Динамика аутогенного состояния.

Занимаясь АТ, вы пассивно концентрируете внимание на спокойствии, шести стандартных упражнениях и на всем, что с вами происходит. Не следует пытаться изменить в какую-либо сторону ваше состояние. Ваш организм знает, в каком состоянии вы нуждаетесь, и ваша пассивная позиция позволит проявиться нужному состоянию.

Можно выделить две стадии аутогенного состояния:

1. Пассивная стадия. Нарастает спокойствие, расслабление, безразличие к окружающему, замедляется мышление, при сохранении осознавания происходящего.

2. Активная стадия. Происходит усиление осознавания. Занимающийся обостренно воспринимает и переживает происходящее с ним. Размышление останавливается, восприятие окружающего почти отсутствует. Возможны яркие переживания: яркие зрительные образы, внезапно сформулированные мысли, освобождение от гнета ранее мешавших переживаний.

После выхода из активной фазы аутогенного состояния отмечается прилив сил, желание реализовать переживания, имевшие место во время занятия. В связи с этим занятия перед сном должны быть непродолжительными, чтобы не допустить перехода в активную стадию аутогенного состояния – это может затруднить наступление сна. Позанимавшись немного в пассивной стадии аутогенного состояния, следует перестать выполнять инструкцию и дать возможность перейти в сон. Как ранее говорилось, выход из аутогенного состояния перед сном не производится.

Аутогенное состояние отличается от дремотного наличием постоянного осознавания всего, что с нами происходит. Поэтому взаимодействие с осознаванием позволяет регулировать свое состояние. Укрепляя осознавание, мы остаемся в аутогенном состоянии, препятствуем его переходу в дрему. Позволяя осознаванию угаснуть, мы даем возможность аутогенному состоянию перейти в дремотное и затем – в сон.

Кроме того, аутогенное состояние может оформиться в ряд уровней (по Оскару Ичазо, модифицированная схема):

1. «Все получается». Начальное состояние, при котором выполнение инструкции прерывается отвлечением на мысли, посторонние звуки и т. п., сменяется состоянием, в котором инструкция выполняется легко и естественно. В этом состоянии ничто не может помешать занятию, все помогает ему. Например, резкий звук может откликнуться волной покоя, заливающей все существо занимающегося. Выраженная тяжесть тела.

2. «Телесное состояние». Возникает блаженное состояние, при котором источником блаженства является тело. Например, свет, проникающий в глаза сквозь опущенные веки, воспринимается, как чрезвычайно приятный, нежный, полный добра, Ощущение тяжести тела может смениться ощущением легкости, невесомости, парения.

3. «Точечное сознание». Тело перестает восприниматься, «растворяется» и занимающийся осознает себя, как сгусток сознания.

4. Исчезновение границы между сознанием занимающегося н окружающим миром, радостное переживание единства с ним.

Схема О.Ичазо соотносится с предыдущей схемой следующим образом: «Все получается» и вариант «телесного состояния» с тяжестью тела – пассивная стадия, остальные уровни, начиная с «телесного состояния» с легкостью тела – активная фаза.

Знание уровней аутогенного состояния позволяет быть готовым к вхождению в них, предотвращает отрицательную реакцию, связанную с неожиданностью. Даже однократное пребывание на уровнях 2 – 4, по Ичазо, надолго запоминается и может быть стимулом к дальнейшим занятиям.

Успокоение[22] и восстановление обеспечиваются постепенным формированием у обучаемого способности произвольно вызывать у себя аутогенное состояние. В этом плане обучение АТ есть обучение способности не мешать своему организму восстанавливаться. Релаксация вызывается на фоне установки на покой и отдых посредством трех действий: проговариванием определенных словесных формул, управления вниманием и образными представлениями.

В состав курса обучения АТ обычно включаются 8-10 групповых занятий длительностью по 30-45 минут каждое. Частота занятий – 1-3 раза в неделю, желательно во второй половине дня. По содержанию курс должен включать все стандартные упражнения АТ.

Программа занятия может состоять из двух частей: теоретической – информационно-ознакомительной и практической – собственно релаксационной. В первой части ведущий должен раскрыть основные понятия АТ, физиологический смысл упражнений: глубокое и полное расслабление двигательных мышц переживается чаще всего как ощущение тяжести, вялости, оцепенелости; расслабление мышц и кровеносных сосудов отражается в виде ощущения потепления конечностей, их набухания, увеличения размеров.

Подопечные вслед за ведущим проделывают упражнения по напряжению – расслаблению мышечных групп лица, а также движения вверх – вниз кистями вытянутых вперед рук. Здесь же ведущий отвечает на вопросы обучаемых.

Перед началом практической части обучаемые рассаживаются посвободнее и не лицом друг к другу. Ведущий проговаривает текст релаксационной части занятия. Речь должна быть естественной, постепенно замедляемой по ходу занятия. Между формулами, особенно во второй половине релаксационной части, делают короткие (5-10 с) паузы. Ведущий не должен искусственно растягивать речь, придавая ей так называемый «гипнотический» оттенок. Его роль заключается в том, чтобы дать представление обучаемым – что, когда, в какой последовательности и как они должны делать для того, чтобы расслабиться.

Примерное содержание релаксационной части занятия (текст ведущего).

Итак, глубоко вдохнули, выдохнули, закрыли глаза. Осмотрели себя спокойно изнутри: удобно ли положение головы? удобна ли посадка? опущены ли плечи? насколько удобно положение рук и ног?

Все внимание сосредоточивается на лице. Чувствует только мышцы лица… Подняли брови вверх! Вся верхняя часть головы и лоб напряжены. Прочувствовали напряжение…и на длинном спокойном выдохе опустили брови. Обратите внимание на мышцы лба, ощутили качество расслабления. Теперь зажмурились, вся середина лица сжата, веки давят на глаза. Неприятное чувство напряженности. Подержали мышечное напряжение еще немного. И на длинном выдохе резко сбросили мышечный тонус! Мышцы как бы разошлись по лицу… Черты лица разгладились… Почувствовали расслабление. Теперь глаза. При полностью расслабленных мышцах век глаза закрываются спокойно и плотно, веки не подрагивают. Чтобы достичь этого, самостоятельно делаем несколько коротких и сильных напряжений – расслаблений одними веками, по возможности не подключая остальные мышцы лица… И с каждым последующим расслаблением мышцы век устают, теряют тонус и закрывают глаза спокойно и плотно. Внимание переносится на нижнюю часть лица. При действительно расслабленных жевательных мышцах зубы оказываются не сомкнутыми. Подвигали нижней челюстью несколько раз влево-вправо, вверх-вниз, чтобы выбрать для нее наиболее удобное положение. Повторяю: зубы не сомкнуты, кончик языка касается внутренней поверхности либо зубов, либо губ.

Рассмотрите лицо еще раз сверху вниз. Я буду называть словесные формулы. Вы должны их повторять про себя, фиксируя внимание на соответствующей части лица. Запомните: каждое слово формулы проговаривается на выдохе. Структуру дыхания не меняем, оно остается ровным и ритмичным. Итак, каждое слово на выдохе: «Мой лоб гладкий и расслабленный… Брови опущены…Глаза закрыты спокойно и плотно… Мышцы носа расслаблены… Губы расслабленные и мягкие… Щеки расслабленные и мягкие».

Рассматриваем лицо последний раз, все лицо в целом. Выражение лица абсолютно спокойное. Черты лица разгладились. На лице словно маска – маска невозмутимости и уравновешенности. И только в углах губ…чувствует только губы…ощущение легкой, едва заметной улыбки – улыбки самому себе, своему сегодняшнему и завтрашнему дню. Мышцы лица расслабленные, мягкие и неподвижные.

Внимание переходит на плечи. Произвольно их расслабляем. Плечи опускаются. Обращаем внимание на то, что на каждом выдохе ощущение расслабленности плеч усиливается, плечи опускаются. Ощутимо опускаются вниз. Тяжело и расслаблено – вниз! Внимание медленно переходит от плеч к локтям… к кистям рук. Ладони лежат спокойно и удобно. Не напрягая мышц, стараемся вызвать ощущение попеременного движения кистей: вверх-вниз, вверх-вниз… Повторяю: мышцы не напрягаются, только припоминаем это ощущение… Несмотря на то, что движения воображаемые, руки начинают уставать. Мышцы расслабляются и тяжелеют. Ладони тяжелые, давят вниз. Давят вниз все сильнее и сильнее. Повторяем про себя каждое слово на выдохе: «Мои руки тяжелые, тяжелые, тяжелые… Мои руки расслабленные, тяжелые и неподвижные…».

Хорошо. Теперь в течение двух-трех минут каждый самостоятельно рассматривает себя изнутри. Запомните первые ощущения расслабленности и успокоения.

(Пауза 2-3 мин)

Внимание! Наше занятие постепенно подходит к концу. Мышцы и нервная система отдохнули. И нам пора готовить себя к активности и действию. Переключаем внимание на внешний мир. Стараемся все слышать и все чувствовать. Делаем дыхание более глубоким и энергичным. Вдох – длинный, глубокий, грудная клетка полностью заполняется свежим воздухом. Выдох – резкий, короткий, энергичный! На вдохе прохлада пробегает по спине. С каждым вдохом уходит вялость и расслабленность. Мышцы напрягаются. Пошевелили пальцами рук. Несильно сжали ладони, расслабили. Соединили пальцы рук в «замок» и потянулись! Сильно и с удовольствием! Плечи подняты вверх. И на резком выдохе руки бросили вдоль тела, потрясли ими, открыли глаза и улыбнулись самим себе и друг другу!

После окончания релаксационной части занятия ведущий спрашивает обучаемых об их самочувствии, делает замечания по ходу занятия, отвечает на вопросы.

Результаты исследования (формирующего эксперимента) должны быть представлены в виде отчета, а также в приложениях (протоколы по всем сериям эксперимента, сводная таблица результатов формирования по всем испытуемым; особый интерес представляет именно сравнение нескольких категорий испытуемых, в числе которых и сам экспериментатор).

В регулярном, по окончании каждого занятия проводимом самоотчете испытуемыйдолжен указать, какие виды заданий, формы АТ и средства формирования оказались для него наиболее трудными, какие учебные средства возможно было бы, по его мнению, усовершенствовать, насколько комфортно и продуктивно проходил процесс формирования, как он оценивает действия экспериментатора (ведущего).

В обсуждении результатов необходимо провести обстоятельное рефлексивное обсуждение теоретических и эмпирических аспектов данного способа формирования[23], анализ полученных данных и др. Следует представить все структурные элементы процедуры формирования (или доказать их отсутствие). Особым образом необходимо остановиться на фиксации ошибок и недочетов обучения (формирования) с последующим объяснением их причин, планированием и осуществлением коррекции учебных процедур.

Наконец, необходимо провести доказательство (или опровержение) гипотезы о подобии схемы АТ схеме планомерно-поэтапного формирования. При всей консервативности как АТ, так и методики ее освоения, у психолога остается достаточно много возможностей для совершенствования означенных процедур, ибо в каждом из случаев речь все же идет о полноте и адекватности ориентировки на себя.

В заключении отчета необходимо тезисно, лаконично и самостоятельно (т.е. с формулировкой собственной позиции) осветить тему «Метод аутогенной тренировки как формирование самопознания и саморегуляции», охарактеризовать возможные перспективы применения подобных методов в образовании и медицине.

Литература

1. Аутогенная тренировка. / Филатов А.Т. - К., 1987.

2. Гальперин П.Я. Психология как объективная наука / Под ред. А.И.Подольского. М., 1998.

3. От Выготского к Гальперину. Специальное приложение к «Журналу практического психолога». / Бурменская Г.В. и др. М., 1996.

4. Петров Н.Н.. Аутогенная тренировка для вас. М., 1990.

5. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. Пособие / Вансовская Л.И., Гайда В.К., Гербачевский В.К. и др. Под ред. А.А.Крылова. - Л., Изд-во Ленинградского ун-та, 1990.

6. Теория и практика аутогенной тренировки / Под ред. В.С.Лобзина. - Л., 1980.

МЕТОДИКА ФОНАЦИОННОГО ТРЕНИНГА КАК ФОРМИРУЮЩАЯ ПРОЦЕДУРА

Змей обвил ей руку // И оплел гортань,

Получив на муку // В жертву эту дань.

Посмотрел с мольбою // Всадник в высь небес

И копье для боя // Взял наперевес.

Сомкнутые веки. // Выси. Облака.

Воды. Броды. Реки. // Годы и века.

«Сказка». Б.Л.Пастернак

Кажущаяся спонтанность возникновения и оформления речи[24] в онтогенезе для стороннего наблюдателя означает иной раз «природный», а потому непогрешимый характер этого процесса, идущего как будто бы наилучшим, естественным путем. Лишь в случаях речевых затруднений, список которых достаточно объемен, чтобы говорить о полной и абсолютной благополучности этого процесса, мы можем видеть, что природа (органический аппарат вокализации) и общество (язык и культура общения) - лишь предпосылки для нормального развития речи; в каждом конкретном случае решающими обстоятельствами являются собственная активность и ориентировка субъекта.

Интуитивно разделяя речевые возможности на «внешние» (фазические) и «внутренние» (семантические), житейская психология, как и во всех остальных случаях развития какого-либо психологического новообразования, склонна сводить речевую динамику к модели конвергенции внешнего и внутреннего - считается, что созревает и то, и другое, во многих случаях даже независимо друг от друга. Но если внутреннее справедливо представляется чем-то определенно психологическим, то внешнее, скорее, функцией анатомического сложения артикуляционного аппарата. Например, нередко учитель или лектор досадуют на то, что им трудно выдержать физическую, голосовую нагрузку: быстро нарастает усталость, в горле ощущается першение, сухость, появляется кашель и «перехватывает дыхание», а после многонедельного лекционного марафона на уровне 4 часов в день может довольно быстро оформиться профессиональное лекторское заболевание связок и т.д. При этом два существенных обстоятельства, связанные с речевой деятельностью - порождение речевого высказывания как функции человеческой ориентировки и композиционная (например, сочетающая навыки артикулирования с тактикой интонационной раскраски речи и стратегией открытого диалога с аудиторией) задача интеграции фазической стороны речи - попросту не учитываются как принципиальные. Однако ограничимся сделанными замечаниями и перейдем к утверждениям, лежащим в основе данной экспериментальной работы.

Во-первых, представим фазическую сторону речи как формирующуюся и представляющую для субъекта не меньшую задачу, нежели порождение семантического плана речевого сообщения. Считается, что большинство этих трудностей связано с отсутствием у говорящего навыков правильного речевого дыхания. Порой непосредственно перед публичным выступлением или при ответах на экзаменах возникает особое состояние так называемой «предаудиторной лихорадки» (трак), когда голос не подчиняется говорящему. Такое состояние сопровождается частым прерывистым дыханием, чувством удушья, сильным сердцебиением, бесконечным глотанием, спазмами в горле, дрожанием или напряжением нижней челюсти и забыванием текста. Для преодоления этого состояния необходимо в первую очередь овладение техникой речи.

Речь крайне редко бывает совершенной сама по себе. К традиционно наблюдаемым и наиболее распространенным речевым недостаткам относится дикционная невнятность, возникающая вследствие небрежной, вялой артикуляции, когда губы едва двигаются, нижняя челюсть напряжена и зажата, не озвучены окончания слов, используется скороговорение, искаженно произносятся звуки, голос тихий и др. Такая речь неэстетична, приводит к утомлению слушателя, а также не дает возможности сосредоточиться на содержании повествования.

Студенты, тем более будущие психологи, должны ликвидировать недостатки речи и голоса еще в стенах учебного заведения, поскольку правильная речь относится к важнейшим профессиональным атрибутам, не исчерпываемым только знаниями предмета.

Речевая техника складывается из совокупности элементарных способов и средств функционирования речевого аппарата и умения смоделировать, правильно выстроить и сформировать те мышечные, вибрационные и слуховые ощущения, которые возникают в процессе порождения речевых высказываний. В ходе специального обучения, которое по своему жанру можно охарактеризовать как переформирование, анализ различных видов чувствительности в области артикуляционного аппарата становится все более тонким, уменьшаются либо ликвидируются лишние движения и ненужные напряжения мышц. Устная речь, как сложный динамический процесс, обеспечивается одновременной и целостной деятельностью трех систем: дыхательной, голосовой и артикуляторной. Возникающую проблематичность одного из звеньев в различной мере помогает компенсировать сохранность другого. Хорошее произношение и правильное дыхание дают возможность слабому голосу избегать утомления, перегрузки. Определенные действия органов артикуляции облегчают работу гортани: активизация мягкого неба и задней стенки глотки усиливает тонус голосовых складок и диафрагмы, в результате чего голос приобретает звонкость, легкость и пр. При построении занятий необходимо учесть задачу координации деятельности всех трех систем, поскольку невозможно осваивать лишь каждую систему в отдельности.

Представленная ниже методика не является в полном смысле слова формированием, но задача студентов как раз и состоит в том, чтобы привести предложенный вариант обучения в соответствие с требованиями планомерно-поэтапного формирования.

Цель практикума:построение полноценной формирующей процедуры по овладению навыками речевого дыхания, правильной дикции, управления фонацией и соблюдения гигиены голоса.

Испытуемые (в порядке проведения опытов): 1) сам экспериментатор; 2) один (или группа) подростков или взрослых (возможно, младших коллег) - не менее 3-х испытуемых.

Инструментальное оснащение: настенное и карманное зеркала; формирование в каждой серии должно проводиться в светлом и хорошо проветриваемом помещении в форме коллективного или индивидуального обучения.

Программа фонационного тренинга включает в себя несколько групп занятий. Каждое занятие проводится в три этапа.

На первом этапе отрабатывается речевое (фонационное) дыхание: диафрагмально-нижнереберный тип, направленность, длительность, интенсивность, распределение и добор воздуха в процессе речи. Формирование начинается с приведения человека в состояние покоя и расслабления мышц плеч, грудной клетки и рук, что возможно в любом из трех положений: стоя, сидя, лежа. Для постановки наиболее рационального диафрагмально – нижнереберного дыхания (в любом случае это - сложный комплексный навык) предполагается с целью контроля положить руку областью лучевого сгибателя кисти на нижние ребра группой клетки и выполнить следующие упражнения:

1. Производится быстрый бесшумный вдох, переходящий в длительный и спокойный выдох. От наполнения легких воздухом во время вдоха отмечается движение стенки живота и нижних ребер вперед и в стороны; на выдохе они постепенно занимают свое исходное положение.

2. Выдох направляется к местам активной артикуляции и фокусируется в одной точке - на губах. Для достижения точности при выполнении этого действия губы слегка вытягиваются вперед, не изменяя своего положения. При этом длительно и слитно (3-6 раз) произносятся специально подобранные звуки, слоги, слова и фразы типа: «у», «о» «ух», «ухо», «уж», «урок», «уснуть», «утюг», «уют», «кто от кого, тот в того», «чужую беду руками разведу», «дружба дружбой , служба службой, «за труд чтут», «очи ушей верней», «повинную голову меч не сечет».

3. Удлиняется речевой выдох. Сначала используется счет до шести, потом до десяти, пятнадцати, двадцати пяти (прямой, обратный, порядковый и пр.) При выполнении этого упражнения следует придерживаться умеренного темпа с четким проговариванием каждого слова в полном его объеме; испытуемому необходимо обращать внимание на слияние слов, на ровное распределение выдоха на протяжении всего счета и сохранность резерва –небольшого количества воздуха, которое всегда должно оставаться в легких. Далее счет заменяется поговорками, скороговорками и стихотворными отрывками, произносимыми на одном выдохе. Систематическое выполнение этих упражнений способствует развитию интенсивности дыхания.

4. Отрабатывается пауза для добора воздуха. С этой целью в процессе проговаривания текста нижние отделы грудной клетки и на выдохе следует удерживать в несколько увеличенном объеме, при этом выдыхательные мышцы не возвращают дыхательный аппарат в исходную позицию – имеет место парадокс речевого дыхания. Данное упражнение следует начинать осваивать значительно позже предыдущих. Главное условие добора воздуха, а не нового вдоха – это использование каждой удобной паузы для незаметного принятия в легкие новых порций воздуха с подключением всех дыхательных мышц.

При выполнении упражнений следует иметь в виду, что тренировка речевого дыхания должна осуществляться регулярно, в спокойной обстановке, как в статике, так и в движении, с контролем за осанкой (положение спины и головы), за расслабленностью нижней челюсти, мышц рук, особенно кистей. Наиболее частым недостатком дыхания является подъем вверх грудной клетки и втягивание спинки живота внутрь во время вдоха. Во избежание перебора воздуха на вдохе, приводящего к форсированному грубому голосу, делается легкий наклон всего тела вперед. Нужно следить за тем, чтобы паузами не разрывалось течение мысли, не нарушался четкий внутренний мир и не утрачивалась полнозвучность последнего слова.

На втором этапе тренинга добавляются упражнения для дикции. Они направлены на отработку четкости, чистоты и разборчивости речи, которые зависят от активной и правильной работы артикуляторного аппарата. Тренировка мышц речевых органов проводится перед зеркалом.

Первая группа дикционных упражнений направлена на стимуляцию небно-глоточных структур:

1. Распластывание языка при широко открытой ротовой полости так, чтобы кончик его прилегал к нижним резцам, а корень был опущен; сдвиг гортани и глотки вниз и поднятие мягкого неба вверх, в целом – позиция типа «показать горло врачу»; затем – удержание этого положения при закрытой ротовой полости.

2. Выдыхание теплой струи воздуха с артикулированием гласных: «а», «э», «о», «ы», затем звукосочетаний «ба», «да», «га»; выполняется в аналогичных условиях.

3. Произнесение гласных и звукосочетаний: «а», «йа», «ба» с опорой подбородка на сцепленные пальцы и движением головы вверх на выдохе.

4. Мысленное произнесение с сомкнутыми губами звука «п», а затем беззвучно –звукосочетание «аэо».

5. Медленное произнесение звуков «к» и «г».

6. Длительное и звучное произнесение звукосочетания «м-м».

7. Произнесение фраз с имитацией позевывания: «на мели мы налима ловили», «полили ли лилию, видели ли Лидию?» и др.

Вторая группа дикционных упражнений направлена на формирование способов управления мышцами языка, губ и нижней челюсти, а также на отработку координации внутриглоточной и внешней артикуляции. Гимнастика для губ включает следующие упражнения:

1. Произнесение звукосочетаний «гл», «гн», «кл», «кн», «дл», «дн», «тл», «тн», «вл», «вн» с длительным звучанием второго согласного, в течение чего верхняя губа должна подниматься все выше и выше.

2. Аналогичное произнесение звукосочетаний «кс», «гз» и «бз», но с оттягиванием нижней губы вниз.

3. Произнесение звукосочетания «мвз», с условием большей протяженности звука «в» – для верхней губы и звука «з» – для нижней.

4. Произнесение звукосочетаний и фраз с активным движением губ: «птка», «попытка – не пытка», «пылинка на былинке», «пекарь Петр пек пироги», «купи пик вкупе с кипой пакетов», «добыл бобыль бобов», «верзила Вавила весело ворочал вилы», «фофан, фофан в землю вкопан» и др.

Третья группа включает упражнения по гимнастике языка:

1. Расслабление и распластывание спинки языка в форме «лопаты», при этом язык лежит на нижней губе.

2. Выполнение предыдущего упражнения с поднятием языка к верхней губе и произнесением звука «м».

3. Поднятие краев языка к верхним коренным зубам до образования желобка по середине (с имитацией произнесения звукосочетания «иэ»).

4. С удержанием уклада языка, заданного в предыдущем упражнении (при слегка открытом рте и обзоре положения передней части спинки языка) произнесение свистящих «з», «с», «ц»; с поднятием передней части языка – шипящих: «ж», «ш», «ч», «щ», а затем с вибрацией языка – «р».

5. Поднятие узкого языка вверх, опускание вниз, крестообразные движения языком, скольжение кончика языка по твердому небу в форме крючка сначала молча, а затем с произнесением гласных «о», «у», «ы».

6. Частое постукивание кончиком языка о верхние зубы и десну (типа выстукивания телеграфным ключом) с произнесением «ло-ло-лоллл», «лу-лу-луллл».

7. Четкое и ритмичное проговаривание скороговорок-языковерток, сначала медленно, а затем быстро: «около кола колокола», «наш Полкан из Байкала лакал, Полкан лакал, не мелел Байкал», «уточка – вострохвосточка вывострохвостила вывострохвостят», «брит Клим – брат, брит Глеб – брат, брат Игнат – бородат», «наш шахматист вашего шахматиста перешахматит, перевышахматит», «к Габсбургам из Страссбурга», «всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь», «ткет ткач ткани на платки Тане».

В упражнениях четвертой группы – для нижней челюсти – следует добиваться эластичности мышц нижней челюсти, в результате чего она свободно и легко опускается вниз и не поглощает произносимые звуки. Для этой цели предлагаются следующие задания:

1. Расслабление и опускание нижней челюсти как бы под собственной тяжестью.

2. Произнесение звукосочетаний с отклонением головы назад и удерживанием подбородка на месте: «пай», «бай», «май», «гай», «дай», «тай».

3. Произнесение звукосочетаний и фраз типа: «ма», «ба», «ва», «дама сдавала багаж», «маяк на скале, как мак», «радует Марка радуги арка».

4. Произнесение звукосочетаний с поворотом головы и касанием подбородком то правого, то левого плеча: «пай», «дай», «кай».

5. Произнесение фраз с легким выдвижением нижней челюсти вперед: «топоры остры до поры», «лыком шиты, да мылом мыты», «рвы рыли, да не дорыли».

Далее навык четкого произношения отрабатывается при громком чтении различных текстов. Работа над речевым дыханием и дикцией – это собственно и есть начало работы над голосом.

На третьем этапе тренинга формируются основные характеристики речевого голоса: настройка, атака голоса, направленность, динамический диапазон, гибкость и сила, развивается координация речевого дыхания, звучания и артикулирования. Для достижения этого предлагаются специальные упражнения:

1. Настройка голоса. Ей содействует так называемое основное положение, которое складывается из нескольких, поочередно выполняемых, действий: снятие напряжения в области плеч, шеи, затылочных мышц, нижней челюсти, оформление губ легким овалом, поднятие небной «занавески», небольшое расширение нижних отделов грудной клетки. В таком основном положении издается звучание, имитирующее стон, с переходом от короткого «ммм» к более длительному – «мммммммм» или от «ууу» – к «ууууууууу», затем подключаются другие гласные, кроме открытых «а» и «э». Далее используются сочетания типа: «мумм», «момм», «номм», «вумм», «воом», «лумм», «румм». При выполнении упражнений должны быть активны дыхание и губы, собранные в звучании, а звук как бы рождается на кончиках губ. В конце такой тренировки применяются все гласные, но сфокусированные в области губ. Под наслоением привычных навыков постепенно отыскивается индивидуальный более естественный тон голоса, возникающий легко и свободно. Овладение настройкой голоса и закрепление вибрации губ при фонации подготавливают переход к знакомству с различными атаками звука.

2. Отработка мягкой атаки звука. Производство трех видов атаки звука – твердой, мягкой и придыхательной – зависит от плотности смыкания голосовых складок и от силы подскладочного давления. Сначала выполняется наиболее привычная твердая атака при произнесении открытых гласных «а», «э», и слов с этими гласными в абсолютном начале, типа: «арктика», «август», «астра», «этика», «Элла». При этом голосовые складки, плотно смыкаясь, как бы сопротивляются подскладочному давлению, и звук получается короткий, твердый с легким щелчком в области гортани и напряжением.

Далее отрабатывается мягкая атака на закрытых гласных «у», «о», «и» и на словах с этими гласными в абсолютном начале, типа: «ус», «уж», «ум», «уши», «улица», «ужин», «опыт», «осень», «оптика», «игры», «Игорь». При этом голосовые складки мягко и менее плотни смыкаются с умеренным подскладочным давлением, свободным колебанием голосовых складок, в результате чего звук – более удлиненный, обогащенный обертонами, свободный и мягкий, как бы сдуваемый с губ. Правильно полученный звук закрепляется во фразах типа: «урну с водой уронив, об утес ее дева разбила», «уходит день, не привяжешь за плетень», «ученье – путь к уменью», «острое словечко колет сердечко», «и строгает и валяет, и гладит, и катает, а все языком», «это утро, радость эта; это мощь и дня, и света, этот синий свод», «а в Енисее синеве», «а Иван овес унес», «ах ахнуло эхо». При проговаривании этих фраз следует избегать форсированности и напряженности, но сохранять достаточную громкость.

Придыхательная атака создается звучанием, допускающим утечку выдоха через неплотное смыкание голосовых складок – имеется небольшая щель и в результате вместе с гласным слышится звук «х». На материале, приведенном выше, она отрабатывается при наличии голосовых судорог и спастике мышц.

3. Расширение диапазона голоса. Наиболее частым недостатком является пользование узким диапазоном: чаще – высоким реже – низким, а иногда – формированным средним. Упражнение начинается с расширения тональности в двух направлениях: понижении и повышении, отрабатывая свободные «низы» и легкие «верхи». Умение говорить низко требует хорошего высокого регистра голоса и наоборот. Сначала имитируется звучание большого колокола: «боммм, боммм» в низкой тональности, а так же –«буммм», буммм, буммм», при этом руку для контроля следует держать на грудине и ощущать ее вибрацию ладонью. Затем следует перенести звучание в высокий регистр: «биммм», «биммм», «биммм», «диммм, диммм, диммм» – как бы зазвонили небольшие колокола, далее следует объединить оба звучания в единое среднее – «баммм, баммм, баммм», «бэммм, бэммм, бэммм». Наконец, используются различные звукосочетания с увеличением их количества на одном выдохе, а также тексты. В работе над голосом и его настройкой широко применяются звонкие согласные «м», «в», «з», «ж», «л», «н», «р» как изолировано, так и в сочетаниях. Упражнения с согласными звуками дают возможность приблизить звучание к костным стенкам лицевого скелета, грудины, косвенно воздействовать на внутригортанные мышцы и стимулировать их. Во время выполнения упражнений и чтения текстов следует учиться слушать себя, ощущать вибрацию в области передних зубов, губ и грудины, а также расслаблять мышцы окологортанной области и нижней челюсти.

В упражнениях на повышение – понижение голоса используются стихи с короткой и длинной строчкой. Например: «У лукоморья…» А.С.Пушкина, отрывки из поэмы «Мцыри» М.Ю.Лермонтова, стихотворения, написанные гекзаметром (см. методические материалы к курсу «Психология общения»). Чтение начинается на удобном для каждого, среднем, тоне звучания (миксте), далее тон поочередно от строчки к строчке то повышается, то понижается. При этом не следует достигать предельных возможностей, что может повлечь перенапряжение голосовых мышц. Понижение голоса производится более энергично и активно. Особое внимание обращается на ровный и интенсивный выдох к органам активной артикуляции.

4. Работа над силой голоса. Для упражнений по ослаблению – усилению голоса сначала используется счет с четким проговаривание каждого числа: от 1 до 6, постепенно усиливая голос, и от 6 до 1, ослабляя его. Затем тренировочным материалом могут служить стихи и проза. В этих упражнениях активизируется дыхание, используется вся его энергия и осуществляется контроль за устойчивостью среднего тона звука.

В работе над голосом (во избежание вреда) следует соблюдать некоторые правила: а) настройка голоса требует особой точности, вспомогательными приемами здесь могут быть: глубокое покашливание с закрытым ртом, метод «шумного глотания», произнесение сочетания типа «пррр» с покачиванием головы из стороны в сторону; б) при использовании в упражнениях звуков, звукосочетаний и слов не допускается их пение; в) для того чтобы в голосе прозвучали насыщенные тембральные оттенки, необходимо говорить в умеренном темпе и с соблюдением пауз. В целом профилактика расстройств речевого голоса слагается из использования его в естественном диапазоне средмей тональности с мягкой атакой, проведения местного и общего закаливания, исключение недосыпания, курения и других токсических средств.

При обработке и анализе результатов, подготовке отчетанеобходимо представить динамику формирования речевого дыхания (по первому этапу), степень овладения навыками четкого произношения (по второму этапу), навыки управления голосом (по третьему этапу); особый интерес вызывает доработанная экспериментатором процедура формирования (ее необходимо представить развернуто, поскольку данная работа может проводиться без допуска), его оценки причин «сползания» любой традиционной методики обучения к аддитивности, стихийности и др.

В обсуждении результатов необходимо провести обстоятельное рефлексивное обсуждение теоретических и эмпирических аспектов данного способа формирования, анализ полученных данных и др. Следует представить все структурные элементы процедуры формирования. Особым образом необходимо остановиться на фиксации ошибок и недочетов обучения (формирования) с последующим объяснением их причин, планированием и осуществлением коррекции учебных процедур.

В заключении отчета необходимо охарактеризовать возможные перспективы применения подобных методик в образовании.

[1] Цит. фрагментарно по публикациям: Малов С.Л., Нечаев Н.Н. Условия образования высших единиц двигательного навыка. - В сб.: Управляемое формирование психических процессов. МГУ, 1977. Хозиев Б.И. «Методика ускоренного обучения радиотелеграфистов». Сестрорецк, 1996.

[2] Н.А.Бернштейн «О построении движений». М., 1947.-С.175.

[3] В широком смысле слова - внешнего, двигательного действия.

[4] То, что исполнительная часть действия претерпевает определенные изменения в ходе становления действия, является дискуссионным моментом в концепции П.Я.Гальперина, тем не менее, уклоняясь от спора, условимся считать это до получения собственных результатов аксиомой.

[5] Цит. по Ж. де Монпелье Научение. // Экспериментальная психология. Вып.4. Ред.-сост. П.Фресс и Ж.Пиаже. М., 1973. С.86.

[6] Обзор приведен в статье Малова С.Л., Нечаева Н.Н. Условия образования высших единиц двигательного навыка. - В сб.: Управляемое формирование психических процессов. МГУ, 1977.

[7] Особенностью данной экспе<

Наши рекомендации