Действия при пожаре и взрывах
- немедленно покинутьздание, соблюдая при этом спокойствие, не рекомендуется пользоваться лифтами;
- использовать основные, запасные (пожарные) выходы или лестницы (наружные, приставные);
- сохранять самообладание, способность быстро оценивать обстановку и принимать решения.
- в начале пожара следует попытаться его потушить, используя все имеющиеся средства пожаротушения (огнетушители, гидранты, покрывала, песок, воду и т.д.).
Необходимо помнить! что огоньна элементах электроснабжения нельзя тушить водой. Предварительно надо отключить напряжение или перерубить провод топором с сухой деревянной ручкой.
- при невозможности потушить пожар до прибытия пожарных – эвакуироваться;
- при их задымлении плотно закрыть двери, ведущие на лестничные клетки, в коридоры, холлы, горящие помещения и выйти на балкон;
- оттуда эвакуироваться по пожарной лестнице или через другую квартиру путем слома легко разрушаемой перегородки лоджии, при невозможности этого - эвакуироваться самостоятельно через окна или балконы, используя подручные средства (веревки, простыни, багажные ремни и т.п.).
При спасении пострадавших из горящих зданий следует:
- прежде чем войти в горящее помещение, накрыться с головой мокрым покрывалом, пальто, плащом, куском плотной ткани;
- дверь в задымленное помещение открывать осторожно, чтобы избегать вспышки пламени от быстрого притока свежего воздуха;
- в сильно задымленном помещении двигаться ползком, или пригнувшись;
- для защиты от угарного газа использовать изолирующий противогаз, регенеративный патрон с фильтрующим противогазом или, в крайнем случае, дышать через увлажненную ткань.
Если на пострадавшем загорелась одежда:
- надо набросить на него какое-нибудь покрывало (пальто, плащ и т.п.) и плотно прижать, чтобы прекратить приток воздуха к огню;
- на места ожогов наложить повязки и отправить пострадавшего в ближайший медицинский пункт. Опасно входить в зону задымления при видимости менее 10 метров.
При повреждении здания взрывом входить в него следует с чрезвычайной осторожностью. Необходимо убедиться в отсутствии значительных повреждений перекрытий, стен, линий электро -, газо- и водоснабжения, а также утечек газа, очагов пожара.
При спасении пострадавших следует соблюдать меры предосторожности от возможного обвала, пожара и других опасностей, осторожно вынести и оказатьим первую помощь.
Чрезвычайные ситуации социального характера
Аварии на железнодорожном транспорте
Чрезвычайные ситуации на железной дороге могут вызвать столкновения поездов,их сход с рельсов, пожары и взрывы. Непосредственную опасность для пассажиров в этих случаях представляют огонь и дым, приводящие к ожогам и отравлениям, ударная волна и осколки разрушающихся конструкций, удары о различные выступающие элементы конструкций вагона, что может привести к ушибам, переломам и другим травмамили гибели пассажиров.
Для уменьшения последствий возможной аварии пассажиры должны: - не провозить легковоспламеняющиеся жидкости, взрывоопасные и токсичные вещества;
- не пользоваться любыми электробытовыми приборами, кроме бритв;
- зажигать спички, свечи, курить в не установленных местах;
- выбрасывать непогашенные спички и окурки;
- размещать чемоданы и другие предметы на верхних полках без соответствующего крепления.
Во время и после аварии пассажиры должны:
- сохранять спокойствие, не поддаваться панике;
- действовать в соответствии суказаниями должностных лиц поездной бригады;
- покинуть поврежденный или горящийвагон и по возможности оказывать помощь пострадавшим.
Аварии в метрополитене
Чрезвычайные ситуации на станциях, в тоннелях, в вагонах метрополитена возникают в результате столкновения и схода с рельсов поездов; пожаров и взрывов; разрушения несущих конструкций эскалаторов, обнаружения в вагонах и на станциях посторонних предметов, которые могут быть отнесены к категории взрывоопасных, самовозгорающихся и токсичных веществ, а также падения пассажирови их вещей на станционные пути.
Спуск пассажира с платформы на пути опасен, так как пути находятся под напряжением.
При обнаружении обезличенных вещей пассажир обязан немедленно сообщить о находке машинисту поезда или сотруднику милиции, в дальнейшем действовать по их указаниям.
При чрезвычайной ситуации для оповещения пассажиров используется на станции громкоговорящая связь или мегафон, а в поезде устройство поездного громкоговорящего оповещения.
Эвакуация со станции может осуществляться эскалаторами или на прибывающих поездах.
Высадка пассажиров на перегоне осуществляется по команде локомотивной бригады, без паники, с соблюдением личной безопасности, после выхода из вагонов, перемещаться по тоннелю в указанном направлении. В случае отказа в работе громкоговорящего оповещения пассажиры оповещаются локомотивной бригадой в каждом вагоне. Высадка пассажиров производится, как правило, через боковые двери вагонов на одну или две стороны или через разблокированные двери между вагонами, начиная с вагона, ближайшего к станции, на которую пассажиры будут направлены. Если возникла обстановка, угрожающая безопасности пассажиров в одном или нескольких вагонах поезда, высадка пассажиров производится в первую очередьиз этих вагонов.
В случае повреждения тоннельного освещения машинист локомотивной бригады включает на головном вагоне белые фары и прожектор в сторону станции, куда направляются пассажиры.