Желание не оказывать давления на поступки детей

У нас считается совершенно нормальным, что у родителей существует конкретное представление о жизни своих детей. Дети должны получить определенное образование, по возможности получить выбранную родителями профессию. И, конечно же, они должны вступать в брак с партнером, которого выбирают родители. С самого раннего возраста на детей вешается груз представлений родителей и тем самым задерживается их собственное развитие.

Но наши дети не являются нашей собственностью; дети — это задача в нашей жизни или, по меньшей мере, часть этих задач. И целью родителей должно стать такое воспитание детей, чтобы они смогли найти себя и стать взрослыми, обладающими чувством ответственности. Нет, в смысле созидания не стоит загонять детей в жесткие рамки, предписывать, что им можно делать, а что нет, какими они должны быть и какими нет. Наша задача — воспитывать в них позитивное, дать им полную свободу для развития, соответственно своим способностям и представлениям. Мы должны поддерживать их во всем, что служит их развитию, при этом мы должны учиться сдерживать себя. Убедительнейшим способом воспитания является личный пример.

Карл начал посещать наши занятия. Когда я с ним познакомился, он был худым, изнуренным и очень неуверенным молодым человеком. Он едва отваживался громко разговаривать в кругу незнакомых людей, и уж если ему Приходилось что-либо сказать, то говорил он неуверенно, медленно, запинаясь и очень тихо. Выяснилось, что Карл вырос в богатой семье. Как единственный сын он должен был принять руководство большим семейным предприятием. Но у Карла не было никакого интереса ни к деньгам, ни к руководству предприятием; его способности лежали в области искусства.

Карл умел рисовать, и раньше, когда у него было больше свободного времени или, вернее, когда семья позволяла ему располагать большим количеством свободного времени, он рисовал прекрасные картины, которые охотно раскупались его школьными товарищами. Это закончилось, когда он стал работать в приемной конторы своего отца. Карл должен был вникать во все ситуации фирмы, чтобы его отец мог бы затем спокойно передать империю в его руки. Поскольку Карл был воспитан в послушании с детства, он был послушен и теперь, делая все, что от него ожидали.

Конечно же, со временем он утратил интерес к жизни. И что еще хуже, особенно для семьи, он стал принимать неправильные решения в фирме. У него пропало внутреннее понимание предприятия, он не испытывал радости от занятий бизнесом — вот так он выполнял свои обязанности. Во время наших занятий ему стало ясно, что его жизнь пройдет впустую, если он как можно быстрее не освободится от оков своих родителей.

Как много еще детей имеют подобную судьбу только лишь потому, что родители, даже если они желают только хорошего, хотят влиять на их жизнь, так как не в состоянии избавиться от собственнических желаний и своего эго.

Как вы обращаетесь со своими детьми? Вы уже вбили в детей свои представления о будущем, как будто бы поставили оттиск подобно почтовому штемпелю, или предоставили детям свободу? Выдали своим детям пространство для развития, вы позволили им самим обрести себя? Если вы делаете это, то я поздравляю вас, вы осознаете свою ответственность. Если вы держите своих детей в духовном плену, тогда сейчас вам предоставляется прекрасная возможность заняться изменением.

Избавьте детей от своих ожиданий. Ваши дети не годятся для того, чтобы осуществлять ваши надежды, мечты и желания. Для этого у вас в собственной жизни будет достаточно других возможностей.

И еще не верьте, что ваши дети должны готовиться прожить вашу жизнь. Дети уже живут, каждый день они находятся в центре жизни, и при этом они живут своей собственной жизнью.

Не запрещайте им этого, наоборот, делясь своим опытом, помогайте им открывать себя, раскрываться и реализовываться. Каждый ребенок уникален, вы особенно хорошо заметите это, если у вас несколько детей, имеющих одинаковое генетическое происхождение. И хотя все они растут в одинаковой среде, и я исхожу из того, что вы любите их всех одинаково, все равно все дети разные, каждый по-своему. Каждый из них является индивидуумом, личностью, у каждого из них свой характер, своя суть.

Подумайте также о том, что ребенок, который позволяет легко управлять собой, не обязательно должен быть хорошим ребенком. Он является всего лишь удобным ребенком, и, вообще-то, нам всем бы хотелось иметь легковоспитуемых детей, поскольку упрямство означает споры, разногласия, напряжение и утомление.

Итак, если упрямый ребенок будет назван «плохим ребенком», то со временем мы убедим его в этом, говоря ему: «Ты плохой ребенок, потому что ты не убрал в своей комнате» или «потому что ты снова получил плохую оценку по математике».

Как часто при этом мы путаем такие понятия, как поступок и проступок. Мы наказываем детей отсутствием проявления любви. Отсутствие проявления любви, пусть даже на одну секунду, — совершенно непригодное для воспитания средство. Намного лучше сказать ребенку следующее: «Я люблю тебя, но это не хорошо, что ты не занимаешься математикой и получаешь плохие оценки; также не порядок, что ты не убираешь свою комнату, но я люблю тебя. А теперь позаботься о том, чтобы в комнате всегда был порядок и учись хорошо».

Если вы обходитесь со своими детьми таким образом, тогда вы выполните свою жизненную задачу. Вы сможете дать своему ребенку или детям шанс жить своей жизнью и вырасти самостоятельными личностями, которые смогу понять свою жизненную задачу и выполнить ее. Разве эта мысль не делает вас счастливым?

Наши рекомендации