Некоторые заболевания дыхательной системы и особенности методики ЛФК при них
Бронхиальная астма характеризуется приступами экспираторной одышки (удушья), обусловленной сужением просвета мелких бронхиол и появлением в них экссудата. B результате возникает острая задержка воздуха в легких и растяжение альвеол воздухом; вдох короткий, выдох замедлен и затруднен. Продолжительные и частые приступы могут привести к развитию хронического бронхита.
Бронхиальная астма имеет инфекционно-аллергическую природу. В качестве аллергена, вызывающего приступ удушья, могут быть самые разнообразные причины: запах сена, некоторых цветов, пищевые и лекарственные вещества и др.
Бронхиальная астма рассматривается как результат нарушения нормальных взаимоотношений различных отделов ЦНС, peгулирующих функции гладкой мускулатуры бронхов. Повышенная возбудимость подкорковых центров приводит к возникновению рефлекторного спазма бронхов и бронхиол под воздействием аллергенов. У больных бронхиальной астмой блуждающий нерв находится в состоянии повышенной чувствительности. При раздражении его наступает внезапный спазм гладкой мускулатуры бронхов и сужение их просвета, что затрудняет продвижение воздуха, особенно во время выдоха. Задержка воздуха приводит к расширению альвеол легких — эмфиземе.
Во время приступа у больного отмечается громкое дыхание, сопровождающееся свистом и хрипами. Больной опирается руками о стол, чтобы фиксировать пояс верхних конечностей, благодаря чему вспомогательные дыхательные мышцы принимают участие в дыхании. Дыхательные упражнения рефлекторно уменьшают у больного спазм бронхов и бронхиол (влияние носолегочного рефлекса).
Основными задачами лечебной физической культуры являются:
1) восстановление уравновешенности процессов возбуждения и торможения в коре больших полушарий головного мозга, погашение патологических кортико-висцеральных рефлексов и восстановление нормального стереотипа регуляции дыхательного аппарата;
2) уменьшение спазма бронхов и бронхиол; улучшение вентиляции легких;
3) активизация трофических процессов в тканях;
4) противодействие развитию эмфиземы легких;
5) обучение больного управлению своим дыхательным аппаратом во время астматического приступа с целью облегчить его;
6) обучение удлиненному выдоху.
Курс лечебной физической культуры в стационаре делится на 3 периода: I (щадящий), II (функциональный) и III (тренировочный). I и II периоды протекают в стационаре, III — в условиях поликлиники или санатория.
I период служит для ознакомления с состоянием больного, его функциональными возможностями. Продолжительность периода зависит от тяжести заболевания.
Во II периоде занятия проводятся в исходных положениях сидя, стоя с опорой о стул, стоя. Формы занятий следующие: лечебная гимнастика, утренняя гигиеническая гимнастика, дозированные прогулки.
В занятиях лечебной гимнастикой используют специальные упражнения:
1) дыхательные упражнения с удлиненным выдохом;
2) дыхательные упражнения с произношением гласных и согласных букв, способствующие рефлекторному уменьшению спазма бронхов и бронхиол;
3) упражнения на расслабление мышц пояса верхних конечностей;
4) диафрагмальное дыхание;
5) упражнения для укрепления мышц брюшного пресса (наружных и внутренних косых мышц живота, прямой мышцы живота), способствующие улучшению выдоха;
6) массаж грудной клетки и мышц предплечья (уменьшает скованность грудной клетки и облегчает дыхание).
В занятия лечебной гимнастикой для больных бронхиальной астмой следует включать самые простые, легко выполнимые дыхательные упражнения.
Между дыхательными упражнениями с произношением звуков обязательно надо включать паузу отдыха для расслабления мышц (20—30 с). Дозировка упражнений— 4—12 раз. Темп медленный и средний.
Применение массажа оказывает рефлекторное положительное воздействие на состояние больных бронхиальной астмой. Вначале массируют переднюю поверхность грудной клетки (применяя поглаживание, растирание, разминание, прерывистую вибрацию, сдвигание), затем область спины.
III период курса лечебной физической культуры протекает в условиях санатория или поликлиники. Занятия лечебной гимнастикой проводятся в исходном положении стоя. Применяются те же специальные упражнения, что в предыдущих периодах.
Людям молодого возраста с редкими приступами наряду с утренней гигиенической гимнастикой, лечебной гимнастикой в санаторно-курортных условиях показаны дозированные занятия греблей, плаванием, лыжами, коньками, волейболом, баскетболом и др.
Пневмония(воспаление легких) бывает очаговой и крупозной. Очаговая пневмония — это воспаление небольших участков легочной ткани с вовлечением в процесс альвеол и бронхов. Очаговая пневмония может возникнуть как осложнение после многих инфекционных заболеваний (гриппа, кори и т. д.), у ослабленных послеоперационных больных, при наличии застойных явлений в легких. Крупозная пневмония — острое инфекционное заболевание, при котором воспалительный процесс захватывает целую долю легкого.
Крупозная и очаговая пневмонии характеризуются образованием в просвете альвеол экссудата, который может полностью рассосаться или осложниться нагноением. Вызывает это инфекционное заболевание пневмококк, стафилококк или вирус. Начало заболевания очень острое: внезапный озноб с последующим быстрым подъемом температуры (39—40°), кашель, сильная колющая боль в груди и общая слабость. Рентгенологически отмечают затемнение соответственно пораженной доле легкого. На 2—3-й день появляется мокрота ржавого цвета. С этого момента необходимо применять дыхательные упражнения, способствующие ее отхождению.
Основные задачи лечебной физической культуры:
1) усиление кровообращения и лимфообращения в легких с целью ускорения рассасывания экссудата и предупреждения осложнений; противодействие возникновению ателектаза (спадения легкого при нарушении проходимости бронхов);
2) предотвращение образования спаек в полости плевры;
3) активизация тканевого обмена с целью улучшения трофических процессов в тканях;
4) нормализация глубины дыхания, улучшение легочной вентиляции, увеличение подвижности диафрагмы, усиление выведения мокроты;
5) профилактика развития бронхита;
6) реабилитация физической работоспособности.
Курс лечебной физической культуры делится на 3 периода: I (щадящий) II (функциональный), III (тренирующий). I и II периоды протекают в стационаре, III — в условиях поликлиники или санатория.
В I периоде занятия лечебной гимнастикой проводятся в исходном положении лежа. Используются простые гимнастические упражнения для верхних и нижних конечностей и туловища (сгибание, отведение, разгибание, приведение, наклоны в стороны), а также дыхательные упражнения. Дозировка упражнений — 4— 10 раз. Темп медленный.
Во II периоде проводятся занятия лечебной гимнастикой, дозированные ходьба и прогулки. В занятиях лечебной гимнастикой используются все исходные положения (в зависимости от состояния больного). Физические упражнения выполняются с большой амплитудой. Включаются упражнения с предметами: палками, набивными мячами. К концу периода применяются упражнения на гимнастической скамейке и стоя у гимнастической стенки.
Специальными дыхательными упражнениями при пневмонии являются: разгибания туловища с одновременным подниманием рук; наклоны и повороты туловища в стороны, вращения туловища с различным положением рук. Дыхательные упражнения статического и динамического характера. Дозировка упражнений— 6—12 раз. Темп упражнений средний.
Контрольный вопрос. Дайте характеристику следующим заболеваниям: бронхиальная астма, пневмония. Какие упражнения являются средствами специальной тренировки при перечисленных заболеваниях?