Мышечная система. Нервная регуляция работы мышц.
МЫШЕЧНАЯ СИСТЕМА-совокупность мышц, обеспечивающая движение, равновесие, дыхательные движения, транспортировку пищи, крови, мимику, формирование речи.
Нервная регуляция работы мышц осуществляется на основе безусловных и условных рефлексов. К мышце подходит много двигательных аксонов, которые иннервируют группы мышечных волокон.
ДВИГАТЕЛЬНАЯ ЕДИНИЦА – это группа мышечных волокон с иннервирующим ее аксоном.
ДВИГАТЕЛЬНАЯ КОНЦЕВАЯ ПЛАСТИНКА – место контакта аксона с мышечным волокном.
Импульсы из ЦНС по двигательному нерву поступают на двигательную концевую пластинку. В синаптическую щель выделяется медиатор. Возникает потенциал действия, распространяющийся в глубь мышечного волокна → сокращение мышцы.
Пример безусловнорефлекторной регуляции – коленный рефлекс:
1. удар по сухожилию четырехглавой мышцы вызывает возбуждение в рецепторах→
2. чувствительный нерв→
3. СМ→
4. двигательный нерв→
5. рабочий орган( мышца сокращается и колено подпрыгивает)
Пример условнорефлекторной регуляции задержки коленного рефлекса:
1. удар по сухожилию четырехглавой мышцы вызывает возбуждение в рецепторах→
2. чувствительный нерв→
3. ЦНС моторная зона→ СМ→
4. временное торможение импульсов, идущих по двигательному нерву→
5. мышца сокращается через некоторое время
Термины: гормон, шина, фермент, ткани, анатомия.
· Гормоны - биологически активные в-ва, вырабатываемые ЖВС и оказывающие целенаправленное действие на органы и ткани. Гормоны регулируют: рост, развитие, метаболизм, работу органов, гомеостаз, адаптацию организмов к среде.
· Шина – приспособление для обездвиживания при повреждениях костей, суставов и мягких тканей.
· Ферменты - белковые катализаторы, ускорители химических реакций в клетках.
· Анатомия человека - наука о строении, форме человеческого организма, его органов и систем, с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей.
· Ткань- группа клеток и межклеточного вещества, сходных по строению, происхождению и выполняемым функциям.
Билет №3.
История изучения человека.
УЧЕНЫЙ | ВЗГЛЯДЫ | |
древнегреческий философ и ученый АРИСТОТЕЛЬ | ввел в науку термин «организм», считал живые организмы строго организованными, отметил общие черты сходства человека с животными и заложил основы описательной и сравнительной анатомии | |
древнегреческий врач и анатом ГИППОКРАТ | сформулировал учение о четырех типах телосложения и темперамента, изучал влияние на здоровье природных факторов: воды, температуры, влажности, провозгласил принцип, что врач обязан не вредить больному | |
мыслитель древней Греции ГЕРАКЛИТ | считал, что организмы развиваются по законам природы | |
Римский врач КЛАВДИЙ ГАЛЕН | первый изучал функции органов, подробно описал нервную систему, изучал опорно-двигательную систему (ОДС) обезьян и сделал вывод, что человек устроен сходным образом ,его труды были основным источником медицинских знаний в течение 14 веков | |
среднеазиатский врач, математик, поэт АВИЦЕННА (АБУ АЛИ ИБН-СИНА) | изучал физиологию и анатомию человека, считал, что болезни вызываются невидимыми для глаз организмами, его «Канон врачебных наук» в течение 5 веков считался важнейшим учебным руководством | |
Эпоха Возрождения XIV-XVII век развития науки | ||
итальянский ученый, художник ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ | сделал 800 рисунков ОДС | |
итальянский художник РАФАЭЛЬ САНТИ | считал, что для правильного изображения человека надо знать расположение костей его скелета | |
итальянский врач и естествоиспытатель ВЕЗАЛИЙ | точно описал внутренние органы человека, определил, что желудочки сердца не сообщаются между собой, его труды были учебным пособием для медиков в течение 2 веков | |
английский врач основатель современной физиологии ГАРВЕЙ | Доказал, что кровь в организме движется по замкнутому кругу (описал большой и малый круги кровообращения) ,что центральным органом кровообращения является сердце, первый применил экспериментальный метод | |
французский философ, математик, физик, физиолог ДЕКАРТ | открыл рефлекс | |
XIX –XX век | ||
1. изобрели оптический и электронный микроскоп и изучали строение клеток и тканей; 2. изобрели электронные приборы для изучения мозга и нервного импульса; 3.нашли методы борьбы с рядом инфекций с помощью: 1) лекарств; 2) прививок; 4. развитие иммунологии – науки о защитных силах организма (иммунитете), благодаря трудам французского ученого Луи Пастера и русского ученого И.И.Мечникова; 5. иммунология и хирургия позволили проводить операции по пересадки органов. | ||