Различия между полушариями при зрительном восприятии

Левое полушарие Правое полушарие
Лучше узнаются стимулы
Вербальные Легко различимые Знакомые Невербальные Трудно различимые Незнакомые
Лучше воспринимаются задачи
Оценка временных отношений Установление сходства Установление идентичности стимулов по названиям Переход к вербальному кодированию Оценка пространственных отношений Установление различий Установление физической идентичности стимулов Зрительно-пространственный анализ
Особенности процессов восприятия
Аналитичность Последовательность (сукцессивность) Абстрактность, обобщенность, инвариантное узнавание Целостность (гештальт) Одновременность (симультанность) Конкретное узнавание
Предполагаемые морфофизиологические различия
Фокусированное представительство элементарных функций Диффузное представительство элементарных функций

В целом следует заключить, что правое "пространственное" и левое "временное" полушария обладают своими специфическими способностями, позволяющими им вносить важный вклад в большинство видов когнитивной деятельности. По-видимому, у левого больше возможностей во временной и слуховой сферах, а у правого в пространственной и зрительной. Эти особенности, вероятно, помогают левому полушарию лучше отмечать и обособлять детали, которые могут быть четко охарактеризованы и расположены во временной последовательности. В свою очередь единовременность восприятия пространственных форм и признаков правым полушарием, возможно, способствует поиску интегративных отношений и схватыванию общих конфигураций.
Предположительно в каждом полушарии мозга имеются два последовательных блока: обработки сигналов и принятия решения. Левополушарный блок обработки выделяет сегменты сигнала, связанные с лингвистическими единицами (фонемами, слогами), определяет их характеристики (спектральные максимумы, шумовые участки, паузы) и осуществляет идентификацию сегментов. Правополушарный блок обработки сопоставляет паттерн предъявляемого сигнала с хранящимися в памяти целостными эталонами, используя при этом информацию об огибающей сигнала, соотношении между сегментами по длительности и интенсивности, среднем спектре и др. Эталоны хранятся в словаре в сжатой форме. Словарь целостных эталонов организован по ассоциативному типу, и поиск в нем осуществляется на основе вероятностного прогнозирования. На базе полученных результатов блок принятия решения соответствующего полушария формирует лингвистическое решение.
Принципиальным является тот факт, что в процессе обработки речевых стимулов возможен обмен информацией: 1) между аналогичными блоками обоих полушарий; 2) между блоками обработки и принятия решения в каждом из полушарий. Такой тип взаимодействия обеспечивает промежуточную оценку и открывает возможность коррекции. Кроме того, согласно этой модели, каждое полушарие способно самостоятельно осуществлять распознавание сигнала, но для правого полушария имеются ограничения, связанные с величиной объема словаря целостных эталонов.

Эта модель взаимодействия полушарий мозга в процессе восприятия речи предполагает параллельную обработку речевой информации на основе разных принципов: левое полушарие осуществляет посегментный анализ речевого сигнала, правое использует целостный принцип анализа на основе сравнения акустического образа сигнала с хранящимися в памяти эталонами.

Словарь терминов

1. потенциал действия

2. дирекционно-чувствительные клетки

3. эндогенный

4. экзогенный

5. симультанный

6. сукцессивный

Вопросы для самопроверки

1. Какие виды кодирования имеют место в ЦНС при приеме и передаче сигнала?

2. Почему вызванные потенциалы можно рассматривать как корреляты перцептивного акта?

3. Как различаются нейроны-детекторы по своим функциям?

4. Какую роль выполняют в обеспечении восприятия левое и правое полушария мозга?

Список литературы

1. Глезер В.Д. Зрение и мышление. Л.: Наука, 1985.

2. Иваницкий А.М., Стрелец В.Б., Корсаков И.А. Информационные процессы мозга и психическая деятельность. М.: Наука, 1984.

3. Лебедев А.Н. Психофизиологические закономерности восприятия и памяти. М.: Наука, 1985.

4. Лурия А.Р. Функциональная организация мозга // Естественнонаучные основы психологии / Под ред. А.А. Смирнова, А.Р. Лурии, В.Д. Небылицына. М.: Педагогика, 1978.

5. Меерсон Я.А. Высшие зрительные функции. Л.: Наука, 1986.

6. Невская А.А., Леушина Л.И. Асимметрия полушарий и опознание зрительных образов. Л.: Наука, 1990.

7. Переслени Л.И., Михалевская М.В., Гусев А.Н. Вызванные потенциалы, восприятие и циклические процессы / Физиология человека. Т. 13, № 6. 1987.

8. Прибрам К. Языки мозга. М., Прогресс, 1975.

9. Соколов Е.Н., Вайткявичус Г.Г. Нейроинтеллект. От нейрона к нейрокомпьютеру. М.: Наука, 1989.

10. Сомьен Дж. Кодирование сенсорной информации в нервной системе млекопитающих. М.: Наука, 1975.

11. Рутман З.М. Вызванные потенциалы в психологии и психофизиологии. М.: Наука, 1979.

12. Хьюбел Д. Глаз, мозг, зрение. М.: Мир, 1991.

Наши рекомендации