Снохождение (сомнамбулизм) (F51.3).
Причиной является возникновение функционального очага бодрствования, который вторгается в стадию глубокого сна.
Наибольшая распространенность у мальчиков в препубертате.
Клиника
Состояние измененного сознания, при котором сочетаются феномены сна и бодрствования. В течение первой трети сна пациент встает ночью с открытыми глазами, пытается куда-то идти, часто на балкон, к двери, иногда берет с собой подушку и одеяло, меняет место расположения постели. На попытку разбудить реагирует негативистично, глаза раскрыты, мигание чаще отсутствует. Чаще всего, однако, он тихо возвращается в постель без посторонней помощи или если его осторожно отводит другой человек. После пробуждения — амнезия, признаков пароксизмальной активности на ЭЭГ нет.
Диагностика
Диагностические симптомы:
1. Эпизоды подъема(1 и более) и хождения в первую треть ночного сна.
2. Во время эпизода отмечаются отрешенное выражение лица с пристальным взглядом, отсутствие реакции на попытки вступить в контакт или разбудить.
3. Амнезия об эпизоде.
4. Восстановление психической активности и поведения через несколько минут после пробуждения.
5. Отсутствие деменции и эпилепсии.
Терапия
Лечение заключается в углублении сна с помощью бензодиазепинов или амитриптилина.
Ужасы во время сна (ночные ужасы) (F51.4).
Глубоко вытесненные фобии, комплексы, агрессия могут выражаться в сновидении в стереотипных ужасах.
Клиника
Ночные эпизоды крайнего ужаса или паники с криком, подвижностью и вегетативной активностью. Просыпаясь, пациент отбивается от невидимых преследователей, чудовищ, бежит, испытывает страх и растерянность. Больной садится или поднимается с паническим криком обычно в течение первой трети ночного сна, часто бросается к двери, как бы пытаясь бежать, хотя он очень редко покидает комнату. Попытки других людей оказать влияние на состояние ночного ужаса могут фактически привести к еще более интенсивному страху, поскольку индивидуум не только относительно слабо реагирует на подобные усилия, но на несколько минут может стать дезориентированным. При пробуждении воспоминание об эпизоде обычно отсутствует. Учитывая эти клинические характеристики, следует отметить, что больной подвержен большому риску травмирования во время эпизодов ночных ужасов. Ужасы во время сна и снохождение (F51.3) тесно связаны: в их развитии играет роль сочетание генетических, онтогенетических, органических и психологических факторов, состояниям свойственны общие клинические и патофизиологические характеристики.
Диагностика
Диагностические критерии:
1. Эпизоды пробуждения с криком, сопровождающиеся тревогой, подвижностью и вегетативными проявлениями (тахикардией), учащенным дыханием, расширением зрачков и потливостью.
2. Возникновение эпизода в первую треть ночного сна и длительность от 1 до 10 минут.
3. Отсутствие реакции на попытки разбудить.
4. Последующая амнезия, если и имеется, то очень ограниченное воспоминание (обычно 1-2 фрагментарных образа).
5. Отсутствие опухоли или эпилепсии.
Терапия
Углубление глубины сна достигается барбитуратами, бензодиазепином.
Кошмары (F51.5).
Клиника
Кошмары представляют собой насыщенные тревогой или страхом сны, которые больной помнит очень детально. Сны являются крайне живыми и обычно имеют темы, включающие угрозу жизни, безопасности или самоуважению. Довольно часто повторяются одни и те же или сходные темы кошмарных сновидений. Во время типичного эпизода повышен уровень вегетативной активности, но отсутствуют существенные вокализации и подвижность тела. При пробуждении быстро достигается нормальный уровень бодрствования и ориентировки. Больной полностью коммуникабелен и обычно дает детальный отчет о сновидении как при пробуждении от эпизода, так и на следующее утро.
У детей нет четкой связи с психологическими нарушениями, и кошмары обычно имеют отношение к специфической фазе эмоционального развития. В отличие от них у взрослых кошмары часто сочетаются с психологическими нарушениями, обычно в форме личностного расстройства. Возникновению кошмаров может способствовать и употребление некоторых психотропных препаратов, таких как резерпин, тиоридазин, трициклические антидепрессанты и бензодиазепины. Более того, резкая отмена препаратов, таких как небензодиазепиновые гипнотики, которые подавляют REM-сон (стадия сна, связанная со сновидениями), может привести к усилению сновидений и кошмаров за счет растормаживания REM-сна.
Пациент боится заснуть, так как может увидеть данный сон. У детей фрагменты образов сна могут вторгаться в действительность.
Диагностика
Насыщенные тревогой и страхом сны, которые больной помнит очень детально. Клинические признаки:
1. Пробуждение (во второй половине сна) с детализированным и живым воспроизведением сновидений яркого устрашающего содержания.
2. При пробуждении быстро достигаются нормальный уровень бодрствования и ориентировка.
3. Расстройства приводят к выраженному дистрессу.
Терапия
Применяются психотерапия, психоанализ, углубление сна антидепрессантами и транквилизаторами, карбамазепин.
Дифференциальный диагноз:
Кошмары важно дифференцировать от ужасов во время сна. В последнем случае эпизоды возникают в течение первой трети периода сна и характеризуются интенсивной тревогой, паническими криками, чрезмерной подвижностью тела и крайними проявлениями вегетативной активности. Далее, при ужасах во время сна нет детального воспроизведения сновидений как непосредственно при пробуждении от эпизода, так и наутро.