I. самадхипада, или о созерцании

1. Ом! Вот наставления науки Йоги.

2. Йога есть обуздание вритти (волнений), присущих уму.

3. Затем, когда вритти обузданы, наблюдатель сосре­дотачивается на своей собственной природе.

4. Иначе она имеет ту же форму, что и вритти (вол­нения).

5. Волнения (вритти) пятиричны, как болезненные, так и безболезненные.

6. Это — истинное знание (прамана), ложное знание, воображение, сон и память.

7. Истинное знание — это умозаключение, авторитет­ное свидетельство и непосредственное восприятие.

8. Ложное знание — это подделка, иллюзия (митхья), ошибочное убеждение или мнение.

9. Воображение — плод словесного знания, лишенно­го субстанции.

10. Сон — деятельность сознания, лишенного объек­тивного начала.

11. Память — сохранение прошлого опыта.

12. Все эти пять сдерживаются практикой и бесстрастием.

13. Практика (абхьяса) — усилие, необходимое для успокоения ума.

14. Эта практика станет успешной при постоянной почтительной преданности, непрерывной в течение длительного времени.

15. Бесстрастие — это сознание, в котором господст­вует отсутствие жажды вещей, как видимых, так и опи­санных в священных текстах.

16. Это высшее (отсутствие желаний) отмечено без­различием ко всем гунам (качествам) вследствие знания Пуруши.

17. Познавательная медитация (вичара) сопровождается размышлением, различением, радостью и ощущением «я есмь».

18. Существует и другая медитация, достигаемая практикой остановки мысли, чтобы оставались только самскары (впечатления ума).

19. Для созданий, не имеющих формы, и тех, которые погружены в лайю (природу цельную), мир являет­ся причиной.

20. Для других этому предшествует вера, энергич­ность, память, самадхи и различение.

21. Самадхи наиболее близко тем, чье желание наи­более горячо.

22. В дальнейшем появляются различия (в выборе Используемых средств) — мягких, умеренных или интен­сивных.

23. Или благодаря преданности Ишваре (Всевышнему Господу).

24. Ишвара — особенный Пуруша, которого не затрагивают несчастья, впечатления, действия и их резуль­таты.

25. В Нем (Ишваре) — непревзойденное семя всеведения.

26. Не будучи ограниченным во времени, Он (Ишвара) является учителем даже древних.

27. Его(вербальное)выражение — священный слог Ом.

28. Повторение Ом должно делаться с пониманием его значения.

29. Этим путем можно обрести самосозерцание и добиться избавления от препятствий.

30. Слабость, инертность, сомнение, отсутствие энту­зиазма, лень, чувственность, блуждание ума, рассеян­ность, непостоянство — эти состояния читты (ума) явля­ются препятствиями.

31. Боль, отчаяние, нервозность и беспорядочные вдо­хи и выдохи сосуществуют с этими препятствиями.

32. Чтобы преодолеть препятствия, надо постоянно практиковать (созерцание) на Единую Истину.

33. Воспитывая в себе дружеское отношение к счаст­ливым и сочувствие к несчастным, радость к добродете­ли и безразличие к пороку, читта (ум) становится чистым.

34. По вашему выбору равновесие ума можно приоб­рести даже путем выдоха и задержки праны (дыхания).

35. Либо умственное спокойствие вызывается дея­тельностью высших чувств.

36. Либо созерцанием беспечального света (джйоти).

37. Либо ум выбирает в качестве объекта для кон­центрации тех, кто не имеет желаний, или рага.

38. Либо в зависимости от знания снов и сновидений.

39. Либо, по желанию, посредством медитации (дхьяны).

40. Он (йог) владычествует над силами, простираю­щимися от мельчайшего атома до величайшей беспре­дельности.

41. Когда волнения ума находятся под контролем, ум становится подобным прозрачному кристаллу и обрета­ет способность принимать форму либо познающего, либо акта познания, либо объекта познания.

42. Споры и аргументация возникают, когда ошибоч­но смешиваются между собой слово, его правильное зна­чение и знание.

43. Когда память очищена, и ум сияет, как единст­венный объект, это называют состоянием вне слов и аргументов.

44. Таким образом, описываются медитация и сверх­медитация (нирвикара), имеющая своим объектом тон­кое.

45. Область тонкого завершается чистой материей, не имеющей отличительных черт, или линги.

46. Они составляют медитацию с семенем (самадхи).

47. После достижения чистоты сверхмедитативного состояния остается чистый поток Адхи-атмы (духовного сознания).

48. В этом состоит дар высшей мудрости (праджны).

49. Праджна (мудрость), достигаемая в высших со­стояниях сознания, отличается от той, которую дости­гают путем предположений и доказательств, относящих­ся к частному.

50. Это ментальное впечатление (самскара) стоит на тути других впечатлений.

51. Подавлением даже этого посредством подавле-шя всех состояний ума достигается самадхи без семени.

Наши рекомендации