Послеоперационные вентральные грыжи и спаечная болезнь

Сочетание ПВГ со спаечной болезнью брюшины обусловлено фактически общими этиологическими факторами; у 83,1 %больных, оперированных в клинике по поводу вентральных грыжбыл обнаружен спаечный процесс в брюшной полости. Наличие спаечных сращений при ПВГ вообще влечет за собой характерные для СББ проявления клиники, зачастую обуславливая основные жалобы у этих больных. Еще более усугубляется это положение постоянным травмированием органов при перемещении их через грыжевой дефект в рубцовое «вместилище», постоянно поддерживается хроническое воспаление этих органов, нарушается режим комфорта (температурный режим, контакт с обычной перитонеальной жидкостью, микроциркуляторные нарушения). Нахождение в среде хронической инфекции поддерживает и усугубляет явления энтерита, оментита, перивисцерита и мезаденита, приводит в последующем к развитию тяжелых осложнений. Имеется прямая зависимость между сроками грыженосительства и выраженностью спаечного процесса.

Таким образом, сочетание СББ и ПВГ является фактором, отягощающим клиническое течение заболеваний и значительно усложняющим лечение этой категории больных. Это требует включения в объем предоперационного обследования больных ПВГ дополнительного комплекса мероприятий, который выполняется больным СББ.

Наличие грыжи уже само является показанием к операции, и психологическая готовность больного, надежда хирурга «разобраться в животе» во время грыжесечения зачастую ведут к упрощенному подходу предоперационного обследования больных ПВГ и, как следствие, к неоправданному стремлению уменьшить объем вмешательства на органах брюшной полости вплоть до отказа от вскрытия грыжевого мешка вообще. Это, в конечном итоге, приводит к сохранению симптоматики болезни, уже при отсутствии грыжи и даже развитию острой кишечной непроходимости.

Для профилактики рецидива спаек применяются те же мероприятия, что и при лечении СББ, однако имеется существенное ограничение к введению кислорода в брюшную полость с этой целью, так как сама герниопластика и послеоперационный парез уже резко повышают внутрибрюшное давление, а инсуффляция газа в достаточном для разобщения органов количестве может привести к развитию острой дыхательной недостаточности. Поэтому основными направлениями профилактики СББ во время герниопластики ПВГ следует считать мероприятия, направленные на раннее восстановление перистальтики (медикаментозная стимуляция, продленная перидуральная анестезия, денервация верхней брыжеечной артерии, электростимуляция), методы разобщения внутренних органов, не ведущих к повышению ВБД (установка пленчатых защит, лекарственный гидроперитонеум, антиадгезивная обработка десерозированных участков), использование приемов герниопластики, уменьшающих зону травматизации тканей, обращенных в брюшную полость (способы послойной пластики с раздельным ушиванием брюшины), профилактику раневых осложнений, в том числе использование антибактериальных шовных материалов.

Применение подобного подхода позволило значительно снизить процент послеоперационных осложнений и рецидива СББ и ПВГ.

При изучении отдаленных результатов хороший и удовлетворительный исходы лечения получены в 84 % случаев.

Возможности лапароскопического лечения и профилактики
спаечной болезни брюшины

«Открытые» оперативные вмешательства, выполняемые в неотложном порядке, как правило, достаточно травматичны, способствуют прогрессированию спаечного процесса в брюшной полости, что создает предпосылки к рецидивам спаечной кишечной непроходимости, которые развиваются у 10-15% больных.Все это, наряду с развитием эндоскопической аппаратуры и совершенствованием техники лапароскопических вмешательств, заставило искать новые подходы к проблеме, внедрять лапароскопию в неотложную диагностику и хирургию острой спаечной кишечной непроходимости, а также и других форм спаечной болезни брюшины, перевести это заболевание из раздела противопоказаний в предмет лапароскопического вмешательства.

В руководствах по эндоскопии и хирургии наличие в анамнезе брюшнополостных операций и лапаротомных рубцов на передней брюшной стенке считалось противопоказанием к проведению лапароскопии.

Однако накопленный опыт работы с больными, страдающими спаечной болезнью, позволил в ведущих лечебных учреждениях Уфы – клинике Башгосмедуниверситета и больнице скорой медицинской помощи, приступить к отработке, а затем и клиническому применению лапароскопических методик адгеолизиса и профилактики СББ. На начальных этапах освоения лапароскопии при наличии брюшинных спаек предлагались методы, позволяющие избежать опасных осложнений, как при наложении пневмоперитонеума, так и при введении троакаров в брюшную полость. Одним из таких методов был предложен и впервые выполнен доктором H.M. Nasson (1977, 1978) и назван методом «открытой лапароскопии». Внедрение в эндохирургию более современных инструментов, в частности атравматичных троакаров типа «Dufher», видеотроакаров типа «Visiport», «Auto Suture» значительно уменьшило возможность подобных осложнений. Таким образом, идет постоянная работа над усовершенствованием безопасности эндохирургического инструментария и способов безопасной лапароскопии при спаечном процессе, но проблема эта еще далека от полного решения. Безусловно, одним из решающих факторов в решении вопроса о целесообразности лапароскопии является полное дооперационное обследование больного с применением пневмоперитонеографии, которая отвечает на вопросы выбора места безопасного введения троакара, в частности, и о возможности применения этого метода лечения вообще. Первый опыт показывают широкие возможности и высокую эффективность эндохирургии, хорошую переносимость больными лапароскопического адгеолизиса, хорошие ближайшие результаты такого лечения.

Лапароскопия при спаечной болезни брюшины является сложной манипуляцией, но с усовершенствованием лапароскопической аппаратуры, ростом опыта, количество противопоказаний к проведению этого вида исследования и лечения в последнее время уменьшается. Появление новых хирургических малоинвазивных технологий позволяет надеяться, что лапароскопическое лечение спаечной болезни станет операцией выбора, как патогенетически обоснованный метод.


Наши рекомендации