Технические приемы классического психоанализа

Возникновение психоанализа как особой системы теоре­тических воззрений было неразрывно связано с появлением и особой терапевтической техники, пришедшей на смену гип­нозу, который Фрейд практиковал до того, как начал создавать свое учение. Анализируемый пациент располагался лежа на ку­шетке, а аналитик сидел у изголовья вне его поля зрения. Мож­но сказать, что кушетка досталась Фрейду в наследство от его экспериментов с гипнозом, однако в соответствии с создан­ной им теорией положение обоих участников приобрело осо­бый смысл: на кушетке пациенту легче ассоциировать, так как ослабевает влияние внешних стимулов, главным из которых служит сам аналитик.

Значительно проще в такой ситуации приходится и терапев­ту, который может свободно отдаваться потоку своих собствен­ных ассоциаций, не заботясь о выражении своего лица и о том, какое влияние оно окажет на пациента. В результате ему легче играть роль своеобразного «нейтрального» экрана, на который пациент может проецировать свои чувства, мысли и стремле­ния, большинство из которых в действительности адресовано значимым фигурам из его настоящего и, в особенности, про­шлого. Как уже отмечалось выше, аналитик интерпретирует ас­социации пациента, пытаясь выявить их бессознательные ис­точники. При этом он стремится сохранять нейтральность, не критикуя пациента, но помогая ему осознать его вытесненные импульсы (Фрейд, 1923).

Для сохранения терапевтической нейтральности и чистоты «экрана», которым должен являться для пациентов психоана­литик, Фрейд не рекомендовал им иметь на протяжении тера­певтического процесса какие-либо иные контакты, кроме ана­литических, и предупреждал о трудностях, возникающих, когда аналитик берется анализировать пациента, с которым у него есть личные отношения. В тех же целях аналитик должен соблюдать так называемое психоаналитическое инкогнито, то есть старать­ся сообщать пациенту как можно меньше информации о себе и своей жизни. Он пользуется правом не отвечать даже на пря­мые вопросы пациента, что не означает запрета для пациента их задавать (подобный запрет противоречил бы основному пра­вилу психоанализа).

В классической психоаналитической технике основное пра­вило дополнялось так называемым правилом абстиненции, ко­торое устанавливало строгие ограничения на удовлетворение по­требностей, возникающих у пациента на сеансе и в какой-то степени в ходе психоаналитического процесса в целом. В соот­ветствии с этим Фрейд рекомендовал своим пациентам воздер­живаться во время психоаналитического лечения от принятия решений, могущих серьезно изменить их жизнь (заключение и расторжение брака, смена профессии и т. д.). Одно из основ­ных положений психоанализа состояло и состоит в том, что бес­сознательные тенденции пациента, которые реализуются в дей­ствиях («отыгрываются вовне»), тем самым дезактуализируются, остаются вне поля зрения анализа и сохраняют свое патогенное воздействие.

Фрейд отмечал (1923), что работа с бессознательным требу­ет непрерывности, регулярности и стабильности. Из этого по­ложения вытекают его рекомендации относительно простран­ственной и временной организации терапевтической среды. Сеансы должны по возможности проводиться в одном и том же помещении, и желательно, чтобы каждый пациент всегда при­ходил в одно и то же время. Обеим сторонам следует строго со­блюдать расписание сеансов, а опоздания и пропуски являются примером бессознательно мотивированного отыгрывания во­вне и в силу этого должны становиться предметом анализа. Фрейд полагал, что для успешной работы с бессознательным не­обходим постоянный контакт, и поэтому сеансы психоанализа должны проводиться каждый день, то есть пять-шесть раз в не­делю. Длительность сеанса — 45-50 минут. Со времени своего создания психоанализ был и остается длительной терапией, ко­торая может продолжаться от нескольких месяцев до несколь­ких лет.

Классический психоанализ в своей зрелой форме основы­вался на модели невроза как конфликта между различными структурами психики — Я, Оно и Сверх-Я (Эго, Ид и Супер-Эго) (Фрейд, 1989). В этой схеме Ид представляет собой бессоз­нательную структуру, содержащую как врожденные инстинкты, так и вытесненные импульсы и влечения. Эго понимается как часть психического аппарата, которая развилась из Ид и приоб­рело относительную самостоятельность от него. Эго характери­зуется осознанием себя и служит адаптации личности к импуль­сам, поступающим из Ид, а также требованиям Супер-Эго и внешней реальности. Супер-Эго — это обособившаяся в ходе дальнейшего психического развития часть Эго, которая, содер­жит моральные образцы и запреты и осуществляет функции кон­троля над Эго.

Структурный интрапсихический конфликт влияет на дина­мику влечений, приводя к их подавлению и вследствие этого к формированию невротических симптомов. В соответствии с подобным взглядом были разработаны технические процеду­ры, направленные на разрешение этого конфликта. Фрейдов­ская модель была создана на материале работы с невротиками, и ее практическое применение ограничивалось кругом соответ­ствующих пациентов: их личность в достаточной степени устой­чива, чтобы выдержать аналитические процедуры и связанные с ними фрустрации. Фрейд тщательно следил за тем, чтобы пси­хоаналитические процедуры не применялись к лицам, страда­ющими тяжелыми расстройствами, в особенности психозами, так как им они могли принести не пользу, а только вред. Паци­ент классического психоанализа должен быть «достаточно боль­ным, чтобы нуждаться в лечении, и достаточно здоровым, что­бы его выдержать» (Thomä, Kächele, 1987).

Наши рекомендации