Тема: «Методы антропометрических исследований и гигиеническая оценка показателей физического развития детей и подростков»
I. Цель деятельности студентов в процессе выполнения самостоятельной работы:
Ознакомить студентов с основными методами оценки физического развития детей и подростков; научить студентов пользоваться антропометрическими инструментами, производить необходимые измерения и оценивать полученные результаты.
Студент должен знать:
1. Основные закономерности роста и развития детей и подростков;
2. Факторы, влияющие на физическое и нервно-психическое развитие и здоровье детей и подростков.
3. Методы изучения и оценки уровня физического развития индивидуума и популяции.
Студент должен уметь:
1) оценить уровень физического развития;
2) оценить уровень нервно-психического развития;
3) дать комплексную оценку физического развития и состояния здоровья детей и подростков с учётом влияющих факторов.
II. Литература:
1. Гигиена/ Под редакцией Г.И. Румянцева. - М., 2000. - Гл. 12, с. 433-458.
2. Пивоваров Ю.П., Королик В.В., Зиневич Л.С. «Гигиена и основы экологии человека».- М., 2004. - Гл. 7, с. 424-488.
3. Пивоваров Ю.П. «Руководство к лабораторным занятиям по гигиене и экологии человека». М., 2006. - Гл. 5, с. 309-413.
III. Задания для самостоятельной работы по изучаемой теме
I. Вопросы:
1. Какими методами изучают физическое развитие детей и подростков?
2. Индивидуализирующий метод – это ……
3. Генерализирующий метод – это ……
4. Основные правила антропометрических измерений:
1)…….
2)…….
3)……
4)……
5. При изучении физического развития используют …… показатели – длину и массу тела, окружность грудной клетки; форма грудной клетки, спины, стоп, осанка, состояние мускулатуры, жироотложения, эластичность кожи, половое созревание, относятся к ……. показателям; жизненная ёмкость легких, сила сжатия кисти рук – это ………. показатели.
6. При патологических состояниях позвоночника возможны искривления в переднезаднем направлении - ……., так и боковые - ………………
Заполнить таблицу:
Три степени искривления позвоночника | |
I степень | |
II степень | |
III степень |
7. Перечислите патологические формы грудной клетки: ……
8. Дописать:
а) при нормальной форме ног ноги соприкасаются в области коленных суставов;
б) при О-образной – ……
в) при Х-образной – ……
9. Формы стопы:
– если перешеек составляет до 50% длины перпендикуляра – стопа …….;
- 50-60% - стопа …….;
- свыше 60% - стопа …….. .
10. Методы оценки физического развития детей и подростков:
1) ……
2) ……
3) ……
4) ……
11. Заполнить таблицу:
Группы здоровья детей и подростков | |
1 группа | |
2 группа | |
3 группа | |
4 группа | |
5 группа |
II. Составьте 5 вопросов тестового контроля
Пример.
Физическое развитие оценивается:
а) по соматометрическим показателям;
б) по соматоскопическим показателям;
в) по физиометрическим показателям;
г) по перенесенным заболеваниям.