Механизм вытеснения. Методы исследования бессознательного.
Вытеснением Фрейд называет то действие, посредством которого Я старается устранить из сознания или удержать в бессознательном представления, связанные с влечениями, то есть такие мысли, образы или воспоминания, которые создают угрозу внутриличностного конфликта. Вытеснение возникает в тех случаях, когда удовлетворение влечения само по себе приятно, но может стать неприятным при учете требований Сверх-Я.
Вытеснение особенно наглядно выступает при истерии, но играет важную роль и при других душевных расстройствах, и в нормальной психике. Это универсальный психический процесс, ответственный за формирование бессознательного как отдельной области психики. Поэтому Фрейд считал, что «теория вытеснения является как краеугольным камнем, на котором зиждется здание психоанализа, так и важнейшей частью последнего».
Фрейд рассматривал вытеснение как особый способ психологической защиты, используемый Я при внутренних конфликтах.
Для иллюстрации процесса вытеснения возьмем сравнение, использованное Фрейдом при чтении лекций по психоанализу в университете Кларка (США). Представим, что в аудитории, где читается лекция, находится человек, который нарушает тишину и отвлекает внимание лектора своим смехом, топотом ног. Лектор объявляет, что в таких условиях он не может продолжать чтение лекции. Несколько сильных мужчин из числа слушателей берут на себя функцию наведения порядка и после кратковременной борьбы выставляют нарушителя тишины за дверь. После того как нарушитель порядка оказался «вытеснен», лектор может продолжить свою работу. Чтобы нарушение порядка не повторилось, если выставленный из аудитории попытается вновь проникнуть на лекцию, совершившие вытеснение мужчины берут на себя роль стражей, охраняющих вход («сопротивление»). Если используя язык психологии назвать пространство аудитории сознанием, а место за дверью – бессознательным, то это и будет изображением процесса вытеснения.
Исследование и лечение невротических расстройств привело Фрейда к убеждению, что невротикам не удается полное вытеснение представления, связанного с несовместимым (с требованиями Сверх-Я) желанием. Это представление устраняется из сознания и из памяти, но оно продолжает жить в бессознательном, а при первой возможности активируется и посылает от себя в сознание искаженного заместителя («замещающее представление»). Таким замещающим представлением оказывается невротический симптом, в результате чего вместо предшествующего кратковременного острого конфликта наступает длительное страдание.
Если же благодаря преодолению сопротивлений удается перевести вытесненное опять в сознание, то интрапсихический конфликт под руководством психоаналитика может получить лучший выход, чем он получил ранее с помощью вытеснения. При этом вытеснение рассматривалось З. Фрейдом в качестве попытки «бегства в болезнь», а психоаналитическая терапия – как «хороший заместитель безуспешного вытеснения».
Иллюстрацией работы психоаналитика может служить то же самое сравнение, которое было использовано З. Фрейдом при чтении лекций в университете Кларка. Так, просто изгнать нарушителя тишины из аудитории и поставить стражей перед дверью еще не дает полной гарантии того, что все будет в порядке. Насильственно выставленный из аудитории человек своими криками и стуком кулаками в дверь может производить в коридоре такой шум, что это будет в еще большей степени мешать чтению лекции, чем его предшествующее поведение. Вытеснение не привело к ожидаемому результату. Тогда организатор лекции берет на себя роль посредника и восстанавливает порядок. Он ведет переговоры с нарушителем тишины и обращается к аудитории с предложением вновь допустить его на лекцию, причем дает слово, что тот будет вести себя подобающим образом. Полагаясь на авторитет организатора лекции, слушатели соглашаются прекратить вытеснение, нарушитель порядка возвращается в аудиторию, снова наступает мир и тишина, в результате чего создаются необходимые условия для нормальной работы лектора. Аналогичная задача, по мнению Фрейда, «выпадает на долю врача при психоаналитической терапии неврозов».
В последних своих работах, например в работе «Конечный и бесконечный анализ» (1937), Фрейд отметил, что «все вытеснения происходят в раннем детстве», являя собой «примитивные защитные меры незрелого, слабого Я». В последующие периоды развития человека новые вытеснения не возникают, а сохраняются старые, к услугам которых и прибегает Я, стремящееся совладать со своими влечениями. Новые конфликты разрешаются посредством «послевытеснения». Подлинным же достижением аналитической терапии служит «последующая корректировка первоначального процесса вытеснения».
В своей практике З.Фрейд использовал два основных метода исследования бессознательного – это метод свободных ассоциаций и толкование сновидений.
Метод свободных ассоциаций лежит в основе классического психоанализа. По признанию Фрейда, отказ от гипноза и замена его новой техникой – методом свободных ассоциаций – послужили толчком к становлению и развитию психоанализа.
Фрейд исходит из того, что любая ассоциация по тому или иному поводу представляет интерес. Любое пришедшее на ум воспоминание является важным с точки зрения установления связей между протекающими в психике процессами и пониманием причин возникновения заболевания. Отсюда основное правило психоанализа: пациент должен свободно высказывать все свои мысли, исключая какую-либо сосредоточенность на них и избегая их критики. Говорить все, подчеркивал Фрейд, это значит действительно говорить все, ничего не замалчивая и не утаивая как от психоаналитика, так и от самого себя.
Как правило, первая пришедшая в голову мысль является намеком на вытесненное, то есть таким же «заместителем» вытесненного, как и сам симптом. Главное, чтобы пациент ничего не утаивал: «Он должен говорить все, совершенно отказавшись от критического выбора, все, что приходит ему в голову, даже если он считает это неправильным, не относящимся к делу, бессмысленным. И особенно в том случае, если ему неприятно занимать свое мышление подобной мыслью. Следуя этому правилу, мы обеспечиваем себя материалом, который наведет нас на след вытесненных комплексов. Этот материал из мыслей, которые больной не ценит и отбрасывает от себя (если он находится под влиянием сопротивления, а не врача) представляет собой для психоаналитика руду, из которой тот с помощью простого искусства толкования может извлечь драгоценный металл».
Толкование сновидений занимает в психоанализе не менее важное место. Для Фрейда сновидение – это царская дорога к познанию бессознательного и лучший способ подготовки к исследованию неврозов.
Толкование сновидения предполагает осуществление перехода от явного (осознаваемого) содержания сновидения к скрытым его мыслям.
При образовании сновидения, пишет Фрейд, имеет место та же борьба душевных сил, что и при образовании невротических симптомов: «Явное содержание сновидений есть искаженный заместитель бессознательных мыслей, и само это искажение есть дело защитных сил Я, т.е. тех сопротивлений, которые в бодрствующем состоянии вообще не допускают вытесненные желания в область сознания. Во время же ослабления сознания в состоянии сна эти сопротивления все-таки настолько сильны, что обусловливают маскировку бессознательных мыслей. Видящий сон благодаря этому так же мало узнаёт его смысл, как истерик – взаимоотношение и значение своих симптомов».
Осуществляемая бессознательно «работа сновидения» заключается в переводе скрытых мыслей в явное (осознаваемое) его содержание. Эта работа осуществляется с помощью механизмов сгущения, смещения, превращения мыслей в зрительные образы и вторичной обработки, то есть соединения разрозненных частей и элементов сновидения в единое, связное содержание. Благодаря этой работе сновидение может исказиться, выглядеть странным, абсурдным, непонятным. Искажению способствует цензура сновидения, которая отвечает за различные пробелы и пропуски в сновидении, модификацию и перегруппировку его материала.
Толкование сновидения имеет противоположную направленность. Оно состоит в переводе явного содержания сновидения в скрытые его мысли. Такой перевод предполагает расшифровку символического языка бессознательного, так как каждый элемент сновидения является символом бессознательной мысли. Поскольку символы общезначимы для всех людей и имеют устоявшиеся переводы, то, например, в древнем мире они составляли идеальную основу для толкования сновидений. Однако если древние толкователи сновидений видели в них знаки будущего, то в классическом психоанализе смысл сновидения выводится из прошлого.
Сновидение – это осуществление запретных, вытесненных в бессознательное желаний, возвращение человека к его инфантильному состоянию. В нем вновь оживают все характерные черты примитивной душевной жизни, включая различные формы проявления сексуальности. В этом отношении материал сновидения можно рассматривать в качестве части «архаического наследства, которое ребенок приносит с собой в мир и которое предшествует любому его личному опыту и является отпечатком опыта его предков».
Вопросы и задания:
1. Подумайте, почему влечение, удовлетворение которого по определению должно приносить удовольствие, порождает неудовольствие, а вследствие этого — вытеснение? Приведите пример.
2. Как вам кажется, в чем заключается основная сложность использования методов исследования бессознательного, предложенных З.Фрейдом?