Работа с молодыми людьми от 14 до 18 лет имеет свои особенности, вытекающие в том числе и из возрастных особенностей данной категории.

Работа с молодыми людьми от 14 до 18 лет имеет свои особенности, вытекающие в том числе и из возрастных особенностей данной категории.

Подростки в группе

Микросоциум подростка это группа из которой он происходит как социальная личность( школьная, клубная , спортивная, дворовая, криминальная и т.д.)

Эти группы могут быть авторитарные или демократические, но в то же время просоциальные, антисоциальные, асоциальные. Официальные или неформальные

Контр культурные организации- это объединения людей, совместно реализующих программы , противостоящие ценностям общества. Бывают и подростковые контр культурные организации( скины, панки и прочее)

Роли в группе

Лидер

Шестерка( фаворит лидера)

Козел отпущения( его все «шпыняют» ,но его нельзя трогать представителям других групп)

Паршивая овца( просто при группе, обидеть может любой, заступается только лидер и то редко)

Однако если нет козла или овцы группа распадается

Одинокий волк- личность иногда общающаяся с группой, живущая вблизи, но независимая. Общение в основном с лидером. Сильная личность, не антагонистичная группе, рядовые испытывают уважение и трепет, шестерки и козлы не любят, паршивые овцы иногда получают защиту, иногда бывают «съедены»( например сексуально использованы).

Состав школьники, ПТУ, и те и другие. Группы бомжат

Размеры групп. Детство- группы маленькие, ранний подростковый возраст- большие, старший подростковый- маленькие, в юности распадаются , иногда на пары. Гендерный ( деление по половому признаку)состав: сначала разнополые, потом однополые, потом снова разнополые и потом парные.

Задачи группы

1.Помочь обособиться сверстникам в обществе( одежда, сленг, места тусовок)

2. Научение полоролевому поведению. Компенсация проблем школьного и семейного воспитания У каждой команды свой модуль.

3. Изживание волнующих переживаний , связанных с проявлениями сексуальности. Грубость по отношению друг к другу это вербальная агрессия, заменяющая сексуальную агрессию.

4. Это среда самоопределения здесь и теперь : избегание некоторых реалий, определение форм реактивного поведения. Самый опасный в плане социальных ошибок возраст это 13- 15 лет

ГРУППА В ЛАГЕРЕ( личностные задачи)

Становление самосознания вне контроля родителей и диктата школьных учителей

Отряд это арена самореализации

В лагере создается реальная возможность пережить успех.

Педагогика и стабильное общество.

У педагогики, как одного из инструментов образования, два основных вопроса, вытекающих из главной цели- создание культурной среды:

1.Как транслировать культуру?

2.Как развивать человека в процессе транслирования, чтобы поддержать стабильность в обществе?

Вожатый в лагере в том числе и педагог( в буквальном переводе педагог- водящий детей).

Стабильная обстановка в лагере- залог оздоровления и полноценного отдыха.

Таким образом все перечисленные ниже задачи воспитания актуальны для воспитательной работы в лагере. Естественно по каждому пункту должна делаться коррекция на местные условия. Например в лагере не готовят политических лидеров, но помогают раскрыться лидерским качествам отдельных личностей. Воспитать в ребенке и подростке уважительное отношение к различным видам труда, обучить ребят навыкам какого-то полезного дела, создать и закрепить мотивацию уважительного отношения к членам группы, выявить интересы и склонности- все это возможно в условиях летнего

оздоровительного лагеря и все это соответствует стандартным задачам воспитания.

Задачи воспитания в стабильном обществе:

1. Передача основ культуры общества

2. Воспитание новаторов для различных сфер деятельности- техника, политика, искусство

3. Подготовка политических лидеров

4. Воспитание населения в духе лояльности

5. Социальный отбор

6.Поставка производству квалифицированной профессионально подготовленной рабочей силы.

Некоторые особенности общения с подростками.

Большое значение при контактах с подростками имеет правильная постановка системы общения. Особенно важно учитывать особенности подростковой психологии при индивидуальном общении в тех случаях, когда подросток обратился за помощью.

А. Навыки общения

Выслушивание(несловесный язык, зрительный контакт, расстояние между собеседниками, наклон корпуса, особенности интонации, жесты)

Поощрение (желательно, чтобы подросток понял, что в нем видят самостоятельную личность и что он может рассчитывать на конфиденциальность)

Рефлексия факта ( в подростковом возрасте происходит смещение внешнего контроля над поведением к внутреннему самоконтролю, что и нужно донести до подростка, подчеркнув таким образом его «взрослость»)

Рефлексия чувства (помочь понять подростку, что он /она может быть хозяином своей судьбы, может сделать многое для самостоятельного решения проблем, имеет право действовать в соответствии со своим решением, может самостоятельно прогнозировать и оценивать результат, желательно донести до подростка сведенья о том, что чувства возникают вне зависимости от нашей воли и в отличии от эмоций мы не можем ими управлять, а потому их нельзя выбрать, человек не несет за них ответственность, их не следует стыдиться и испытывать за чувства вину. Здесь же уместно разобраться с понятием чувства любви)

Методика опроса( понятие об открытых и закрытых вопросах.Трудности общения: подросток молчит, подросток чувствует себя неловко из-за пола косультанта, подросток и консультантне нравтся друг другу, консультант не нравится подростку, подросток не нравится консультанту, консультант знаком с подростком ,подросток говорит много и не по существу)

Словесное подтверждение внимания(дать подростку возможность испытать успех, подтвердить его положительные эмоции и чувства, провести словесное вознаграждение, помочь выйти на самоодобрение)

Выработка чувства времени( в отношении самого консультанта)

Сосредоточенность как основа навыка ( обратить внимание на сиюминутное сотояние подростка:волнение, злость, подшучивание, безразличие и противопоставить этому :утешение, исследование причин гнева и понятие об неприемлемости гнева в данной ситуации, спокойное неприятие подшучивания, доброжелательно деликатно попытаться расшевелить подростка)

Резюме и обобщение ( в результате беседы подросток может проникнуться ощущением, что

1.вы его понимаете правильно и сочувствуете ему,

2 вы его неправильно поняли

3 вы не хотите его понять

4 вы не поняли его, но тем не менее сочувствуете его переживаниям

Каждый из этих выводов может привести его к желанию продолжить или прекратить общение с вами.В первом случае он придет ,если будет испытывать в вас потребность, но может и не придти в случае необходимости, так как обретет некоторую самоуверенность и ваше хорошее отношение сочтет всеобщим кредитом доверия.Во втором случае не придет, если факт непонимания вызвал у него раздражение , а вы ощущение неприязни. Если вы показались ему приятным человеком, то придет, дабы попытаться заставить вас понять его. В третьем случае вероятность повторного визита крайне мала, он возможен только в том случае, если вы вызвали у подростка, девочки или мальчика, платонический сексуальный интерес( вы красивая женщина, вы интересный мужчина).В четвертом случае вероятнее всего будет заходить часто и в том числе для коротания досуга, зачислив вас в категорию «хороший человек»

Варианты бесед с подростками на темы, связанные со здоровым образом жизни.

Беседа первая

Понятие об основах здорового образа жизни.

ЗДОРОВЬЕ.

В мировой практике существует множество определений понятия “ЗДОРОВЬЕ”. Мы предлагаем Вам то, которое кажется нам наиболее приемлемым, можете его несколько подкорректировать, внести разумные и обоснованные дополнения. Главное, чтобы Ваши ученики поняли: здоровье - это не просто отсутствие болезней, а нечто большее и значительное.

Материал для подростков

ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА - ЭТО ЕГО СПОСОБНОСТЬ СОХРАНЯТЬ СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ВОЗРАСТУ И ПОЛУ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКУЮ УСТОЙЧИВОСТЬ В УСЛОВИЯХ ПОСТОЯННОГО ИЗМЕНЕНИЯ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ И КАЧЕСТВЕННЫХ ЕДИНИЦ СТРУКТУРНОЙ И СЕНСОРНОЙ ИНФОРМАЦИИ.

Сенсорная информация - это информация воспринимаемая с помощью органов чувств - зрительная, слуховая, тактильная, вкусовая, обонятельная.

Сенсорная информация может быть положительной и отрицательной по своему качеству и количеству. Пример положительной по качеству сенсорной информации- сладкий вкус, который большинству людей приятен.

Беседа вторая

ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ.

Дальше всё будет зависеть от того, как вы распорядитесь природным даром и, конечно, от того в каких условиях вы будем им распоряжаться, от вашего ОБРАЗА ЖИЗНИ.

Образ Жизни, по латыни “Модус вивенди”, - это система взаимоотношений человека с самим собой и факторами внешней среды.

ФАКТОРЫ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ бывают: физические /давление, излучение, температура/, химические /пища, вода, ядовитые вещества/, биологические /растения, микроорганизмы, животные/, психологические /воздействующие на эмоциональную сферу через зрение, прикосновение, обоняние, вкус, слух и вызывающие положительную или отрицательную реакцию/ .

А.К.:

А что такое взаимоотношения с самим собой?

( Варианты ответов подростков, обсуждение)

Да, в том числе , это сложнейший комплекс действий и переживаний , наличие полезных привычек, укрепляющих природный ресурс здоровья и отсутствие вредных, разрушающих его.Опытным путём, человечество пришло к выводу, что неумеренность в еде, злоупотребление алкоголем, малоподвижный образ жизни снижают ресурс здоровья, в то время как занятия спортом, рациональное питание, закаливание повышают его. И чем раньше у человека сформируется мотивация, то есть осознанная необходимость, заботиться о своём здоровье, тем здоровее будет каждый конкретный человек в частности и общество в целом.

Давайте поговорим о понятии «личность».

Личность это конкретный человек , обладающий определенными биологическими, индивидуальными и социальными(общественными) свойствами. Очень важным компонентом личности является духовность.

( Обратите внимание учащихся на то , что воля и интеллект формируют не только физическое , но и психическое здоровье человека. Морально -этические установки определяют духовное здоровье. Сейчас иногда пытаются связать воедино духовность и веру в Бога. Это различные философские категории.)

Одинаково духовны могут быть атеист и верующий человек, и , к сожалению, глубокая религиозность и воинствующий атеизм не спасают человека от бездуховности. Вера в Бога, принадлежность к какому-либо религиозному течению- личное дело человека, именуемое в Декларации Прав Человека свободой совести. Однако большой вред духовному, физическому и психическому здоровью подростка может быть нанесен, если он был заманен , чаще всего обманным путем, в какую-либо секту. Как правило во главе сект стоят либо сильные , жестокие люди, реализующие свою потребность во власти, либо люди психически больные. (Необходимо предостеречь подростков от попадания в секту. Это актуально в девятом классе именно потому, что возраст четырнадцать -шестнадцать лет время первых самостоятельных решений.)

Методический совет. Попросите учащихся назвать случаи, когда они самостоятельно приняли решения , способствующие укреплению или сбережению их здоровья. Могут ли они вспомнить ситуацию, когда разумные рассуждения помогли им избежать опасного по своим последствиям поступка. Обычно в классе на этот вопрос отвечают два-три человека. Эта инициативная группа заставляет остальных задуматься об отношении к самому себе. Что крайне важно в данной ситуации.

Вопрос о коррекции здоровья и успешности большинства случаев этой коррекции именно в молодом возрасте обсудить необходимо. В каждом классе есть дети с отклонениями в здоровье. Внушить им уверенность в себе- важный аспект работы по обеспечению безопасности жизнедеятельности. Не секрет , что в основе приобретения вредных привычек нередко лежит комплекс неполноценности. Ребята должны понять , что коррекция может быть сугубо медицинская, может сочетать в себе медицинские методы и нетрадиционные методы укрепления и восстановления, может опираться на индивидуально подобранный режим. Однако осознать вред самолечения они тоже должны на уроках ОБЖ .Понять, что безграмотное целительство, проводимое зачастую людьми алчными или просто амбициозными может повлечь за собой тяжелые последствия. Сейчас публикуется огромное количество различных комплексов упражнений, диет,

Возраст четырнадцати -пятнадцати лет - время депрессивного риска.В основе развития вредных привычек-курения, употребления алкоголя, пристрастия к наркотикам, токсикомании тоже зачастую лежит подростковая депрессия.

Тему депрессии обязательно нужно разобрать на занятии по личной гигиене. Личная гигиена предполагает не только гигиену тела, но и гигиену психической сферы. Подросткам трудно говорить с педагогом по столь болезненным вопросам , как недовольство собой, комплексы неполноценности, одиночество и так далее. Проще провести эту беседу сотруднику центра . Рекомендуем воспользоваться личностным тестом»Как ты воспринимаешь жизнь»

Методический совет.

Предупредите учащих, что тест закрытый, вы не будете его проверять, оценку самим себе они будут давать без вашего участия. Во время чтения тестовых вопросов встаньте у стены противоположной доске, так подростки будут меньше смущаться.

1 Ты так же счастлив(а) как и твои знакомые?

2Приходилось ли тебе когда-нибудь просыпаться с таким ощущением, что ты можешь все?

3 Думаешь ли ты, что везет только другим?

4 Часто ли тебе везет?

5 Случалось ли тебе чувствовать себя несчастным(ой) безо всякой причины?

6 Тебе знакомо ощущение безнадежности?

7 Не кажется ли тебе, что жизнь бесцельна?

8 Думаешь, мир достоин сожаления?

9 Сильно ли тебя раздражает шум?

10 Считаешь, что жизнь к тебе несправедлива?

11Среди твоих знакомых есть улыбчивые люди. Ты улыбаешься так же часто как они?

12 Ты смеешься вместе со всеми?

13 Бывает , что ты чувствуешь усталость и безразличие ко всему на свете безо всякой причины?

14 Считаешь ли ты, что твоя жизнь испорчена другими людьми?

15 Тебя расстраивают и беспокоят неудачи?

Таблица очков:

1да-0, нет-1

2да-0, нет-1

3да-1, нет-0

4да-1, нет-0

5да-1, нет-0

6да-1, нет-0

7да-1, нет-0

8да-1, нет-0

9да-1, нет-0

10 да-1, нет-0

11да-0, нет-1

12да-0, нет-1

13да-1, нет-0

14да-1, нет-0

15да-1, нет-0

Ключ к тесту:8 баллов и больше у тебя негативное отношение к жизни, вероятно прошлые неудачи ухудшили твое нынешнее состояние и настроение. Однако твое плохое настроение, негативный настрой не только плохо отражаются на тебе самом(самой) , но и оказывают влияние на отношение к тебе окружающих. Ты своим плохим настроением как бы отталкиваешь их от себя. Может быть жизнь не так ужасна, как тебе кажется? Посмотри как много прекрасного вокруг: красивые растения, легко парящие в небе птицы, забавные животные, блистающие на солнце

современные автомобили, свежий ветер. Найди для себя источник радости и жизнь немедленно обретет новые радужные краски.

От 3 до 7 баллов. Ты стараешься мыслить положительными категориями, но к сожалению это не всегда получается. Чтобы обрадоваться тебе приходится затрачивать чересчур много усилий. Состояние тоски приходит к тебе чаще, чем тебе бы того хотелось. Это порождает ссоры с близкими людьми, от этого становится еще хуже. Как быть? Побольше общайся в внешним миром, не замыкайся в своих печалях. Попробуй радоваться всему тому, о чем говорится выше. Придумай себе новые поводы для радости. Посмотри за окно. Что там? Летит бабочка? Падает снег? Лопается почка на березе? Тает сосулька? Ветер метет прекрасные осенние листья?Короче -жизнь продолжается!

2 балла. У тебя все в порядке-здоровье, мировозрение, быт. Ты веришь, что важно оставаться оптимистом в любых условиях и при любых обстоятельствах. Ты знаешь, что солнце круглый год не светит, что и то , что оно временно спряталось за тучи тебе тоже известно. Люди стараются быть поближе к тебе, с тобой надежней и спокойней. Ты твердо знаешь сам(сама) и умеешь внушить другим увереность в том, что завтра будет лучше , чем вчера.

Социальная адаптация идет быстрее в том случае, когда человек получает из новой среды положительное подкрепление.

Проявление интереса к растущей личности со стороны педагога это тоже положительное подкрепление, антидепрессивный фактор окружающей среды. Есть различные педагогические инструменты с помощью которых можно косвенным образом выразить ученику свою личностную заинтересованность в его жизни и судьбе. Одним из таких инструментов являются сартифицированные психологические тесты, расшифровку которых учащиеся производят самостоятельно, но в случае необходимости или желания могут обратиться к педагогу. Этот опосредованный способ заполнения подросткового « душевного вакуума» способствует установлению более доверительных отношений между учащимся и учителем. Единственное о чем должен помнить педагог, если ученик обратился к нему за личной консультацией , что совет не должен носить директивный характер. Приведенные ниже тесты вы можете порекомендовать школьным педагогам, а они в свою очерядь могут использовать их на классных часах и при проведении тематических мероприятий, связанных с охраной человеческой личности(викторин, «огоньков» , диспутов)

ТЕСТ

ВАША САМООЦЕНКА.

Методический совет

Скажите учащимся следующее:

Когда вы будете отвечать на вопросы, указывайте, как часто вы испытываете перечисленные ощущения.

ОЧЕНЬ ЧАСТО-4

ЧАСТО-3

ИНОГДА-2

РЕДКО-1

НИКОГДА-0

1Я часто волнуюсь понапрасну

2 Мне хочется, чтобы друзья подбадривали меня

3Я боюсь выглядеть глупцом

4 Я беспокоюсь за свое будущее

5 Внешний вид других куда лучше, чем мой.

6 Как жаль , что многие не понимают меня
7 Чувствую, что я не умею как следует разговаривать с людьми.

8Люди ждут от меня очень многого

9 Чувствую себя скованным( скованной)

10 Мне кажется, что со мной должна случиться какая-то неприятность

11 Мне не безразлично, как люди относятся ко мне

12 Я чувствую, что люди говорят про меня за моей спиной

13 Я не чувствую себя в безопасности

14 Мне не с кем поделиться своими мыслями

15 Люди не особенно интересуются моими достижениями.

Методический совет. После того как учащиеся ответят на все вопросы, которые вы им диктовали, проведите следующую беседу:

Чтобы определить уровень своей самооценки нужно сложить все баллы по утверждениям. Подсчитайте,

сколько получилось в сумме.

Если вы набрали меньше 10, то нужно избавляться от чувства превосходства над окружающими. Возьмите за правило принцип: всякая конфликтная ситуация возникает из искры , которую мы высекли сами или помогли разжечь.

Постарайтесь не думать о людях плохо, даже , если по первому впечатлению они вам не очень понравились. Если в результате тестовой проверки вы обнаружили, что ваша самооценка настолько высока , что может осложнить контакт людьми, и поэтому вам трудно найти друзей, подумайте, какие свои черты вам стоит немножко подкорректировать.

Если же сумма превышает 30, то вы себя недооцениваете. Для повышения самооценки совершенно необходимо поднять чувство юмора. Я хочу дать вам абсолютно серьезный совет, который используют в психологической подготовке людей столь сложной профессии, как космонавтика. Космонавтам, людям в большинстве случаев военным, тоже бывает трудно, им необходима уверенность в себе, высокая самооценка своих истинных знаний и умений. Вот этот совет: просто подойдите к зеркалу и с двенадцатью разными интонациями скажите «Я красивый и умный( красивая и умная)» Не думайте, что это шуточное упражнение. Вовсе нет . Это достаточно серьезная тренировка своей нервной системы, самопогружение, которое несомненно принесет вам пользу .

Если же вы набрали от 10 до 30 баллов, то можно надеяться, что у вас все в порядке. Если же какие-то тревожные мысли относительно собственной личности все же есть- воспользуйтесь приведенными выше советами.

Беседа четвертая.

Методический материал к беседе

Подтема .Факторы , способствующие формированию девиаций

Выражение «пестрый мир детства» стало расхожим лет сто , а может быть двести тому назад. Понятие «белое безумие» вошло в обиход в прошлом веке, когда наркомания начала свое «победное» шествие по Европе и Америке. Однако до восьмидесятых годов «пестрый мир» и «белое безумие» были разведены во времени. Совмещение понятий дети и наркотики представляло собой из ряда вон выходящее событие. Но вот грянул гром. Бесстрастная статистика зафиксировала его удар.

По данным ГНЦ наркологии около 10% подростков до 15 лет употребили наркотик (не считая табак и алкоголь). В 1991 году только в Москве было вновь зарегистрировано 58 подростков с уже сформированной той или иной наркоманией, в 1995 - 178 человек, а в 1996 - около 600 человек.

Таким образом за 5 лет прирост в 10 раз. Причем заболеваемость хроническим алкоголизмом увеличилась незначительно, а наркоманией, токсикоманией более чем в 5 раз. Но это данные, которые удалось учесть.Наркомания-тайная страсть. Необходим поправочный коэффициент «таинственности». Каков он?

Рекомендации Всемирной организации здравоохранения и независимые экспертные оценки совпадают: поправочный коэффициент около 50. Это значит, что 20% подростков употребляют психоактивные вещества.

Прогнозы ГНЦ наркологии, сделанные в 1993 - 1995 гг. (29), к сожалению, сбываются. Эти прогнозы обещали не только печальное увеличение числа потребителей психоактивных веществ, но и изменение набора этих веществ.

И действительно в структуре потребляемых в стране наркотиков буквально на глазах произошел сдвиг в сторону химических препаратов быстро вызывающих психическую и физическую зависимость.

Например, официально в наркологических учреждениях в 1993 году было зарегистрировано 7 тыс. человек, и в том же году рядом авторов независимо друг от друга приведен "феномен": каждый учтенный пациент знал по меньшей мере не менее 10-ти таких же больных , ведущих , однако, "скрытую" наркотизацию.

Или вот еще пример. Особенность эпидемиологии такого явления, как токсикомания, состоит в том, что наиболее распространено это заболевание среди младших и старших подростков. .Из первичных пациентов, получающих наркологическую помощь по поводу злоупотребления различными одурманивающими средствами, более 70%.- подростки.

Химическая зависимость в последнее время стала частью «молодежной культуры». Это вопиющее нарушение прав человека. Государство должно обеспечивать безопасность своих граждан . В том числе ограждая их и от опасного для жизни и здоровья химического воздействия, в том числе и тогда, когда оно осуществляется и через торговцев наркотиками. Выплеснувшиеся в среду подростков и юношества "молодежные" наркотики (используемые на дискотеках) и появление в реанимационных токсикологических отделениях больниц детей возраста 5-7 лет стали приметами нашего времени.

По данным выборочных исследований психоактивные вещества (кроме табака и алкоголя) в школах пробуют около 20% подростков, в СПТУ более 30%. Серьезнейшей проблемой становится рост табакизма у детей и подростков женского пола.

Уровень потребления психоактивных веществ в молодом возрасте имеет тенденцию к неуклонному росту, причем каждые последние 5 лет в арифметической прогрессии. Злоупотребления, психоактивными веществами за 5 прошедших лет увеличились в 15 раз. В 1999 году 86% подростков попробовали ПАВ.

При обзоре факторов риска наркозависимости выделим несколько. Сначала разберем факторы, связанные со временем.

1. Антисоциальное и агрессивное поведение подростков коррелирует с алкогольной и наркотической зависимостью в будущем .

2. Трудности в достижениях, в том числе плохая успеваемость, соотносятся с алкоголизмом или наркоманиями у родителей

3. Дефицит положительных эмоций, равнодушие к матерям и другим членам семьи

4. Конфликтность супругов

5. Недостаток интереса и любви к ребенку

6. Демонстрация родителями неадекватных ролевых моделей - антисоциальное или сексуально распущенное поведение.

Индивидуальный - личностный риск. Условно проведено разделение на клинические группы:

а). Личности с преобладанием истероидных черт

б). С преобладанием неустойчивых черт

в). Астенические ( астения- бессилие , слабость) личности

г). Гипертимные личности

д). Эпилептоидны личности с вязким аффектом

е). Возбудимые личности.

Интересна концепция Monnelly E. (1983), согласно которой личности с интрапсихическим конфликтом, т.е. имеющие несовпадение мужских и женских мотивационных импульсов или проще мальчики, имеющие подчеркнутое мужское поведение при сравнительно "женской" фигуре, девочки, обладающие мужеподобной внешностью и ярковыраженным феминнным, женским, поведением, оказываются подвержены химической зависимости.

Проведенные исследования показали, что психический инфантилизм в состоянии выполнять функции фактора, способствующего положительному отношению к употреблению алкоголя. Психический инфантилизм(незрелость) обуславливает бедность полоролевого репертуара, ограничения навыков социальных контактов, что зачастую приводит к затруднениям психической адаптации. Одним из проявлений этого являются непсихотические аномальные поведенческие реакции, в том числе и ранняя алкоголизация.

Развивающаяся личность может стать уязвимой и неустойчивой к химическому веществу, имея такую распространенную психопатологию, как депрессия. Стремление выровнять подавленное настроение, расслабиться, избавиться от тревоги, периодически возникающего по малейшему пустяку, попытка подавить приступ гнева, так или иначе может привести к первым пробам какого-либо наркотика. И если ожидаемый эффект совпадет, механизм "запоминания" срабатывает, химическая зависимость может развиться быстро, а у детей с малой мозговой дисфункцией (ММД) - очень быстро.

Беседа

Алкоголизм и наркомания

Мозг человека — блистательно спроектированный и созданный Природой самопрограммирующийся компьютер. На Земле нет ничего совершеннее человеческого мозга. Возможности его не изучены даже на миллионную часть, хотя изучение мозга на анатомо-физиологическом уровне продолжается более ста лет, а мышление людей, как продукт деятельности мозга, психология исследует уже три тысячелетия.

Работа мозга тончайшим образом регулируется химическим веществами присутствующими в организме в естественном состоянии. Это кислород и углекислый газ, глюкоза и витамины, гормоны и микродозы алкоголя, который как и некоторые другие продукты образуется в теле в процессе обмена веществ.

Однако большое влияние на мозг могут оказывать и вещества поступающие извне. Всем хорошо известно, что у голодного человека нарушается внимание, ухудшается реакция. Если нет возможности полноценно пообедать, иногда достаточно съесть конфету и почти моментально улучшится общее состояние и мышление. Придает бодрости и чашка крепкого кофе, крепкий чай.

Если в первом случае за счет глюкозы, продукта расщепления более сложных сахаров, улучшается питание мозга, то в случае употребления чая и кофе мы искусственно стимулируем весь организм и в том числе мозг с помощью неестественного для организма продукта — кофеина. К кофеину может развиться привыкание. Не получая кофеиновую подпитку человек будет чувствовать вялость, у него снизится работоспособность. Однако при желании от кофеина можно отвыкнуть. Иногда врачи рекомендуют человеку отказаться от крепких чая и кофе по причине раздражения слизистой желудка или в связи со спазмами сосудов. И человек отказывается.

Куда более тяжелая зависимость развивается от ПАВ — психоактивных веществ. К ним относятся: никотин, алкоголь, наркотики — опий, кокаин, морфин и его производные, в том числе и героин, синтетические наркотические вещества, например экстази.

Последнее очень популярно у некоторых молодых людей, чрезмерно увлеченных посещением дискотек. Экстази придает сил, дает возможность продержаться в тонусе десять-двенадцать часов, проводя время в постоянных танцах. Однако потом наступает смертельная усталость, апатия, потеря интереса к окружающему миру. Употребление экстази ведет к инвалидности.

О наркомании современные молодые люди знают не понаслышке. Нет практически ни одного школьного коллектива, где бы не было девушки или юноши употребляющего наркотики. Наркомания стала бедой, кошмаром конца двадцатого века.

Наркомания

как

болезнь

Механизм развития болезни, а наркомания не вредная привычка, а тяжелая болезнь, к сожалению удивительно прост, поэтому недуг захватывает все больше жертв в молодежной среде. Суть заключается в том, что наркотики действуют на центр удовольствия и человек уподобляется крысе, нажимающей на рычаг, соединенный с электродом, вживленным в мозг. В этот самый центр удовольствий. Вещества, выделяющиеся при раздражении центра на некоторое время погружают несчастную крысу и по аналогии с ней наркомана в блаженный покой. На языке подростков это называется "кайф". Как это называется у крыс — неизвестно. Зато известно, что бедное животное очень быстро погибает от "счастья". Погибают и наркоманы, но как правило даже не от наркотического истощения, а от СПИДа, которым заразились через общий шприц, от гепатита типа В, вирусного заболевания, передающегося через кровь, от истощения. Рядом с наркоманией бок о бок шагают криминогенное поведение и проституция. Необходимость добывать деньги, а наркотики стоят дорого, толкает молодых мужчин и женщин в асоциальную среду. Практически они теряют свободу, так как становятся полностью зависимы от торговцев наркотиками. "Ломка" — тяжелейшее соматическое (телесное) состояние, во время ломки, связанной с отсутствием в организме необходимого количества наркотического вещества, наркоман испытывает адские боли и глубокие моральные страдания.

Наркоманы являются обузой для общества, они ведут паразитический образ жизни, нуждаются в уходе, если у них родятся дети, то это как правило несчастные существа, пораженные самыми разнообразными недугами. От физических уродств до слабоумия. Излечиться от наркомании очень трудно, а подчас и вовсе невозможно. Значительное число наркоманов погибает во сне от остановки дыхания.

Несколько медленнее и с более разнообразной картиной нарушений из вредной привычки, именуемой пьянство, развивается алкоголизм. Алкоголизм это болезнь, основой которой становится зависимость организма от повышенной концентрации этилового алкоголя. Алкоголизм имеет несколько стадий. На первой заболевание излечимо и большая часть изменений обратимы, вторая стадия довольно быстро переходит в третью и человек становится инвалидом.

Цирроз печени, поражение почек, нарушение сердечной деятельности, алкогольное слабоумие — вот неполный перечень заболеваний алкоголика.

Алкоголь

и

потомство

Потомство пьющих людей — зачастую умственно отсталые дети, дети с физическими уродствами, глухие, слепые. В нетрезвом состоянии человек может совершить самые страшные преступления — убийства, кражи, изнасилования, поджоги и прочее. Самоубийства тоже нередко совершаются пьяными людьми.

Вот и задумайтесь над всем, что прочли: не слишком ли велика цена за вполне осознанное нездоровое поведение? Именно осознанное, так как выпивает первую рюмку и делает первую инъекцию наркотического вещества человек находящийся в здравом уме и твердой памяти.

СТРАХИ

Уважаемые вожатые!

На этой страничке вы встретите ответы на некоторые вопросы, которые возникают у вас при общении с детьми. Этот материал был подготовлен в помощь родителям и посвящен очень важной теме- страхам детей . Родители сочли его полезным. Возможно вы тоже сочтете его интересным и полезным. Материал построен как ответы на вопросы.

Вопрос первый Как научить ребенка справляться со страхом?

Сначала о самом страхе. Как ни странно не будь у людей этой эмоции, унаследованной от животных предков, само наше существование на Земле было бы невозможным. Вот почему первое что испытывает человек переходя от внутриутробного существования к самостоятельному- страх Он называется базальная тревога. Если попроще, то родиться страшно, хотя и не больно. Последнее тоже доказано.

Страх- эмоция охранная. К сожалению в этом мире есть чего бояться. Страх вырабатывает две линии поведения- трусость и осторожность. Разница понятна?

Страх может превратиться в диктатора. Если человек ,а тем более ребенок, постоянно чего-то боится, то это уже прямой путь к различным болезням .Прежде всего болезням сердца , желудка и нервной системы.

А теперь коротко о преодолении некоторых детских страхов.

Первый год жизни. Страх одиночества. Лицо, склоненное над ним ,ребенок воспринимает как белый овал с большой буквой Т внутри.Это его успокаивает. Молодые матери всего мира подвязывали волосы в области лба, делали специальную черту на лбу, чернили брови, носили косынку с цветной вышивкой по краю. Они бессознательно подчеркивали успокоительную букву.

Работа с молодыми людьми от 14 до 18 лет имеет свои особенности, вытекающие в том числе и из возрастных особенностей данной категории.

Наши рекомендации