Различия между полушариями при зрительном восприятии
Левое полушарие | Правое полушарие |
Лучше узнаются стимулы | |
Вербальные Легко различимые Знакомые | Невербальные Трудно различимые Незнакомые |
Лучше воспринимаются задачи | |
Оценка временных отношений Установление сходства Установление идентичности стимулов по названиям Переход к вербальному кодированию | Оценка пространственных отношений Установление различий Установление физической идентичности стимулов Зрительно-пространственный анализ |
Особенности процессов восприятия | |
Аналитичность Последовательность (сукцессивность) Абстрактность, обобщенность, инвариантное узнавание | Целостность (гештальт) Одновременность (симультанность) Конкретное узнавание |
Предполагаемые морфофизиологические различия | |
Фокусированное представительство элементарных функций | Диффузное представительство элементарных функций |
В целом следует заключить, что правое "пространственное" и левое "временное" полушария обладают своими специфическими способностями, позволяющими им вносить важный вклад в большинство видов когнитивной деятельности. По-видимому, у левого больше возможностей во временной и слуховой сферах, а у правого в пространственной и зрительной. Эти особенности, вероятно, помогают левому полушарию лучше отмечать и обособлять детали, которые могут быть четко охарактеризованы и расположены во временной последовательности. В свою очередь единовременность восприятия пространственных форм и признаков правым полушарием, возможно, способствует поиску интегративных отношений и схватыванию общих конфигураций.
Предположительно в каждом полушарии мозга имеются два последовательных блока: обработки сигналов и принятия решения. Левополушарный блок обработки выделяет сегменты сигнала, связанные с лингвистическими единицами (фонемами, слогами), определяет их характеристики (спектральные максимумы, шумовые участки, паузы) и осуществляет идентификацию сегментов. Правополушарный блок обработки сопоставляет паттерн предъявляемого сигнала с хранящимися в памяти целостными эталонами, используя при этом информацию об огибающей сигнала, соотношении между сегментами по длительности и интенсивности, среднем спектре и др. Эталоны хранятся в словаре в сжатой форме. Словарь целостных эталонов организован по ассоциативному типу, и поиск в нем осуществляется на основе вероятностного прогнозирования. На базе полученных результатов блок принятия решения соответствующего полушария формирует лингвистическое решение.
Принципиальным является тот факт, что в процессе обработки речевых стимулов возможен обмен информацией: 1) между аналогичными блоками обоих полушарий; 2) между блоками обработки и принятия решения в каждом из полушарий. Такой тип взаимодействия обеспечивает промежуточную оценку и открывает возможность коррекции. Кроме того, согласно этой модели, каждое полушарие способно самостоятельно осуществлять распознавание сигнала, но для правого полушария имеются ограничения, связанные с величиной объема словаря целостных эталонов.
Эта модель взаимодействия полушарий мозга в процессе восприятия речи предполагает параллельную обработку речевой информации на основе разных принципов: левое полушарие осуществляет посегментный анализ речевого сигнала, правое использует целостный принцип анализа на основе сравнения акустического образа сигнала с хранящимися в памяти эталонами.
Словарь терминов
1. потенциал действия
2. дирекционно-чувствительные клетки
3. эндогенный
4. экзогенный
5. симультанный
6. сукцессивный
Вопросы для самопроверки
1. Какие виды кодирования имеют место в ЦНС при приеме и передаче сигнала?
2. Почему вызванные потенциалы можно рассматривать как корреляты перцептивного акта?
3. Как различаются нейроны-детекторы по своим функциям?
4. Какую роль выполняют в обеспечении восприятия левое и правое полушария мозга?
Список литературы
1. Глезер В.Д. Зрение и мышление. Л.: Наука, 1985.
2. Иваницкий А.М., Стрелец В.Б., Корсаков И.А. Информационные процессы мозга и психическая деятельность. М.: Наука, 1984.
3. Лебедев А.Н. Психофизиологические закономерности восприятия и памяти. М.: Наука, 1985.
4. Лурия А.Р. Функциональная организация мозга // Естественнонаучные основы психологии / Под ред. А.А. Смирнова, А.Р. Лурии, В.Д. Небылицына. М.: Педагогика, 1978.
5. Меерсон Я.А. Высшие зрительные функции. Л.: Наука, 1986.
6. Невская А.А., Леушина Л.И. Асимметрия полушарий и опознание зрительных образов. Л.: Наука, 1990.
7. Переслени Л.И., Михалевская М.В., Гусев А.Н. Вызванные потенциалы, восприятие и циклические процессы / Физиология человека. Т. 13, № 6. 1987.
8. Прибрам К. Языки мозга. М., Прогресс, 1975.
9. Соколов Е.Н., Вайткявичус Г.Г. Нейроинтеллект. От нейрона к нейрокомпьютеру. М.: Наука, 1989.
10. Сомьен Дж. Кодирование сенсорной информации в нервной системе млекопитающих. М.: Наука, 1975.
11. Рутман З.М. Вызванные потенциалы в психологии и психофизиологии. М.: Наука, 1979.
12. Хьюбел Д. Глаз, мозг, зрение. М.: Мир, 1991.