Фаза развития с 21 по 28 год
Мы можем назвать время с 21-го по 28-й годы жизни фазой странствий. Люди выходят в мир, чтобы собирать опыт. Мы в известном смысле возвращаемся в детство и преобразуем события первых трех семилетий. Так, фаза с 21-го до 28-ми лет отражает фазу с 21-го по 14-й. Во многих биографиях можно найти такие отражения (ср. главу «Ритмы и отражения», с. 169). Как становится ясным из письма студента-медика, фаза с 14-го по 21-й годы жизни - сложный отрезок времени, фаза земной тяжести, в которой жизнь часто воспринимается как тяжелая. Молодой человек полагает, что окружение недостаточно его понимает, он чувствует себя одиноким. Часто он ощущает подавленность. После 21-го года человек вступает в новую фазу жизни. Это время, в котором он тяготеет к экстраверсии, хочет испробовать разные впечатления и учится у самой жизни.В душевных аспектах имеется параллель с первым семилетием. Когда человек учится ходить, он падает, встает, снова падает, и т.д. В четвертом семилетии падают в душевном смысле, человек приобретает опыт, падает, снова встает, приобретает новый опыт. Молодой человек еще не уверен в своем опыте и должен учиться на нем. Он жаждет жить и хочет экспериментировать в самых разных областях, будь это работа, будь это отношения или даже наркотики и духовные переживания.
Теперь мы увереннее берем самовоспитание в руки. Похоже на то, как если бы мы скакали на дикой лошади. Лишь постепенно нам удается все лучше держать поводья в руках. Но как часто лошадь несет нас, и как часто мы с нее падаем, вынуждены подниматься и снова обуздывать ее! Эту фазу жизни Рудольф Штейнер называет фазой души ощущающей. Мы снова зависимы от своего окружения, но не в том физическом смысле, как в первом семилетии, а в душевном. Нам важно знать, какого мнения о нас другие. Какое мнение о нас у тестя и тещи? Как мы сохраняем облик хорошего сына или хорошей дочери в глазах родителей?
Это время, когда мы легко впадаем в различные роли: профессиональные, которые в определенной степени компенсируют неуверенность в профессиональной сфере, роли семейные, например, хорошего мужа или хорошей жены. Мы внутренне спрашиваем себя: чего ожидают от хорошей матери или хорошего отца? Здесь есть опасность, что принятые нами роли совсем подавят наше зарождающееся Я. Борьба с ролями, - К. Г. Юнг называет роль «персона» - которая начинается в этот период, длится иногда всю жизнь. Внешняя биография начинает противопоставляться нашей собственной, внутренней биографии. Мы должны научиться соединять их обе.
Четвертое семилетие - это также время, когда возникают содружества или устойчивые группы. Таким путем мы хотим что-то осуществить с нашими единомышленниками или вместе с друзьями провести свободное время. В работе мы учимся на опыте, часто меняем место работы и хотим видеть результаты своего труда. Как счастлив врач, который помог при рождении восьмерых детей! Его Я растет и укрепляется. Как же несчастен, напротив, рабочий на конвейере, который в конце дня стоит, так сказать, с пустыми руками! Есть лишь один выход, чтобы компенсировать пустоту: выпить много пива или «caipirinha» (тростникового шнапса). Он проводит часы в трактире и старается заполнить пустоту.
Велика зависимость от окружения, от других людей, от сотрудников, от шефа в профессии или от супруга в доме. Мы часто выбираем партнера с теми способностями, которых сами не имеем, и надеемся таким образом дополнить нашу сущность. Легко развивается сильная зависимость от партнера, потому что в определенном смысле мы только половинки. Лишь в следующей фазе, с 28 до 35 лет, мы можем совершить процесс индивидуализации. Так мы становимся, так сказать, всецело человеком, и нам удается также любить нашего партнера по-новому, без требований и без зависимости.
Юношеский энтузиазм, жизненная сила окрыляют нас, мы полны идеализма - и мы верим в это время, что все возможно, что нам все удастся.
Например, женщина, муж которой пьёт, уверена в том, что сможет отучить его от пьянства. Люди верят, что смогут ввести альтернативную медицину или естественное питание для всего населения. Мы жаждем знаний, умны, великолепны. Лишь к 27-му году жизни сила энтузиазма начинает слегка убывать. Сегодня найдется много молодых людей, у которых энтузиазм приводит к депрессии; она может, в зависимости от обстоятельств, продолжаться годами.
В биографии молодого студента-медика этого, собственно, не было - хотя его жизненный путь позднее привел к ошеломляющему финалу, который не просматривался из предыдущего развития. Как развивалась далее его биография? Молодой студент-медик получил свой диплом врача и специализировался в психиатрии. Город, где он жил, стал для него тесен, хотя он приехал из еще меньшего городка в центре Бразилии и родился в многодетной семье. Он переехал в Сан-Паулу и полюбил город со всеми его приключениями. Его связи медленно принимали более прочные формы, глубокая дружба связывала его только с мужчинами. Он работал в антропософской клинике в Сан-Паулу и, кроме того, интересовался работой в группах и социальной педагогикой. Примерно в 33 года он закончил трехмесячные курсы в «Center of Social Development» в Англии, поездил по Европе. Все это было для него тяжело, потому что в основе он остался простым молодым человеком из центра Бразилии. Его душа была нежной и чувствительной. Он был хорошим врачом, в основном в сфере психологии. Он всегда путешествовал один. Когда ему было около 36 лет, было заметно, что он испытывает сильные внутренние конфликты. Когда его спрашивали об этом, он всегда отвечал, что все в порядке. Однажды он отправился на прогулку и заблудился в чаще в тумане. Он блуждал в зарослях три дня, пока не вернулся домой. О своих приключениях, которые, очевидно, были ужасны, он ни с кем не хотел говорить. Хотя он снова несколько окреп, через три недели он принял сверхдозу снотворного и лекарств и заснул навсегда - и таким образом конфликты, с которыми он жил, остались загадкой.
Если нам удается в фазе души ощущающей (т.е. с 21 до 28 лет) найти здоровую почву под ногами, мы строим фундамент для раскрытия нашей личности в последующие годы. Хороший шеф, время от времени вместе с нами оценивающий результаты нашего труда, может помочь нам найти здоровую основу в работе. Школа объективности также очень полезна. Так я начинаю понимать, что не только моя точка зрения единственно правильна. В зависимости от того, с какой стороны я рассматриваю объект, он выглядит по-разному, и мне нужно научиться рассматривать вещи с более высокой башни. Сегодня существует целая наука, которая основывается на гётеанистическом рассмотрении феноменов и может помочь молодым людям в образовании объективности.