Кафедра медицинской информатики и инновационных технологий с курсом ПО
Кафедра медицинской информатики и инновационных технологий с курсом ПО
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
по дисциплине «Информатика»
Для специальности 060301 – Фармация
(очная форма обучения)
К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ № 11
ТЕМА: «Microsoft Excel. Общие сведения»
Утверждены на кафедральном заседании протокол № ____ от «21» ноября 2011 г.
Заведующий кафедрой
д.м.н., проф. ________Россиев Д.А.
Составители:
доц. ________ Горный Б.Э.
Красноярск
Занятие № 11
Тема:«Microsoft Excel. Общие сведения. Работа с формулами. Абсолютные и относительные ссылки. Создание и редактирование диаграмм различных типов».
2. Форма организации учебного процесса: практическое. Разновидность занятия: традиционное, занятие-упражнение. Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, эвристический.
3. Значение темы: приобретение навыков при работе с электронными таблицами позволит будущему врачу использовать возможности данного программного продукта при обработке, анализе медицинских данных, при представлении полученных результатов в наглядном виде.
Цели обучения:
- общая: обучающийся должен обладать способностью и готовностью к редактированию текстов профессионального содержания (ОК-5), обрабатывать и представлять результаты исследования в табличном и графическом виде; применять возможности современных информационных технологий для решения профессиональных задач (ПК-9).
- учебная:
знать основные характеристики процессов сбора, передачи, поиска, обработки и накопления информации;
уметь проводить текстовую и графическую обработку медицинских данных с использованием стандартных средств операционной системы и общепринятых офисных приложений, а также прикладных и специальных программных средств;
владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации; базовыми техноло-гиями преобразования информации: текстовые, табличные редакторы, поиск в сети Интернет.
4. Место проведения практического занятия:компьютерный класс.
5. Оснащение занятия:программное средство MS Excel, упражнения по обработке медицинских данных.
6. Структура содержания темы.
Хронокарта практического занятия
№ п/п | Этапы практического занятия | Продолжи-тельность (мин) | Содержание этапа и оснащенность |
1. | Организация занятия | Проверка посещаемости и внешнего вида обучающихся | |
2. | Формулировка темы и целей | Озвучивание преподавателем темы и ее актуальности, целей занятия | |
3. | Контроль исходного уровня знаний, умений | Тестирование, индивидуальный устный или письменный опрос, фронтальный опрос. | |
4. | Раскрытие учебно-целевых вопросов по теме занятия | Изложение основных положений темы. | |
5. | Работа на практическом занятии с упражнением по обработке медицинских данных | Работа: Группировка данных в таблицах, расчет показателей, графическое представление результатов | |
6. | Итоговый контроль знаний (письменно или устно) | Контрольные вопросы, оценивание выполненного упражнения | |
7. | Задание на дом (на следующее занятие) | Учебно-методические разработки следующего занятия, и методические разработки для внеаудиторной работы по теме | |
Всего: |
7. Аннотация (краткое содержание темы).
РАБОТА С ЛИСТАМИ
Каждая рабочая книга по умолчанию содержит три листа со стандартными названиями; Лист1, Лист2, Лист3. Выбор того или иного листа осуществляется с помощью ярлычков листов в левом нижнем углу рабочей области. По умолчанию для текущего листа ярлычок отображается более светлым фоном, а для всех остальных – темным. Чтобы выбрать лист, следует щелкнуть по его ярлычку.
При помощи разделителя, находящегося в нижней части экрана (по центру), можно изменять размер области между ярлычками листов и горизонтальной полосой прокрутки, чтобы увеличить место для новых листов.
Кнопки прокрутки, с помощью которых осуществляется прокрутка ярлычков листов рабочей книги, находятся слева от ярлычков. Крайние кнопки осуществляют прокрутку к первому или последнему ярлычку рабочей книги. Внутренние кнопки осуществляют прокрутку к предыдущему или следующему ярлычку рабочей книги соответственно.
Примечание. Количество листов, которое имеет новая книга, по умолчанию выставляется при помощи опции Число листов, расположенной на странице Основные окна Параметры Ехсel, которое вызывается одноименной командой из меню кнопкой Office.
Для изменения названия листа необходимо сначала выделить его ярлык щелчком левой кнопки мыши, после чего щелчком правой кнопки вызвать контекстное меню, в котором выбрать команду Переименовать. Можно также дважды щелкнуть по ярлычку. В результате имя листа будет выделено черным фоном: После этого нужно ввести новое имя листа вместо старого.
При необходимости добавления нового листа в рабочую книгу следует выполнить команду Вставить ç Вставить лист, расположенную в группе Ячейки на вкладке Главная. При этом новый лист будет добавлен перед текущим листом книги. Для добавления листа можно также воспользоваться контекстным меню, которое вызывается щелчком правой кнопки мыши по имени ласта, и в появившемся списке выбрать команду Вставить.
ВЫДЕЛЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТАБЛИЦЫ
Принцип работы в Ехсеl состоит в том, что, прежде чем применить какое-либо действие к любому элементу таблицы (фрагменту текста, диапазону ячеек, строке или столбцу), его сначала необходимо выделить.
Например, чтобы в созданной таблице подобрать ширину столбцов с помощью Автоподбора - средства, позволяющего автоматически устанавливать ширину или высоту ячейки (строки или столбца) такой, чтобы вся информация была видна. Для этого вначале необходимо выделить столбцы таблицы.
Выделение строк и столбцов
Чтобы выделить один столбец, достаточно щелкнуть по его буквенному заголовку. Для выделения нескольких смежных (рядом расположенных) столбцов (например, А, В, С, D и Е) следует протащить указатель мыши по их заголовкам, удерживая нажатой левую кнопку. Выделение строк таблицы осуществляется аналогичным образом.
Теперь, когда нужные столбцы выделены, можно зайти на вкладку ленты Главная и в группе Ячейки выполнить команду Столбец ç Автоподбор ширины столбца. В результате Ехсеl автоматически подберет необходимую ширину для каждого выделенного столбца таблицы.
В случае, если надо выделить все ячейки листа, достаточно нажать кнопку на пересечении названий строк и столбцов. Выделение несмежных (расположенных отдельно) столбцов или строк осуществляется, как и несмежных ячеек, с использованием клавиши Ctrl.
Выделение смежных ячеек
При работе с таблицами очень часто приходится выделять блоки смежных ячеек, чтобы применить к ним некоторую настройку. Например, чтобы в нашей таблице выровнять значения столбцов Цена входящая и Цена отпускная по центру, необходимо сначала выделить блок с цифрами, ячейки которого являются смежными.
Это можно осуществить следующим образом: подвести указатель к угловой ячейке выделяемого диапазона, например D3, нажать левую кнопку мыши и, удерживая ее нажатой, перетащить указатель к диагонально противоположной ячейке блока Е7.
Теперь, когда блок ячеек выделен, чтобы отцентрировать значения, следует в группе команд Выравнивание на вкладке Главная нажать кнопку По центру.
Выделение несмежных ячеек
Для того чтобы выделить несмежные ячейки, вначале необходимо выделить первый диапазон (в данном случае А3:А7, здесь двоеточие - оператор диапазона), затем нажать клавишу Ctrlи, удерживая ее, выделить остальные ячейки (т.е. диапазон D3:Е7). После того как будут выделены все нужные ячейки, к ним можно применить операцию выравнивания.
ДОБАВЛЕНИЕ СТРОК И СТОЛБЦОВ
Осуществляя ввод данных, пользователь наверняка столкнется с необходимостью вставки пустой строки или пустого столбца в таблицу. В Ехсеl для решения этой задачи следует поступить таким образом:
1. Выделить строку (столбец), перед которой (которым) нужно выполнить вставку, щелчком мыши по ее (его) заголовку.
2. Вызвать контекстное меню нажатием правой кнопки мыши.
3. В появившемся списке команд выбрать команду Вставить, после чего появится новая строка (столбец).
Примечание.Если требуется вставить сразу несколько строк (столбцов), следует выделить те строки (столбцы), перед которыми нужно вставить новые. При этом количество вставляемых строк (столбцов) соответствует количеству выделенных.
Ячейка вставляется в таблицу аналогичным образом, но после выполнения команды Вставить требуется еще указать способ вставки в диалоговом окне Добавление ячеек.
Можно воспользоваться другим методом выполнения вставки ячейки, строки или столбца - на вкладке Главная в группе Ячейка открыть пункт Вставить и выбрать в нем одну из команд: Вставить ячейки, Вставить строки на лист или Вставить столбцы на лист соответственно.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ССЫЛОК
Ссылка в редакторе Excel однозначно определяет ячейку таблицы или группу ячеек рабочего листа. Ссылки указывают на то, в каких ячейках находятся значения, которые нужно применить в качестве операндов формулы. В формуле при помощи ссылок можно использовать данные, находящиеся в различных местах рабочего листа. Кроме того, можно использовать значение одной и той же ячейки в нескольких формулах.
При помощи ссылок можно также ссылаться на ячейки, находящиеся на других листах рабочей книги или в другой рабочей книге, либо даже на данные другого приложения.
После того как формула введена в ячейку, эту формулу можно перенести, скопировать или распространить на блок ячеек. Копирование и перемещение ячеек с формулами выполняется так же, как и копирование и перемещение ячеек с данными.
При перемещении формулы из одной ячейки в другую ссылки не изменяются, в то время как при копировании они автоматически изменяются.
В случае, если ссылки автоматически корректируются при копировании формулы из одной ячейки в другую, они называются относительными. По умолчанию в формулах используются именно они.
Например, если в ячейке А3 была записана формула =А1*А2, то при копировании содержимого АЗ в ячейки ВЗ и СЗ новые формулы с обновленными ссылками примут следующий вид: = В1*В2, =С1*С2.
Кроме относительных ссылок, в редакторе Excel часто используются абсолютные ссылки, где кроме названия столбца и номера строки используется специальный символ «$», который фиксирует часть ссылки (столбец, строку) и оставляет ее неизменной при копировании формулы с такой ссылкой в другую ячейку. Обычно абсолютные ссылки указывают на ячейки, в которых содержатся константы, используемые при вычислениях.
Например, если необходимо зафиксировать в формуле =А1*В1 значение ячейки А1, которое не должно изменяться в случае копирования данной формулы, то абсолютная ссылка на эту ячейку будет иметь следующий вид: $А$1. Таким образом, при копировании формулы из ячейки В2 в ячейку С2 формула примет вид =$А$1*С1.
Если требуется зафиксировать в ссылке только строку или только столбец, в котором находится используемая ячейка, в частности столбец А или строку 1, то ссылка примет вид $А1 или А$1 соответственно.
Изменить тип ссылки можно следующим образом:
1. Выделить ячейку с формулой.
2. В строке формул выделить ссылку, которую нужно изменить.
3. Нажатием клавиши F4выбрать требуемый тип ссылки.
Последовательность изменения типов ссылок для ячейки А1 при использовании клавиши F4такая:
§ $А$1 - абсолютная ссылка (фиксированная ячейка);
§ А$ 1 - изменяемый столбец и неизменяемая строка;
§ $А1 - неизменяемый столбец и изменяемая строка;
§ А1 - относительная ссылка.
В формулах можно использовать ссылки на ячейки как текущего листа, так и других листов рабочей книги. Например, ссылка на ячейку А1, расположенную на листе с именем Лист1, будет выглядеть так: Лист1!А1.
Формулы со ссылками могут быть получены двумя способами:
§ путем непосредственного ввода ссылок с клавиатуры (вводятся латинскими буквами), что часто используется при редактировании формул;
§ щелчком мыши по ячейкам, значения которых принимают участие в вычислениях.
Второй способ включает в себя следующие действия:
1. В режиме редактирования установить курсор в ту часть формулы, куда необходимо вставить ссылку, но обязательно после математического оператора или скобки.
2. Чтобы при построении формулы создать ссылку на данные текущего листа, необходимо выполнить щелчок мышью по ячейке с ними или выделить требуемый диапазон ячеек. Если данные расположены на другом рабочем листе, сначала выполнить переход на нужный лист щелчком мыши по его ярлыку внизу экрана, а затем указать ячейки с данными. Аналогично можно сослаться и на данные, содержащиеся в другой книге.
3. Нажать клавишу Enter.
ПОНЯТИЕ ФУНКЦИИ В ЕХСЕL
Функции в Ехсеl представляют собой готовые стандартные формулы и применяются для выполнения определенных вычислений в рабочих книгах. Значения, которые используются для вычисления функций, называются аргументами. Значения, возвращаемые функциями в качестве ответа, называются результатами.
Для того чтобы использовать какую-либо функцию в вычислениях, следует ввести ее как часть формулы в ячейку рабочего листа. Последовательность, в которой должны располагаться применяемые в формуле символы, называется синтаксисом функции.
Все функции используют одинаковые основные правила синтаксиса. В случае, если нарушены эти правила, Ехсеl выдаст сообщение о том, что в формуле имеется ошибка.
Редактирование диаграммы
В процессе редактирования можно изменить цвет и стиль линий, размеры диаграммы, цену делений шкалы, вид фигуры ряда, переместить текст и т. п.
На рисунке показаны основные элементы диаграммы, которые можно изменять, добиваясь максимальной наглядности и удобства ее восприятия.
Типы диаграмм
В Excel динамика изменения данных иллюстрируется при помощи различных типов диаграмм, что поможет отобразить данные понятным для конкретной аудитории способом. У каждого типа диаграмм существуют свои подтипы. Многообразие типов и подтипов диаграмм обеспечивает возможность эффективного отображения числовой информации в графическом виде.
В Excel используется следующие типы диаграмм:
· Гистрограммы;
· Графики;
· Круговые диаграммы;
· Диаграммы с областями;
· Биржевые диаграммы;
· Поверхностные диаграммы;
· Кольцевые диаграммы;
· Пузырьковые диаграммы;
· Лепестковые диаграммы.
Гистограммы
В диаграммах этого типа ось OX, или ось категорий, располагается горизонтально, ось OY – ось значений – вертикально. Гистограмма имеет семь подтипов, из которых всегда можно выбрать наиболее подходящий вид для графического отображения имеющихся данных:
· обычная – отображает значения различных категорий;
· с накоплением – отображает вклад каждой категории данных в общую сумму;
· нормированная – отображает долю (в %) каждой категории данных в общей сумме;
· обычная в объемном виде;
· с накоплением в объемном виде;
· нормированная в объемном виде;
· трехмерная – отображает раскладку значений по категориям и рядам данных.
Круговые диаграммы
Круговой тип диаграмм удобно использовать, когда требуется отобразить долю каждого значения в общей сумме.
При помощи круговой диаграммы может быть показан только один ряд данных, каждому элементу которого соответствует определенный сектор круга. Площадь сектора в процентах от площади всего круга равна доле элемента ряда в сумме всех элементов.
Графики
Графики обычно используют, когда требуется определить характер поведения какой-либо функции или процесса. Excel позволяет строить 7 типов графиков, разбитых на 3 категории: график, график с маркерами и объемный график.
Для примера рассмотрим построение графика функции y = sin(x)на интервале одного полного периода. Для этого нужно построить таблицу, содержащую столбец аргументов и столбец значений функции. После построения графика по заданным точкам без использования сглаживания будет получена некоторая ломаная.
Для того чтобы Microsoft Excel 2007 отобразил на экране плавную линию, следует включить режим сглаживания. Для этого следует выделить построенный график и вызвать команду Формат ряда данных контекстного меню. В открывшемся окне на вкладке Тип линии следует выбрать опцию сглаженная линия и нажать клавишу Закрыть. В результате график функции синуса примет вид, представленный на рисунке.
График функции y = sin(x)без сглаживания
График функции y = sin(x)со сглаживанием
Вопросы по теме занятия
1. Как называется документ в Excel и из чего он состоит?
2. Как добавить новый лист в книгу? Как переименовать лист?
3. Что такое ячейка?
4. Из чего состоит адрес ячейки?
5. Что такое активная ячейка?
6. Что такое абсолютная и относительная адресация?
7. С какого символа начинают ввод формулы в ячейку?
8. Что такое Мастер функций, как он работает?
9. Как скопировать или переместить ячейку?
10. Как отредактировать содержимое ячейки?
11. Что такое автозаполнение и как оно выполняется?
12. Как удалить (вставить) строку (столбец)?
13. Что такое автосуммирование?
14. Каков порядок построения графика или диаграммы?
15. Как связаны между собой данные рабочего листа и диаграммы?
16. Что произойдет с диаграммой, если в данных изменить какие-либо значения, по которым была построена диаграмма?
17. Что такое редактирование графиков и диаграмм?
18. Как изменить тип диаграммы?
19. Как изменить подписи значений?
20. Как изменить имена рядов данных или текста легенды?
21. Как изменить подписи, заголовки и другие тексты диаграммы?
9. Тестовые задания по теме с эталонами ответов
1. ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ССЫЛКА – ЭТО…
1) используемая в формуле ссылка на ячейку с данными, которая автоматически изменяется при изменении положения ячейки с формулой
2) ссылка, всегда указывающая на одну и ту же ячейку, независимо от расположения формулы, её содержащей
3) ссылка, указывающая на ячейку, расположенную в другом листе
4) ссылка, указывающая на ячейку, расположенную в другой книге
2. АБСОЛЮТНАЯ ССЫЛКА – ЭТО…
1) используемая в формуле ссылка на ячейку с данными, которая автоматически изменяется при изменении положения ячейки с формулой
2) ссылка, всегда указывающая на одну и ту же ячейку, независимо от расположения формулы, её содержащей
3) ссылка, указывающая на ячейку, расположенную в другом листе
4) ссылка, указывающая на ячейку, расположенную в другой книге
3. ПРИ КОПИРОВАНИИ ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ АДРЕСА
1) изменяются
2) не изменяются
3) не изменяются, только если ячейки находятся на разных листах
4) не изменяются, только если ячейки находятся в разных книгах
4. ПРИ КОПИРОВАНИИ АБСОЛЮТНЫЕ АДРЕСА
1) изменяются
2) не изменяются
3) не изменяются, только если ячейки находятся на разных листах
4) не изменяются, только если ячейки находятся в разных книгах
5. ФОРМУЛА В MICROSOFT EXCEL НАЧИНАЕТСЯ
1) со знака равенства (=), за которым следует набор вычисляемых величин
2) с абсолютной ссылки
3) с имени встроенной функции
4) со знака арифметической операции, за которым следует набор вычисляемых величин с относительной ссылки
6. ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДАННЫХ ИЗ НЕСМЕЖНЫХ ЯЧЕЕК ПРИ ПОСТРОЕНИИ ДИАГРАММЫ НЕОБХОДИМО УДЕРЖИВАТЬ КЛАВИШУ
1) Shift
2) Ctrl
3) Alt
4) Shift + Alt
5) Shift+Ctrl
7. ЯЧЕЙКА А3 СОДЕРЖИТ ФОРМУЛУ =В1+С$1; А3 ПЕРЕМЕСТИЛИ В А4. ФОРМУЛА В А4 ПРИМЕТ ВИД
1) =В1+С$1
2) =В2+С$1
3) =В1+С$2
4) =В2+С$2
8. ДЛЯ ИЛЛЮСТРАЦИИ НЕПРЕРЫВНЫХ ДАННЫХ ИСПОЛЬЗУЮТ СЛЕДУЮЩИЙ ТИП ДИАГРАММ
1) гистограммы
2) графики
3) точечные диаграммы
4) круговые диаграммы
9. ДИАГРАММАМИ, ДЕМОНСТРИРУЮЩИМИ ДОЛЮ ОДНОГО ЭЛЕМЕНТА РЯДА ДАННЫХ В СУММЕ ЭЛЕМЕНТОВ ЭТОГО РЯДА, ЯВЛЯЮТСЯ…
1) гистограммы
2) графики
3) круговые диаграммы
4) пузырьковые диаграммы
5) биржевые диаграммы
Эталоны ответов:
№ вопроса | |||||||||
Правильный ответ |
Задача №1
Вы всей семьей подключились к новому тарифному плану, в котором минута разговора стоит 3 условные единицы.
1. Заполните данную таблицу необходимыми формулами и рассчитайте, какую сумму, в рублях, потратил каждый из членов семьи на телефонные разговоры
2. Постройте гистограмму «Ежемесячные затраты членов семьи на разговоры»
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | Кол-во мин. за мес. | Сумма в у.е. | Сумма в руб. | |
Мама | |||||||
Папа | |||||||
Сестра | |||||||
Брат | |||||||
Общее кол-во минут: |
Ответ к задаче №1:
1.
1) Вставьте таблицу в новый лист Microsoft Excel, начиная с ячейки A2;
2) Сделайте заголовок в ячейках A1:F1 c надписью «Телефоны»;
3) Введите в ячейку J2 текст «Курс доллара», отформатированный следующим образом: Шрифт Arial Black, размер 14, темно-зеленого цвета;
4) В ячейку J3 введите значение «29,3», выберите оранжевый цвет для шрифта;
5) В ячейку F2 введите формулу: =СУММ(B3:E3), скопируйте ее в диапазон (F4:F6);
6) В ячейку G2 введите формулу: =0,03*F3, скопируйте ее в диапазон (G4:G6);
7) В ячейку G7 введите формулу: =СУММ(G3:G6);
8) В ячейку H3 введите формулу =G3*$J$3, скопируйте ее в диапазон (H4:H6);
9) В ячейку H7 введите формулу: =СУММ(H3:H6).
2.
1) Вставьте гистограмму на Листе 2, для чего выделите диапазон A3:A6 и, держа клавишу Ctrl, диапазон (H3:H6). Затем вызываем мастер диаграмм с панели инструментов и строим гистограмму, в которой по оси Y – сумма в рублях, на оси Х – члены семьи;
2) Сохраните файл как «ФИО_номер группы.xls».
Задача №2:
Вы всей семьей подключились к новому тарифному плану, в котором минута разговора стоит 3 условные единицы.
3. Заполните данную таблицу необходимыми формулами и рассчитайте, какую сумму, в рублях, потратил каждый из членов семьи на телефонные разговоры
4. Постройте гистограмму «Ежемесячные затраты членов семьи на разговоры»
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | Кол-во мин. за мес. | Сумма в у.е. | Сумма в руб. | |
Мама | |||||||
Папа | |||||||
Сестра | |||||||
Брат | |||||||
Общее кол-во минут: |
Ответ к задаче №2:
1. Вставьте таблицу в новый лист Microsoft Excel, начиная с ячейки A2;
2. Сделайте заголовок в ячейках A1:F1 c надписью «Телефоны»;
3. Введите в ячейку J2 текст «Курс доллара», отформатированный следующим образом: Шрифт Arial Black, размер 14, темно-зеленого цвета;
4. В ячейку J3 введите значение «29,3», выберите оранжевый цвет для шрифта;
5. В ячейку F2 введите формулу: =СУММ(B3:E3), скопируйте ее в диапазон (F4:F6);
6. В ячейку G2 введите формулу: =0,03*F3, скопируйте ее в диапазон (G4:G6);
7. В ячейку G7 введите формулу: =СУММ(G3:G6);
8. В ячейку H3 введите формулу =G3*$J$3, скопируйте ее в диапазон (H4:H6);
9. В ячейку H7 введите формулу: =СУММ(H3:H6).
10. Вставьте гистограмму на Листе 2, для чего выделите диапазон A3:A6 и, держа клавишу Ctrl, диапазон (H3:H6). Затем вызываем мастер диаграмм с панели инструментов и строим гистограмму, в которой по оси Y – сумма в рублях, на оси Х – члены семьи;
11. Сохраните файл как «ФИО_номер группы.xls».
Задача №3:
Дан прямоугольный параллелепипед со сторонами a, b, c. Необходимо вычислить:
1. Объем V=abc;
2. Площадь поверхности S = 2(ab+bc+ac);
3. Угол между диагональю и плоскостью основания:
Ответ к задаче №3:
Вводим в ячейки А1, В1 и С1 произвольные числа
1. В ячейку А3 вводим текст «объем», а в ячейку В3 формулу:
=A1*B1*C1
2. В ячейку А4 вводим текст «Площадь поверхности», в а ячейку В4 формулу:
=2*(A1*B1+B1*C1+A1*C1)
3. В ячейку А5 вводим текст «Угол между диагональю и плоскостью основания», в а ячейку В5 формулу:
=ГРАДУСЫ(ATAN(C1/(КОРЕНЬ(A1^2+B1^2))))
Задача №4:
В ячейке табличного процессора введена формула:
=А$1+$B3
1. Что обозначает знак $ в формуле?
2. Как изменится формула =А$1+$B3 табличного процессора при копировании ее в ячейку на позицию ниже и правее текущей?
Ответ к задаче №4:
1. В адресе ячейки (ссылке) знак «$» обозначает закрепление одного из индексов адреса (столбца или строки).
2. =В$1+$B4
В представленной формуле =А$1+$B3 в первом слагаемом при распространении (копировании) ее неизменным останется индекс строки, а во втором – индекс столбца, и, соответственно, при распространении ниже изменится только индекс строки второго слагаемого, а правее – только индекс столбца первого слагаемого.
Кафедра медицинской информатики и инновационных технологий с курсом ПО
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
по дисциплине «Информатика»