Нарушения суждений и умозаключений (сверхценные идеи, навязчивые идеи, бредовые идеи, классификация бредовых идей по фабуле).
Бред — ложное умозаключение, возникающее на болезненной основе, например, он может быть вторичным от измененного настроения, повышенного или пониженного, галлюцинаций, или первичным, в результате формирования особой, понятной лишь самому пациенту логики.
Бредовые идеине поддаются переубеждению, и к ним отсутствует критика со стороны самого пациента. Когнитивные связи, поддерживающие существование бреда по принципу обратной связи, выглядят следующим образом: 1) формируется недоверие к другим: Я, вероятно, не слишком дружелюбен — другие люди меня поэтому избегают — Я понимаю почему они это делают — усиление недоверия к другим. Стадии формирования бреда по К. Conrad следующие:
— трема — бредовое предчувствие, тревога, обнаружение источника формирования новой логической цепи;
— апофена — формирование гештальта бреда — образование бредовой идеи, ее кристаллизация, иногда внезапное озарение;
— апокалипсис — распад бредовой системы вследствие терапии или аффективного истощения.
По механизму образования бред делится на первичный — он связан с интерпретацией и построением поэтапной логики, вторичный — связанный с формированием целостных образов, например под влиянием измененного настроения или галлюцинирования, и индуцированный — при котором реципиент, будучи здоровым человеком, воспроизводит бредовую систему индуктора, психически больного человека.
По степени систематизации бред может быть несистематизированным и систематизированным.
Фабула бреда- основное содержание бредовой концепции. Классификация фабул бреда включает бред преследования (персекуторный бред), депрессвиный и величия. Различные варианты персекуторного бреда связаны с преобладанием у больных тревоги и страха, нередко определяют агрессивное поведение больных. Особую опасность представляет ситуация «преследуемый преследователь», когда больной выбирает среди окружающих человека, который по его мнению являеся его обидчиком и начинает его преследовать.
Бред преследования заключается в убеждении пациента в том, что воображаемые преследователи ходят за ним по пятам, наблюдают за его жизнью из окон соседних домов,проникают в его квартиру, проверяют деловые бумаги и письма, следуют за ним всюду.
Бред воздействия- преследование осуществляется посредством сложных технических устройств (лучей, аппаратов, ЭМП, микрофонов) или путем дистантного психологического воздействия (гипноз, колдовство)
Бред отравления- больные уверены что им в пищу подсыпают яд или в квартиру подводят ядовитые газы. Нередко сопровождаются вкусовыми и обонятельными галлюцинациями. Встречаются при инволюционных психозах и шизофрении.
Бред материального ущерба- появляется в пожилом возрасте, преследователи якобы воруют продукты, портят вещи, бьют посуду, подтачивают мебель. При этом больные обращаются в различные инстанции с жалобами.
Бред отношения (особого значения) случайные факты действительности воспринимаются как важные символы, несущие в себе большую смысловую нагрузку и имеющие непосредственное отношение к жизни больного.
Бред инсценировки- заключается в уверенности больного, что окружающие его люди пытаются его обмануть, разыгрывают из себя врачей, больных, сослуживцев, хотя в действительноси являются переодетыми работниками спецслужб или родственниками, которых он давно не видел.
— Идеи ревности — заключаются в убежденности в супружеской измене, при этом доводы отличаются нелепостью. Например, пациент уверяет в том, что его партнер осуществляет половое сношение через стенку.
Депрессивный бред непосредственно связан с доминирующим чувством тоски и подавленности у пациента.
Бред самообвинения и самоуничижения- больные утверждают что повинны в смерти родителей, болезни супруга, приписывают себе приступную халатность, недопустимое, оскорбляющее окружающих поведение. Характеризуют себя как ничтожных, недостойных, лишенных каких-либо способностей. Уверены что приносят близким несчастье.
У религиозных пациентов данная симптоматика принимает форму бреда греховности.
— Ипохондрический бред — пациент интерпретирует свои соматические ощущения, парестезии, сенестопатии как проявление неизлечимого заболевания, например — СПИДа, рака. Требует обследования, ожидает смерти.
— Дисморфофобический бред — пациентка (пациент), чаще подросток, убеждена (убежден) в том, что у нее изменена форма лица, существует аномалия тела, уродства (чаще всего гениталий), настаивает на хирургическом лечении аномалий. Могут утверждать что от них исходит неприятный запах. Счиатют постыдным обсуждать свои мысли с окружающими.
Обращаеь на себя внмание неверная оценка собственной внешности, женщины худощавого телосложения утверждают что они толстые, мужчина с правильными чертами лица утверждает что у него уродливый нос. Больные изнуряют себя голодом, обращаються к врачам с требонием провести косметическую операцию.
По содержанию выделяются следующие варианты бредовых идей:
— Бред величия выражаются в убежденности пациента в наличии у него могущества в виде исключительной силы, энергии благодаря божественному происхождению, огромного богатства, исключительных достижений в сфере науки, искусства, политики, исключительной ценности предлагаемых им реформ. Е. Kraepelin разделял идеи величия (парафренные идеи) на экспансивную парафрению, при которой могущество является результатом повышенного (экспансивного) настроения; конфабуляторную парафрению, при которой пациент приписывает себе былые исключительные заслуги, но при этом он забывает реальные события прошлого, заменяя из бредовой фантазией; систематизированную парафрению, которая формируется как результат логических построений; а также галлюцинаторную парафрению, как объяснение исключительности, «подсказанное» голосами или другими галлюцинаторными образами.
— Любовный бред выражается в субъективной убежденности в том, что она (он) является объектом любви политического деятеля, кинозвезды или врача, часто гинеколога. Указанное лицо часто преследуется и принуждается к ответному чувству.
Сверхценное мышление включает сверхценные идеи, которые не всегда являются ложными умозаключениями, развиваются у особых стеничных личностей, однако они доминируют в их психической жизни, вытесняя все остальные мотивы, критика к ним отсутствует. Примерами сверхценных образований являются идеи революционной трансформации мира, изобретательства, в том числе изобретение вечного двигателя, эликсира молодости, философского камня; идеи физического и нравственного совершенства с помощью бесконечного числа психотехник; идеи сутяжничества и борьбы против конкретного лица с помощью судебных разбирательств; а также сверхценные идеи коллекционирования, для реализации которых пациент подчиняет предмету страсти без остатка всю свою жизнь. Психологическим аналогом сверхценного мышления является процесс формирования и становления любви.
Сверхценное мышление характерно для параноидных расстройств личности.
Обсессивное мышление (навязчивые мысли)- возникающие против воли больного чуждые болезненные мысли, появление которых он эмоционально переживает, относится к ним критически, пытается от них избавиться, освободиться, но не может справиться сними самостоятельно.Навязчивые мысли могут выражаться в повторяющихся воспоминаниях, сомнениях, например в воспоминаниях об услышанной мелодии, оскорблении, навязчивых сомнениях и перепроверке выключенного газа, утюга, закрытой двери. Навязчивое влечение также сопровождается навязчивыми мыслями, которые должны быть импульсивно выполнены, например навязчивое воровство (клептомания), поджоги (пиромания), самоубийство (суицидомания). Навязчивые мысли могу приводить к фобиям, то есть навязчивым страхам, например страхам людных мест и открытых пространств (агорафобия), закрытых пространств (клаустрофобия), загрязнения (мизофобия), боязни заразиться конкретным заболеванием (нозофобия) и даже страху страха (фобофобия). Возникновение страхов избегается ритуалами.
7.Паранойяльный, параноидный, парафренный синдромы
Параноидный синдром – характеризуется наличием несистематизированных бредовых идей различного содержания в сочетании с галлюцинациями, псевдогаллюцинациями. Образный бред, чаше преследования, возникает остро, отличается многообразием фабулы, яркостью, масштабностью. Больные тревожны, беспокойны, испытывают страх, иногда растерянность. Они не могут понять, кто, за что и как их преследует. Поведение чаще пассивно-оборонительное. Наблюдается при экзогенных, психогенных психозах, шизофрении.
Синдром Кандинского-Клерамбоявляется разновидностью параноидного синдрома и характеризуется явлениями психического автоматизма, проявляющегося в виде идеаторного (кто-то руководит мыслями), моторного (движениями больного управляет чужая сила),эмоционального («делают настроение», «вызывают радость, печаль, страх ,восторг»). Отмечаются псевдогаллюцинации, чаще всего слуховые, бредовые идеи воздействия, ментизм, симптомы открытости мыслей (ощущения, что мысли больного доступны окружающим людям) и вложенности мыслей(ощущение, что мысли больного являются чужими, переданными ему).Нередко у больных возникает ощущение, что в их голове звучат их собственные или чужие мысли, либо происходит их насильственный обрыв. Иногда бредовые идеи воздействия распространяются не только на самого больного, но и на его родственников или знакомых, в таких случаях больные уверены, что не только они сами, но и другие люди находятся под посторонним влиянием. Наиболее характерен для шизофрении.
Паранойяльный синдром характеризуется наличием систематизированного бреда, при отсутствии нарушений восприятия и психических автоматизмов. Бредовые идеи основаны на реальных фактах, однако страдает способность больных к объяснению логических связей между явлениями реальности, факты отбираются односторонне, в соответствии с фабулой бреда. Нередко больные в течение длительного времени пытаются доказать свою правоту, пишут жалобы, обращаются с иском в суд, становятся «преследователями своих преследователей», что может представлять определенную социальную опасность. Наблюдается при шизофрении, пресенильных, реактивных психозах, алкоголизме.
Парафренный синдром – сочетание систематизированного или несистематизированного бреда с психическими автоматизмами, вербальными галлюцинациями, конфабуляторными переживаниями фантастического содержания, склонностью к повышению настроения. Наиболее характерен для поздних стадий шизофрении.
Синдром Котара –характеризуется сочетанием ипохондрическогобреда с идеями громадности на фоне тоскливого настроения. У больных возникают идеи ущерба, смерти, гибели мира, самообвинения в совершении тяжких преступлений, характерны утверждения, что у больного «сгнил кишечник», «нет сердца», больные могут считать, что они уже давно умерли и разлагаются. Наиболее часто синдром Котара наблюдается при инволюционной депрессии