |
6. Заполнить таблицу:
Факторы патогенности
Возбудитель бруцеллеза | Возбудитель туляремии |
7. Заполнить таблицу:
Специфическая профилактика
Возбудитель бруцеллеза | Возбудитель туляремии |
8. Во