В. Большая совокупность людей, осуществляющих совместно социальную жизнь в пределах целого ряда социальных институтов и организаций.
В. Большая совокупность людей, осуществляющих совместно социальную жизнь в пределах целого ряда социальных институтов и организаций.
3. Системный подход к анализу общества получил обоснование в концепции:
А. 3. Фрейда;
Б. Ф. Ницше;
В. К. Маркса.
4. Какие из предложенных определений характеризуют: 1) расизм, 2) этноцентризм, 3) ассимиляция?
А. Постепенное слияние группы меньшинства с доминирующей культурой; 3
Б. Положение, при котором группа, принадлежавшая к другой расе, подвергается дискриминации, эксплуатации, угнетению; – 1
В. Тенденция оценивать другие культуры сквозь призму собственной. – 2
5. Социализация – это:
А. Обучение человека правилам жизни, поведения и культурным нормам;
Б. Подготовка детей к взрослой жизни, усвоение элементарных правил общественной жизни;
В. Процесс усвоения индивидом на протяжении всей его жизни социальных ролей и культурных норм и ценностей того общества, к которому он принадлежит.
6. Социальное действие это:
А. Коллективное действие индивидов;
Б. Действие, совершаемое индивидами в определенной социальной среде (стране, городе, социальном институте и т.д.);
В. Действие, включающее смысл и намерения индивидов, которые связаны с ожиданием реакции со стороны других людей на данное действие (одобрение, порицание, награда, наказание и т.д.);
Г. Процесс социального развития, осуществляемый по объективным законам, независимым от воли и желания отдельных индивидов.
7. Культура – это:
А. Все, что производится, социально усваивается и разделяется всеми членами общества;
Б. Система коллективно разделяемых ценностей, убеждений, образцов и норм поведения, присущих определенной группе людей;
В. Некоторое сложное целое, которое включает в себя знания, верования,
Искусство, мораль, законы, обычаи и другие способности и привычки, приобретаемые и достигаемые человеком как членом общества.
8. Какие из приведенных определений характеризуют понятия:
1) «обычаи», 2) «традиции», 3) «церемонии»?
А. Последовательность действий, имеющих символическое значение и посвященных празднованию каких-либо событий или дат; – 3
Б. Традиционно установившийся порядок поведения; – 1
В. Все то, что унаследовано от предшественников. – 2
9. Закрытое общество – это общество:
А. В котором нет свободы личности, свободы слова и печати;
Б. Которое не взаимодействует с другими обществами;
В. Которое пронизано духом критики, легко изменяется и приспосабливается к обстоятельствам внешней среды.
10. Назовите признак, который в наибольшей степени отражает сущность культуры как социального явления:
А. Совокупность материальных и духовных богатств общества;
Б. Сферы духовного производства (образование, искусство, наука, народное творчество);
Г. Общность людей, которые взаимодействуют друг с другом определенным образом, чувствуют свою принадлежность к группе и воспринимаются другими в качестве членов данной группы.
16. Какие из данных определений относятся к понятиям
1) «социальная система»,
2) «социальное действие»,
3) «социальный институт»?
А. Человеческое действие, сознательно ориентированное на поведение и «ожидание» другого человека; – 2
Б. Явление или процесс, состоящий из определенной совокупности элементов, находящихся во взаимных связях и отношениях и образующих единое целое; – 1
В. Устойчивая, стандартизированная форма осуществления социальной функции для удовлетворения какой-либо одной фундаментальной потребности. –3
17. Что такое социальная структура?
А. Организация отношений между людьми;
Б. Образец поведения;
Б. Платона.
28. Кому принадлежит разработка теории «общественного договора»?
А. Конфуцию;
Б. И. Канту;
В. Т. Гоббсу.
29. Что лежит в основе типологии обществ по К. Марксу?
А. Способ производства;
Б. Уровень развития техники и технологии;
В. Уровень развития культуры.
30. Что появилось раньше, государство или право?
А. Государство;
Б. Появятся одновременно;
В. Право;
Г. Любой ответ правильный;
Д. Нет правильного ответа.
31. Основная цель государства:
А. Реализация интересов народа;
Б. Обеспечение национальной безопасности;
В. Охрана окружающей среды;
Г. Поиск народной поддержки;
Д. Реализация интересов экономики господствующего класса.
32. Определение «Устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм и установок, организующих субъектов социальной связи в систему ролей и статусов, предназначенной для удовлетворения социальных потребностей людей» означает:
А. Определение общества;
Б. Определение социального слоя;
В. Определение социального института;
Г. Определение социальной страты.
33. В настоящее время самым распространенным типом брака является:
А. Моногамный;
Б. Парный;
В. Полигамный;
Г. Консенсуальный.
34. Социальные институты означают:
А. Государственные органы управления;
Б. Систему взаимодействия людей, удовлетворяющую потребности общества;
В. Общественные структуры, обеспечивающие динамику развития общества;
Г. Систему государственных и общественных структур, обеспечивающих управление обществом.
35. Определение «Относительно устойчивое и обособленное объединение людей, связанных взаимоотношениями определенного типа и сознательно причисляющих себя к нему» характеризуют:
А. Социальный слой;
Б. Социальный класс;
В. Социальную группу;
Г. Социальную организацию.
36. Какие понятия характеризует наиболее древний вид брачных отношений:
А. Пуналуальный;
Б. Промискуитет;
В. Консенсуальный;
Г. Групповой.
37. Правила экзогамии предусматривают:
А. Выбор партнера для заключения брака вне своей социальной группы;
Б. Брак между дальними родственниками;
В. Выбор партнера для заключения брака внутри своей социальной группы;
Г. Заключение брака между родственниками.
7. Социологические тексты:
Алексеев В.А. «Природа и культура».
Аристотель. «Политика». Кн. первая.
Бакунин М.А. «Федерализм, социализм и антитеологизм».
Бакунин М.А. «Государственность и анархия».
Бердяев Н.А. «Воля к жизни и воля к культуре».
Богданов А.А.. «Краткий курс экономической науки».
Вико Д. «Основания новой науки об общей природе наций».
Вольтер [Социально – политические воззрения].
Гоббс Т. «Левиафан».
Ильин И.А. «Основы христианской культуры».
Кареев Н.И. «Понятие культурно-исторической (над-исторической) среды».
Локк Д. «Два трактата о правлении».
Макиавелли Н. «Государь».
Платон. «Государство». Кн. Восьмая. Демократия
Руссо Ж-Ж. «Об общественном договоре, или принципы политического права».
Сахаров А.Д. «Конституция Союза республик Европы и Азии. Проект».
8. Список литературы:
Основная:
1. Волков Ю.Г. Социология: Учебник. – М., 2005.
2. Кухарчук Д.В. Социология: Краткий курс лекций.– М., 2002.
3. Филатова О.Г. Общая социология: Учебное пособие – М., 2005.
Дополнительная:
1. Ионин Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие: Учеб. пособие для вузов. – М., 2000.
2. Кудашов В.И., Комова Н.В. Методические рекомендации по подготовке контрольных работ для студентов ФФМО по специальности «лечебное дело», «педиатрия» и «стоматология» – Красноярск, 2007.
1. Тема № 6: «СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ, МЕДИЦИНЫ И ЗДРАВООХРАНЕНИЯ»
1.1. План семинарского занятия:
1. Образование как процесс социализации.
2. Образование в современной России.
3. Место и роль науки в обществе, ее функции.
4. Медицина как социальный институт, профессия.
5. Социальные проблемы здравоохранения.
2. Формы работы:
подготовка к семинарскому занятию:
изучение лекционного материала;
написание реферата, аннотации на журнальную статью;
материалы по УИРС:
Темы рефератов:
1. Наука в истории человечества.
2. История медицинского образования в России.
3. Социальные аспекты здоровья и болезни.
4. Проблемы медицинской этики.
5. Врач и общество.
6. Взаимодействие врача и пациента.
7. Здоровье как социальная ценность.
Тематика докладов:
1. М.В. Ломоносов / А.Н. Радищев о проблеме здоровья крепостных крестьян.
2. П. Стронг о «медицинском империализме» медицины.
3. И.К. Зола о проблеме медикализации современного общества.
4. Народная медицина.
5. Медицина и религия.
6. Менеджмент в здравоохранении.
7. Современные проблемы валеологии.
8. Собриология – наука о трезвости.
9. Парсонс: «роль больного» и профессия врача.
10. А.И. Шингарев – родоначальник социологии медицины и здравоохранения в России.
3. Вопросы для самоподготовки по теме семинарского занятия:
Образование как необходимое условие формирования человеческой сущности.
2. Сциентизм и антисциентизм – разное отношение к науке и ее результатам в истории.
3. Менталитет врача и пациента: аспекты психологии и этики.
4. Влияние экологии на здоровье человека.
5. Медицина и этика.
6. Образ жизни – здоровье – болезнь.
7. Применение в современной медицине репродуктивных технологий, клонирования, эвтаназии.
8. Взаимодействие социального и биологического в медицине.
9. Что объединяет социологию, науку и медицину?
10. Что означает в современном познании «этика науки»?
11. Как складывались карьеры выдающихся ученых (покажите на примере М. Ломоносова, О. Конта, Д. Менделеева)?
12. Какими болезнями не болели наши предки?
13. Какой вред здоровью приносит научно-технический прогресс?
4. Перечень практических умений:
Студент должен уметь:
написать реферат, изложить его в форме доклада;
написать аннотацию на научную статью из журнала;
применять полученные знания;
идентифицировать, формулировать и решать поставленные проблемы.
4.1. Знать понятия:
образование, наука, сциентизм, антисциентизм, деонтология, социальная экология, валеология, собриология, медикализация, здоровье, болезнь, ятрогенез, здоровый образ жизни, медицинская власть.
5. Рекомендации по УИРС:
Кудашов В.И., Комова Н.В. Методические указания по подготовке контрольных работ для студентов ФФМО по специальности «лечебное дело», «педиатрия» и «стоматология». – Красноярск, 2007.
6. Самоконтроль по тестовым заданиям.
6.1. Тесты:
1. Медицина относится к одному из следующих типов знания:
А. Естественнонаучному;
Б. Гуманитарному;
В. Междисциплинарному.
2. Фундаментальным основанием, формирующим медицинскую профессию,
является:
А. Экономическое;
Б. Познавательное (гносеологическое);
В. Моральное.
3. Главной целью профессиональной деятельности врача является:
А. Спасение и сохранение жизни человека;
Б. Социальное доверие к профессии врача;
В. Уважение коллег;
Г. Материальная выгода.
4. Основным отличительным признаком профессиональной этики врача является:
А. Право на отклоняющееся поведение;
Б. Осознанный выбор моральных принципов и правил поведения;
В. Уголовная ответственность за несоблюдение профессиональных этических норм;
Г. Безусловная необходимость подчинять личные интересы корпоративным;
Д. Приоритет интересов медицинской науки над интересами конкретного больного.
5. Долг – это то, что исполняется в силу:
А. Профессиональных обязанностей;
Б. Веления времени;
В. Требования совести и следствия морального идеала;
Г. Обоюдной выгоды;
Д. Требования близких людей.
6. Благотворительность – это:
Нуждающимся
Б. Платоновская идея;
В. Результат равенства;
Г. Языческая добродетель;
Д. Удовлетворение корыстного чувства.
7. Для деонтологической модели отношений врач-пациент основным принципом является:
А. Исполняй долг;
Б. Не прелюбодействуй;
В. Храни врачебную тайну;
Г. Помоги коллеге.
8. Вмешательство в сферу здоровья человека может осуществляться:
Д. Всего перечисленного.
11. К проявлению справедливости как идеи равенства и милосердия относятся две формы организации здравоохранения:
А. Частная (платная) медицина;
Б. Добровольное (частное, коммерческое) медицинское страхование;
В. Формы государственного страхования;
Г. Все вышеперечисленное.
13. Сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных данных о действительности – это:
А. Философия;
Б. Наука;
В. Общественное сознание.
14. Что изучает любая наука?
А. Законы;
Б. Методы;
В. Принципы;
Г. Обстоятельства;
Д. Историю.
15. К какому типу институтов относится система высшего образования?
А. Институтам политики;
Б. К экономическим институтам;
В. К духовным институтам.
8. Список литературы:
Основная:
1. Философия медицины / Под ред. Ю.Л. Шевченко. – М., 2004.
2. Хрусталев Ю.М. Философия (Часть II. Гл. 9. Наука как феномен культуры). М., 2004. – С. 424–448.; Там же. Часть III Гл. 5. Философско-этический характер медицины. – С. 604 – 623.
Дополнительная:
1. Кудашов В.И., Комова Н.В. Методические рекомендации по подготовке контрольных работ для студентов ФФМО по специальности «лечебное дело», «педиатрия» и «стоматология» – Красноярск, 2007.
В. Большая совокупность людей, осуществляющих совместно социальную жизнь в пределах целого ряда социальных институтов и организаций.
3. Системный подход к анализу общества получил обоснование в концепции:
А. 3. Фрейда;
Б. Ф. Ницше;
В. К. Маркса.
4. Какие из предложенных определений характеризуют: 1) расизм, 2) этноцентризм, 3) ассимиляция?
А. Постепенное слияние группы меньшинства с доминирующей культурой; 3
Б. Положение, при котором группа, принадлежавшая к другой расе, подвергается дискриминации, эксплуатации, угнетению; – 1
В. Тенденция оценивать другие культуры сквозь призму собственной. – 2
5. Социализация – это:
А. Обучение человека правилам жизни, поведения и культурным нормам;
Б. Подготовка детей к взрослой жизни, усвоение элементарных правил общественной жизни;