Клиент и его субъективный опыт
Когнитивные аспекты процессов, происходящих в клиенте, описываются прежде всего через понятие репрезентативные системы (PC). Репрезентативные системы — это перцептивные системы, в которых кодируется и хранится информация о внутренних или внешних событиях. В НЛП выделяются преимущественно три PC: зрительная, слуховая и кинестетическая. К последней относятся все телесные ощущения — температурные, тактильные, собственно кинестетические, а также вкусовые и обонятельные.
Согласно представлениям НЛП, способ кодирования и хранения информации индивидуально специфичен. Одно и то же событие может быть представлено у одного человека в виде картины, у другого — в виде звуков речи, у третьего — преимущественно в виде телесного чувства. Могут быть и смешанные репрезентации. Особенное значение придается определению ведущей репрезентативной системы. Замечено, что в речи человека, как правило, превалируют слова (глаголы, наречия, прилагательные), относящиеся к какой-либо одной из перечисленных модальностей. Этот факт служит основанием для отнесения человека к одному из трех типов: «зрительному», «слуховому» или «кинестетическому». Иногда говорят о четвертом, «дигитальном» (то есть логическом) типе. К нему относят лиц с преобладанием в речи амодальных глаголов, таких, как сознаю, понимаю, считаю, думаю и т. п.
Пример высказываний «зрительного» клиента: «Вся картина мне представляется неясной, я не вижу выхода из положения». «Кинестетический» клиент выразился бы в подобном случае примерно так: «Все запуталось. Такое чувство, что зашел в тупик». «Слуховой» клиент может сказать: «Зря я не прислушался к внутреннему голосу. Говорил же себе: "Не надо!"» Определение ведущей репрезентативной системы клиента необходимо для установления полноценного контакта с ним. Говорить с клиентом необходимо на языке его ведущей модальности, иначе не будет достигнуто взаимопонимание. При работе с парой можно видеть, как различие ведущих репрезентативных систем (и соответственно языка) у супругов оказывается источником взаимных недовольств и конфликтов. В этом случае психотерапевт выступает в качестве переводчика на язык, понятный каждому из партнеров (Satir, Handler, Grinder, 1976).
Наличие ведущей репрезентативной системы не означает незадействованности систем других модальностей. Всякий живой процесс представляет собой цепь, или последовательность, сменяющихся внутренних образов, действий и состояний. В эту цепь, помимо ведущей, как правило, включены и другие PC. Все в целом, то есть последовательность образов, действий, состояний, составляет стратегию деятельности. Стратегии могут быть эффективными и неэффективными. Здесь открывается широкое поле исследований НЛП в области моделирования. Различными методами (опроса, наблюдения, подражания) выявляется стратегия «успешного деятеля», или «мастера», и на ее основе создается алгоритм для обучения. Так, одними из первых были разработаны стратегии успешной мотивации, принятия решений, грамотного письма и др. В частности, было выявлено и проверено на опыте блиц-обучения, что эффективная грамотность обязательно включает звено зрительного образа слова, написанного или напечатанного. В отсутствие же этого звена, то есть при стратегии «слуховое восприятие — слово — его написание», возникают значительные затруднения или сбои в орфографии (Andreas, Andreas, 1989).
Одним из специальных методов определения стратегии или «хода» внутреннего процесса в НЛП стали движения глаз. Именно в этом контексте они получили название ключей доступа (accessing cues). В результате многочисленных наблюдений была установлена корреляция между перцептивной системой, через которую в данный момент проходит внутренний процесс, и движением взора. У большинства субъектов движение глаз вверх связано с обращением к внутренним зрительным образам; положение и движение взора в горизонтальной плоскости - с обращением к слуховым образам; опускание глаз вниз и вправо — с погружением в образы кинестетической модальности, в то время как поворот глаз вниз и влево свидетельствует о внутреннем диалоге. Левое направление взора в случае «зрительной» и «слуховой» позиций глаз связывается с обращением к образам памяти, а движение взора вправо — с образами воображения. Указанные корреляции имеют усредненный, вероятностный характер. В каждом индивидуальном случае необходимо проверить, не являются ли они исключениями из правил, которые наблюдаются не так уж редко.
Как сам внутренний процесс, так и соответствующие ему движения глаз крайне динамичны, и в течение нескольких секунд психотерапевт может увидеть по глазам сложную эволюцию внутреннего процесса (Cameron-Bandler, 1985). Другим предметом интереса НЛП является состояние клиента. Большое внимание уделяется состоянию транса. Говорят также о состояниях: проблемном или тупиковом, ресурсном или превосходном (state of excellence), состояниях диссоциации/ассоциации, конгруэнтности/неконгруэнтности и др. Каждое из этих состояний может быть связано с любым содержанием, поэтому все они относятся именно к «процессу», с которым только и работает «энэлпист». Чтобы оценивать состояние клиента и тем более влиять на него, психотерапевт должен быть максимально чувствительным к их внешним проявлениям (см. ниже о сенсорной чувствительности). Все внешние проявления состояний в НЛП называются одним словом — физиология. К физиологии относятся все невербальные компоненты общения, вегетативные реакции: поза, жесты, мимика, пантомимика, интонации и громкость голоса, темп речи, цвет кожи, частота дыхания, пульса и т. п.
Под трансом, или состоянием транса, в НЛП понимается широкий спектр измененных состояний сознания. Это представление взято у Милтона Эриксона, который считал транс нормальным повседневным явлением. Человек находится в трансе, когда он глубоко задумался, погружен в работу или поражен неожиданным явлением. Общая черта всех состояний транса — концентрация внимания на узком содержании сознания. Предполагается, что чем младше ребенок, тем большую часть времени он находится в состоянии транса. Это -моменты глубокого погружения в происходящее и осмысление его, можно сказать, моменты зачарованности или очарованности миром. Трансовые состояния особенно плодотворны для запечатления информации, а также восприятия психотерапевтического воздействия.
Проблемные состояния клиента — это состояния дискомфорта, фрустрации, страдания. Они возникают как реакция на то или иное событие, ситуацию или действие. Практически во всех техниках НЛП клиента просят подумать о проблемной ситуации и «войти» в нее. Терапевт «калибрует» отрицательное состояние и прерывает его. В конце работы проверяется, может ли клиент снова вспомнить проблемную ситуацию и пережить трудное состояние. Как правило, последнее не воспроизводится, вместо этого клиент находит себя в более «ресурсном» состоянии. В таком случае проделанная работа считается успешной.
«Ресурсное» состояние — это состояние подъема, бодрости, уверенности в своих силах. Предполагается, что каждый человек знает свои ресурсные состояния, однако не всегда имеет к ним доступ. Терапевт в ходе работы помогает найти эти состояния и войти в них. Ресурсное состояние также калибруется, специальными приемами связывается с проблемной ситуацией и закрепляется в ней.
Состояния ассоциации и диссоциации. С помощью этих понятий описывается известная способность человека менять внутреннюю позицию наблюдения. Мы можем, образно говоря, находиться в собственном теле и смотреть на окружение через собственные глаза (состояние ассоциации), либо наблюдать себя со стороны, видеть себя в какой-то ситуации (состояние диссоциации). В жизни выход в диссоциированное состояние иногда случается автоматически. Особенно это бывает в случаях неожиданного тяжелого происшествия или известия. Возникает странное переживание: «Это не со мной!» В НЛП состояние диссоциации рассматривается как само по себе ресурсное, то есть помогающее пережить и преодолеть стресс, отрицательную эмоцию. В свою очередь ассоциированная позиция позволяет особенно полно испытывать положительные переживания. Таким образом, в ходе работы с клиентом обращается внимание на «перцептивную позицию», в которой находится клиент: ассоциирован он или диссоциирован. В процессе общения человек может войти в позицию другого, то есть партнера по общению, и постараться увидеть ситуацию его глазами. Способность занять позицию другого чрезвычайно важна для гармонизации общения и установления раппора*. В целом в НЛП отрабатываются и в нужные моменты используются переключения с одной позиции на другую: первая позиция — ассоциированная, вторая — другой, третья — сторонний наблюдатель (две последние позиции являются диссоциированными).
* Здесь мы даем правильную фонетическую транскрипцию французского слова rapport. К сожалению, в подавляющем большинстве текстов на русском языке неправильно «озвучивается» непроизносимое на конце этого слова «t».
Сопоставление высказываний клиента с невербальными реакциями дает богатый материал для определения степени его конгруэнтности. Конгруэнтность означает согласованность всех систем выражения мыслей, эмоций, намерений, отношений. Соответственно, неконгруэнтное состояние обнаруживает себя в противоречивых сигналах. Неконгруэнтность может означать внутренний конфликт, в том числе неосознаваемый. Например, клиент говорит: «Я люблю свою жену!» — резким голосом, энергично стуча кулаком по колену.
Внутренний конфликт иногда описывается как конфликт «частей». Метафорический образ частей заимствован из гештальт-психологии и используется для ссылки на различные функциональные системы личности. Говорят о «творческой» части, о «критической» части, о части, ответственной за проблемное поведение (например, курение, переедание и т. п.).
Психотерапевт и его мастерство («три кита» искусного коммуникатора)
Для успешной работы с клиентом психотерапевт должен обладать тремя базисными способностями:
1) устанавливать и поддерживать раппор;
2) иметь высокую сенсорную чувствительность,
3) быть гибким.
Раппор — особый психотерапевтический контакт, который предполагает полное эмоциональное принятие клиента и эмоциональный сонастрой с ним. Это понятие, как и сам термин, не является оригинальным для НЛП и используется во многих психотерапевтических подходах. Однако в НЛП установлению и поддержанию раппора придается особенно большое значение. Он рассматривается как наиболее надежный способ создания атмосферы психотерапевтического транса. Специальное внимание уделяется внешней, технической, стороне раппора. Она не только не исключает, а напротив, способствует внутреннему эмоциональному и содержательному сонастрою с клиентом. В «технический» аспект раппора входит повторение или отражение (иногда используется слово «отзеркаливание») всех компонентов внешнего поведения клиента: его позы, мимики, громкости и интонаций голоса, ритма речи и дыхания, используемого словаря и, конечно, содержания высказывания. Последнее составляет суть так называемого активного, или эмпатического, слушания по К. Роджерсу.
Как уже упоминалось, неизбежным следствием точного и тонкого раппора становится измененное состояние сознания клиента (как, впрочем, и самого терапевта). Оно характеризуется открытостью к контакту и особенной податливостью психотерапевтическому воздействию.
Сенсорная чувствительность — второй «кит», или базисная способность, «энэлписта». Ее развитию и упражнению уделяется специальное внимание. Сенсорная чувствительность непосредственно связана с раппором. «Уподобляться» клиенту возможно только при очень пристальном внимании ко всем внешним проявлениям его состояний.
Особенное значение чувствительности к сенсорным данным связано также и с тем, что техники НЛП ориентированы на работу с процессом, а не с содержанием. Под процессом понимается поток событий во внутреннем опыте клиента, куда входят стратегии переработки и использования информации, эмоциональные реакции и способы совладания с ними (успешные или неуспешные), индивидуальные манеры коммуникации и ауто-коммуникации и т. п.
Особенно информативными оказываются непроизвольные и неосознаваемые реакции. Находясь вне сознательного контроля клиента, они сообщают более достоверную информацию о его состоянии, чем его речевые высказывания. Чувствительность психотерапевта к тонким проявлениям «физиологии» позволяет ему работать в режиме непрерывной обратной связи и делает его работу особенно точной и элегантной.
Гибкость. Это понятие отражает требование и, соответственно, умение психотерапевта приспосабливать свое поведение к текущему состоянию клиента и развитию психотерапевтического процесса в целом. В случае необходимости он по ходу дела меняет приемы и техники. Рабочее правило «энэлписта»: «Если что-то не работает, делай другое» — хорошо выражает суть этой способности.
Процесс психотерапии
Как уже говорилось, техники НЛП предполагают работу не с содержанием, а с процессом. Эти понятия раскрываются скорее на обыденном, чем на научном языке: содержание — это то, что происходит; процесс — то, как это происходит. Слово «как» нуждается, конечно, в дальнейшем пояснении. И здесь приходится смотреть, с чем и как фактически работают «энэлписты». Прежде всего, они выделяют два базисных компонента психотерапевтического процесса: «следование» за клиентом (pacing) и его «ведение» (leading).
Следование включает в себя невербальную подстройку к клиенту по всем перцептивным каналам (зрительному, слуховому, кинестетическому), а также вербальное отслеживание произносимого текста (в стиле активного слушания). На этом этапе терапевт устанавливает раппор, а также собирает необходимую информацию: определяет ведущую репрезентативную систему клиента, его внутренние стратегии, калибрует наличное и желаемое состояния и т. п.
Этап ведения означает переход к психотерапевтической интервенции. Здесь используются разнообразные приемы, начиная с невербального воздействия на состояние клиента и кончая прямыми речевыми инструкциями, которые представляют собой шаги той или иной техники. Остановимся на некоторых наиболее универсальных техниках НЛП, направленных на изменение субъективного опыта и поведения клиента.
Один из простых, но эффективных технических приемов получил название заякоривания. Этим термином в НЛП обозначается традиционная процедура обусловливания, то есть образования условной связи в ее классическом варианте. Терапевт организует связь между каким-либо состоянием клиента (например, ресурсным) и дополнительным стимулом, называемым «якорем». Этот стимул может использоваться позже в ходе работы с клиентом для приведения его в желаемое состояние. Якорем может быть прикосновение к определенному месту руки клиента, специальный жест или изменение тона голоса терапевта. Якорь может быть создан или организован самим клиентом. В таком случае он может использоваться клиентом в качестве «психологического орудия» (в буквальном смысле, по Выготскому) для управления собственным состоянием или поведением в проблемной ситуации.
Описанная в общем виде процедура «заякоривания» оставляет загадочной чрезвычайно действенную силу этого приема. Секрет этой силы, на наш взгляд, в особом состоянии клиента, на фоне которого проводится большинство техник НЛП, а именно: в состоянии транса. Если оператору удается вызвать и поддержать это состояние, то обусловливание совершается «с места». Последующее действие якоря приобретает черты автоматического непроизвольного акта.
Следующая группа приемов НЛП относится к работе с внутренними образами. В той или иной форме она присутствует практически во всех техниках НЛП. Сами формы оперирования с образами чрезвычайно разнообразны. Среди них:
· актуализация образа прошлого события и погружение в соответствующее состояние (как правило, это первый шаг в цепи предлагаемых действий);
· видение себя со стороны, часто просьба представить себя на воображаемом экране (состояние диссоциации);
· проигрывание в воображении желаемого действия или поведения;
· обогащение образа дополнительными модальностями (например, присоединение к внутренней картине звуков, кинестетических ощущений и т. п.);
· изменение субмодальностей образа (восприятие его в черно-белых или цветовых тонах, изменение его удаленности, размера, локализации, формы);
· создание образов-метафор или образов-символов, представляющих тот или иной субъективный опыт;
· • трансформация и интеграция образов и др.
В целом использование образов с их исключительными свойствами — полимодальностью, метафоричностью, способностью к «магическим» трансформациям, — а также увязывание их с эмоциональными состояниями и работа с этими состояниями через образы составляют, по нашему мнению, специфику НЛП и определяют секрет успеха его техник.
Следующая группа приемов относится к работе с языком. Имеется в виду язык как клиента, так и терапевта. Внимание к языку клиента определяется тем, что в нем отражаются индивидуальные особенности его когнитивной и эмоциональной сфер. Чувствительность терапевта к этим особенностям необходима для установления раппора, а также для выявления источников проблем клиента. О проявлениях в языке ведущей репрезентативной системы клиента мы говорили выше. Терапевт воспроизводит модальные слова клиента, обеспечивая тем самым «попадание» в его переживания и образы.
Другая крупная лингвистическая разработка НЛП опирается на идеи структурной лингвистики и заключена в понятии метамо-дели. Метамодель определяется как набор лингвистических средств, позволяющих восстановить связь языка клиента с его опытом. В основе этой идеи лежит один из базисных принципов НЛП, согласно которому человек в своей жизни руководствуется картой, моделью или образом реальности, а не самой реальностью. В создании этой карты первоочередную роль играет язык. Язык — мощное орудие познания, мышления и оформления субъективного опыта. Однако он неизбежно привносит ограничения и искажения в наши карты. Неполнота и несовершенство карт определяется теми же основными процессами, которые обеспечивают познание и осмысление действительности. В НЛП
выделяются три таких универсальных процесса: обобщение (генерализация), избирательность (стирание), трансформация (искажение). Например, в высказываниях клиента: «Никто никогда меня не понимал», «Все отказываются войти в мое положение!» — звучат преувеличенные обобщения: никто, никогда, все. Реакцией терапевта может быть еще большее подчеркивание этих излишне эмоциональных обобщений для придания им гротескного или парадоксального звучания: «Никто-никто! Никогда! Все-все!», на что обычно клиент возражает и приводит противоположные случаи. Таким образом восстанавливается более точная картина его опыта. Приведем еще несколько примеров типичных высказываний клиента и ответных реплик терапевта с использованием структур метамодели:
К. (клиент): Это я не смогу! (Употребляется глагол невозможности.)
Т. (терапевт): Как это будет выглядеть, если вы сможете?
К.: Я обязательно должен... (Глагол долженствования.)
Т.: Что случится, если вы не...
К.: Это нехорошо... (Неопределенность, неполнота высказывания.)
Т.: Что «это»? С чьей точки зрения нехорошо?
К.: Она раздражает меня своим поведением. (Причинно-следственное отношение.)
Т.: Что вы делаете, чтобы раздражаться на ее поведение? (В этой реплике содержится косвенное утверждение о том, что клиент сам выбирает свои эмоциональные реакции и ответствен за них.)
Из приведенных примеров можно увидеть, что метамодель служит не только целям сбора, прояснения и уточнения информации о клиенте, но и помогает ему преодолеть ограничения в восприятии действительности и самого себя*.
* Полное описание метамодели см. в приложении к книге Кэмерон-Бандлер (Cameron- Bandler, 1985).
Наряду с метамоделью видное место в НЛП занимает модель Милтона. Она представляет собой систематизированное описание структур и правил языка внушения, или гипнотического языка, которые использовал в своей работе Милтон Эриксон
(модель названа его именем). Анализ и описание этих структур были сделаны Р. Бандлером и Дж. Гриндером в 1984 году (Grinder, Bandler, 1984).
Модель Милтона часто называют «обращенной метамоделью», или метамоделью наоборот. Дело в том, что характер языка, предполагаемого каждой из этих моделей, прямо противоположен. Если в метамодели, цель которой собрать по возможности полную и детальную информацию о клиенте, а также прояснить собственную «карту» последнего, используются конкретные, специфические слова и фразы, то модель Милтона помогает составить как можно более туманные и неопределенные высказывания. Когда терапевт произносит общие, неопределенные слова и расплывчатые фразы, за клиентом остается возможность по-своему их интерпретировать. Он заполняет пробелы в произносимом тексте терапевта своим, близким ему содержанием и, таким образом, продолжает находиться в контакте и согласии с терапевтом. Иными словами, в результате поддерживается непрерывный раппор, столь необходимый для получения гипнотических эффектов. Другой результат применения неопределенного языка — «расфокусировка» и ослабление сознания клиента, что также открывает доступ к более эффективным гипнотическим внушениям. Конкретные языковые структуры модели Милтона очень разнообразны. Среди них:
· использование неспецифических существительных, местоимений, глаголов («это», «определенные ощущения», «можете заметить»);
· глаголов долженствования и необходимости («Это заставляет вас еще больше расслабиться»);
· замаскированные утверждения («Вам, наверное, интересно знать, как скоро вы найдете ответ на мучивший вас вопрос?»);
· встроенные команды («Вы удивитесь, почувствовав прилив новой энергии»);
· негативные команды («Не думайте о белой обезьяне») и многое другое.
Подробно об этом можно прочесть в упомянутой книге (Grinder, Bandler, 1984). Здесь же мы ограничимся примером из приводимого авторами текста М. Эриксона и краткими комментариями к нему.
Я знаю, у вас в жизни есть трудность, которую вы хотели бы успешно разрешить... и я не знаю, какие точно собственные ресурсы вы найдете наиболее подходящими для разрешения этой трудности, но я знаю точно, что ваше подсознание может лучше, чем вы сами, поискать и найти в вашем опыте нужный ресурс.
Легко увидеть, что текст насыщен неопределенными словами и словосочетаниями: трудность, успешное разрешение, подсознание, ресурс, наиболее подходящий; он содержит неопределенное местоимение это, глагол возможности: знаю точно, что ваше подсознание может..., скрытую команду: ...какие точно собственные ресурсы вы найдете и т. п. В результате клиент наделяет речь терапевта своими смыслами и поддается позитивному внушению.
К универсальным и очень эффективным средствам НЛП относится рефрейминг. Словорефрейминг можно перевести как «переформулирование». Имеется в виду позитивное переформулирование проблемы клиента. Различают два вида рефрейминга: контекстный и смысловой (Bandler, Grinder, 1982).
В контекстномрефрейминге к «проблемному» поведению или свойству, на которое жалуется клиент, подбирается такая ситуация, в которой это поведение или свойство оказывается полезным. Например, отец жалуется на строптивость и непокорность дочери-подростка. Терапевт предлагает отцу вообразить сцену нападения уличного хулигана на его дочь, в которой она оказывается способной энергично защитить себя. Он также поздравляет отца с успешным воспитанием в дочери таких необходимых в жизни качеств характера, как энергичность, настойчивость (Bandler, Grinder, 1979).
При смысловом рефрейминге контекст или ситуация заявленной проблемы сохраняется, однако предлагается другой взгляд на «проблему». В качестве примера можно привести слова В. Сатир, с которыми она обычно обращалась к семье при первой встрече с нею. Она поздравляла членов семьи с обращением за помощью, говоря, что их приход — это первый шаг на пути тех позитивных изменений, к которым они стремятся. В. Сатир поясняла, что любая семья воспринимает обращение к терапевту как свидетельство своей несостоятельности или ущербности. Описанный же рефрейминг позволяет ей увидеть ту же ситуацию в совершенно другом, позитивном, свете.
Оба вида рефрейминга служат целям избавления клиента от черно-белого восприятия действительности, преодоления ограниченного взгляда на вещи. Они помогают расширить его сознание, увидеть другие возможности, наконец, повысить его самооценку.
Существенно дополняют и расширяют языковые средства НЛП метафоры, притчи, истории. Их создатели продолжают традиции М. Эриксона, выдающегося рассказчика и сочинителя психотерапевтических историй (Haley, 1973).
Использование метафор в терапевтических целях основано на двух посылках. Во-первых, между любыми явлениями имеется сходство. Во-вторых, образы непосредственно действуют на подсознание клиента, минуя контроль и сопротивление сознания. Как уже говорилось, во многих техниках НЛП используются образы, которые возникают в воображении клиента спонтанно. В случае же использования метафор или историй образы создаются терапевтом. Рассказ-метафора должен удовлетворять нескольким условиям. Во-первых, сохранять основные черты или структуру проблемной ситуации. Во-вторых, быть достаточно иносказательным, чтобы не провоцировать сознательное сравнение и сопротивление. Наконец, содержать решение проблемы: открывать клиенту новые пути, выборы, ресурсы (Gordon, 1978). Обычно удачная метафора продолжает действовать за пределами психотерапевтической ситуации и даже может стать для клиента сценарием его жизни в течение некоторого времени.
В заключение напомним известную метафору о самом НЛП, которую любят рассказывать ее авторы (Bandler, Grinder, 1979).
Один мастер был приглашен владельцем завода устранить неисправность в его оборудовании. Оборудование это состояло из множества труб разной величины, образующих сложный запу-
танный лабиринт. Мастер походил среди этих труб, внимательно все осмотрел, что-то потрогал, где-то послушал, наконец постучал молоточком в одном месте — и машина заработала. Получив счет на $1000 за проделанную работу, владелец возмутился: «Вы же затратили всего несколько минут, постучав в одном месте» — и потребовал более подробного отчета. Во втором счете, который он получил в ответ, значилось: постучать молоточком — $5, знать, где постучать, — $995.
Пример одной из техник НЛП (работа с внутренним конфликтом)
В качестве конкретной иллюстрации изложенного приведем развернутое описание одной из типичных техник НЛП, снабдив ее комментариями. В комментариях мы попытаемся указать на те характерные для этого психотерапевтического подхода принципы, приемы и процедуры, которые нашли отражение в данном методе. Техника, о которой пойдет речь, называется зрительным слиянием (Bandler, Grinder, 1979). Она применяется в тех случаях, когда человек систематически делает что-то, чего он не хочет делать, или не делает того, что хочет (например, хочет и не может бросить курить, переедает, ленится делать зарядку и т. д.). Сразу заметим ряд характерных особенностей методов НЛП, которые проявились в этой конкретной технике. Во-первых, она представляет собой пошаговый алгоритм, то есть последовательность операций, которые должен проделать терапевт вместе с клиентом. Во-вторых, она оставляет возможность работы с закрытым содержанием: клиент не обязан сообщать о характере своего конфликта. В-третьих, в этой технике используется метафорический образ частей личности: клиенту поясняется, что одна его часть хочет делать одно, другая — прямо противоположное. Наконец, в-четвертых, работа строится на одном из базисных принципов НЛП, согласно которому за любым действием, поведением или реакцией, какими бы странными или нежелательными они ни были, стоит позитивное намерение.