Предупреждение и исправление дефектов осанки
Предупреждение дефектов осанки основано на проведении двух основных групп мероприятий:
1) организации благоприятных для ребенка условий внешней среды — условий статической нагрузки, питания, режима дня, гигиенических условий;
2) улучшении физического развития ребенка путем широкого использования различных видов физических упражнений.
Большое влияние на развитие организма ребенка, его рост, состояние здоровья и формирование осанки оказывают условия окружающей среды. Начиная с младшего ясельного возраста необходимо следить за правильным развитием у ребенка статико-динамических функций: своевременно выкладывать на живот, воспитывать навыки ползания (весьма полезный способ укрепления мышц шеи и спины), стояния и ходьбы, сопоставляя сроки обучения с общим физическим развитием и двигательными возможностями.
В дошкольном возрасте большое значение приобретает выработка правильной осанки в положениях тела стоя и сидя. При этом важно своевременно устранить ряд порочных положений и поз, одна из которых обусловлена привычкой неправильно держаться (например, стоять на полусогнутой ноге, сидеть с наклоном туловища вперед и расслабленными мышцами спины), другая связана с нарушением правил школьной гигиены (например, несоответствием между высотой стула и стола). Отрицательное влияние на формирование осанки оказывает неправильное положение во время сна. С гигиенической точки зрения спать следует на правом боку (но не «калачиком»), на полужесткой постели с небольшой подушкой под головой для сохранения правильного положения позвоночника. При искривлении позвоночника матрац (волосяной, травяной, ватный) надо класть на щит из досок или фанеры. Ухудшают осанку при слабой мускулатуре привычки читать лежа на боку, носить в одной и той же руке портфель, ведро с водой, сумки с продуктами и т. д. (детям до 5-го класса рекомендуется носить школьные принадлежности в ранце за спиной). Все эти неблагоприятные факторы наиболее сильно влияют на детей в период их бурного роста — в 6—7 лет и в 12—15 лет, особенно на детей ослабленных, с плохо развитой мускулатурой.
Применяя общеразвивающие упражнения на уроках физической культуры, преподаватель должен помнить, что
— улучшению кровообращения в уставших мышцах, снижению напряжения в них и тем самым формированию правильной осанки способствует чередование силовых упражнений с упражнениями на расслабление (потряхивание, расслабленные махи конечностями, качания и т. п.);
— большое значение для улучшения осанки имеет тонкое восприятие ощущений положения тела и отдельных его частей, что достигается с помощью упражнений у вертикальной стенки, стоя перед зеркалом, в удерживании груза на голове (мешочка с песком и др.), в равновесии;
— чрезмерное увлечение наклонами назад («мостиками») и другими упражнениями на гибкость может привести к перерастяжению связок, а это, в свою очередь, к патологическим изменениям позвоночного столба (ученики младших классов вообще не нуждаются в специальных упражнениях на гибкость, так как позвоночник у них обладает достаточной подвижностью);
— большое значение для поддержания правильной осанки имеет степень развития брюшного пресса, поэтому необходимо укреплять мышцы живота;
— формирование правильной осанки невозможно без упражнений в равновесии и на координацию движений;
— в некоторых случаях отрицательно воздействуют на позвоночник физические упражнения, связанные с асимметричными движениями, в таких видах спорта, как фехтование, теннис, бокс, гребля и др., если не вносить поправки в методику занятий за счет общеразвивающих упражнений;
— езда на велосипеде с низко расположенным рулем способствует формированию круглой спины, если не давать компенсирующих упражнений для тренировки общей и силовой выносливости мышц-разгибателей спины.
Широкое использование физической культуры с целью исправления нарушений осанки основано на механизмах лечебного действия физических упражнений. На основе механизма тонизирующего действия они повышают общий жизненный тонус организма, улучшают протекание нервных процессов, активизируют деятельность всех органов и систем организма, укрепляют его защитные силы. Механизм трофического действия позволяет активизировать обмен веществ, и в частности местные трофические процессы в мышцах. Благодаря механизму нормализующего действия физические упражнения могут разрушить ранее сформировавшийся стереотип неправильной осанки и восстановить осанку, свойственную здоровому человеку.
Исправление нарушений осанки достигается с помощью специальных упражнений, которые позволяют исправить угол наклона таза, нарушенные физиологические кривизны позвоночника, положение и форму грудной клетки, добиться симметричного расположения пояса верхних конечностей, укрепить брюшной пресс. Правильное положение частей тела во время выполнения физических упражнений закрепляется с помощью создания сильного естественного мышечного корсета.
Эффективность специальных упражнений зависит от исходных положений. Наиболее рациональным исходным положением для развития и укрепления мышц туловища является такое, при котором возможна максимальная разгрузка позвоночника по оси и исключается влияние мышц на угол наклона таза (положения лежа на спине, на животе, в упоре стоя на коленях). Упражнения, выполняемые в этих исходных положениях, должны иметь симметричный характер; динамические упражнения следует чередовать с упражнениями в статических напряжениях; периодически целесообразно выполнять упражнения в расслаблении и дыхательные упражнения, менять исходные положения. Физические упражнения, направленные на создание и укрепление мышечного корсета, нужно сочетать со специальными упражнениями, способствующими исправлению дефектов осанки.
При асимметричной осанке достаточный корригирующий эффект дают симметричные упражнения, которые обеспечивают равномерное развитие силы мышц спины. При нарушениях осанки в сагиттальной плоскости рекомендуется применять следующие специальные упражнения. Если определяется круглая спина или наклонность к сутуловатости, показаны напряженные выгибания в грудной части позвоночника (а не в поясничной, более подвижной). При крыловидных лопатках и сведенных кпереди плечевых суставах полезны круговые движения руками назад, отведение их назад, сгибание рук к плечам, за голову и др. При отвислом животе рекомендуется выполнять физические упражнения для укрепления мышц брюшного пресса лежа на спине. При тенденции к лордозированию позвоночника целесообразно в положении лежа на спине попеременно поднимать согнутые в коленных суставах ноги, делать велосипедные движения, переходить из положения лежа в положение сидя.
Применение лечебной физической культуры при всех клинических формах кифоза преследует следующие цели: исправить или уменьшить деформацию (реклинация кифоза), предупредить прогрессирование кифоза; укрепить мышцы спины и брюшной стенки. Для достижения этих целей применяются лечебная гимнастика, массаж, пассивная коррекция, плавание на спине. Комплекс лечебной гимнастики следует выполнять лежа на животе и в положении на четвереньках.
Лечебная гимнастика включает следующие виды физических упражнений:
1) прогибание туловища;
2) упражнения, мобилизующие позвоночник в грудном отделе;
3) упражнения, вытягивающие позвоночник;
4) ползание;
5) дыхательные упражнения.
Действие физических упражнений закрепляет лечение положением — укладка на живот с клиновидной подставкой под грудную клетку и на спину вдоль гимнастической скамейки с разведенными в стороны руками для растяжения больших грудных мышц. Улучшение функционального состояния растянутых мышц спины достигается с помощью массажа длинных мышц спины (вдоль позвоночника), мышц межлопаточной области приемами разминания, глубокого растирания, поколачивания, интенсивного поглаживания.
При сглаженности физиологических изгибов позвоночника необходимо повысить функциональную способность мышц спины и живота. Для более интенсивного напряжения этих мышц полезны упражнения с легким отягощением: гантелями весом 0,5—1 кг, набивными мячами весом 1—2 кг (в зависимости от возраста). Выработке более симметричного положения пояса верхних конечностей помогают физические упражнения с гимнастической палкой, броски мяча, а также упражнения с самокоррекцией положения перед зеркалом.
При нарушениях осанки обязательна утренняя гимнастика, в которой следует отводить особое место упражнениям, укрепляющим длинные мышцы спины и брюшной пресс, мышцы, сближающие лопатки, расширяющие грудную клетку. В связи с этим целесообразно выполнять физические упражнения в исходных положениях не только стоя, но и лежа на спине, на животе, в упоре стоя на коленях.
Кабинеты, в которых занимаются дети с нарушениями осанки, должны быть обязательно оснащены зеркалами для наблюдения за правильностью осанки и ковровыми дорожками для выполнения упражнений на полу.
Коррекция осанки, достигнутая с помощью специальных и общеразвивающих упражнений, дает стойкий эффект лишь при длительной и систематической тренировке.
Контрольный вопрос. Охарактеризуйте формы функциональных нарушений осанки. Расскажите о методике корригирующей гимнастики при функциональных нарушениях осанки (формы, средства, методы).
Сколиозы
Под сколиозом понимается деформация позвоночника, характеризующаяся его боковым искривлением. Вместе с тем чисто боковое искривление позвоночника — деформация его во фронтальной плоскости — отмечается только на самых ранних стадиях заболевания. По мере его прогрессирования и увеличения степени деформации позвоночника во фронтальной плоскости происходит искривление его и в сагиттальной плоскости (кифосколиоз, лордосколиоз), а также скручивание (торсия) вокруг вертикальной оси. Такая сложная многоосевая деформация позвоночника неизбежно приводит к изменению формы ребер и грудной клетки в целом (реберный горб) и нарушению нормального взаиморасположения органов грудной клетки, а также к весьма тяжким функциональным нарушениям со стороны внутренних органов и систем организма. В первую очередь страдает функция дыхательной системы, а затем и сердечно-сосудистой, что при выраженных формах заболевания почти всегда приводит к хронической гипоксии. Длительная кислородная недостаточность неизбежно отрицательно сказывается на развитии всего организма. Не менее серьезные анатомо-функциональные нарушения возникают и в органах пищеварительной и мочевыводящей систем. Не столь уж редко тяжелые формы кифосколиотической болезни сопровождаются спинальными нарушениями вследствие вовлечения в патологический процесс спинного мозга (от легких корешковых проявлений до крайне грозных, порой довольно быстро развивающихся параличей).
Таким образом, сколиотическая болезнь — это не локальное искривление позвоночника, а общее тяжелое заболевание, вовлекающее в патологический процесс все наиболее важные системы и органы человеческого организма.
Процент заболеваемости сколиотической болезнью среди детей составляет в среднем от 2 до 9. Чаще сколиотической болезнью страдают девочки (соотношение с мальчиками примерно 6:1), что объясняется их менее совершенным физическим развитием и слабостью мускулатуры (в связи с меньшей двигательной активностью).
Сколиоз наблюдается при многих заболеваниях (рахит, дистрофия, хронические заболевания легких), являясь в подавляющем большинстве случаев одним из их проявлений.
По локализации вершины искривления сколиоз делят на верхнегрудной, грудной, грудопоясничный, поясничный. Кроме того, выделяют так называемый комбинированный сколиоз с двумя первичными искривлениями: грудным (вершина искривления на уровне DVIII-IX) и поясничным (вершина искривления на уровне LII). Это довольно распространенный тип сколиозов.
По форме искривления различают С- и S-образный сколиозы.
Степень выраженности клинических проявлений сколиотической болезни зависит от целого ряда причин, и прежде всего от возраста человека, этиологии болезни, характера ее течения, локализации искривления.
Наиболее часто она проявляет себя впервые в возрасте 7— 11 лет, хотя выраженные симптомы ее не редкость и у детей 4—6 лет. Врожденные формы сколиотической болезни при внимательном осмотре и тщательном анализе симптомов могут быть обнаружены у детей уже на 2—3-м году жизни. На ранних стадиях симптомы заболевания выражены весьма нечетко.
В начале течения болезни имеется дугообразное искривление грудного отдела позвоночника во фронтальной плоскости; оно может исчезать при некоторых положениях больного (например, в висе на перекладине) и появляется вновь. В таких случаях говорят о функциональном сколиозе. Если дугообразное искривление не устраняется при изменении положения тела или с помощью специальных приемов, значит, имеется не только боковая флексия позвоночника, но и структурные изменения в его анатомических элементах. В таких случаях говорят о структурном сколиозе — качественно новой форме заболевания.
По мере прогрессирования заболевания появляются более отчетливые и достоверные его признаки, которые говорят о формирующейся асимметрии туловища, а именно: неодинаковый уровень надплечий (на стороне искривления надплечье выше); неодинаковая длина надплечий и ключиц (на стороне искривления надплечье и ключица более короткие); асимметричное расположение лопаток (на стороне искривления лопатка расположена выше); противоискривление в поясничном отделе позвоночника (линия остистых отростков поясничных позвонков изогнута влево при правостороннем грудном искривлении и наоборот); асимметрия треугольников талии, которые образуются линией талии и внутренней поверхностью руки больного, вытянутой вдоль туловища: на стороне искривления треугольник талии глубже и выражен более отчетливо.
На выпуклой стороне искривления появляется мышечный валик — четко очерченный и хорошо контурирующийся под кожей, расположенный паравертебрально. Появление такого валика свидетельствует о третьем искривлении позвоночника, свойственном сколиотической болезни, которое возникает вследствие торсии позвонков. В поясничном отделе на выпуклой стороне противокривизны имеется такой же валик.
В зависимости от тяжести заболевания выделяют четыре степени сколиозов (В. Д. Чаклин, 1958). Критериями такого деления являются форма дуги сколиоза, угол искривления позвоночника, степень выраженности торсионных изменений и стойкость имеющихся деформаций.
I степень сколиоза характеризуется простой дугой искривления, позвоночный столб напоминает букву С. Торсионные изменения клинически слабо выражены. Эти деформации нестойки. Клинические проявления сколиоза наиболее отчетливы в положении стоя, в горизонтальном положении они уменьшаются.
II степень сколиоза отличается появлением компенсаторной дуги искривления, вследствие чего позвоночный столб приобретает форму буквы S. Торсионные изменения отчетливо выражены не только рентгенологически, но и клинически: явно выделяются реберное выпячивание, мышечный валик. Эти деформации приобретают более стойкий характер, чем при I степени сколиоза. При переходе в горизонтальное положение и при небольшом вытяжении искривление сглаживается незначительно.
III степень сколиоза характеризуется тем, что позвоночный столб имеет не менее двух дуг. Торсионные изменения резко выражены и проявляются в значительной деформации грудной клетки и наличии реберного горба. Все изменения носят стойкий характер. В клинической картине сколиотической болезни важное место занимают различные нарушения со стороны внутренних органов и неврологические расстройства.
IV степень сколиоза представляет собой тяжелое заболевание, связанное с образованием кифосколиоза. У больных отчетливо выражены передний и задний реберные горбы, деформация таза и грудной клетки, а также клинические проявления функциональных нарушений органов грудной клетки и нервной системы (причем не только вследствие тяжелых деформаций грудной клетки и позвоночного столба, но и в связи с общим ухудшением состояния организма).
Лечение сколиотической болезни — весьма сложный и не всегда успешный процесс, требующий максимума усилий и от медицинского персонала, и от самого больного для достижения благоприятных результатов. Оно бывает успешным только при комплексном использовании ортопедических мероприятий, лечебной физической культуры, общетерапевтических средств и гигиенических мер.
Важное место в комплексном лечении сколиотической болезни занимает лечебная физическая культура. Физические упражнения оказывают стабилизирующее влияние на позвоночник, укрепляя мышцы туловища, позволяют добиться корригирующего воздействия на деформацию, улучшить осанку, функцию внешнего дыхания, дают общеукрепляющий эффект.
Однако лечебную физическую культуру необходимо проводить с учетом выносливости мышечной системы, иначе она может дать отрицательные результаты. В каждом конкретном случае следует дозировать упражнения, основываясь на результатах функциональных проб (с нагрузкой на сердечно-сосудистую систему), а также проверки силы и выносливости мышц. Для выполнения упражнений лечебной гимнастики необходимы достаточные резервные силы в самом организме. В противном случае она исчерпает ресурсы организма и наступит состояние общего переутомления, в результате чего искривление позвоночника увеличится.
При определении нагрузки используют данные проб на силу и выносливость к статическим усилиям больших мышечных групп — разгибателей туловища, мышц брюшной стенки, мышц, обеспечивающих наклон в сторону. О силе мышц-разгибателей туловища, а также мышц, обеспечивающих наклон в сторону, судят по времени удержания верхней части туловища на весу, о силе мышц брюшной стенки — по числу переходов из положения лежа в положение сидя. При этом можно ориентироваться на нормативные показатели, установленные А. М. Рейзман и Ф. И. Багровым: для мышц-разгибателей туловища в возрасте 7—11 лет—1—2 мин, в 12—16 лет—1,5—2,5 мин; для мышц брюшной стенки в возрасте 7—11 лет—15—20 движений, в 12— 16 лет — 25—30 движений в темпе, не превышающем 16 движений в минуту.
Лечебная физическая культура показана на всех этапах развития сколиоза, но большие результаты она дает при начальных ее формах. При сколиозе противопоказаны физические упражнения, увеличивающие гибкость позвоночника и приводящие к его перерастяжению. Комплекс средств лечебной физической культуры, применяемых в режиме сниженной статической нагрузки на позвоночник, включает:
1) корригирующую лечебную гимнастику,
2) упражнения в воде,
3) массаж,
4) коррекцию положением,
5) элементы спорта.
Лечебную физическую культуру проводят в форме групповых и индивидуальных (преимущественно при неблагоприятном течении) занятий, а также индивидуальных заданий, выполняемых больными самостоятельно.
Методика занятий определяется прежде всего течением сколиоза. При компенсированном процессе (отсутствии признаков прогрессирования) их обычно проводят с группой больных, используя различные виды физических упражнений, вырабатывающих правильную осанку, корригирующих сколиоз, укрепляющих мышечную систему и др. При сколиозе со склонностью к прогрессированию занятия проводят индивидуально в положении больного лежа (на спине, животе, боку), используя только упражнения, интенсивно укрепляющие мышцы спины и живота. Лечебную физическую культуру сочетают с ручным массажем этих мышц и ношением корсета, фиксирующего позвоночник.
Методика занятий определяется также степенью сколиоза: при сколиозе I, III и IV степени они направлены на повышение устойчивости позвоночника (стабилизацию патологического процесса), в то время как при сколиозе II степени — также на коррекцию деформации.
Корригирующие упражнения по форме выполнения подразделяются на симметричные, асимметричные, деторсионные. Выполнять корригирующие упражнения следует в тех исходных положениях, когда позвоночник максимально разгружен от статической нагрузки, главным образом лежа на спине. Однако это положение очень нагрузочно для сердца. Кроме того, при выполнении этих упражнений происходит задержка дыхания (при статическом напряжении мышц спины), что также усложняет условия для работы сердца. Поэтому в группе корригирующей гимнастики могут заниматься дети, которые по состоянию здоровья, в частности сердечно-сосудистой системы, отнесены к основной группе.
При выполнении симметричных упражнений мышцы обеих половин тела сокращаются неравномерно. Чтобы максимально приблизить позвоночник к прямой линии, более ослабленные и растянутые мышцы должны сокращаться больше, а укороченные— меньше. Следовательно, тренировка мышц при выполнении этих упражнений неравномерная. Симметричные упражнения можно применять при сколиозах различной этиологии, формы и степени выраженности. При выполнении симметричных корригирующих упражнений тренируются преимущественно мышцы спины (разгибатели).
Асимметричные упражнения необходимо подбирать специально для данного больного, чтобы тренировать только ослабленные и растянутые мышцы спины; при сокращении их сколиотическая дуга уплощается. Таким образом, эти упражнения могут применяться в тех случаях, когда сколиоз имеет одну дугу искривления или две, но далеко расположенные друг от друга (например, одну в грудном отделе, а другую в поясничном). При выполнении асимметричных упражнений для одной дуги можно часть позвоночника с другой дугой зафиксировать, чтобы она не увеличивалась. Противопоказанием к применению асимметричных упражнений является прогрессирование сколиоза.
Деторсионные упражнения применяются в тех случаях, когда при сколиозе преобладает торсия позвонков. Эти упражнения выполняют несколько задач: вращение позвонков в сторону, противоположную торсии; коррекцию сколиоза выравниванием таза; растягивание сокращенных и укрепление растянутых мышц в поясничном и грудном отделах позвоночника. Подбирая упражнения, следует учитывать, что при правостороннем сколиозе торсия совершается по часовой стрелке, а при левостороннем — против часовой. Деторсионные упражнения можно выполнять в различных исходных положениях: лежа на наклонной плоскости, в висе и стоя.
При сколиозе I степени применяется симметричная тренировка всех мышечных групп. Сглаживание асимметрии при этом рассматривается как результат сохранения мышцами способности путем симметричного произвольного напряжения корригировать отклонения.
При сколиозе II степени на фоне, общеукрепляющих упражнений, направленных на исправление осанки, применяются асимметричные корригирующие и деторсионные упражнения (по показаниям), легкое растягивание мышц на вогнутой стороне искривления путем укладки на валик, упражнения для тренировки косых мышц живота, упражнения с изометрическим напряжением мышц.
При сколиозе III—IV степени гимнастика направлена, на повышение общего тонуса организма.
При врожденном сколиозе корригирующие упражнения противопоказаны, так как могут привести к декомпенсации; используются общеукрепляющие упражнения, расширяющие грудную клетку, улучшающие осанку.
В качестве одного из составных элементов комплексной терапии при сколиозе применяется лечебное плавание (брасс, кроль). В воде снимается статическая нагрузка на позвоночник, а движения при плавании способствуют самокоррекции искривления. Помимо этого, лечебное плавание является весьма эффективным средством улучшения общего физического состояния. В зимний период в комплекс лечения входит также ходьба на лыжах — 3 раза в неделю по 1,5—2 ч.
При прогрессирующих формах сколиоза консервативное лечение детей проводится в специализированных стационарах — школах-интернатах. Лечебная гимнастика органически входит в распорядок жизни в такой школе: это и утренняя гимнастика, имеющая корригирующую направленность, и физкультпаузы на каждом уроке, и уроки лечебной гимнастики (по 45 мин ежедневно) и лечебного плавания, и элементы спортивных игр, и общеразвивающие упражнения на уроках физкультуры и пр. Весь двигательный режим ребенка носит целенаправленный корригирующий характер.
Контрольный вопрос. Сформулируйте определение понятия «сколиотическая болезнь». Охарактеризуйте средства специальной тренировки при занятиях с детьми школьного возраста, имеющими сколиозы разных степеней.
Плоскостопие
Плоскостопие — деформация стопы, характеризующаяся понижением ее сводов. Различают продольный свод, образованный рядом костей, расположенных в направлении от пяточной кости к концам пальцев, и поперечный свод, идущий через клиновидные и кубовидную кости и основания плюсневых костей. Сводчатое строение стопы определяет ее прочность. Мощная система связок и мышц обеспечивает сохранение формы сводов стопы и их функции. Большое значение в удержании сводов стопы имеют мышцы, супинирующие стопу (в первую очередь задняя большеберцовая мышца, сухожилие которой, прикрепляясь к нескольким костям стопы, сближает их), и длинная малоберцовая мышца. Благодаря напряжению этих мышц супинируется пяточная кость и пронируется передний отдел стопы, что обеспечивает ее торсию (скручивание) и углубление сводов. Напряжение сухожилий сгибателей пальцев (длинного сгибателя большого пальца, длинного и короткого сгибателей пальцев), служащих как бы растяжкой между пяточной костью и пальцами и сближающих передний и задний отрезки дуги продольного свода, мешает развитию плоскостопия. Перечисленные биомеханические особенности стопы определяют ее выносливость к нагрузке весом тела, способность приспосабливаться к неровности опорной поверхности и смягчать толчки. В норме внутренняя часть продольного свода имеет высоту 5—7 см (от бугристости ладьевидной кости), наружная — около 2 см (от бугристости пятой плюсневой кости).
Детская стопа по сравнению со взрослой короткая, широкая, а в пяточной области суженная, пальцы расходятся. У детей на подошве сильно развита подкожная клетчатка, заполняющая своды стопы, что нередко приводит к диагностическим ошибкам. Объем движений детской стопы больше вследствие большей эластичности мышечно-связочного аппарата, в связи с чем детская стопа меньше приспособлена к статическим нагрузкам (прыжкам, соскокам с высоких снарядов), быстро утомляется и легко подвергается деформации. Поэтому ранняя специализация в спорте влечет за собой перегрузки и нередко приводит к плоскостопию. При адекватной нагрузке своды стопы несколько уплощаются, но по окончании ее тотчас же с помощью активного сокращения мышц возвращаются в исходное положение. Длительная и чрезмерная нагрузка ведет к переутомлению мышц и стойкому опущению сводов.
Следует, однако, помнить, что пониженный свод у детей 4—5 лет является следствием незаконченного развития стопы и не требует специального лечения. Вместе с тем необходимо динамическое наблюдение, укрепление мышечно-связочного аппарата начиная с 3—4-летнего возраста.
Понижение продольного свода стопы приводит к продольному плоскостопию, а поперечного — к поперечному плоскостопию. Нередко эти формы плоскостопия (продольное и поперечное) сочетаются. Иногда плоскостопие сопровождается отведением переднего отдела стопы, поднятием ее наружного края и пронацией пятки (плосковальгусная стопа).
Основной причиной развития плоскостопия является слабость мышц и связочного аппарата, принимающих участие в поддержании сводов стопы. Кроме того, причиной плоскостопия может стать чрезмерное утомление в связи с длительным пребыванием на ногах и ношение тесной обуви, особенно узкой или с высоким каблуком, толстой подошвой. При ходьбе на высоких каблуках происходит перераспределение нагрузки: с области пятки она перемещается в область поперечного свода, который не выдерживает ее, и начинается формирование поперечного плоскостопия.
Продольное плоскостопие характеризуется болями и изменениями очертания стопы. При слабовыраженном плоскостопии (I степень) появляются чувство усталости в ногах (особенно после физических нагрузок), болезненность при надавливании на стопы. Походка становится менее пластичной. К вечеру может появится отечность тыльной стопы. Для выраженного плоскостопия (II степень) характерны более постоянные и сильные боли в стопах, в области лодыжек; в голенях. Походка значительно утрачивает эластичность и плавность. Продольный свод снижен даже без нагрузки. При резко выраженном плоскостопии (III степень) отмечаются постоянные боли в стопах, голенях, коленных суставах, часто в пояснице, а также головные боли. Внешне продольный свод не определяется ни при нагрузке, ни без нее. Стопа принимает вальгусное положение и не поддается коррекции руками, пятка распластана, имеет округлую форму, контуры ахиллова сухожилия сглажены, стопа и голеностопный сустав отечны, суставы стопы тугоподвижны. Ходьба при таком плоскостопии затруднена, спортивная работоспособность и трудоспособность значительно снижены, ношение обуви массового производства невозможно.
Поперечное плоскостопие характеризуется уплощением или исчезновением поперечного свода стопы. Оно является причиной деформации пальцев. Основные признаки поперечного плоскостопия: распластанность переднего отдела стопы, боли и омозолелость кожи подошвы под головками плюсневых костей, натяжение сухожилий разгибателей пальцев. С увеличением степени поперечного плоскостопия большой палец отклоняется кнаружи, что сопровождается подвывихом головки первой плюсневой кости ее выступанием, пальцы приобретают молоткообразную форму.
Рисунок 5 — Плантограмма: А — нормальный свод, Б — продольное плоскостопие |
Плоскостопие и другие деформации стопы выявляются в процессе клинического осмотра и подтверждаются плантографическими исследованиями (рис. 5), специальными измерениями (например, высоты продольного свода стопы), данными рентгенографии. Перечисленные методы исследования вместе с учетом субъективных ощущений больного используются для оценки эффективности лечения.
Лечение плоскостопия — более трудный процесс, чем его предупреждение. Поэтому большое внимание следует уделять профилактике плоскостопия с самого раннего детства. Она должна состоять в организации правильного физического воспитания детей, укреплении мышечно-связочного аппарата голеней и стоп, ношении рациональной обуви.
В быту и во время занятий физической культурой для равномерного распределения веса тела на различные отделы стопы нужно следить за выработкой правильной походки ребенка. Дети не должны ходить широко расставляя ноги и разводя носки, чтобы не перегружать внутренний край стопы и поддерживающие его связки. В занятия, проводимые в яслях, детских садах, школах, необходимо включать специальные упражнения, направленные на укрепление мышц и связочного аппарата голени и стопы, ходьбу босиком по бревну боком в продольном направлении, лазанье по бревну или канату с обхватом его внутренними краями стоп. При выполнении этих упражнений форма снаряда оказывает моделирующее влияние на свод стопы и усиливает действие мышц, супинирующих стопу.
В занятия должны быть включены специальные упражнения, способствующие укреплению мышц голени, например хождение на носках при установке стоп носками внутрь. Механизм действия этих упражнений заключается в рефлекторном напряжении мышц, супинирующих стопу, в формировании свода стопы давлением. Профилактике плоскостопия способствует также ходьба босиком по неровной почве, глубокому песку, гальке. Укрепить мышечно-связочный аппарат голени и стопы помогает массаж (поглаживание, разминание, растирание) мышц передней и внутренней поверхностей голени, а также подошвенной поверхности стопы. Особенно показан массаж при быстрой утомляемости нижних конечностей и болях в них.
Предупреждению развития деформации стоп способствует ношение рациональной обуви. Обувь детей должна плотно обхватывать (но не сдавливать) передний отдел стопы и пятку, иметь достаточно гибкую подошву и невысокие каблуки.
Лечение плоскостопия должно быть комплексным, направленным на укрепление мышечно-связочного аппарата голени и стопы. С этой целью применяются лечебная гимнастика, массаж, физиотерапия, специальная обувь, стельки, стяжки, поддерживающие высоту сводов стопы и корригирующие положение пальцев. При болевом синдроме лечение первоначально должно быть направлено на его устранение.
При лечении плоскостопия у детей дошкольного возраста применяются только упражнения лечебной гимнастики, массаж, физиотерапия; ношение супинаторов в этом возрасте не показано. При лечении детей школьного возраста на фоне лечебной гимнастики, массажа, ритмической электростимуляции большеберцовых мышц для нормальной установки стоп пользуются ортопедической обувью с выкладкой сводов и приподнятым внутренним краем пятки. При выраженном плоскостопии и резких болевых ощущениях лечение обычно начинают с наложения гипсовых повязок с супинированной стопой, затем назначают ношение ортопедической обуви, лечебную гимнастику, массаж.
Во всех, возрастных группах лечение плоскостопия должно включать физические упражнения (занятия спортом), оказывающие общеукрепляющее влияние на организм; выработку стереотипа правильного положения тела и нижних конечностей стоя и во время ходьбы; специальные физические упражнения и массаж, снимающие болевой синдром; специальные физические упражнения со снарядами и без снарядов, направленные на укрепление мышц, поддерживающих своды стопы, и формирование глубины сводов.
Общеукрепляющие физические упражнения подбираются соответственно возрасту и физическому развитию ребенка. Они не должны переутомлять мышечно-связочный аппарат стоп. К рекомендуемым видам спорта относятся такие, которые оказывают динамическую нагрузку на стопы: плавание кролем, ходьба на лыжах, спортивные игры с мячом. Занятия спортом проводятся под контролем врача при непременном соблюдении принципа постепенного повышения нагрузки.
Правильное положение стоп при ходьбе и стоянии уменьшает нагрузку на внутренний край стопы. Во время занятий больного необходимо обучать ходьбе с неширокой расстановкой стоп, без излишнего разведения их в передних отделах. В положении стоя рекомендуется тяжесть тела переносить на наружные края стоп.
При наличии болевого синдрома, а также для укрепления мышц показан массаж, мышц голеней и стоп, особенно при появлении болей и чувства утомления в ногах к концу дня, после длительного стояния и ходьбы. Массаж мышц голеней проводят с акцентом на мышцах передней и внутренней поверхностей, массаж стопы — на подошвенной поверхности. Применяют приемы поглаживания, растирания, разминания, поколачивания. Длительность одного курса 1,5—2 месяца, время одной процедуры 10—12 мин.
Специальные упражнения лечебной гимнастики направлены на укрепление длинной малоберцовой мышцы, осуществляющей пронацию переднего отдела стопы; большеберцовой мышцы и длинных сгибателей пальцев, усиливающих супинацию заднего отдела стопы и ротирующих голень кнаружи; длинного сгибателя большого пальца и коротких сгибателей пальцев, задней большеберцовой мышцы, способствующих углублению продольного свода.
Упражнения выполняются в исходных положениях лежа, сидя, стоя и в процессе ходьбы, что дает возможность регулировать нагрузку на определенные мышцы голени и стопы. Вначале необходимо ограничиться выполнением упражнений в исходных положениях лежа и сидя. Упражнения следует выполнять с чередующимся сокращением и расслаблением мышц. В дальнейшем рекомендуется включать упражнения со статической нагрузкой.
Контрольный вопр