Специфичны ли нарушения серотонинергической системы по отношению к отдельным компонентам депрессивного состояния?
По-видимому, системы классификации в психиатрии должны быть основаны на оценке отдельных психологических нарушений, а не симптомокомплексов или нозологических единиц. Мне кажется, что важным компонентом постановки диагноза в психиатрической прак-
Взаимосвязь депрессии, агрессии и тревожных расстройств — Н M van Praag
депрессии И ТРЕВОЖНЫЕ РАССТРОЙСТВА
тике является разложение психопатологического синдрома на составляющие элементы, то есть на отдельные психологические нарушения. Такой подход я называю функциональной психопатологией (van Praag et al, 1975, 1987, 1990). При этом важно понимать, что изменения биологических показателей необходимо соотносить не только с выраженностью синдромов или "психиатрических расстройств" в целом, но и с отдельными психологическими нарушениями или психопатологическими особенностями.
Такие изменения биологических показателей, неспецифичные на уровне синдромов или нозологических единиц, могут быть характерны для определенных психологических нарушений. Важно еще раз подчеркнуть, что психологические нарушения или психопатологические особенности, а также характерные для них биологические изменения, как правило, не укладываются в узкие рамки нозологических
Рисунок 1. Увеличение концентрации 5-ГИУК в СМЖ больных с большой депрессией (эндогенной депрессией) и здоровых добровольцев на фоне приема пробенецида. Высота столбцов гистограммы пропорциональна количеству лиц, у которых концентрация 5-ГИУК в СМЖ достигла указанных значений. Распределение этого признака в контрольной группе подчиняется биномиальному закону. В группе больных с депрессией преобладают лица с низкой концентрацией 5-ГИУК в СМЖ (van Praag, 1988).
форм. В следующем разделе будут представлены данные недавно проведенных научных исследований, подтверждающих правомочность такого подхода.
Изменения настроения
Прежде всего, мы исследовали возможную связь между низким уровнем 5-ГИУК в СМЖ и подавленным настроением. Оказалось, что настроение, оцениваемое по 5-балльной рей-тинговой шкале опытными специалистами, не коррелирует с уровнем 5-ГИУК в СМЖ. Здесь мы не учитывали самооценку настроения больными - для многих из них было достаточно сложно разделить такие понятия, как настроение, тревожность, беспокойство, ощущение собственной бесполезности, чувство вины, аге-дония (потеря способности испытывать удовольствие) и утомляемость.
Если серотонинергическая система действительно прямо не участвует в регуляции настроения, то неселективный агонист серотонина м-хлорфенилпиперазин (МХПП), связывающийся с любым типом серотониновых рецепторов, не будет влиять на изменение настроения. В нашем исследовании под наблюдением находились больные с большим депрессивным эпизодом, лица с паническим расстройством и группа здоровых добровольцев, которые принимали низкие дозы МХПП (0,25 мг, перорально) или плацебо (Kahn et al, 1988a, 1990а). Для этого исследования была выбрана минимальная доза МХПП, способная стимулировать секрецию пролактина, АКТГ и кортизола (серо-тонин усиливает выброс этих гормонов) (Kahn et al, 1990b). Полученные результаты свидетельствуют, что ни в одной из трех групп настроение на фоне приема МХПП ц& изменялось. Следовательно, нам не удалось доказать, что нарушение активности серотонинергиче-ской системы у больных с депрессией может приводить к изменениям настроения.
Тревожность
Результаты ряда исследований позволили нам предположить, что состояние тревожности, характерное для некоторых больных с депрессией, может быть связано с нарушениями метаболизма серотонина. Так, показано, что предшественник (Kahn, Westenberg, 1985) и селективный ингибитор обратного захвата серотонина (Evans et al, 1986; Den Boer et al, 1987; Den Boer, Westenberg, 1988; Sheehan et al, 1988, Schneier et al, 1990) - 5-гидрокситриптофан -эффективен при лечении больных с паническим расстройством. Кроме того, соединения, являющиеся частичными агонистами 5-П\д-рецепто-ров (буспирон), обладают анксиолитическими свойствами (Rodgers and Cooper, 1991).
Наконец, у больных с разными формами депрессивных расстройств выявлена статистически достоверная отрицательная корреляция между концентрацией 5-ГИУК в СМЖ и уровнем тревоги (van Praag, 1988). Если состояние тревожности у больных с депрессией действительно обусловлено нарушением серотонинер-гической передачи, то на уровень тревоги могут влиять агонисты серотонина, связывающиеся с любыми типами постсинаптических 5-ГТ-рецепторов. Невозможно заранее предсказать, какой эффект оказывают агонисты серо-
Взаимосвязь депрессии, агрессии и тревожных расстройств — Н М van Praag
депрессии И ТРЕВОЖНЫЕ РАССТРОЙСТВА
Рисунок 2. Изменение уровня тревоги у здоровых добровольцев, больных с паническим расстройством или у больных с большим депрессивным эпизодом на фоне перорального приема 0,25 мг/кг МХПП и плацебо. На фоне приема МХПП уровень тревоги достоверно повышается только у больных с паническим расстройством (Kahn et al, 1988a).
Рисунок 3. Изменение концентрации кортизола у здоровых добровольцев, больных с паническим расстройством или у больных с большим депрессивным эпизодом на фоне перорального приема 0,25 мг/кг МХПП и плацебо. Па фоне приема МХПП концентрация кортизола в крови достоверно повышается только у больных с паническим расстройством (Kahn et al, 1988b).
тонина на уровень тревоги у больных с депрессией. Низкая концентрация 5-ГИУК в СМЖ может быть как следствием низкой активности серотонинергической системы, так и, напротив, отражать компенсаторное ингибирова-ние синтеза серотонина на фоне чрезмерного усиления серотонинергической передачи.
Для этого исследования мы отбирали больных с паническим расстройством, не имеющих симптомов депрессии. С определенными допущениями можно считать, что у таких больных было диагностировано "изолированное" тревожное расстройство. Группы сравнения составили больные с депрессией и здоровые добровольцы. Все находившиеся под наблюдением лица получали низкие дозы МХПП (0,25 мг/кг массы тела, перорально) или плацебо. На фоне приема указанной дозы препарата у больных с паническим расстройством наблюдалось повышение уровня тревоги, а в некоторых случаях - панические приступы. В контрольных группах статистически значимых изменений отмечено не было (Kahn et al, 1988b) (Рисунок 2). При увеличении пероральной дозы до 0,50 мг/кг или внутривенном введении МХПП оказывал выраженный анксиогенный эффект, отмечавшийся во всех группах больных, включая здоровых добровольцев (Charney et al, 1987; Kahn et al, 1990b).
Два факта подтверждают наше предположение о том, что проявления тревожности на фоне приема МХПП могут быть опосредованы серотонинергической системой. Во-первых, после приема МХПП у больных с паническим расстройством наблюдалось достоверно более высокое увеличение концентрация АКТГ и кортизола в плазме крови, чем у больных из дру-
гук групп (Рисунок 3). Между тем, известно, что выброс этих гормонов, по крайней мере частично, регулируется серотонинергической си- ^ л стемой (Kahn et al, 1988b). При этом увеличение секреции АКТГ и кортизола не следует рассматривать как вторичное проявление тревожности, т.к. концентрация гормонов в крови не коррелирует с уровнем тревоги. Во-вторых, показано, что у больных, принимающих МХПП, антагонисты серотонина ингибируют как проявление тревожности, так и увеличение концентрации кортизола в крови (Mueller et al, 1988; Kahn et al, 1990).
Учитывая эти данные, мы предположили существование тесной связи между изменением активности серотонинергической системы и уровнем тревоги у больных с депрессией. При этом такая связь характерна не только для депрессивных состояний, но и для некоторых "изолированных" тревожных расстройств.
Агрессия
Агрессия - второй компонент депрессивного синдрома, тесно связанный с нарушениями метаболизма серотонина. Предпосылки для изучения возможной связи серотонинергической системы с агрессивностью были следующие. Во-первых, для больного с аффективным расстройством характерны проявления агрессии (раздражительность, вспышки гнева, стремление спорить), которая может быть направлена им на окружающих или на самого себя. В экспериментальных исследованиях на животных показано, что некоторые формы агрессивного поведения могут быть связаны с нарушениями функционирования серотонинергической системы (Valzelli, 1981).
Взаимосвязь депрессии, агрессии и тревожных расстройств — Н М van Praag
В 1976 г. Asberg с коллегами опубликовали результаты исследования, которые полностью подтвердили наши данные о том, что у больных с разными аффективными расстройствами распределение концентрации 5-ГИУК в СМЖ подчиняется биномиальному закону (Рисунок 4). Кроме того, оказалось, что больные с низкой концентрацией 5-ГИУК в СМЖ в прошлом достоверно чаще предпринимали попытки самоубийства, чем лица с нормальным уровнем 5-ГИУК. Причем эти различия оказались наиболее выражены в группе больных, которые избирали достаточно жестокий способ самоубийства, а не просто передозировку лекарственных средств или вскрытие поверхностных вен запястья. Более того, низкая концентрация 5-ГИУК в СМЖ в момент поступления позволяла предсказать риск повторных суицидальных попыток в течение следующего года (Asberg et al, 1986; Roy et al, 1989).
Определенная связь между низкой концентрацией 5-ГИУК в СМЖ и суицидальными попытками была выявлена не только у больных с де-
Риеунок 4. Стандартизованная концентрация 5-ГИУК в СМЖ больных, пытавшихся совершить самоубийство (вверху), и здоровых добровольцев (внизу). •: Явная попытка самоубийства (использовался способ, отличный от передозировки препаратов или вскрытия поверхностных вен запястья); О: лица, покончившие с собой (кроме одного случая), в течение 1 года после проведения люмбальной пункции (Asberg et al, 1986).
прессией, но и у лиц, страдающих шизофренией (van Praag, 1983a; Ninan et al, 1984) или психопатиями (Traskman et al, 1981). Результаты большинства, хотя и не всех, исследований полностью подтверждают эти данные. Ранее мы подробно обсуждали возможные причины такого противоречия (van Praag, 1991). Известно, что внутренняя и внешняя агрессивность тесно взаимосвязаны (Apter et al, 1990). В связи с этим проведен ряд исследований по
оценке концентрации 5-ГИУК в СМЖ больных с психопатиями, и все полученные результаты свидетельствуют о наличии отрицательной корреляции между концентрацией 5-ГИУК в СМЖ и внешней, направленной против окружающих агрессией (Соссаго, 1989). По-видимому, снижение концентрации 5-ГИУК вследствие замедления метаболизма серотонина в структурах ЦНС должно сочетаться с гиперчувствительностью постсинаптических 5-ГТ-рецепторов. При этом увеличение числа или сродства постсинаптических 5-ГТ-рецепторов можно рассматривать как первичный механизм, приводящий к снижению образования серотонина. С другой стороны, нельзя исключить, что гиперчувствительность 5-ГТ-рецепторов является компенсаторной реакцией при первичном дефиците серотонина. Так, показано, что у лиц, совершивших самоубийство, в коре головного мозга снижено количество 5-ГТз и 5-ГТ^-рецепторов (Mann et al, 1989;
Arango et al, 1990; Stockmeyer, Meltzer, 1989). Кроме того, уменьшение числа рецепторов серотонина в тромбоцитах характерно для больных с депрессией, особенно при наличии у них суицидальных намерений (Arora, Meltzer, 1989; Pandy et al, 1990).
По-видимому, нарушение метаболизма серотонина в ЦНС и снижение концентрации 5-ГИУК в СМЖ тесно связаны с проявлениями агрессивности. Эта связь не зависит от направленности агрессии или нозологической формы психического расстройства, проявлением которого является эта агрессия.