От года до трех . Страх перед пространством. Малыш учится ходить и вы с удовольствием с ним гуляете.
Зачастую в узких джинсах. Красиво, удобно. И правильно, нет зрелища печальнее, чем молодая женщина, которая перестала обращать на себя внимание после рождения ребенка. Нечесаннные волосы, грязный халат, неухоженная физиономия это прямая возможность оставить ребенка без отца. Ах….Нет ,нет, об отцовстве в другой раз. Сегодня о детских страхах.
Короче: у ребенка есть заложенная с обезьяньих времен программа –в случае психологического неблагополучия хвататься за материнский волосатый хвост. Совет: если вы папа или мама в брюках( когда рядом юбка дитя цепляется за подол)- прихватите на прогулку толстый волосатый шнурок. Почувствовав страх малыш за него ухватится. Приучая ребенка к пространству увеличивайте длину шнура. Так вы заложите сыну или дочери основы крепкой уверенности в себе.
От четырех до шести. Страх смерти.Именно в этом возрасте человек осознает , что жизнь не вечна. Как ни странно смириться с этим и научиться переживанию страха, то есть победе над ним ,детям помогают страшные сказки. Однако эти сказки должны быть с хорошим концом. Мультстрашилки тоже служат этой цели. Но помните, то , что годится для подростка одиннадцати-тринадцати лет для пятилетнего малыша слишком»круто». Совет: пересмотрите свою фильмотеку, запретите старшим детям пугать младших. Обратите внимание на рисунки малыша. Если к обычным в этом возрасте кружочкам и палочкам прибавились зубы, клыки, чешуя на спине персонажей- переходите от просмотров мультфильмов на ночь к вечерним прогулкам. Ребенок напуган, ему страшно, он пытается защититься, ему снова необходим ваш «волосатый хвост». Теперь его роль может сыграть спокойная беседа о красоте окружающего мира.
От семи до восьми. Интеллектуальный страх .Первое сентября. Человек впервые в школу пошел! Вот радость –то. Правда кратковременная. На сутки. А там понеслась душа в рай : читает неправильно, пишет криво и две морковки с тремя репами сложить не может. Учительница глаза закатывает, мать руки заламывает, отец в командировку на Таймыр уехал. Там под лосося и стакан постарается забыть, что в доме горе - ребенок дурак.
Стоит подумать , кто в этой ситуации не самый умный! Не пугайте первоклашку.
.Не воспитывайте в ребенке комплекснеполноценности. У него или у нее и так страх перед несовершенством собственного интеллекта, страх, что вот выйдет к доске , «карова» напишет и все смеяться будут. А ведь уже сформировалось представление о том, что»мое Я должно быть хорошим». Как помочь? Во первых не ругать за промахи, во вторых хвалить за самые маленькие удачи, а уж большие вообще возводить в ранг семейных праздников .Сменить мотивацию обучения: вместо негатива» Будешь плохо учиться станешь работником скребка и метлы» предложить позитив » Будешь хорошо учиться станешь ездить на работу вон в тот красивый дом на вот такой роскошной машине». Нет ,это не воспитание низменных интересов, жадности и вещизма ( что за штука- не знаю, но педагоги в школе ей пугают).Это закладка представлений о том, что качество жизни в ХХ1 веке определяется интеллектом и что, деточка, умница, сможет себе это качество обеспечить. Если , конечно, не будет сам (сама) себя бояться, не станет ,как мама, по каждому пустяку руки заламывать и как папа на Таймыре в страуса играть. Если домашними способами преодолеть у ребенка страх перед несовершенством собственного интеллекта не удается ,обратитесь к детскому психологу. ВНИМАНИЕ! Опасайтесь халтурщиков. Лучше обращайтесь в медико-психолого-педагогические консультативные центры. Консультации в них бесплатные. Если имеете возможность посоветоваться с частным специалистом, тоже обратитесь в центр – там и платные услуги есть. Но самое главное помните: детская лень и интеллектуальный страх понятия разные.
Часть третья
От девяти до одиннадцати. Страх перед страхом. Замечательные люди этого возраста очень внимательны к тому, как их воспринимают окружающие . В девять –одиннадцать лет принято быть храбрым, а испытывать страх- стыдно. Эта возрастная черта приводит к печальным последствиям- травмам, обманам со стороны различного рода негодяев, к материальному ущербу. Ребенок еще не умеет правильно оценивать свои физические возможности и предвидеть последствия многих шагав. Отчасти поэтому дети этого возраста так часто прыгают через ямы и недопрыгивают до другого края, не успевают перебежать улицу перед мчащейся машиной, открывают двери жуликам и доверчиво уходят со двора с чужими людьми. Иногда навеки.
Как защитить ребенка от самого себя, как избавить от излишней храбрости? Совет. Объясните ему или ей, что трусость и осторожность понятия разные. Внушите, что осторожность признак взросления. Можно поднажать на самолюбие : чем осторожнее ты будешь, тем быстрее повзрослеешь и обретешь самостоятельность. Не скрывайте от детей последствий необдуманных, неосторожных поступков. Они еще внушаемы, в том числе им пока еще не чуждо латинское»momento more»-«Помни о смерти». С тринадцати подростки начинают считать, что их жизнь вечна. Но об этом позже.
От одиннадцати до тринадцати. Дисморфофобия. Полезное словечко, в переводе означает»боязнь нарушения формы» . Тоже один из страхов. Появляется на фоне полового созревания, провоцируется выходом в кровь большого количества половых гормонов.Подростки очень переживают свое физическое несовершенство. Особенно девочки. По любому поводу рыдают. Призывы к разуму-бесполезны, особенно от близких людей. Ответ сквозь всхлипы один:» Вы меня из жалости обманываете , я же знаю, что я урод».Иногда недовольство внешностью может перейти в глубокую депрессию.
Как помочь? Путем сравнений со значимыми другими : актеры, спортсмены, просто привлекательные люди могут послужить эталоном. « У Мадонны в твоем возрасте тоже были кривые ноги» , « Посмотри какие разные» Иванушки-интернейшенел» и каждого обожает по миллиону девушек» , «У мисс Европы в детстве правая ключица была выше левой. Откуда я знаю? У нас на работе одна девушка во французском журнале по-французски прочла. Учи язык и будешь все знать о знаменитостях .» Ну, положим язык она сходу учить не побежит, однако реветь вероятно перестанет. Во первых приятно сознавать , что не у одной тебя есть недостатки, во-вторых появилась надежда, что со временем это пройдет, а в третьих в одиннадцать –тринадцать легко переключаются. Дайте ребенку бутерброд. И сладкой газировки , любой.
Часть четвертая
От четырнадцати до шестнадцати. « Как, - воскликнут некоторые , - и эти оказывается чего-то бояться? И им, аспидам, ведомо чувство страха? А мы –то , грешники, родители затравленные ,думали что главный смысл существования подростка наводить ужас на все живое от бабушки до бульдожки, включая младших детей и старших дворников.» Есть , конечно, доля истины в этом вопле, но и страхи подростковые тоже имеют место. И прежде всего это опасение, что не будет он или она соответствовать требованиям ,которые диктует «тусовка». , Страх быть не как все толкает и к первой сигарете( девочек, конечно, мальчики –то еще в десять –одиннадцать успели поблевать в ямку на пустыре после дебютной «Явы»),к первому наркотическому уколу и, зачастую, к первому интимному контакту. Да, время слез закончилось, настала пора экспериментов над собой ,время проб и ошибок. Подростки живут свою собственную жизнь ,она, как это не страшно звучит, принадлежит им так что рискуют они своей собственностью. Что мы можем для них сделать? С раннего детства внушать им сколь велика ценность Божьего дара.
Как их уберечь? Чем помочь? Надеть очки посильнее и попытаться рассмотреть личность сына или дочери ,а в дальнейшем общаться именно с личностью. Хорошо бы дать понять подростку, как вам трудно без него в этом мире. Нет, не просто за хлебом в булочную сгонять или морковь на грядке прорядить, а попросить помочь в деле. Начнем с сыновей. Например есть у вас машина и вы , конечно, доверяете детям ее мыть. А доверить сыну ковырянее в моторе слабо? Возьмите подростка с собой в гаражный кооператив. Ну, и что же, что там мужики матом ругаются?! Потерпит. Подростки они ведь некоторые выкрутасы только себе прощают, а взрослым ни-ни. Так что мальчик осознает противность момента и, глядишь, сам меньше ругаться будет. Зато часть комплексов неполноценности отпадет. Нет, не из-за чужой ругани, конечно,а от осознания своей незаменимости. В психологии это называется «предоставить подростку возможность пережить успех». Ведь это так приятно небрежно бросить друзьям : « Не, я не могу к Хвосту на хату, пилите без меня. Надо пренту с тачкой помочь.» Ему, честно говоря, к Хвосту и идти –то не хотелось, да не знал как отбаяриться. А тут повод. И заметьте: чем больше вы будете общаться с сыном на деловой почве ( компьютер это , кстати, тоже тема , здесь и мама может найти дополнительные точки отсчета ) тем увереннее станет он себя чувствовать в компании сверстников. Еще бы : родительский корабль за спиной это круто.
Часть пятая.
Девочки от четырнадцати до шестнадцатибоятся самых разных вещей и явлений. Зачастую это носит парадоксальный характер, так как женская логика вообще пронизана парадоксами, а девочки в вышеозначенном возрасте уже вполне взрослые дочери Евы. Так вот на парадоксальные страхи девочек чаще всего внимание можно не обращать. Ну посудите сами : ваша дочь боится зачета по английскому, хотя учит его с пяти лет и меньше пяти баллов ни разу не получала ,но не боится коллоквиума по химии ,так как к десятому классу выучила наконец формулы воды и поваренной соли, а потому к коллоквиуму готова. Она боится утром вынести к мусоропроводу помойное ведро, так как на лестнице сидит черная кошка, но не испытывает никакого страха возвращаясь домой через неосвещенный двор дождливым ноябрьским вечером . Она боится забеременеть от любимого друга Лешки, но предложить ему пользоваться презервативом она тоже боится. Слава Богу, что Лешка пока еще сам всего боится и с презервативом и без оного, иначе бояться пришлось бы вам. Но это все страхи парадоксальные, в переводе с латинского странные, неправильные. А вот вам подростковый страх ортодоксальный, то есть истинный, правильный : «Как бы меня из тусовки не выгнали за то, что я с Мишкой в постель идти не хочу и у Клюки наркоту не покупаю. Может самой уйти?» Увы, дорогие мои, это так непросто вовремя вырваться из»дружеских» объятий , особенно если во главе «тусовки» стоят сильные личности. А ведь хочется не просто уйти, но Лешку увести. А это особенно трудно, если он находится под обаянием личности лидера. Того же Мишки, например. Торгующий наркотой Клюка либо шестерка либо человек со стороны.
Об общих методах приручения одичавшей дочери.
Как ее вернуть домой. Во-первых перестать «доставать» по всем поводам. Ну ,не убрала постель, посуду не помыла, кроссовки в прихожей бросила, ну и черт с ней, с макакой бесхвостой. Зато мясо потушила, помогла восьмилетнему Вовке задачу про два бассейна решить и бабушку ни с того ни сего приласкала, по седеющей голове погладила. Значит все же добрая, хоть и макака. А у вас послезавтра, между прочим, на работе презентация , то есть сначала все будут речь начальника раскрыв рты слушать, а потом все дружно роты закроют – халяву жевать начнут. Так может она вам по этому случаю волосы покрасит? ( Маме, конечно.)Папе в этом вопросе уже ничем не поможешь, разве что парик? Или может ему, папе, блейзер сменить? Тогда и на раннюю лысину никто не заметит ведь на блейзере пуговички - отпад! Она может с ним, с папой на вещевик смотаться или, если с деньгами не туго, то в бутик , из недорогих ,но приличный? А ? Без мамы, это так классно! У отца фигура что надо- все смотреть станут. И при вашем положительном решении вопроса она деловито сообщит в трубку:» Леш, я к Хвосту не иду, мне надо мать покрасить и отца приодеть. Ой, и ты не идешь? Тачку чинишь? Кайф! Позвони вечером.»
P.S. От часу до трех ночи телефон у вас будет занят. Зато какой колер у волос, какой блайзер. Да и Лешкин папа спит после пива как младенец, рук не прикладывал, а кардан в порядке.
Дорогие мои ! Простите мне эту почти беллетристику, но они такие ранимые эти ваши дети –подростки , они так боятся уронить себя в своих глазах и глазах друг друга. И это их главный страх! А еще у них есть секрет : они вас любят, но очень этого стесняются. Потому иногда и грубят.
Методический совет.
Можно предложить вожатым для проведения бесед на гигиенические темы с девочками использовать следующую методику.
А теперь решите шуточный кроссворд «Чистоплотная девочка» хочется надеяться, что все эти вещи вы не забываете взять с собой, отправляясь в путешествие или в лагерь.
КРОСВОРД
1. Спиртовой раствор с приятным запахом, которым хорошо протирать место укуса насекомых. Им же полезно обрабатывать ступни после посещения общественной бани или бассейна, так как под его воздействием погибают кожные грибки.
2. Прямоугольный предмет из мягкой, ткани с его помощью вытирают с тела лишнюю влагу.
3. Паста. Чистоплотные люди пользуются ей дважды в день.
4. Пахнет приятно, если попадает в глаза, то щиплет, если мокрое, то скользкое.
5. Они бывают нужны девушкам, девочкам и женщинам раз в месяц, после использования их заворачивают в чистую бумажку и выбрасывают.
6. Эта штука однажды полетела по воздуху за одним грязнулей. Но повстречавшийся грязнуле крокодил эту штуку проглотил, а грязнулю отругал.
7. С её помощью девушки и женщины удаляют волосы из подмышечной впадины.
8. Эта вещь абсолютно не нужна лысому человеку.
9. Лысые люди могут пользоваться этой вещью но тем у кого есть волосы на голове это всё же нужнее.
10. Бумага бывает писчая, бывает обёрточная, а бывает...
Если вы правильно отгадали кроссворд, то по вертикали в выделенных
клеточках прочли название средства личной гигиены. Им вам уже пора пользоваться, это не роскошь, это необходимая для современного культурного человека вещь.
1) ОДЕКОЛОН
2) ПОЛОТЕНЦЕ
3) ЗУБНАЯ
4) МЫЛО
5) ПРОКЛАДКИ
6) МОЧАЛКА
7) БРИТВА
8) РАСЧЁСКА
9) ШАМПУНЬ
10) ТУАЛЕТНАЯ
Педсовет. Как вы ,очевидно, догадались этот кроссворд служит для повторения и закрепления основных гигиенических требований. Если вы просто будете задавать девочке вопросы на тему ее личной гигиены, она может обидеться. Игра, кроссворд, тест- более мягкие и приемлемые формы.